ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
07-2001

ПРОПОВЕДЬ

Апостолы первоверховные

       Сын Божий воплотился, стал Человеком для того, чтобы победив Своею смертью саму смерть, грех и ад, Своим Воскресением даровать людям победу над грехом и смертью. Поверивших Ему Спаситель усыновляет Себе в таинстве святого Крещения. Усыновленные Богу люди становятся членами Христовой семьи - Церкви Христовой.
       По словам преподобного Иоанна Дамаскина, - "как человек состоит из двух частей - души и тела, то Господь дал нам и двоякое очищение, то есть водою и Духом, чтобы обновить в нас образ и подобие Божие... Оставление грехов дается в Крещении всем равно, а благодать Духа - по мере веры и предварительного очищения".
       В день Пятидесятницы ученики Христовы получили в свои сердца, как в драгоценные сосуды, дары Святого Духа - как и сейчас православный христианин получает эти благодатные дары в таинстве Миропомазания, которое обычно совершают вместе с таинством Крещения.
       До своего обновления Святым Духом апостол Петр не всегда понимал своего Божественного Учителя, прекословил Ему, даже от страха трижды отрекся от Него в страшную ночь после тайной вечери. По принятию Святого Духа мы видим совсем другого человека, пламенеющего верностью своему Спасителю.
       Когда апостол Петр принял Святого Духа, он впервые начал проповедь о Христе Воскресшем. После слов благовестия уверовавший народ обратился к нему с вопросом: "Что нам делать?" Петр же сказал им: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа... Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч (Деян. 2, 38, 41).
       Как изменился апостол Петр! Теперь в нем обильно действует благодать Святого Духа. Но Бог не будет строить наше спасение за нас - Он готов совершать его вместе с нами! Для нашего духовного возрастания требуется наш труд и наши волевые усилия. Господь Иисус Христос так сказал об этом: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).
       Когда воскрес Спаситель, апостол Петр, который горячо любил Господа Иисуса Христа, оказался перед нелегкой проблемой: как ему теперь, после его малодушного поступка, всем сердцем отвечать на любовь Христову? Господь Сам дает ему ответ, троекратно спрашивая: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 16). Что мог ответить Петр, которого жгли страшные воспоминания о собственном троекратном отречении? Да, это была ужасная минута позора. И хотя сердце апостола горело чувством преданной любви к своему Божественному Учителю, стыд о содеянном не давал устам исповедовать свою любовь. Что можно было сказать в свое оправдание? Разве только это: Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 16).
       Спаситель не отворачивается от раскаявшегося ученика. Он принимает выражение его любви, как ответ на Свою великую жертвенную любовь. Однако любовь должна быть не только в словах, но, главное, в делах: Паси овец Моих (Ин. 21, 17) - говорит ему Иисус Христос. Спасай людей от греха и смерти для вечной жизни - вот что ждет Богочеловек от Своего избранника. Ведь человек - самое дорогое и драгоценное творение Божие на земле, "образ Божий", призванный стать "подобием Божиим".
       И всю оставшуюся жизнь до своей мученической кончины в 64 (по другим сведениям - в 67) году апостол Петр отдал проповеди Евангелия - этому гимну любви воплотившемуся Сыну Божию, а также делу основания церковных общин. По свидетельству апостола Павла, постоянной спутницей святому Петру в его миссионерских путешествиях была жена, верный друг жизни.
       Совсем иным был путь ко Христу у святого апостола Павла. Савл, такое имя он носил первоначально, родился в семье ревностных иудеев - фарисеев. Его юношеские годы прошли в школе одного из самых уважаемых еврейских учителей - Гамалиила. В 35-36 годах Савл был свидетелем и участником расправы над первомучеником диаконом Стефаном. В книге "Деяний святых апостолов" сообщается, что убийцы святого Стефана во время, когда его убивали, забрасывая камнями, положили свои одежды у ног юноши, именем Савла... Савл же одобрял убиение его (Деян. 7, 58; 8, 1).
       В то время будущий апостол считал христианство ошибкой, отходом от истинного откровения Ветхого Завета. Понимая громадное значение истинной веры для человека, он все свои силы направлял на борьбу с новым "суеверием", то есть с учением Иисуса Христа. В одном из своих Посланий он пишет: Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий (Гал. 1, 13-14).
       Видя, что ревнитель отеческих преданий искренне заблуждается в вере, Господь Иисус Христос является ему в тот момент, когда Савл отправился на решительную борьбу с Церковью. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. (Деян. 9, 3-5).
       С этого момента жизнь Савла круто изменяется: он принимает Таинство Крещения, получает как христианин благодать Святого Духа. В новом члене Церкви вспыхнула и ярко загорелось истинная вера, соединенная с пламенной любовью к Богу.
       Ему было необходимо переосмыслить все то, во что он верил, и то, чем он раньше жил. А поняв, что в христианской вере заключается бесценное сокровище, он не мог не поделиться обретенными духовными ценностями с другими.
       Еще во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос послал наиболее духовно зрелых учеников "апостолами", то есть посланниками Божиими в грешный мир. Такими были святые Петр, Иоанн и остальные из Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, такими стали несколько позднее и еще семьдесят. Все они непосредственно видели и слышали Иисуса Христа, как верные свидетели возвещали Его учение, несли Евангелие в мир. После Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа апостолы в разных народах совершали проповедническое служение, созидали Православную Христову Церковь.
       Савл был среди них. Но он не был непосредственным учеником Господа Иисуса Христа, не слышал речей Спасителя, не видел совершенных Им чудес. Его путь был иным. Сам он об этом пишет так: Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1, 11-12).
       Если апостол Петр по малодушию оступился и отрекся от Христа, то Савл, будущий апостол Павел, был несправедливым гонителем христиан и по собственному неразумию врагом Господа. Недаром Савлу дались его вера и апостольство - они требовали от него не только волевых усилий и преданности в служении Господу, но и преодоления многих страданий вплоть до мучительной казни. Служителю Православной Церкви Ананию, крестившему апостола, Спаситель возвестил откровение о Савле: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое (Деян. 9, 15-16).
       Савл впоследствии получил имя Павел и с этим именем вошел в историю. Ему, как и святому Петру, Церковь усвоила имя первоверховного апостола. В чем же их первенство пред другими апостолами? Чтобы это понять, нужно вспомнить слова Спасителя, сказанные Им в прощальной беседе с учениками накануне Своего искупительного подвига: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 12-13). Действительно, все силы душевные и телесные святые апостолы Петр и Павел отдали делу спасения душ человеческих. Иисус Христос говорил Своим ученикам: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9, 35).
       Величие святых апостолов Петра и Павла заключается в том, что они больше всех поработали для спасения людей. И с Божией помощью совершили чудо - изменился языческий мир, он просветился светом Христовой любви и истинной верой, христианство вошло в историю большинства народов земли.
       Послания святых апостолов доносят до нас голос их живой проповеди и являются критерием истинной православной веры.
       Часто мы смущаемся нашими грехами, нам кажется, что они навсегда отдалили нас от Бога. Вспомним, как святой пророк и Креститель Иоанн, подготавливая людей ко встрече со Христом, возвещал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 2, 8). Сам Спаситель, начиная Свое служение, говорил: Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15).
       На примере святых первоверховных апостолов Петра и Павла мы можем учиться и настоящему покаянию, и исправлению, и принесению подлинных плодов покаяния.
       Благодаря апостольскому подвигу святых Петра и Павла тысячи и тысячи людей благодатно обновились уже в этой земной жизни и наследовали радостную вечную жизнь. А еще миллионы и миллионы последующих поколений христиан находили и находят путь к Богу и духовному преображению своей жизни в Церкви, устроенной святыми апостолами.
       Бог милостив и любвеобилен. Он хочет спасения и бессмертия каждого из нас. Любому поможет приносить покаяние и исправляться. Всем поможет делать доброе. Каждое сердце, открытое Ему в Церкви, в Его духовной семье, Господь готов исполнить Своей благодатью. Дело за нашей решимостью и желанием быть наследниками радостной вечной жизни в Царстве Небесном. Аминь.

Протоиерей Борис БАЛАШОВ