|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 07-2001 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
Религиозное просвещение глухих
в дореволюционной России
Религиозное просвещение глухих в России имеет многовековые традиции. С незапамятных времен глухими занимались и русские князья, и митрополиты, и игумены, и простые люди. Так было на протяжении веков.
История знает многих благодетелей глухих: сурдопедагогов, священнослужителей, общественных и государственных деятелей, внесших свою лепту в укрепление многолетних традиций попечительства глухих.
Настала пора возрождать вековые русские традиции религиозного просвещения глухих, так как ныне этот вопрос является очень актуальным. В настоящее время наблюдается баптистская и иеговистская экспансия в просвещении глухих. Только Русская Православная Церковь может противостоять не в меру ретивым заморским миссионерам.
В России до революции религиозное просвещение глухих имело свои особенности. Если обычно люди получали Благую весть в церкви, в семье и через книги, то глухие могли получить представление о Божественных истинах только в специальных учебных и воспитательных заведениях, на уроках Закона Божия, из рассказов сурдопедагогов и отчасти из книг. Поэтому дореволюционные учебные и воспитательные заведения несли как бы двойную миссию: давали учащимся адекватное тому времени образование и в то же время приобщали к религии, воспитывая их в христианском духе.
Религиозное воспитание глухих на Руси существовало еще со времен князя Владимира. Тогда оно было частью системы общественного призрения. Все дети, имеющие органические недостатки, значились под именем "убогих" или "увечных". Великий князь Владимир передал общественное призрение убогих церковной власти: "Убогие... даны митрополиту или епископу... да ведает их той и рассуждает".
В организации и развитии воспитания глухонемых детей в Древней Руси большое значение имел Киево-Печерский монастырь. Здесь был накоплен большой опыт их воспитания. При Феодосии Печерском на пожертвования неподалеку от монастыря был организован дом для слепых, глухих, немых и хромых с церковью святого архидиакона Стефана. На содержание этого дома преподобный Феодосий выделял десятую часть монастырских доходов. Летописные записи содержат упоминание о том, что "о доме сем шла большая слава".
Зарождение общественного призрения, в системе которого находились и глухонемые дети, началось в России на четыре века раньше, чем индивидуальное обучение глухонемых в западноевропейских странах. Общественное призрение с самого начала выступало у нас как явление национальное, самобытное, которое обуславливалось специфическими условиями русской действительности и в котором нашли свое отражение такие черты русского национального характера, как милосердное отношение к убогим, сочувствие, отзывчивость и забота об их судьбе.
В исторических памятниках XIV-XV веков имеются отдельные указания об организации общественного призрения. В них, например, говорится, что Псковский князь Всеволод организовал дом, в котором воспитывались "слепые, глухие, хромые и больные". Епископы Новгородский, Тверской и Ростовский обращали особое внимание на воспитание "убогих". В монастырях жили "убогие и глухие", в Смоленском монастыре имелся странноприимный дом для слепых, глухонемых и хромых.
В первой половине XVI века значительно увеличилось число глухонемых, воспитываемых в приютах. Ряд монастырей: Вологодский Корнилиев, Псково-Печерский, Троице-Сергиева Лавра, Белозерский монастырь - учреждали у себя приюты, больницы, богадельни для сирот, нищих и странников. В этих учреждениях наряду с вполне здоровыми воспитывались "убогие" - слепые, немые и глухие.
Принципиальное изменение в систему организации общественного призрения было внесено Стоглавым Собором (1551 год). Постановлениями Собора руководящая роль в общественном призрении, по существу, была передана государственной власти.
XVII век знаменовал уже значительные сдвиги в развитии общественного призрения и воспитания глухонемых детей. Был создан специальный Патриарший, а позднее Аптекарский приказ, которому поручались дела общественного призрения.
В начале XVIII века, при Петре I, были учреждены "гошпиталя для увечных младенцев", организовано лечение во всех сиротских домах, а Святейшему Синоду указано выделить несколько монастырей, где "всех сирот обоего пола принимать... и убогих".
Началом систематического воспитания и обучения глухих детей в России можно считать открытие в Москве Воспитательного дома (1763 год), приютившего значительное количество глухих детей. Вначале он находился в ведении Опекунского совета, а с 1789 года главное управление было поручено Ведомству Великой княгини Марии Феодоровны.
Религиозное просвещение глухих в России началось в 1810 году с Санкт-Петербургского училища глухонемых. Инициативу проявила вдовствующая императрица Мария Феодоровна, основательница первого в России училища для глухонемых. Поводом к созданию училища послужила встреча императрицы Марии Феодоровны в павловском парке с глухим мальчиком. После этой встречи она решила основать в павловской крепости Бин опытное училище для глухонемых на несколько мест. Это произошло 2 декабря 1806 года. Мария Феодоровна вела переписку с начальником Парижского института глухонемых аббатом Сиккаром о присылке педагога для собственного училища. Свою просьбу она мотивировала стремлением дать своим питомцам понятие о Боге и приобщить их к религии. В ответ на ее просьбу аббат Сиккар прислал из Парижа учителя Жоффре.
Училище глухонемых расширялось и со временем переехало в Петербург. Ко дню переезда прибыл и новый директор - И. А. Жоффре, который 28 января 1810 года и открыл новое здание училища. В 1820 году после нескольких переездов училище обосновалось на Гороховой улице, в обширном доме. Это училище было любимым детищем вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны. Она неоднократно посещала его, знакомилась с учебным процессом и состоянием дел. Через год в училище была устроена церковь во имя Апостола Павла, а затем во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла.
К началу царствования Императора Николая II Россия уже располагала несколькими училищами для глухонемых (Московское Арнольдо-Третьяковское училище, которое известный меценат Павел Третьяков содержал на свои капиталы, Казанское училище, Варшавский институт глухонемых и слепых и вышеупомянутое петербургское училище), был накоплен опыт в области сурдопедагогики, столь необходимый для широкомасштабных преобразований. Царствование Николая II было благоприятным для развития сети начальных училищ для глухонемых. В 1898 году императрицей Марией Феодоровной (вдовой Императора Александра III) было учреждено Попечительство о глухонемых. Первым председателем Попечительства стал Иван Карлович Мердер, человек, о котором сохранилась добрая память. За время своего существования Попечительство о глухонемых открыло отделения во многих городах: в Александрове Екатеринославской губернии, Калуге, Киеве, Одессе, Полтаве, Туле, Тифлисе, Уфе, Харькове, Чернигове, Новочеркасске. В городах, где имелись отделения Попечительства, создавались специальные школы и училища.
Попечительство о глухонемых приняло на себя заботу о небольших школах, созданных священниками в селах Немды Костромской губернии и Сычевка Смоленской губернии, о московской школе псаломщика Иверского собора Воздвиженского.
Следует упомянуть о харьковском отделении Попечительства. Это отделение создал основатель и директор местной школы священник Василий Ветухов, а руководил им Преосвященный Иннокентий, епископ Нарвский, бывший Сумской. Под его руководством школа расширялась, были также созданы два ее филиала в селах Кочетка и Клучиновка.
Учебные заведения для глухих создавало не только Попечительство о глухонемых, но и Святейший Правительствующий Синод. К концу 1902 года школ для обучения глухонемых, находившихся в ведении Святейшего Синода, насчитывалось 27. Некоторые из них позже были преобразованы в училища (например, Уфимское, под руководством протоиерея Николая Котельникова).
Перервинское училище для глухонемых было создано при содействии митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского), на средства Николо-Перервинского монастыря и в его здании. Резолюцию на прошении об основании Перервинского училища поставил лично Государь Николай Александрович.
Обзор документов по религиозному просвещению глухих в России показывает, что оно осуществлялось на протяжении столетий. Вначале глухие через труд воспитывались в православном духе в общей системе призрения. В XIX веке глухие уже получали начальное школьное образование, трудовую подготовку и религиозно-нравственное воспитание в специальных учебных заведениях. Религиозному просвещению много способствовало милосердие, проявляемое христолюбивыми благодетелями. Благодаря милосердным покровителям глухие научались религиозным истинам и начинали славить Бога. Господь Бог прославляется посредством оказания милосердия нуждающимся в нем. Старец Псково-Печерского монастыря схиигумен Савва (Остапенко) говорил: "Милосердие выше поста и девства". Русская Православная Церковь всегда была образцом милосердия: очень часто именно по инициативе священников и при содействии епархиальных архиереев в России открывались школы для глухонемых и специальные отделения для них при обычных школах. До революции глухие в России получали многостороннее и полноценное воспитание.
На протяжении всей своей истории Российское государство осуществляло призрение глухих. За это время попечительство о них проделало огромный путь: от обычного призрения до создания сурдопедагогики. Но суть всегда была одна - достичь того, чтобы глухие люди стали равноправными членами общества.
В настоящее время назрела необходимость возродить утраченные традиции православного милосердия и просветительной деятельности среди глухих. Люди, лишенные полноты восприятия окружающего мира, нуждаются в помощи Русской Православной Церкви, ведь и Господь Иисус Христос подал нам пример отношения к глухим, исцелив глухого косноязычного (Мк. 7, 31-37). Надеемся, что уроки прошлого не пройдут даром и добрые старые традиции обретут свое продолжение.Д. БАЛАШОВ,
член Всероссийского общества глухих,
преподаватель предмета "Основы Православия"
в школе для глухих в городе Электростали