ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2001

ПРОПОВЕДЬ

Слово на Усекновение главы Иоанна Крестителя
О пагубности рассеянной жизни

       В евангельских чтениях нынешнего праздника - и за всенощной, и за Литургией - мы слышали, братья-христиане, глубоко потрясающее душу повествование... До чего может дойти человек, порабощенный страстями! До каких ужасов зла, до какого безумия, до каких злодеяний может довести человека праздная, пустая, легкомысленная, пьяная, развратная жизнь!
       Ирод-царь, сын известного Ирода - "великого" по своим злодеяниям, первого гонителя Христа-Богомладенца, убийцы десятка тысяч невинных детей - беззаконник и нечестивец, празднуя день своего рождения, на веселом, шумном пиру, среди диких проявлений пьянства и сладострастия, предает на смерть величайшего из рожденных женами (Мф. 11, 11) пророка, праведника, проповедника покаяния, явившего собою высший образец девственной чистоты и целомудрия.
       Как же это случилось, когда Ирод, по сказанию евангелиста, боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк. 6, 20)? Что за причина однако же, что тот же Ирод того же праведника величайшего повелел заключить в темницу, а потом и еще горшее сделал - лишил его жизни? Страсть, порочная, постыдная страсть была причиной этих преступлений. А страсть была следствием пустой, легкомысленной жизни, порождением той окружающей обстановки, среди которой протекли и детство, и юность изнеженного царевича.
       Что мог, в самом деле, видеть и слышать хорошего Ирод при дворе отца своего, нечестивого жестокого деспота, кровожаднейшего из всех, каких только когда-либо знала история? Постоянный разгул, всевозможные сцены - то утонченного разврата, то бесчеловечной, дикой жестокости - вот что Ирод мог видеть и слышать. Само собой разумеется, не могло создаться в нем никаких более или менее твердых нравственных убеждений: любовь к добру и истине, уважение к человеческому достоинству других и к самому закону, вера в Бога - все это было ему незнакомо.
       Чему могли научить его какие-нибудь подневольные учителя, может быть из рабов, развращенных до мозга костей? Недостаток (если не полное отсутствие) нравственных начал заменяла одна блестящая обманчивая внешность; вместо здравой науки сообщались одни бредни безнравственной философии, с проповедью: "ешь, пей и наслаждайся"; религия сокращалась до мертвой обрядности.
       И вот, гнилые плоды худого воспитания не замедлили обнаружиться в жизни: Ирод, сделавшись царем галилейским, отнимает жену у брата своего Филиппа и живет с нею - на позор своему царскому имени, на соблазн своим подданным. Безнравственная и крайне честолюбивая Иродиада не щадит средств, для того чтобы упрочить свое бесчестно приобретенное положение.
       Ирод совершенно порабощается незаконной своей женой. Но один человек мешает ей наслаждаться жизнью. Этот человек - Иоанн. Он не перестает обличать их незаконное сожительство. В угоду ей Ирод решается заключить Иоанна в темницу. Но ей и этого мало. Она во что бы то ни стало хочет убить его (Мк. 6, 19).
       В день рождения царского открылся как бы сам собою удобный случай. В опьянении сколько вином, столько же и сладострастием, Ирод настолько увлекается пляской дочери Иродиадиной, что предлагает ей просить, чего только она хочет, обещаясь ей отдать даже и половину царства своего (Мк. 6, 22-23). Бесстыдная дочь по наущению развратной матери требует неожиданного, ужасного - главы Иоанна Крестителя (Мф. 14, 8).
       Опечалился царь, но ради клятвы и возлежащих с ним (то есть из-за стыда пред участвовавшими на пиршестве гостями), повелел дать ей (Мф. 14, 9). Не может быть крепкой печаль у таких бесхарактерных и нравственно испорченных людей, как Ирод. А стыд пред людьми, ложный, в данном случае преступный стыд, у них бывает сильнее, чем страх пред Богом. Продажная совесть без особенного сопротивления сдается из-за произнесенного вслух царского слова...
       О, лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче, аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся, лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути (2-я стихира праздника на Господи воззвах).
       Братья христиане! Последнее дело - поработиться страсти. Это значит забыть все - стыд и совесть, и пред людьми, и пред Богом, презреть все законное и святое, потерять рассудок и волю. О, сохрани, Боже, всякого человека от такого состояния! Надобно внимательно следить за своим сердцем, беречь его как самую дорогую сокровищницу, в которой заключается ключ как к добру, так и к злу, как к счастию, так и к несчастию, как к спасению вечному, так и к вечной погибели.
       В наше время особенно много заботятся о развитии и просвещении ума. Хорошо это, но не надобно при этом забывать о развитии и благоустроении сердца. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое (Лк. 6, 45).
       Ум сам по себе не в состоянии быть для человека вождем в жизни. Он есть только светильник, указывающий разные пути в жизни и освещающий цели впереди, а двигателем и руководителем по правому пути к истинной цели служит сердце. Сын мой!.. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4, 23), - говорит Премудрый. Из сердца, - говорит и Господь наш Иисус Христос, - исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19). Чистота сердца, по учению Господню, есть условие блаженства: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Поэтому, братья христиане, надобно уклоняться от всего, что оскверняет наше сердце, помрачает его и делает его неспособным к добру, а напротив, слишком отзывчивым на зло. Пустая, рассеянная жизнь, жизнь без труда, без цели, стремление к наслаждениям, преданность вину, играм и развлечениям - вот что способствует нечистоте сердца.
       Будем воздерживаться от этого, постараемся жить не для удовольствия, а для труда и добродетели, не для того, чтобы сократить быстротекущее время всевозможными, все новыми и новыми забавами, а дорожа временем (Еф. 5, 16), пользоваться им разумно, с целью приготовления себя к вечности. В частности, будем избегать неумеренного употребления вина, помня завет Апостола, предостерегающего нас: не упивайтеся вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18).
       Пусть пример Ирода будет угрозой для нас: он в день рождения своего совершил страшное злодеяние - под влиянием разгула и опьянения вином и страстью. Мы празднуем обычно различные праздники очень весело и шумно. Постараемся же и самих себя, и других не доводить до пагубного излишества. Аминь.

Протоиерей Николай БОГОЛЮБСКИЙ

       Печатается по: По предметам веры и жизни. Пастырские беседы и чтения. М., 1904. С. 195-198.