ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2001

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

О русском духовном театре "Глас"

       Из письма Н. В. Гоголя графу А. П. Толстому: "Ваши нападения на театр односторонни и несправедливы. Вы подкрепляете себя тем, что некоторые вам известные духовные лица восстают против театра, но они правы, а вы неправы. Разберите лучше, точно ли они восстают против театра или только противу того вида, в котором он нам теперь является.
       Церковь начала восставать противу театра в первые века всеобщего водворенья христианства, когда театры одни остались прибежищем уже повсюду изгнанного язычества и притом бесчинных его вакханалий. Вот почему так сильно гремел противу них Златоуст.
       Но времена изменились. Мир весь перечистился сызнова поколеньями свежих народов Европы, которых образованье началось уже на христианском грунте, и тогда сами святители начали первыми вводить театр. Наш Димитрий Ростовский, справедливо поставленный в ряд святых отцов Церкви, слагал у нас пьесы для представления в лицах. Стало быть, не театр виноват. Все можно извратить и всему можно дать дурной смысл, человек же на это способен. Но надобно смотреть на вещь в ее основании и на то, чем она должна быть, а не судить о ней по карикатуре, которую на нее сделали. Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Нет такого орудия в мире, которое не было бы предназначено на службу Бога".
       Этого отрывка из письма Н. В. Гоголя достаточно для того, чтобы объяснить мое отношение к русскому духовному театру "Глас". Он объясняет и то, почему я решил поддержать будущих руководителей театра Никиту Сергеевича Астахова и Татьяну Георгиевну Белевич в их стремлении послужить Богу и Церкви Христовой через сценическое искусство.
       Начало нашего знакомства пришлось на весну 1988 года, а уже осенью АПН информировало мир о том, что в Москве родился новый русский духовный театр. Театр в том виде, как мы это понимаем, еще не существовал, но в выступлении артистов, в сценическом действе "Светлое Воскресение" было явлено такое стремление русского человека к пасхальной радости, что журналист АПН осознал виденное как новое явление в искусстве. Только после этой статьи и родилась мысль о создании театра.
       Что же так сильно подействовало на людей? Это слово Божие, которое паче всякого меча обоюдоостра проникало в сердца людей, внимавших ему. Чтение Евангелия сопровождалось как бы пророческим соотнесением его с нашим временем - чтением "Выбранных мест из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя и образцов святой жизни наших подвижников благочестия из книги Кологривова "Очерки по истории русской святости", усиливаясь храмовыми песнопениями, и зритель ощущал состояние катарсиса и необходимость быть ближе к Матери-Церкви.

Сцена из спектакля "Раб Божий Николай"

       Люди подходили, благодарили артистов и часто после представления направлялись в храм Божий. Цель спектакля была достигнута. Господь сказал: Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8), - и люди ощущали на себе дыхание этого Духа. Оружие искусства оказалось предназначенным, как и говорил Н. В. Гоголь, на службу Богу.
       Но служить Богу необходимо всегда и во всем. Одним из видов такого служения стало участие театра в общественном движении за восстановление Храма Христа Спасителя. Первый вечер, посвященный Храму Христа, прошел в кинотеатре "Россия". Одним из основных тружеников на этом вечере оказался русский духовный театр "Глас". Вся концертная часть была подготовлена и составлена им. В конце выступления театра весь зал стал на молитву. А затем было еще неисчислимое количество общественных молитв за возрождение Храма. Многочисленные крестные ходы вокруг бассейна, проповеди и сбор подписей во всех городах и весях, где выступал театр. Община Храма Христа Спасителя достойно оценила вклад театра в строительство Храма и наградила руководителей знаками отличия, которых не найдешь ни у одного нумизмата. На каждом таком кресте с Храмом внутри написано: "Община Храма Христа Спасителя - имя и фамилия награжденного". Всего таких бронзовых крестов - пятьдесят. Один из них у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
       Театр старался реализовать ту концепцию храмостроительства, которую разработали община и Братство Храма Христа Спасителя. Главным было не простое возведение стен и куполов - того, что видят сегодня все люди. Один из пунктов этой концепции говорил о покаянии народа за грех цареубийства. Эта мысль стала основной для будущего спектакля театра под названием "Крест - Хранитель".
       Тщательно подбирался и изучался материал для этого спектакля. В этом помогал Сам Господь. Благодаря Его Промыслу театру удалось поехать вместе с политическими и общественными деятелями Москвы на царские дни в Екатеринбург. Было это в 1990 году. Вместе с нашей группой поехал и (Царство ему Небесное!) русский поэт и писатель Владимир Солоухин. На второй день по прибытии вся группа направилась к Ганиной яме, куда были сброшены честные останки святой семьи. Мне выпала честь вместе с Никитой Сергеевичем Астаховым нести деревянный крест до самой ямы. Там была отслужена панихида по убиенным царственным мученикам и, приложившись к освященной их кровью земле, все направились в обратную сторону - в град Екатеринбург. А через день автобус повез нас в Алапаевск, на место страданий и смерти святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Там, по Промыслу Божию, произошло чудо. Театр в первый раз опробовал новый спектакль, посвященный мученической кончине Елисаветы Феодоровны, в напольной школе. Именно там, в напольной школе, произошло заседание членов местного революционного комитета, приговорившего Елисавету Феодоровну и инокиню Варвару к казни. Об этом говорилось и в спектакле.
       Мы зашли в кабинет председателя местного районного комитета коммунистической партии, находившегося в этом доме, и он, еще не зная темы спектакля, разрешил московскому театру выступить в здании своего комитета. Чудом удалось пригласить и Владыку Мелхиседека, возглавлявшего епархию. Владыка относился к театру отрицательно, но здесь, правда с трудом, согласился. Начался спектакль. Перед глазами проходило житие Елисаветы Феодоровны, смерть ее мужа, Великого князя Сергея Александровича, рассказ коменданта Кремля о том, как В. И. Ленин организовал субботник и накинул удавку на памятник, представлявший собой Распятие. Поэма Блока "Двенадцать" создавала обстановку тех страшных дней, а послание Патриарха Тихона обличало безбожную и богоборческую власть. Я наблюдал за реакцией зрителей, и особенно партийных начальников. Она была неоднозначной. Владыка же по окончании спектакля произнес слово, в котором подчеркнул, что в своем отношении к театру он делает исключение для театра "Глас". "Сегодня мы воистину услышали глас Божий и, дай Бог, чтобы звучал этот "Глас" не в окаменелой пустыне".
       Так оно и было: души человеческие размягчались и открывались, проникая в суть сказанного со сцены. Чтобы легче добиться раскрытия душ человеческих, театр искал новые формы и находил их. Так, с детства знакомые "Старосветские помещики", сплетаясь со святоотеческими свидетельствами о жизни после смерти, не только открывали людям доселе неведомого Н. В. Гоголя, но и заставляли обращать внимание на несоответствие своей жизни требованиям христианской нравственности.
       Театр не стремился подстраиваться под моду и веления времени. В те годы, когда общественное мнение, подстегиваемое СМИ, отвернулось от армии, а патриотические настроения вменялись в вину людям, был поставлен спектакль "За Русь Святую". Основа этого спектакля - размышления о былых подвигах российского воинства под милостивым Покровом Божией Матери.
       Своим успехом театр обязан народу, который, как лакмусовая бумажка, четко определяет, в ком живет Дух Божий, а в ком нет. Народным любимцем был и остается Василий Макарович Шукшин. Художественный руководитель театра Никита Сергеевич Астахов лично знал Василия Макаровича Шукшина и снимался в его фильме "Печки-лавочки". Он постоянно объясняет актерам театра, что Шукшин - один из тех людей, без которых Россия перестала бы быть Россией, человек кристальной честности и правдивости. В его рассказах, фильмах, ролях - ни признака вранья, желания надуть, обмануть. Все правда. И талант заставлял эту правду глотать. Даже тех, кому она противна. "Нравственность есть правда, - писал Шукшин. - Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду".
       Театр продолжает традиции Шукшина, и в спектаклях по произведениям Василия Макаровича изливается со сцены та Правда, которой он жил: "Эх! Россия, Русь моя! Все на части рвут тебя! А народ наш, хоть и пьет, Родину не продает!"*.
       Да, народ Родину не продает! А как же так получается, что такие страшные беды терпит Россия? Театр над этим тоже размышляет и своими спектаклями дает ответ на этот вопрос. Он, этот ответ, уже прикровенно нам дан гениями русской культуры. Играется спектакль для детей и взрослых по произведению А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке", и каждый взрослый зритель уходит в раздумье, а дети - с величайшей радостью, потому что увидели увлекательнейшее зрелище - оригинальное по форме, с использованием специальных эффектов и иллюзионных трюков. Этот спектакль - дебют молодого режиссера Кирилла Белевича.
       Дети - это особый зритель, четко чувствующий как правду, так и ложь и соответственно реагирующий на это.
       Когда приведены были ко Христу дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда (Мф. 19, 13-15).
       Особенно мне памятна реакция детей на спектакль для детей и взрослых "Это Сам Христос Малютка". Спектакль решен в форме семейного представления. Дети там знакомятся с главными библейскими сюжетами, с событиями, предшествовавшими рождению Христа. Маленький ребенок вместе с бабушкой и дедушкой становится участником стародавних библейских событий. Серьезный разговор с ребенком перекликается здесь с искрометным юмором и игрой. Смех и радость детей заразительны. И вот уже весь зал, объединенный Христовой любовью к ближнему, поет: "Давай дружить и мирно жить!"
       Такие мгновения дорогого стоят. Да, действительно, многого стоят эти спектакли, ведь за каждым из них - труд и углубленный поиск, прежде всего в своей душе, когда человек спрашивает собственную совесть и она отвечает на его сокровенные вопросы. Вопросы совести составляют стержень каждого спектакля. Особо сильно они встают в драме игумена Иоанна (Экономцева) "Китеж", которую поставил театр. "Действие происходит в вечно смутное время отечественной истории, отягченной междоусобными бранями и преступлениями, но сияющей по милости Божией подвигами страстотерпцев, подобных святым братьям Борису и Глебу. Так происходит преодоление исторической данности, инерции злой воли и провоцируемой ею обреченности, которые подобны року и фатуму в античной трагедии. Свобода христианина это и есть свобода его совести. Она укоренена в подвиге веры, в готовности к крестоношению" (Никитин В. А. Автор драмы "Китеж" // Театральный дневник. 2000. № 1).

Сцена из спектакля "Китеж"

       Крестоношение - это постоянное творчество. Тот, кто не творит, не созидает, тот не несет креста. Тот же, кто считает, что творит, но на самом деле своим творчеством разрушает, тот противник креста, а следовательно, не имеет и свободы. Христианская свобода и творчество неотделимы.

***

       Творческие замыслы театра обширны. Еще не выполнено желание Святейшего Патриарха Грузинского Илии II поставить "Ревизора" Н. В. Гоголя так, как его хотел видеть сам автор. Давно работает театр над "Ревизором", осмысливает каждое слово пьесы, изучает время, когда она была написана, и поражается глубине замысла. Только бы успеть до того, как придет настоящий Ревизор и все застынут в оцепенении страха...
       Театру помогает множество людей, стремящихся вложить свою хоть маленькую, но искреннюю лепту в его творчество. Они объединяются и для них проводятся православные вечера, где можно высказаться и дать творческий совет, идею или просто помолиться вкупе со своими единомышленниками. А молитва охраняет, созидает, спасает и дает новые силы, ею мы живем и движемся и существуем (Деян. 17, 24). Так что молитесь за русский духовный театр "Глас", дорогие братья и сестры!

Протоиерей Георгий ДОКУКИН

Примечания:

       * Народный фольклор из спектакля театра "Живы будем - не помрем".