ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
11-2001

Юридические консультации

В законе будут перемены

       Пятый год религиозные православные организации в России - канонические подразделения Русской Православной Церкви - создаются и действуют по закону "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятому в 1997 году. Каждое подразделение Церкви имеет устав и свидетельство о государственной регистрации, является юридическим лицом и пользуется законной правоспособностью. Между тем со времени принятия закона и до сей поры раздаются критические замечания в его адрес. Многие помнят, что и глава Ватикана, и администрация США, и некоторые российские "правозащитники", привлеченные международными организациями общего и специального назначения, громко протестовали против принятия этого закона, призывали дать неограниченный доступ в Россию иностранным миссионерам разных мастей, различным проповедникам и представителям религиозных организаций и сект, в том числе и тех, которые в своей деятельности используют аморальные и противозаконные методы. Со стороны католических, протестантских и некоторых иных религиозных организаций также высказывается недовольство действующим законом, делаются заявления о том, что закон содержит стеснительные для них условия, не дает права на свободу совести.
       Припоминая обстановку, в которой готовился и принимался закон, можно признать, что недостатки в нем имеются, - значит, есть возможность совершенствования с учетом положительного и негативного опыта его применения.
       Современное положение Церкви, практика использования закона епархиями, приходами, монастырями, подворьями, братствами и другими подразделениями, состоящими в юрисдикции Русской Православной Церкви, документы, принятые Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, предполагаемые перспективы развития взаимоотношений Церкви и государства позволяют предположить, что в интересах Церкви, а также граждан России, которые принадлежат к ней, являясь ее членами, могут быть сделаны полезные дополнения и поправки как к основному федеральному закону, определяющему реализацию права на свободу вероисповедания и условия деятельности религиозных организаций, так и изменения в других законодательных актах, которыми определяются отдельные стороны деятельности религиозных организаций.
       Цель настоящей статьи - привлечь внимание к изменениям, которые будут вноситься в соответствующие законы, попытаться оценить положение и условия деятельности религиозных организаций в России, возможности расширения их законных прав. Очевидно, в ближайшее время такая работа начнется в Правительстве РФ, а в будущем году, возможно, продолжится в Государственной Думе. Надеемся, что эта публикация поможет обсуждению проблем в религиозном законодательстве, даст возможность собрать предложения о том, что надо изменить в действующем законе, как лучше решать конкретные вопросы, возникающие в процессе деятельности церковных организаций.
       Особо надо отметить, что выдвигаются и обсуждаются предложения, дополнения и изменения к федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях" и к другим законам, но не к Конституции Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, - законы и другие правовые акты государственной власти не могут противоречить Конституции, должны соответствовать ее установлениям. Из этого следует, что и действующий, и будущий законы должны основываться на установленных в Конституции принципах: Россия - светское государство, в нем нельзя устанавливать государственную или обязательную религию, а религиозные организации и группы отделены от государства и равны перед законом; каждому человеку гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Все это учтено в нынешнем федеральном законе, как того требует Конституция.
       Некоторые церковные организации предлагают произвести перемены в Конституции России, но в ближайшие годы это вряд ли будет возможно, а потому могут рассматриваться лишь предложения по изменению законов. Для внесения поправок в Конституцию предусмотрена другая, очень сложная процедура.
       В Московскую Патриархию поступило очень интересное, подробное, с глубоким анализом предложение о будущей законодательной регламентации религиозного образования. В нем проведено сравнение норм действующего в России закона 1997 года и прежнего закона 1990 года, но при этом не принято во внимание, что между этими законами в 1993 году была принята Конституция РФ и ныне действующий закон составлен в соответствии с ней. Иного быть просто не могло.
       При рассмотрении и обсуждении поправок и дополнений к федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" вполне уместно и своевременно привлечь внимание к переменам в других законах, которые определяют правовые отношения с религиозными организациями. Это относится к системе регистрации, налогообложению, правам на имущество, трудовым отношениям, образовательной деятельности и другим областям законодательного регулирования отношений государства и религиозных организаций. Очень важно при этом учесть опыт и специфику религиозных организаций. Не всегда они укладываются в нормы отраслевых законов, которые, как правило, принимались без совета с религиозными организациями.
       Однако не нужно бояться выдвигать новые предложения, как в масштабе всей России, так и в региональном и местном масштабах, - как для всей Церкви, так и для отдельных организаций.
       Вполне очевидно, что изменения и дополнения будут относиться не только к закону о свободе совести, но и к другим законодательным актам. Подтверждением столь широкого подхода к предстоящей работе служит определение Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 20 июня 2001 года, в котором говорится о предложениях по совершенствованию федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Из этого следует, что есть повод, чтобы предложить, если это необходимо, изменения в гражданском и налоговом кодексах, в трудовом, земельном законодательстве и в других нормативно-правовых актах.
       Вот для примера одно из таких предложений, реализация которого потребует перемен только в налоговом кодексе России. Может быть, следует установить, что доход (жалованье) священнослужителя, получаемый в приходе или подворье, не облагался бы подоходным налогом исходя из того, что приход содержится на пожертвования прихожан, но при уплате за духовенство социального налога. Далее ввести как норму закона, что за совершение треб вне храма полученные священником пожертвования не подлежат налогообложению и не декларируются. Подобный порядок действует в некоторых странах Европы. Например, в 1995 году закон Литовской Республики установил такие правила для религиозных общин и сообществ. Могут быть и другие варианты по льготам и легализации доходов.
       Надо бы, например, поправить налоговый кодекс в той его части, где на Правительство РФ возлагается обязанность утверждать перечень предметов религиозного назначения, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость. Становится неловко, что в документ, исходящий от столь высокого органа государственной власти, внесены "ящики для огарков свечей, поплавки для лампад, пуговицы для облачения, погребальные наволочки" и т. п. Это не дело Правительства, у него есть задачи более важные, а составление соответствующего перечня можно поручить Министерству по налогам и сборам или, что еще лучше, указать, что перечень определяется установлениями религиозных организаций, имеющих государственную регистрацию. Такое решение послужило бы преодолению бюрократизма в этом вопросе.
       В 1995 году был принят закон "О некоммерческих организациях", весьма некорректный в отношении религиозных организаций. После обращения Священноначалия Русской Православной Церкви к Президенту России от его имени в 1998 году в этот закон были внесены изменения, в результате которых в большинстве статей было снято указание на религиозные организации. Теперь настала пора довести это дело до конца и полностью исключить действие этого закона в отношении религиозных организаций.
       Важнейшая для Церкви проблема состоит в передаче ей по праву собственности недвижимого и движимого имущества религиозного назначения, включая памятники истории и культуры. За десять лет не принято радикальных решений по возвращению Церкви противозаконно изъятого у нее имущества. За очень малым исключением, здания храмов, их внутреннее убранство, строения монастырских комплексов остаются в государственной собственности - в распоряжении исполнительной власти. Беспокойство, вызывающее обращения по этому поводу церковных организаций - от приходов до Архиерейского Собора, не нашло понимания в верхах государственной власти. Несомненно, это сложная проблема. У некоторых организаций, например в учреждениях Министерства культуры, она вызывает особое неприятие по чисто ведомственным причинам. В игнорировании закона слышны отголоски прежнего государственного атеизма. Директор музея-заповедника на Соловецких островах, где главное место занимает древний Спасо-Преображенский монастырь, определил задачу музея так: "Показывать сегодняшнюю жизнь монастыря" (Известия. 31 января 2001 года). Оставим это высказывание без комментариев, чтобы избежать резких суждений, но ведь речь идет о действующем ставропигиальном мужском монастыре, существующем в течение пяти веков, всемирно известного, со славной историей. Есть подобные факты, относящиеся и к другим местам, даже недалеко от Москвы.
       Злополучный революционный декрет 1918 года одним махом лишил церковные общества права владеть собственностью. Декрет признан утратившим силу, но результаты его губительного действия сохраняются: у государства недостает воли для исправления вопиющей исторической несправедливости, допущенной в отношении Церкви. А пора бы...
       Правительство Российской Федерации трижды принимало решения по этому вопросу, но они не дали общего положительного результата. Последний по времени акт Правительства относительно передачи религиозного имущества для использования по назначению был принят 30 июня сего года (опубликован в "Журнале Московской Патриархии". 2001. № 7). Патриарх Московский и всея Руси предложил всем организациям Церкви принять постановление Правительства Российской Федерации "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" для руководства и реализации.
       В соответствии с этим постановлением канонические подразделения Русской Православной Церкви вправе обращаться за получением в собственность или пользование находящегося в федеральной собственности недвижимого и движимого имущества религиозного назначения. Они также вправе обращаться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления за получением недвижимого и движимого имущества религиозного назначения, находящегося, соответственно, в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, в том числе отнесенного к памятникам истории и культуры. Указанное имущество должно передаваться религиозным организациям безвозмездно для использования его в функциональных целях. Пока что должного движения по реализации этого решения не наблюдается. Министерство имущественных отношений РФ, на которое ложится основная обязанность по исполнению этого постановления, еще не подготовило инструкцию по его применению.
       Вполне очевидно, что среди предложений по изменению действующего закона важное место должна занять разработка программы и основательной нормативно-правовой базы передачи имущества религиозного назначения Церкви, чтобы дело не ограничивалось полумерами, декларациями или бесполезными депутатскими проектами.
       Государственная регистрация религиозных организаций ведется органами юстиции на федеральном уровне. Это Министерство юстиции, а в субъектах федерации - его местные органы. Так определено законом и такая практика сложилась за четыре года его действия. Получив от органа юстиции свидетельство о государственной регистрации религиозная организация обретает правоспособность юридического лица с соответствующими полномочиями и обязанностями. Недавно была предпринята попытка изменить этот порядок и регистрацию религиозных организаций проводить в два этапа: сначала в органе юстиции для подтверждения статуса религиозной организации, а затем в другом федеральном органе исполнительной власти - регистрирующем органе - для получения прав юридического лица. Министерство экономического развития и торговли РФ, готовившее этот законопроект, не сочло возможным посоветоваться по этому поводу с религиозными организациями, пренебрегло требованием закона об участии религиозных организаций в рассмотрении вопросов, относящихся к их деятельности. Хорошо, что в Государственной Думе разобрались и не согласились с предлагаемым "новшеством", создающим для религиозных организаций затруднения, которые не видны из окон правительственных зданий в Москве и в которых нет абсолютно никакой надобности. В результате федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 года установил, что для отдельных видов юридических лиц (значит, и для религиозных организаций) может устанавливаться специальный порядок регистрации. Это можно понимать так, что государственная регистрация религиозных организаций остается в органах юстиции, у которых есть умение работать с религиозными организациями. Тогда религиозным организациям не придется проходить лишние инстанции, а регистрирующему (новому) органу не придется осваивать непривычное дело.
       Законом установлена обязанность религиозных организаций указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности (ст. 8, п. 8). Из этого следует, что каждое каноническое подразделение Русской Православной Церкви во внешней деятельности и при представительстве обязано именоваться так, как это указано в уставе. Соответственно и бланки должны иметь реквизиты не в вольной интерпретации, а в соответствии с уставом, где указан и вид канонического подразделения (епархия, приход, монастырь, подворье, братство и др.), и принадлежность к Русской Православной Церкви и к епархии, входящей в юрисдикцию Церкви.
       В Уставе Русской Православной Церкви сказано: "Архиереи носят титул, включающий наименование кафедрального города". Значит, в титуловании епархиального архиерея и в наименовании епархии не должно быть расхождений, поскольку документы, исходящие из епархии, подписываются правящим архиереем; официальный бланк также должен быть составлен соответственно.
       Встречаются религиозные организации, скрывающие свою вероисповедную принадлежность. Вопреки требованию закона называть свое полное наименование с указанием вероисповедания действуют анонимные религиозные организации, оставляющие без оглашения реквизиты по регистрации, принимающие для маскировки "удобную" конфессию, да еще сопровождающие приглашения на свои собрания обещанием "чая с печеньем" и раздачи религиозной литературы. Вполне уместно считать это административным правонарушением и вменить в обязанность правоохранительным органам следить за соблюдением закона и наказывать виновных руководителей организаций, скрывающих свое истинное лицо, обманывающих доверие людей.
       В политике нашего государства заметнее проявляется социальное направление, желание улучшить условия жизни народа, управлять и действовать на благо людей: заботиться о детях-сиротах, помогать многодетным семьям, пристраивать бездомных и т. д. Но объем этой работы со стороны государства явно недостаточен - воочию в этом можно убедиться на улицах, площадях, вокзалах и Москвы, и многих других городов России. Надо признать, что в сфере социальной помощи есть значительный резерв - благотворительная деятельность религиозных организаций. И властям России и ее субъектов следует присмотреться к их возможностям, помочь и поддержать эту линию, обозначить и конкретизировать в законодательстве благотворительную деятельность Русской Православной Церкви и других конфессий, всячески поощрять благотворительную деятельность в самом широком смысле этого понятия, сделать общественно значимыми дела милосердия.
       В ныне действующем законе религиозным организациям дано право на благотворительную деятельность, на учреждение благотворительных организаций, причем скромно указано, что государство оказывает содействие и поддержку этой деятельности (ст. 18). При крайнем недостатке средств, при отсутствии государственной помощи в приходах, монастырях, подворьях, братствах и сестричествах Русской Православной Церкви создаются и действуют сиротские приюты, богадельни для немощных, престарелых и бездомных, пансионаты для инвалидов, патронажные службы, заведения для временного пребывания освободившихся из колоний и тюрем, благотворительные столовые, пункты помощи одеждой и обувью, есть и другие виды и формы благотворительности. В церковных организациях немало энтузиастов, бескорыстно служащих делу благотворительности. Нужны внимание и реальная помощь государства на уровне власти - законодательной и исполнительной. Взаимодействие Церкви и государства в сфере благотворительности поможет многим десяткам тысяч людей обрести кров, питание, медицинскую помощь, реабилитировать себя для нормальной жизни.
       Действующий закон следует дополнить таким образом, чтобы религиозным организациям, в уставах которых благотворительность указана как составная часть деятельности, был предоставлен в полном объеме статус благотворительной организации, дана возможность использования соответствующих льгот: предоставление помещений, взаимодействие с органами социальной защиты, получение материальной помощи. При этом общественное мнение должно утвердиться в необходимости благотворительности и милосердия как части общественной жизни - именно при государственной поддержке. Со стороны Церкви проявляется готовность и способность к действию.
       Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в докладе на Юбилейном Архиерейском Соборе особо отметил необходимость расширения и активизации благотворительности и социального служения Церкви, установления контактов с властями, планомерного развитие этой сферы деятельности Церкви. В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" указано, что дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ являются одной из областей соработничества Церкви и государства в нынешнем историческом периоде.
       Возрождение монастырей в России - факт общеизвестный. За десять лет их число возросло с 26 до более чем 500. И безусловно, они требуют к себе внимания и со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви, и со стороны государственной власти. На сегодняшний день внимания властей они еще не удостоены, хотя вполне его заслуживают. Закон надо бы дополнить двумя-тремя статьями о монастырях, чтобы правовым путем решить ряд вопросов. В том числе предусмотреть исключения в порядке приема насельников в монастырь: обычно в число братии принимаются совершеннолетние, то есть в возрасте начиная с 18 лет, но в некоторых случаях, при особых обстоятельствах (по решению епархиального архиерея, по обращению монастырского собрания, при сиротстве, например, или твердом становлении на церковный путь), можно принимать и более молодых людей - например, начиная с 16 лет. Должны быть ограничения приема в монастырь лиц, у которых подошло время военной службы, есть алиментные обстоятельства в отношении детей или родителей, на которых имеются судебные решения по возмещению материального ущерба. Могут быть и другие обстоятельства, служащие причиной отказа в принятии в монастырь.
       Надо определить положение монашествующих в части социального и пенсионного обеспечения, включить в стаж для пенсии период трудовой деятельности в монастыре. Решать, кого из монастырской общины можно отнести к священнослужителям, должна церковная власть. Притом что каждый монастырь имеет или должен иметь свой внутренний устав, необходимо общее для всей Церкви "Положение о монастырях и монашествующих". Такой документ до сих пор не принят. Устав Русской Православной Церкви 2000 года определил, что Священный Синод должен разработать "Положение о монастырях и монашествующих". Подобное решение уже принималось в 1988 году. Наверное, можно с полным основанием утверждать, что настала пора создать управленческую структуру, может быть, и с правами Синодального отдела, имеющую полномочия регламентации становления и устройства полноценной монастырской жизни.
       И еще один вопрос о монастырях: как быть с приемом в монастырь лиц, не являющихся гражданами России? Несомненна обязанность монастырей следовать закону, определяющему порядок въезда в Россию. Если это установлено межгосударственным соглашением, необходимо иметь выездную и въездную визу и считаться с запретами и ограничениями на въезд в Россию. Для насельников, прибывших из-за рубежа, не существует преимуществ на основании факта их прежнего проживания в государстве, находящемся на канонической территории Русской Православной Церкви.
       Для монастырей также является обязательным соблюдение правил, согласно которым граждане Российской Федерации, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, по правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства. Установлен и перечень должностных лиц (настоятели и наместники монастырей), ответственных за регистрацию. В каждом органе милиции эти правила имеются.
       Есть еще один очень важный для монастырей вопрос: наделение их земельными наделами. Необходимо также дать монастырям возможность льготного, без налогообложения землепользования.
       Ныне действующий закон (ст. 8, п. 8) указывает органам государственной власти на возможность участия религиозных организаций в рассмотрении вопросов, затрагивающих их деятельность, с учетом территории, где они действуют. Эта правовая норма имеет обоюдно полезное значение как для государства, так и для религиозных организаций. К сожалению, в аппаратах государственных исполнительных органов приходится встречаться с тем, что о ней либо не знают, либо не хотят иметь лишних хлопот с религиозными организациями. Может быть по старинке помнят, что "Церковь отделена от государства" (кстати, в Конституции России такого утверждения нет, а понятие "Россия - светское государство" предполагает цивилизованное правовое отношение к религии и реальную заботу государства об условиях для нормальной деятельности религиозных организаций в их служении человеку, имеющему право на свободу вероисповедания), с другой стороны, и руководители канонических подразделений Церкви, за некоторыми исключениями, не проявляют настойчивого и законного желания соработничать на пользу общества.
       К затронутой теме имеет прямое отношение очень важный вопрос взаимоотношений Церкви с государством. Летом нынешнего года Правительство России напомнило ряду министерств об их обязанности исполнять законоположение, о котором говорилось выше. Будем надеяться на послушание министерств и на то, что организации Церкви примут эту информацию к сведению и руководству.
       А теперь предложение к дополнению закона: при рассмотрении государственными органами проектов нормативно-правовых актов и конкретных решений по вопросам, относящимся к организации и деятельности религиозных организаций, они об этом своевременно извещаются, их участие является обязательным при принятии решения и согласовании взаимных интересов с учетом признания внутренних установлений религиозных организаций. Для реализации этого предложения в законе теперь в России имеются все необходимые условия.
       По действующему закону орган юстиции осуществляет контроль за тем, чтобы цели и порядок деятельности религиозной организации соответствовали ее уставу. Проверки такого рода - очень большая редкость. Проверяющий орган не имеет методических рекомендаций и соответствующей инструкции Министерства юстиции РФ. У проверяемого также нет опыта общения с представителями органа юстиции. Да и что могут проверять светские власти в приходе, на подворье или в монастыре: соблюдение трудового законодательства, оформление имущественных прав? Случаются и небольшие конфликты. Так, например, от одного из приходов потребовали представить в орган юстиции устав и свидетельство (у проверяющих они есть, ибо там происходила регистрация) и протоколы приходского совета и собрания за три года, с которыми проверяющим лучше было бы ознакомиться на месте, в приходе, и в присутствии членов совета - на тот случай, если понадобится ответ на возникшие вопросы.
       Представляется правильным, чтобы в новой редакции закона рамки такого рода проверок будут четко установлены, с добавлением, что их проведение требует основательных причин и соблюдения правил поведения в храме.
       Уместно предложить дополнить закон статьей с названием "Защита прав религиозных организаций". В действующем законе такой статьи нет, однако надобность в ней несомненно имеется. В такой статье можно было бы установить право на обращение за судебной защитой в случае неправомерных действий государственных органов, исключить проверки по "сигналам без авторов", регламентировать документальное обоснование и объем проверок, а также меры, которые могут быть предприняты по их результатам. Словом, такая норма будет полезной и для государственных органов, и для религиозных организаций.
       Действующий закон дает соответствующим органам государственной власти в РФ право по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими праздничными днями на соответствующих территориях (ст. 4, п. 7). По замыслу этой статьи власти субъекта Российской Федерации таким правом могут пользоваться. Есть ли такая практика, неизвестно. Федеральное трудовое законодательство определило нерабочим праздничным днем праздник Рождества Христова (7 января по новому стилю) для всей России. Надо бы праздничным нерабочим днем объявить и Пасху Христову, хотя этот православный праздник всегда приходится на воскресенье, то есть выходной день. Однако при объявлении воскресного выходного дня праздником следующий за ним день по закону должен быть объявлен нерабочим днем, для православных это было бы радостным событием.
       При рассмотрении поправок к закону надо исправить неопределенность формулировки закона в этой части, оставляя такое право за федеральной властью. Поясню это на примере обращения в Московскую Патриархию Законодательного собрания Тверской области именно по вопросу признания такого права за государственной властью субъекта РФ. С одной стороны, можно понять предложение Тверской епархии в нынешнем году объявить на территории Тверской области 5 декабря - день памяти святого благоверного князя Михаила (730 лет со дня рождения) - нерабочим днем и "настоящим праздником", но, с другой стороны, надо посмотреть, чем это обернется для предприятий, транспортных организаций, сети учреждений по обслуживанию населения, как это скажется на затратах государственных средств, учесть потери рабочего времени и заработков и, может быть, устроить праздник в один из выходных дней, поближе к дате рождения Тверского князя Михаила.
       За четырьмя строками закона кроются достаточно серьезные политические, экономические и правовые проблемы, которые могут и должны быть решены в ходе совершенствования законодательства.
       Серьезного, внимательного рассмотрения требует проблема запрета и ликвидации на территории России тоталитарных псевдорелигиозных сект, ограничения деятельности иностранных миссионеров-проповедников, разного рода религиозных новообразований, которых много расплодилось на Российской земле. Настало время услышать голос народа, преодолеть ложное понимание демократизма, при котором прежний закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" открыл российские границы для притока непрошеных гостей с лозунгами религиозной свободы, представляющих лжерелигиозные и сектообразные структуры с антиобщественной направленностью, действующие как открыто, так и подпольно. Есть достоверная информация, что расходы западных стран на эти цели превышают один миллиард долларов США в год.
       Защита духовной жизни общества, его безопасности, геополитический фактор миссионерства требуют последовательных жестких мер правового характера и реализации их органами исполнительной власти на федеральном уровне и в регионах. Не надо страшиться воплей "правозащитников" - общественная стабильность отвечает интересам всего народа и каждого гражданина, духовное здоровье нации нуждается в защитных мерах со стороны государства. Круг вопросов, составляющих названную проблему, подлежит изучению с участием заинтересованных государственных органов, общественных деятелей, специалистов-ученых, представителей религиозных организаций для выработки законодательных защитных мер. Тех, которые есть в законе, явно недостаточно.

* * *

       В определении Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви среди прочих важных положений признано полезным создание на епархиальном и межъепархиальном уровнях структур, призванных служить обмену опытом и информацией по юридическим и иным церковно-практическим вопросам. Также сочтено необходимым развивать взаимодействие Церкви и государства, расширяя области совместных трудов и совершенствуя законодательную базу, являющуюся их основой. В преддверии готовящегося совершенствования законодательства, определяющего право на вероисповедание и положение религиозных организаций, самое время заявить о нуждах и заботах канонических подразделений Церкви и соответствующих пожеланиях, чтобы перемены и дополнения в законах послужили ко благу Церкви.
       Некоторые предложения в статье только лишь обозначены с расчетом привлечь к ним внимание, включить их в перечень обсуждаемых вопросов, призвать сторонников. Общественное мнение несомненно поддержит интересы Церкви при изменениях в законодательном процессе. Совершенствование законодательной базы деятельности религиозных организаций послужит интересам общества и государства, даст импульс дальнейшей гармонизации церковно-государственных отношений, реализации права граждан на исповедание веры в цивилизованных правовых условиях.

В. КАЛИНИН,
заслуженный юрист России,
советник-юрист Московской Патриархии