ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
12-2001

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Даниила (Доровских)
во епископа Южно-Сахалинского и Курильского

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 7 октября 2001 года архимандриту Даниилу (Доровских), благочинному Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, определено быть епископом Южно-Сахалинским и Курильским.
       10 ноября 2001 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре, в Москве, было совершено наречение архимандрита Даниила (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского.
       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Истринский Арсений, Венский и Будапештский Павел; епископы Орехово-Зуевский Алексий, Хабаровский и Приамурский Марк и Дмитровский Александр. При наречении во епископа архимандрит Даниил произнес речь:
       "Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель и отец, богомудрые архипастыри!
       В глубоком смирении, с искренностью нелицемерной любви ответствую, и хотя немеют уста, но безыскусно глаголет сердце. Верую, что Промысл Божий, все управляющий ко благу, приведший меня, недостойного, к высокому и жертвенному служению архипастырскому, поведет меня по стезе, открывающейся предо мною ныне. Знаю, путь этот нелегок и тернист, знаю, что человеческие усилия сами по себе не могут доставить благоуспешности трудам делателя на сем поприще. Но верно знаю: возможно сие во укрепляющем нас Господе Иисусе. Пример сего подвига я вижу в Вас, Святейший Владыка, благодатью и помощью Божией совершающем свое ответственнейшее служение на высокой свещнице церковной.
       Десять долгих лет, пролетевших для меня как одно мгновенье, я, инок Лавры Сергиевой, нес возложенное на меня по Вашему благословению послушание благочинного обители. Только теперь уразумеваю действие Промысла Божия, ведшего меня, недостойного, своими путями к сему дню - дню начала нового для меня служения, принятия бремени Христова архипастырства. Верую, что Божественный Промысл ведет меня ко спасению, устрояя мой жребий для спасительного окормления паствы в ограде церковной, исполняя мое смирение - как скудельный сосуд - преображающей и преизобильной благодатью Духа Святого. В течение десяти лет в обители Живоначальной Троицы, устроенной подвижническими трудами Преподобного Сергия, мне было дано стоять у престола, пред коим литургисал, совершая Бескровную Жертву, и молился о спасении мира и каждой человеческой души Первоиерарх Русской Православной Церкви. Воочию увидел я, как истинны слова великого Апостола языков: Все могу в укрепляющем меня Иисусе (Флп. 4, 13).
       Неустанные труды, непрестанный подвиг - вот что узрел я, и ныне призванный свидетельствовать о своей любви к Господу нашему Иисусу Христу, возвышающему меня на сугубое крестоношение, знаю, что призван свидетельствовать не словом лишь, пусть даже и верно предначинающим деяния, но самыми делами. Люди, увы, предпочитают видеть торжественное и славное, от очей сторонних сокрыт подвиг. Но мне, одному из тех, кто был рядом с Вашей святыней во дни Вашего пребывания в обители Сергиевой, Господь даровал - в меру и паче меры моей скудости - видеть сокровенную жизнь совершителя дел Божиих и архипастыря всех нас, чад Русской Православной Церкви.
       Все оставляю в стенах обители, но этот драгоценнейший для меня опыт - как некое духовное сокровище, неотъемлемое ни временем, ни чрезмерной протяженностью расстояний, - забираю с собой. Как некий неветшающий залог, уношу в сердце своем и любовь братии, с которой эти годы жил я одной семьей - и в радостях, которыми утешает нас Господь, и в скорбях, которыми растворена жизнь человеческая. Обитель аввы Сергия, Лавра Живоначальной Троицы есть для меня любимое и святое место рождения в иную жизнь, жизнь жертвенную, жизнь во имя возлюбившего нас жертвенной любовью Христа, а значит, и жизнь ради людей - близких и дальних, убогих и власть имущих, сирых, вдовиц и облагодатствованных земным достоянием. Здесь, восприняв жребий священства, постиг я, что бремя пастырства, возлагаемое на служителей Своих Христом, есть воистину иго легкое - верный залог спасения, если только несение этого бремени отмечено знамением Христовым - подвигом самопожертвования. Здесь узнал я, что слово Божие, которое не в силе, а в правде, не знает преград, обращая сердца дотоле не ведавших Бога ко Спасителю, ибо свет Христов воистину просвещает всех!
       Некогда этот свет, сияющий сквозь мглу народам, сидящим во тьме (Мф. 4, 16), пронес до самых крайних пределов единственной страны, стяжавшей пред Богом дивное имя Святая Русь, святитель Иннокентий, с великой ревностью совершавший подвиг святительства в самых восточных владениях Государства Российского.
       Ваше Святейшество, сыновняя любовь побуждает меня исповедать перед высоким сонмом иерархов и верным народом Божиим тот трепет, который посетил меня при оглашении через Вашу святыню воли Божией. Но в самый день сего Божественного волеизъявления сей трепет соделался неким обетованием о помощи Божией и смиренное осознание немощи обратилось в благоговение укрепляющего и освящающего душу страха Божия. День, в который Ваше Святейшество и Священный Синод определили мне быть преемником апостольской благодати, был днем славной памяти святителя Иннокентия - воистину апостола крайних восточных пределов Русской Земли.
       С теплой молитвой прибег я к раке святителя Иннокентия в древнем Успенском соборе Лавры, да укрепит он меня в предлежащем пути и делании. Уповая на молитвы и благодатную помощь аввы Сергия, в заветах коего возрос я в иноческом братстве, испрашиваю благословения и молитв Вашего Святейшества и смиренно предаю себя во власть благой и всесовершенной воли Божией".
       11 ноября 2001 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, в Храме Христа Спасителя за Божественной Литургией была совершена хиротония архимандрита Даниила (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Истринский Арсений, Венский и Будапештский Павел; епископы Орехово-Зуевский Алексий, Хабаровский и Приамурский Марк и Дмитровский Александр. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Даниилу архиерейский жезл, обратился к нему со Словом:
       Преосвященный епископ Даниил, возлюбленный собрат и сослужитель наш!
       В возрожденном величественном кафедральном соборном Храме Христа Спасителя через возложение рук участвовавших в твоей хиротонии архиереев ты удостоен благодати епископства. Это великая честь, но и великая ответственность для немощного человека. Хиротонисуемый во епископа вводится через апостольское преемство в число прямых наследников, учеников Христа Спасителя.
       Сердечно приветствую тебя, новопоставленного собрата нашего. По древней традиции мне надлежит обратиться к тебе с напутствием и назиданием перед предстоящим тебе новым подвигом служения Церкви "Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28).
       Вчера при своем наречении ты исповедал свои немощи и трепет при осознании высоты архипастырского служения, а сегодня мы были свидетелями благоговейного воспринятия тобой благодати архиерейства. Мы, совершители твоего рукоположения, вместе с клиром и народом Божиим молились, чтобы на тебя снизошла благодать Святого Духа и ты стал бы носителем Его даров.
       Шестнадцать лет тому назад призвал тебя Господь на дело служения Церкви Христовой, к послушанию, которому ты отдался всецело через принятие монашеского пострига и рукоположение в священные степени диакона и пресвитера.
       По окончании Московской Духовной академии и до сего дня ты ревностно исполнял возложенные на тебя обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры. На трудах твоих пребывало благословение Божие, и они были благоуспешны. Твоя ревность о церковном благочинии в обители Преподобного Сергия снискала тебе любовь братии.
       Сегодня, после слышанного нами евангельского повествования об исцелении гадаринского бесноватого, невольно приходят мысли, напоминающие нам о всемогущей силе Божией, проявляемой в этом мире.
       Мир, в котором мы живем, испорчен, болен. "Мир лежит во зле" (1 Ин. 5, 19), - говорит Апостол Иоанн Богослов. Все чаще нам, современным людям, приходится сталкиваться с проявлениями зла. На наших глазах происходят события, которые потрясают. Страшные природные катаклизмы, разрушительные войны, кровавые революции, политические неурядицы, акты терроризма, стремительное распространение наркомании, смертоносные эпидемии различных болезней, массовые убийства, агрессия псевдокультуры и разновидностей оккультизма, засилье различных сект влекут за собой множество человеческих жертв. Это проявление беснования человечества, общества в целом.
       Нет на земле богоотверженных людей. Ради каждого человека Господь Иисус Христос пострадал и пролил на Кресте Свою Кровь. Господь "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 4). И в то же время: "Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6, 7). Не беспредельно долготерпение Божие. Если человек не спешит к покаянию и исправлению, он сам обрекает себя на мучения и страдания. "Взыщу с вас", - говорит Бог через пророка Своего Амоса, - "за все беззакония ваши" (Ам. 3, 2).
       Молитва, слово Божие и доброделание - вот наше оружие противоборства злу. Зло сильно и подчас не разгадать его уловок. Но мы "все можем", как говорил великий Апостол Христов Павел, "в укрепляющем нас Иисусе Христе" (Флп. 4, 13). "Верен Бог, Который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы мы могли перенести" (1 Кор. 10, 13).
       Для начала нужно побороть зло, которое живет внутри нас самих. Духовно окрепнув, мы "облечемся во всеоружие Божие", сможем "стать против козней диавольских" (Еф. 6, 11) и не только преодолеть, но и победить зло, живущее в нас и в мире, "ибо мы", как говорит Апостол Павел в послании к Ефесянам, которое мы тоже слышали сегодня, "Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2, 10).
       Пусть эти духовные размышления при начале твоего епископского служения воодушевят тебя и вдохнут в твою душу твердую веру во всепобеждающую силу Божию.
       "Дело пастыря, - говорил святителя Феофан Затворник, - есть дело апостольское, и дух пастыря должен быть апостольский. Это - живая и деятельная ревность о спасении человеческих душ". Путь апостольского преемства - это многовековой путь служения Богу и людям, путь хранения чистоты Православия, путь духовного руководства паствой в духе святоотеческих преданий и отечественных традиций. Ты принял архипастырский жребий в ответственное время для нашей Церкви и для всего отечества. Архиерейский Собор, проходивший в минувшем, юбилейном году, определил первостепенные задачи церковного служения, дабы мы в единомыслии и любви были делателями непостыдными на ниве Христовой. Вступая в третье тысячелетие по Рождестве Христовом, которое начинается трагически, мы должны еще больше усилий положить на сдерживание зла в мире, противопоставлять ненависти - любовь, безверию - веру, порокам - духовную чистоту и святость. Господь призывает нас не гнушаться миром, но быть солью земли и светом миру (см.: Мф. 5, 13-14).
       Господь вручает тебе для хранения и спасения святое свое достояние - паству церковную и желает видеть тебя пастырем добрым, "верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2, 15), всегда готовым душу свою положить за овец своих, за дело Божие. Храни веру православную, в которой ты воспитан, и обращающихся к тебе наставляй быть верными чадами Русской Православной Церкви, которая на протяжении многовековой истории всегда была хранительницей Святого Православия, чтобы они добросовестно исполняли свои гражданские, общественные и семейные обязанности, были достойными гражданами земного и Небесного отечества.
       Непрестанно поддерживай в себе пламень веры и архипастырскую ревность, духовно совершенствуйся, изучая Священное Писание, труды святых отцов, подвижников веры и благочестия. Возрастай в добродетели и непорочности, "дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9, 27).
       В своем служении не забывай слова Апостола Павла: "Все делайте во славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись" (1 Кор. 10, 31-33).
       Нельзя не отметить знаменательности твоего избрания. Священный Синод определил тебе быть епископом Русской Православной Церкви 6 октября, в день прославления святителя Иннокентия, митрополита Московского. Великий в своей святительской жизни и деятельности, выдающийся миссионер и проповедник Православия, просветитель и молитвенный заступник восточных, отдаленнейших окраин нашего государства, святой угодник Божий, он всегда помнил о величии, высоте и трудности архипастырского служения.
       Будь, как и преславный святитель Иннокентий, "истинный и неложный учитель". Стяжи ревность того, кто "вся страны полунощныя... боголепно научил еси, неведущия Христа светом Евангелия просветил еси, человеческия обычаи украсил еси".
       Осенив себя крестным знамением, с верой и дерзновением гряди на предлежащий тебе подвиг служения в Южно-Сахалинской епархии, где просветитель Сибири и Дальнего Востока, святитель Иннокентий, сам немало потрудился, и да будет он с тобой своим предстательством, руководством и заступлением во все дни жизни твоей.
       Начертай это в сердце своем и да поможет тебе Господь совершать предстоящее тебе служение во славу имени Божия, во славу Церкви Христовой и да сподобит тебя быть не только в числе званных, но и избранных.
       Прими сей архипастырский жезл и преподай первое святительское благословение пастырям и пастве Южно-Сахалинской и Курильской и зде предстоящему народу Божию, возносившему с нами свои молитвы о твоем освящении.

Преосвященный Даниил, епископ Южно-Сахалинский и Курильский

Наречение архимандрита Даниила во епископа

Хиротония архимандрита Даниила

Облачение новопоставленного епископа

Первое архипастырское благословение

Участники хиротонии (крайний справа - епископ Даниил)

***

       Архимандрит Даниил (в миру Александр Григорьевич Доровских), родился 27 декабря 1960 года в Воронеже, в православной семье. В 1978 году окончил там же среднюю школу. С 1978 по 1979 год работал в НИИПМ (Научно-технический институт полупроводникового машиностроения) слесарем-сборщиком. В апреле 1979 года был призван в ряды Вооруженных сил. В 1981 году демобилизован.
       С 1981 по 1984 год обучался в Одесской Духовной семинарии. В 1984 году, по окончании семинарии, поступил в Московскую Духовную академию. В марте 1985 года был принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 20 июня 1985 года наместником Лавры архимандритом Алексием был пострижен в монашество в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с именем Даниил - в честь преподобного Даниила Московского.
       3 июля 1985 года архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом в Успенском кафедральном соборе Владимира рукоположен во иеродиакона. 28 августа 1986 года тем же Преосвященным в Успенском кафедральном соборе Владимира руколожен во иеромонаха.
       В 1988 году окончил МДА со степенью кандидата богословия. 26 марта 1988 года возведен в сан игумена, 29 декабря 1989 года - в сан архимандрита.
       С 19 июля 1988 года нес послушание благочинного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.