ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
01-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Покровский женский монастырь в Москве

       Москва. Центр города. Уже на подходе к Покровскому монастырю можно встретить людей, предлагающих богомольцам гвоздики: "Возьмите для Матронушки. Ее любимые цветы". Почти у самых ворот начинается вереница пришедших поклониться блаженной старице. У каждого свои заботы, беды, радости, чаяния. Но всех объединяет она - Московская святая.
       Богослужение в обители в день памяти Небесной покровительницы Матронушки - преподобной Матроны (около 492 года), 22 ноября 2001 года, когда исполнилось и 120 лет со дня рождения недавно прославленной московской святой, возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
       Перед Божественной литургией в Воскресенском храме были освящены три престола: центральный - в честь Воскресения Христова, правый - во имя блаженной Матроны Московской и левый - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В тот день Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, епископы Орехово-Зуевский Алексий и Южно-Сахалинский и Курильский Даниил. После молебна перед мощами блаженной Матроны Святейший Патриарх произнес Слово. Указуя на новую раку, он заметил: "Не стоит забывать, что в этой раке собраны жертвы многих сотен и тысяч людей, приносивших в обитель свои лепты. И это дар святой от всего народа Божия за ее помощь людям".
       По воле Божией честные мощи блаженной старицы находятся в Покровском монастыре, некогда - мужском царском, сегодня - женском ставропигиальном.
       Монастырь был основан царем Михаилом Феодоровичем в 1635 году и назван Покровским по ряду причин: Патриарх Филарет (отец царя) почил в праздник Покрова Божией Матери, земли, отданные под монастырь, прежде были под "убогими домами" (здесь хоронили нищих и бездомных), и именно в день Покрова сюда крестными ходами приходили москвичи для совершения общей панихиды, да и был уже в Москве Покровский монастырь еще при Иоанне III, только сгорел и не был восстановлен.
       Случилось так, что, хотя земли для монастыря были пожертвованы Михаилом Феодоровичем, само строительство и обустройство было осуществлено только через двадцать лет по указу и на средства его сына - царя Алексея Михайловича.
       Монастырь был причислен к Московской епархии. С 1680 по1731 год он был приписан к Заиконоспасскому монастырю. В 1731-м - передан в ведение Крутицкой епархии, затем снова Московской. Таких "переходов" на протяжении истории монастыря было множество. В 1751 году из Вяземской Предтеченской обители сюда переводят семинарию. Из божедомского монастырь становится училищным. Через 25 лет семинарию распускают, и в обители - снова богадельня. (В 1799 году на средства купца Диомида Мещанинова в монастыре устроена мужская богадельня на 12 человек, а в 1880 году госпожа Хлебникова строит еще и женскую богадельню на Семеновской улице.)
       Во время московской эпидемии чумы (1770-1772 годы), когда в монастырь свозили больных и мертвых (при приходских церквах хоронить умерших от страшной болезни запрещалось), он вновь стал называться "убогим домом".
       Но сколько бы невзгод ни претерпевала Покровская обитель, она всегда оставалась местом помощи нуждающимся, а иногда и местом их упокоения. На монастырском кладбище хоронили монашествующих из мужских и женских монастырей, приходских священников, купцов и мещан. Здесь погребены многие видные духовные лица и представители известных дворянских фамилий. (В некрополе насчитывалось около трех тысяч памятников.)
       Был в монастыре и один чудесный случай. В 1844 году в Воскресенскую церковь влетела молния. Она описала круг у образа Божией Матери "Знамение" и, оставив знаки на стекле киота, исчезла. Впоследствии каждую среду у этой иконы братия служили молебен с акафистом.
       В конце 1920-х годов монастырь закрыли. Там, где когда-то спасали жизни больным, были устроены спортивные залы и конторы. На месте погребения усопших - аттракционы, парк культуры и отдыха. Затем долгие годы забвения и духовного опустошения: нет крестов, нет храмов, нет монастыря, только следы истории, только память, тихо тлеющая в еле узнаваемых церковных постройках.
       И вновь "парадоксы переходов". В начале 1980-х власти разрешают открыть в Москве мужской монастырь. Выбор падает на Покровский, но открывают Даниловский. Покровская же обитель получает вторую жизнь в 1994 году, но уже как женская. (К тому времени в Москве было открыто четыре мужских монастыря и три женских. Все решило число). Весной 1997 года вышел указ правительства Москвы о передаче обители всех построек и земли в бессрочное пользование.
       Настоятельницей монастыря 22 февраля 1995 года была назначена насельница Серафимо-Дивеевской обители инокиня Ольга (Мискина). 14 апреля того же года она была пострижена в монашество с именем Феофания (в честь блаженной Византийской царицы Феофании), а в 1998 году возведена в сан игумении.
       Много трудов и забот легло на плечи матушки настоятельницы. Изуродованные храмы, разрушенные постройки, да и сама территория представляли ужасное зрелище. Но постепенно, шаг за шагом обитель стала возрождаться. Не оставлял ее своим вниманием и сам Первосвятитель Русской Церкви. Посещая монастырь, он изучал его нужды, и по его благословению неоднократно выделялась необходимая финансовая и материальная помощь на ремонтно-реставрационные работы.
       Весной 1998 года последнее светское учреждение покинуло стены обители. В том же году состоялось и одно из важнейших событий в жизни возрождающегося монастыря. 1 мая сюда были перенесены честные останки блаженной старицы Матроны, а ровно через год здесь же состоялось торжественное причисление ее к лику святых.
       "Ангел во плоти явилася еси на земли, Матроно блаженная, исполняющи волю Божию", - читаем в акафисте. Блаженная Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в 1885 году в многодетной крестьянской семье, в селе Себино Тульской губернии. Будучи слепой от рождения, она поражала всех своими духовными дарованиями. Сызмлада полюбив божественное, она уже не возвращалась к земному. К ней прислушивались, шли за советом, за утешением, и она помогала. Словно мост между нашим миром и миром духовным, телом пребывала на земле, а духовными очами созерцала Небесное. И люди зрячие "видели Бога" ее слепенькими глазками.
       Еще в Себине по ее задумке был написан образ Царицы Небесной "Взыскание погибших", прославившийся как чудотворный. В храме к нему припадали болящие и получали исцеление. (Сейчас икона также находится в обители.)
       Тяжело пришлось Матронушке с приходом к власти большевиков. С 1925 года она переехала в Москву. Время было трудное, страшное. Приходилось постоянно менять место жительства. Сначала Сокольники, потом Пятницкая улица, Вишняковский переулок, Никитские ворота, Петровско-Разумовское, Староконюшенный переулок, станция Сходня. Гонения, война. Блаженная часто повторяла: "Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия оставалась жива и будет жить. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!"
       2 мая 1952 года блаженная Матронушка почила о Господе. По ее просьбе погребена она была на Даниловском кладбище (тогда там был действующий храм), где и покоились ее честные останки до обретения (8 марта 1998 года). Затем они были перенесены в Данилов монастырь, а после освидетельствования - в Покровский. "Радуйся, праведная мати Матроно, теплая о нас к Богу молитвеннице" - каждый день у раки с ее святыми мощами очередь. Люди просят, верят и получают просимое. Совершаются чудеса. Их много. Богомольцы сами письменно свидетельствуют о них и опускают записи в кружечку у мощей. В благодарность несут свечи, цветы.
       Помогает святая и монастырю: сестрам - в духовном укреплении, а обители - в устроении и благоукрашении. (Сейчас восстанавливается колокольня, реконструируется Воскресенский храм.)
       Сегодня в монастыре сорок сестер. В шесть часов утра насельницы собираются в храм. Чтением полунощницы, акафистов Иисусу Сладчайшему и Покрову Пресвятой Богородицы начинается день. Затем часы, Литургия и молебен блаженной Матроне. После - трапеза и послушания. Они у всех разные. Сестры все делают сами: готовят, шьют облачения, льют восковые свечи, пекут просфоры, трудятся в храме, библиотеке, гостинице, на складах. Есть у монастыря и подворье - в селе Марково Раменского района Московской области. 20 гектаров земли и великолепный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. (Построен в 1672-1680 годах в вотчине князя Одоевского). Здесь у сестер огороды, скотина, куры, выкопан даже пруд, в котором разводят рыбу.
       В два часа в монастыре обед, а в пять - вечернее богослужение. (В среду к службе добавляется акафист Святителю Николаю, а в воскресенье - Покрову Пресвятой Богородицы.) Вечером насельницы крестным ходом обходят монастырь с чтением молитвы "Богородице Дево, радуйся". Так заканчивается день. Завтра - новый, и так далее. Каждый из них - это борьба, это подвиг, ведущий ко спасению, к Богу.
      

А. ДРОЗДОВ

Покровский женский ставропигиальный монастырь

Святейшего Патриарха поздравляет настоятельница обители игумения Феофания

Дар Святейшего Патриарха Покровской обители

Святейший Патриарх у мощей блаженной Матроны Московской

Крестный ход в Покровском монастыре
22 ноября 2001 года

Крестный ход со святыми мощами

За Патриаршим богослужением

Настоятельница Покровской обители игумения Феофания (Мискина) (справа) и настоятельница Пюхтицкого подворья в Москве игумения Филарета (Смирнова)