ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Илариона (Алфеева)
во епископа Керченского, викария Сурожской епархии

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 27 декабря 2001 года игумену Илариону (Алфееву), секретарю Отдела внешних церковных связей по межхристианским связям, по возведении в сан архимандрита определено быть епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.
       10 января 2002 года, в четверг 32-й седмицы по Пятидесятнице, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Илариона (Алфеева) во епископа Керченского.
       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Калужский и Боровский Климент, Истринский Арсений, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий и Дмитровский Александр. При наречении во епископа архимандрит Иларион произнес речь:
       "Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!
       Благоволением и милостью Всещедрого Бога, в Троице славимого, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода надлежит мне воспринять благодать архиерейского служения.
       Сердце мое переполнено благодарностью Господу за каждое мгновение прожитой жизни, трепетом перед неисследимыми глубинами Промысла Божия, приведшего меня к этому великому событию, радостью о доверии, оказанном мне Священноначалием Русской Православной Церкви, страхом перед высотой епископского сана, верой в безграничное долготерпение и милосердие Божие, надеждой на благодатную помощь Господню в предстоящем мне архиерейском служении.
       Вспоминая пройденный путь, вижу, как невидимая десница Божия вела меня к тому знаменательному рубежу, у которого я стою сегодня. Вся моя сознательная жизнь прошла внутри Церкви, и никаких иных желаний и стремлений, кроме того, чтобы отдавать все свои силы служению Богу, у меня не было и нет. Когда в двадцатилетнем возрасте я принимал монашество и священный сан, не было у меня ни малейшего колебания или сомнения в правильности сделанного выбора, и никогда впоследствии не пришлось мне пожалеть о принятом решении. Многое довелось испытать: и зависть человеческую, и опасности между лжебратиями (2 Кор. 11, 26), но все испытания, как теперь вижу, были попущены Самим Богом, Который даже злые деяния человеческие направляет к благим последствиям. Много было мною самим совершено ошибок в силу молодости, неопытности, незрелости, но Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, покрывала все мои недостатки, исправляла все ошибки, и Всемилостивый Господь, принимая покаяние, давал новые силы на несение пастырского креста. Никогда не считал я себя достойным священства и никогда не дерзнул бы принять иерейское или тем более архиерейское рукоположение, если бы не верил в спасительную благодать Божию, которая, надеюсь, и в дальнейшем не оставит меня на предстоящем мне нелегком пути.
       От юности возлюбил я храм Божий, и до сего дня любовь к алтарю, к богослужению, к Литургии является главной любовью моей жизни. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его (Пс. 26, 4) - невозможно полнее и глубже выразить чувства человека, плененного неземной красотой православного богослужения, охваченного пламенным стремлением как можно чаще совершать Божественную литургию. Я бесконечно благодарен Богу за то, что в течение многих лет он допускал меня к служению алтарю, принимал из моих недостойных рук Бескровную Жертву, приносимую о всех и за вся. Радостью переполняется мое сердце при мысли о том, что и в предстоящем мне архиерейском служении совершение Божественной литургии будет главным моим делом.
       Огромное влияние на мое духовное становление оказало изучение богословского наследия святителя Григория Богослова, преподобных Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина и других отцов Восточной Церкви. Вчитываясь и вдумываясь в слова этих великих мужей веры, переводя их творения на русский язык, делая их богословие доступным для современников, я постоянно открывал для себя новые горизонты, черпал новое вдохновение. Знамением особой милости Божией ко мне считаю то, что моя архиерейская хиротония совершится в день памяти святителя Василия Великого, который являет ярчайший пример человека, сумевшего сочетать богословское творчество с обширной практической деятельностью по созиданию Церкви - в этом и мне хотелось бы по мере сил ему подражать, ибо я не мыслю себе богословие без служения Церкви и служение Церкви без богословия. Верю, что святитель Василий и другие великие отцы и учители будут моими помощниками и спутниками, ибо без их руководства невозможно быть достойным епископом, служителем Христовым и домостроителем таин Божиих (1 Кор. 4, 1).
       Прожитые годы были для меня периодом взросления, когда Святая Церковь возлагала на меня различные послушания. Мне довелось быть и иноком общежительного монастыря, и священником в сельских храмах, и настоятелем кафедрального собора, и преподавателем Духовных школ, и сотрудником Синодального отдела. Этот уникальный опыт позволил мне узнать жизнь родной для меня Русской Православной Церкви изнутри, на разных уровнях, в разных измерениях, и полюбить свою Церковь той любовью, которая никогда не ослабевает, но, наоборот, с каждым днем становится все более полной и глубокой.
       Господь судил мне получить богословское образование не только на родине, но и за ее пределами - в Великобритании, где моим учителем был епископ Диоклийский Каллист. Память о сотрудничестве с ним для меня особенно драгоценна. Годы пребывания в инославной среде, когда необходимо было отстаивать святоотеческое Предание перед лицом расцерковленного христианства, стремительно утрачивающего основополагающие догматические и нравственные ориентиры, только укрепили во мне любовь к православной вере, заставили еще острее почувствовать величие Православия, его созидательную и исцеляющую силу. Думаю, что в предстоящем мне архиерейском служении на Британской земле свидетельство об истине Православия перед лицом инославных христиан будет одной из моих главных задач.
       Хотелось бы сегодня выразить благодарность тем людям, которые оказали решающее влияние на мое формирование как христианина и священнослужителя. Я глубоко и пожизненно благодарен своей маме, раскрывшей передо мной глубины христианской веры, воспитавшей меня в православном благочестии. Благодарен наставникам, хранившим юность мою, архипастырям, пастырям и инокам, своим личным примером вдохновлявшим меня на следование по их стопам. Искренне и сердечно признателен митрополиту Сурожскому Антонию, всегда остававшемуся для меня примером жертвенного служения Церкви Христовой, преданности делу Божию, богословского дерзновения и пастырской мудрости. Особую благодарность хотелось бы выразить сегодня митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, в чьем лице я всегда имел надежного защитника и крепкую опору, у которого я так многому научился и еще надеюсь научиться в будущем. Наконец, не могу не выразить сыновнюю благодарность Вашему Святейшеству за теплоту и сердечность, с которыми Вы относились ко мне в годы моего служения в Москве, за доверие, которое Вы мне оказали, избрав меня на архиерейское служение, за отеческую заботу, которую Вы проявляете ко мне сейчас, в дни, когда я особенно в ней нуждаюсь.
       Хотел бы заверить Ваше Святейшество и вас, досточтимые архипастыри, в том, что я сделаю все от меня зависящее, дабы оправдать ваше высокое доверие. Прошу вас и в дальнейшем не забывать меня в своих молитвах, поддерживать меня советами и братской помощью, делиться со мной своим богатым архипастырским опытом, ибо без вашей постоянной поддержки невозможно будет мне справиться с возложенным на меня послушанием.
       Служение епископа высоко и ответственно, оно требует от человека всецелой отдачи, полного напряжения духовных сил, постоянной устремленности к нравственному совершенству. Епископ должен хранить таинство веры в чистой совести (1 Тим. 3, 9), образ его жизни должен соответствовать проповедуемому им учению и совесть его должна быть чиста от всего, что могло бы воспрепятствовать действию через него благодати Божией. Да не моих ради грехов возбраниши благодати Пресвятаго Твоего Духа от предлежащих даров - эти страшные слова, произносимые предстоятелем на Литургии святого Василия Великого, должны каждому священнослужителю напоминать о том, что, хотя Таинства совершаются вне зависимости от его достоинства или недостоинства, его прямым долгом не только перед собой, но и перед Церковью является борьба с собственными страстями, изживание греха в самом себе. "Надо сначала очиститься, потом очищать; умудриться - потом умудрять; стать светом - потом просвещать; приблизиться к Богу - потом уже приводить к Нему других; освятиться - потом освящать", - говорит святитель Григорий Богослов.
       Епископ является блюстителем церковного единства, о котором он должен неустанно заботиться. Прежде всего эта забота выражается в созидании епископом вверенной ему Церкви: будучи пастыреначальником, он обязан иметь постоянную живую связь с пастырями, наставлять и утешать их, вникать в их нужды и оказывать им помощь. Епископ должен знать своих овец, звать их по имени и идти перед ними, чтобы они знали голос его и следовали за ним (Ин. 10, 3-4). Забота епископа о церковном единстве выражается и в его стремлении к преодолению расколов, существующих внутри Православной Церкви и наносящих огромный урон ее миссии. Епископ, кроме того, обязан заботиться и о тех овцах, которые не сего двора (Ин. 10, 16), то есть о верующих во Христа, но лишенных пребывания в спасительной ограде Церкви, ибо и перед ними надлежит ему свидетельствовать об истине. "Искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести к единству Церкви, так многочастно между собою разделенные" - эти слова святителя Василия Великого адресованы каждому служителю Церкви, в особенности же архиереям, на которых возложена миссия созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия (Еф. 4, 12-13).
       Епископу дается многое: ему вверяется полнота власти церковной, он становится преемником Апостолов, получая право рукополагать в священный сан, быть раздаятелем благодати Божией через Таинства Церкви. Но от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Ужас охватывает сердце, когда думаешь о том ответе, который каждому архиерею предстоит дать на Страшном Суде Господнем - не только за себя, но и за рукоположенных им клириков и вверенную ему паству. С трепетом помышляю я о залоге, о котором имам истязан быти во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
       Ваше Святейшество! Святители Божии! Избрание на епископское служение - это призыв к подвигу, нести который не под силу немощному человеку. Потому умоляю вас: когда вы будете возлагать руки на мою грешную голову, помолитесь о том, чтобы Дух Святой сошел на меня и сила Всевышнего осенила меня (Лк. 1, 35), чтобы даровано было мне непорочное служение Церкви Христовой и чтобы Сам Пастыреначальник Господь помогал мне нести бремя епископства до конца моих дней".
       14 января 2002 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Илариона (Алфеева) во епископа Керченского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Берлинский и Германский Феофан, Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Сергиевский Василий, Орехово-Зуевский Алексий и Дмитровский Александр. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Илариону архиерейский жезл, обратился к нему со Словом:
      
       Преосвященный епископ Иларион, возлюбленный о Господе брат!
       Изволением Божиим и избранием Нашим и Священного Синода ты ныне призван к высокому архиерейскому служению. Через возложение рук епископов воспринял ты сегодня сугубую благодать, сделавшись преемником Апостолов и приобщившись к сонму святителей Русской Православной Церкви.
       К этому знаменательному событию Промысл Божий готовил тебя в течение многих лет. От юности ты возлюбил Христа и Его Святую Церковь, в пятнадцатилетнем возрасте начал служение чтеца и иподиакона. В двадцать лет ты произнес монашеские обеты, после чего дана была тебе и благодать священства. Служение Церкви в священном сане ты совмещал с другими послушаниями, возлагавшимися на тебя Священноначалием. Все послушания ты исполнял достойно, и талант, полученный от Бога, не зарыл в землю (Мф. 25, 25).
       Тебе пришлось много потрудиться на ниве духовного просвещения и богословского творчества. И здесь труд твой был "не тщетен пред Господом" (1 Кор. 15, 58) и принес добрые плоды. Богословские исследования помогли тебе осознать величие Православия, глубину его догматического учения, приобщиться к сокровищнице святоотеческой мудрости. В дальнейшем твоем ответственном служении ты должен, основываясь на учении святых отцов, строго следовать догматам православной веры, неукоснительно блюсти церковное Предание. Главной заботой отцов Церкви была проповедь Евангелия, распространение и изъяснение апостольского учения на доступном для их современников языке. Подражая им, "проповедуй Евангелие благодати Божией" (Деян. 20, 24), "проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4, 2). Слово твое "да будет всегда с благодатию, приправлено солью" (Кол. 4, 6). И да поможет тебе Господь быть мудрым пастырем и наставником вверенного тебе стада.
       Знаменательно, что твоя архиерейская хиротония совершилась в день памяти святителя Василия Великого, одного из трех вселенских учителей, почитаемых Православной Церковью. Святитель Василий в течение всей жизни защищал Православие, боролся с ересями и расколами, свидетельствовал об истинной вере перед заблуждавшимися, созидал приходские и монашеские общины во вверенной ему церковной области, был великим совершителем Божественной литургии. Он постоянно работал над собой и в то же время был открыт для общения с любым человеком: для одних был строгим учителем, для других - добрым пастырем, для третьих - любящим отцом; как сказал о нем святитель Григорий Богослов, он "для всех... сделался всем" (1 Кор. 9, 22), чтобы приобрести всех или почти всех".
       Таким и сегодня должен быть архиерей, призванный "вникать в себя и в учение" (1 Тим. 4, 16), "быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины" (2 Тим. 2, 24-25). Да не смущает тебя твоя молодость, не страшись высоты епископского сана, но твердо веруй в благодать Божию, которая, "всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет", поможет и тебе в несении архипастырского креста. "Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4, 12).
       Твоя архиерейская хиротония совершена в Храме Христа Спасителя, некогда разрушенном богоборцами, но ныне восстановленном в первозданной красоте и величии. Пусть это служит для тебя напоминанием о крестном пути, которым прошла Русская Церковь в XX веке, о сонме новомучеников и исповедников Российских, предстоящих Престолу Божию и молящихся за нас. Свидетельствуй об их подвиге перед всем миром, в особенности же перед теми, кто, не пережив и малой толики тех испытаний и потрясений, которые выпали на долю нашего народа, ныне возводит хулу на Церковь-мученицу, внося смущение в сердца и умы верующих. Да "заградятся уста говорящих неправду" (Пс. 62, 12) о Церкви, которая прошла через опыт страданий и исповедничества, а сегодня восстает из пепла, возрождается после десятилетий гонений.
       Избрание твое на епископское служение совершилось в канун памяти святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожского, Небесного покровителя Сурожской епархии. В этой епархии предстоит тебе нести свое служение, помогая митрополиту Сурожскому Антонию, для которого ты должен стать надежной поддержкой и опорой. Твое архипастырское попечение должно простираться на всех без исключения овец вверенной тебе паствы. Но особое внимание обрати на тех многочисленных чад нашей Церкви, которые оказались на чужбине и для которых храм остается едва ли не единственной связью, соединяющей их с родиной. Будь для них пастырем и отцом, наставником и учителем; их радости да будут твоими радостями и печали их да будут твоими печалями.
       Служение твое будет проходить в непростых условиях, ибо тебе придется жить в инославном окружении и свидетельствовать о Предании Древней Неразделенной Церкви перед христианами, отходящими от него все дальше. Не убойся этой высокой задачи, но восприми ее как особый подвиг, возлагаемый на тебя Священноначалием Церкви Русской. Накопленный тобой опыт участия в межхристианских связях да поможет тебе находить правильный тон в общении с теми, в отношении которых у тебя должна быть "...братская готовность помочь им разъяснениями, обычная внимательность к их лучшим желаниям, возможная снисходительность к естественным при вековом разделении недоумениям, но в то же время твердое исповедание истины нашей Вселенской Церкви как единой хранительницы Христова наследия и единого спасительного ковчега Божественной благодати". Этим принципом, сформулированным Святейшим Синодом Российской Церкви в 1903 году применительно к методу богословского диалога с англиканами и старокатоликами, руководствуйся и ты в своей межхристианской деятельности.
       В твоей архиерейской хиротонии приняли участие не только иерархи нашей Святой Церкви, но и представители других Поместных Православных Церквей, прибывшие сюда для того, чтобы разделить с тобой радость вступления на новое для тебя ответственное служение. Пусть присутствие высоких гостей послужит тебе дополнительным напоминанием о твоем долге всемерно способствовать укреплению связей с Поместными Православными Церквами ради сохранения "единства духа в союзе мира" (Еф. 4, 3).
       А сейчас прими сей жезл как символ архипастырской власти и преподай первое твое святительское благословение народу, горячо молившемуся о тебе за Божественной литургией.

***

       Епископ Керченский Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. С 1973 по 1983 год учился в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных по классу скрипки и композиции. По окончании школы поступил в Московскую государственную консерваторию им. Чайковского по классу композиции.
       С 1984 по 1986 год служил в армии. По окончании воинской службы поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.
       19 июня 1987 года архиепископом Виленским и Литовским Викторином был пострижен в монашество, а 21 июня того же года рукоположен во иеродиакона. 19 августа 1987 года по благословению архиепископа Викторина рукоположен во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием во время его посещения Виленской епархии.
       В 1988-1989 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй и селе Колайняй. В 1990 году архиепископом Виленским и Литовским Хризостомом назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора в Каунасе.
       В 1989 году окончил заочно Московскую Духовную семинарию, а в 1991 году - Московскую Духовную академию, получив степень кандидата богословия.
       По окончании Академии был приглашен ректором архиепископом Дмитровским Александром на преподавательскую должность. В 1991-1993 годах преподавал в Московских Духовных школах гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык, а также Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте и патрологию в Российском Православном университете имени святого Апостола Иоанна Богослова. Одновременно учился в аспирантуре МДА при ОВЦС, которую окончил в 1993 году.
       В 1993 году по благословению Председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла был направлен в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста писал диссертацию на тему "Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание". В 1995 году окончил университет со степенью доктора философии.
       С 1995 по 2001 год работал в Отделе внешних церковных связей, с августа 1997 года - в должности секретаря ОВЦС по межхристианским связям. С января 1996 по декабрь 2001 года проходил пастырское служение в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве.
       Епископ Иларион - автор более 150 публикаций на богословские и церковно-исторические темы, в том числе книг "Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие", "Жизнь и учение святителя Григория Богослова", "Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание", "Духовный мир преподобного Исаака Сирина", "Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в Восточно-христианской традиции", "Православное богословие на рубеже столетий", "Вы - свет мира", "Человеческий лик Бога", а также переводов творений отцов Церкви с греческого и сирийского языков.
       В 1999 году Свято-Сергиевским Православным Богословским институтом в Париже удостоен звания доктора богословия.
       На Пасху 1999 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена, на Рождество Христово 2002 года - в сан архимандрита.

Преосвященный Иларион, епископ Керченский

Речь архимандрита Илариона во время наречения

Хиротония архимандрита Илариона

Первое благословение новопоставленного епископа

Вручение епископу Илариону архиерейского жезла

Благословение народа Божия

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и епископ Керченский Иларион в алтаре Храма Христа Спасителя

Участники хиротонии (епископ Керченский Иларион - крайний справа)