|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 02-2002 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония архимандрита Максима (Дмитриева)
во епископа Барнаульского и Алтайского
Постановлением Патриарха и Священного Синода от 26 декабря 2001 года игумену Максиму (Дмитриеву), преподавателю Тобольской Духовной семинарии, по возведении в сан архимандрита определено быть епископом Барнаульским и Алтайским.
17 января 2002 года, в день празднования Собора 70-ти апостолов, в Храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве, было совершено наречение архимандрита Максима (Дмитриева) во епископа Барнаульского и Алтайского.
Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископ Истринский Арсений, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Дмитровский Александр, Керченский Иларион. При наречении во епископа архимандрит Максим произнес речь:
"Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец - Первосвятитель Церкви Русской! Богомудрые архипастыри, святители Христовы!
Во исполнение определения Вашего Святейшества и Священного Синода ныне предстою я, недостойный, в ожидании тех страшных минут, когда чрез возложение ваших святительских рук мне предстоит воспринять Божественную благодать епископского служения. Страх и трепет прииде на мя (Пс. 54, 6), когда Христос голосом Церкви повелел мне стать в ряды богомудрых архипастырей. Не могу преодолеть всеобъемлющего волнения и смущения от сознания всей высоты предстоящего служения Святой Христовой Церкви. И тем паче вижу свое недостоинство, свою немощь в духовной мудрости и недостаточность жизненного опыта и рассуждения.
На пути моих размышлений непрестанно звучит вопрос Господа: Симоне Ионин, любиши ли Мя? (Ин. 21, 15). Но лишь после ответа: Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя (Ин. 21, 15), - Христос благословляет: паси агнцы Моя (Ин. 21, 15). И на Страшном Суде перед Лицом Божиим, и сегодня перед Вами, Ваше Святейшество, богомудрый архипастырь, и перед всей паствой мне предстоит дать ответ: так ли возлюбил я Господа, чтобы стать пастырем добрым Церкви Христовой? Уповаю лишь на благодать Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. Пребывающего в смущении, меня ободряют и укрепляют слова Спасителя, которыми Он утешал Апостола Павла: ...сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
В эти волнующие минуты возношу молитвы Господу моему, Его Пречистой Матери сопутствовать моему недостоинству на предстоящем многотрудном апостольском пути. Благодарю Бога, что Он сподобляет меня принятия сего Таинства в день памяти великого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Особо молюсь сему предстателю пред Богом, чья жизнь стала примером отшельничества и проповеди покаяния.
Конечно, епископское служение - это служение Церкви, служение людям. Монашество здесь раскрывается в жертвенной любви к ближним, отвержении столь желанной тишины монашеской жизни, полном отречении от своих, пусть даже благочестивых желаний, умирании самого себя. Это величайший подвиг, который невозможно понести без помощи Божией, без помощи Церкви.
Приношу слова глубокой благодарности Вам, Ваше Святейшество, и Священному Синоду за оказанное мне доверие. Низкий поклон всем архипастырям нашей Церкви, совершающим великое свое служение в церковном единстве и вере.
Крепкая рука Господня вела меня от младенчества. Господь даровал мне милость родиться и вырасти в большой многодетной православной семье. С самых ранних лет я поучался благочестию на примерах отца и матери, которые во всем являли нам живой образ жизни во Христе. Они привили мне с раннего детства любовь к Святой Церкви, богослужению, церковному пению.
Мысленно всматриваюсь во всю мою жизнь и вижу, как Господь Своей крепкой десницей руководил ею, наставлял меня на стезю правды, сподоблял покрова Своих святых угодников, как бы передавая из рук одного предстателя в руки другого. Господь сподобил меня родиться в граде, за который возносят свои молитвы преподобный Севастиан Карагандинский и другие ведомые и неведомые новомученики Христовы. Божиим Промыслом мне было суждено получить богословское образование в обители Пресвятой Троицы, у Преподобного Сергия Радонежского. У его святых мощей я, недостойный, сподобился монашеского пострига. Под покровом святителя Иоанна, митрополита Тобольского, я нес послушание в Тобольской Духовной семинарии. С глубокой грустью я оставляю Тобольские Духовные школы, рождение и становление которых проходило во время моего двенадцатилетнего пребывания в Тобольске. Не могу не выразить свою глубочайшую признательность архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию, под руководством которого прошел многотрудный период моего пастырского становления. Владыка показал живой пример неустанного, самоотверженного и ревностного служения нашей Церкви, пастве и Духовной школе.
В сознании величайшей ответственности перед Богом и Церковью утешаю себя надеждой на молитвенное предстательство святого Крестителя Господня Иоанна, святителя Иоанна, митрополита Тобольского, Преподобного Сергия Радонежского, преподобного Севастиана Карагандинского. Как малое беспомощное чадо, припадаю к Вам, Ваше Святейшество, и к вам, святители Церкви Христовой, прося вознести свои молитвы Всеблагому Богу, дабы благодатию Христовой восполнилась моя немощь и недостоинство принятия епископского сана, дабы Господь освятил и укрепил меня, дабы не стать соблазном и виновником гибели верных, но мудро пасти стадо Божие и право править слово Его истины. Аминь".
20 января 2002 года, в день празднования Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Максима (Дмитриева) во епископа Барнаульского и Алтайского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Истринский Арсений, Тобольский и Тюменский Димитрий, Венский и Будапештский Павел, Верейский Евгений, епископы Гурий (Шалимов), Орехово-Зуевский Алексий, Дмитровский Александр, Керченский Иларион. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Максиму архиерейский жезл, обратился к нему со Словом:
Преосвященный епископ Максим, возлюбленный о Господе собрат наш и сослужитель!
В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя за Божественной литургией "Первосвященник великий, прошедший небеса, Иисус Сын Божий" (Евр. 4, 14) через нас, твоих собратьев и епископов, поставил тебя на высшую ступень священства и соделал епископом "пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28).
Мы, совершители твоей хиротонии, с любовью приветствуем тебя и поздравляем с принятием благодати архиерейства. Вместе с поздравлениями мне надлежит по древней традиции, вручая тебе жезл - символ архипастырской власти, поделиться мыслями и дать наставление в предстоящий тебе путь епископского делания на ниве Христовой.
Во второй день великого праздника Богоявления, в день Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Дух Святой, живущий в Церкви Христовой и исполняющий ее Своими дарами (1 Кор. 12, 4-11), обильно излиял на тебя Свою благодать. Духовная обстановка сегодняшнего богослужения всем нам напоминает картину празднуемого события.
Праздник Крещения Господня в водах Иордана - праздник Богоявления: "Бог Господь и явися нам". Христос принимает Крещение, чтобы начать служение всем людям, чтобы явить всем Свою любовь и дать "нам залог Духа" (2 Кор. 5, 5). Крещение возвещает Пятидесятницу, с которой начинается Крещение Духом Святым Церкви (Деян. 1, 5; 11, 16) и всех тех, кто в нее войдет.
Откровение троичного Богоявления дается в этот момент только Иоанну Предтече, большему "из рожденных женами" (Лк. 7, 28), первому пророку Нового Завета.
Всякий раз, когда мы устремляемся к Христовой любви, перед каждым из нас, перед всей Церковью стоит Предтеча Господень с его проповедью покаяния.
В этом мире, колеблемом ветром всяких учений, где слишком много пророков лжи, он стоит пророком Истины и больше пророка (Лк. 7, 26). Он возвещает о приходе Христа и готовит к этому событию призывом к покаянию. И Церковь, вместе с Предтечей знающая тайну Святой Троицы, будет звать всех людей подвизаться в покаянии и обличении зла до скончания века.
Сегодня твоя Пятидесятница, и Дух Святой сошел на тебя, как некогда в Сионской горнице на святых Апостолов. Позаботься, "чтобы благодать Божия не тщетно была принята" тобой (2 Кор. 6, 1). К тебе, как и к Апостолу Петру, как и к каждому епископу Церкви Божией, обращены слова Спасителя: "Любишь ли ты Меня... Паси овцы Моя" (Ин. 21, 15-16). В подобие совершенной любви, открывшейся во Христе Иисусе, мы призваны пасти "Божие стадо... непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1 Пет. 5, 2-3), с готовностью душу положить за паству свою (Ин. 10, 11).
С терпением, мужеством и любовью неси свой архипастырский крест, не давая места нерадивости и теплохладности, грубости и высокомерию. Помни слова Христовы: "Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий..." "Ибо... Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Лк. 22, 26; Мк. 10, 45).
Облеченный полнотой учительной и канонической власти, не используй преимущества своего иерархического положения при решении тех или иных вопросов. Руководствуйся не человеческими суждениями - они далеко не всегда совпадают с волей Божией, но предписаниями Закона Божия и правилами Святой Церкви, которые ты нам сегодня исповедал. Не принимай поспешных решений, возлагай надежду на помощь Божию, черпай ее в молитве к Богу, прибегай к предстательству Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2, 15). "Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое" (2 Тим. 4, 5) с "мудрою кротостью" (Иак. 3, 13).
Являй себя "как служитель Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах... в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах" (2 Кор. 6, 4-8).
В том, что совершилось сегодня над тобой, мы видим промыслительное действие десницы Божией. Господь незримо вел тебя к принятию благодати архиерейства, споспешествуя тебе на твоем жизненном пути.
Четырнадцать лет тому назад в стенах великой Лавры, у раки с мощами Преподобного Сергия Радонежского, ты дал обеты монашества, был рукоположен в священные степени диакона и пресвитера и направлен нести послушание в возрожденную Тобольскую Духовную семинарию. Ты посеял добрые семена в души и сердца тех, кого учил и воспитывал, кто пел под твоим руководством в стенах Тобольской семинарии. Об этом свидетельствует и то, что часть хора учащихся Тобольской семинарии сегодня славила Господа во время Божественной литургии в Храме Христа Спасителя. Завершив свои труды в вертограде духовного просвещения, ты призываешься к новому, высокому и многотрудному служению в Церкви Божией.
Ты облечен благодатью архиерейства во второе лето третьего тысячелетия от Рождества Христова. Твое архипастырское служение начинается в знаменательное для нашего народа время, время значительных перемен в нашем обществе. Долгожданную надежду на духовное возрождение нашего многострадального отечества мы получили более десяти лет назад. За это время тысячи храмов были восстановлены и открыты, построены заново, во многих обителях возродилась монашеская жизнь, Духовные учебные заведения и воскресные школы стали нести свет Христова учения молодому поколению. Но главное - это люди, которые потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви. Часто это время называют Вторым Крещением Руси.
Многовековая история Русской Православной Церкви неотделима от истории нашего отечества. Святая Церковь всегда провозглашала евангельские идеалы братства и мира, любви и единомыслия как непреходящие ценности человеческой жизни. В принятых на последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви "Основах социальной концепции" достаточно четко показано, как разрушительны бездуховность и безнравственность, какое страдание могут принести вражда и разделение, сказано, что погибель ждет тех, кто потерял веру и ослеплен ложными идеалами потребительства.
Служение Богу в служении ближним, всему человечеству, в заботе о грядущих поколениях, в делах милосердия, в искоренении эгоизма, в воспитании нравственной чистоты, хранении отеческой веры и народных традиций, в любви и преданности своей Родине - наш долг, внутренняя потребность каждого архипастыря.
Трудно служение епископа, оно превышает меру сил человеческих. Как видимую опору в этом подвиге прими жезл сей и с этого места благослови ожидающую тебя Барнаульскую паству и находящийся здесь народ Божий, молитвенно разделяющий с нами торжество твоей архиерейской хиротонии.***
Епископ Максим (в миру - Василий Михайлович Дмитриев) родился 23 февраля 1961 года в Караганде, в православной многодетной семье шахтера Михаила Леонтьевича и Александры Дмитриевны Дмитриевых, где и получил религиозное образование. Был крещен в младенчестве.
В 1976 году окончил среднюю школу, а в 1979 году - Карагандинское культпросветучилище. С 1979 по 1981 год служил в рядах советской армии.
В 1982 году поступил учиться в Московскую Духовную семинарию, одновременно окончил Регентскую школу. В 1986 году был зачислен в Московскую Духовную академию. К 300-летию Академии был награжден медалью Преподобного Сергия Радонежского III степени.
В 1988 году был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры. 24 марта 1988 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры был пострижен в монашество с именем Максим, в честь преподобного Максима Грека. К 1000-летию Крещения Руси награжден медалью Преподобного Сергия Радонежского II степени.
19 мая 1988 года рукоположен во иеродиакона, 12 марта 1989 года - во иеромонаха.
6 октября 1989 года возведен в сан игумена и Священноначалием Русской Православной Церкви назначен инспектором возрожденной Тобольской Духовной семинарии. В 1990 году исполнял обязанности ректора семинарии.
С 1997 года - благочинный Ишимского округа Тобольской епархии. В 1997 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени.
В 1999 году назначен заведующим Регентским отделением при Тобольской Духовной семинарии. В 1999 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени в связи с десятилетием возрождения Тобольской Духовной семинарии и служения в Сибири. В 2000 году награжден юбилейной патриаршей грамотой в ознаменование празднования 2000-летия Рождества Христова.
В июне 2001 года защитил кандидатскую диссертацию в МДА по кафедре патрологии на тему "Опытное богопознание и его значение в богословии преподобного Макария Египетского".
В течение 12-летнего пребывания в Тобольской Духовной семинарии преподавал церковное пение и являлся регентом 1-го хора семинарии.
30 декабря 2001 года возведен в сан архимандрита. |
Преосвященный Максим, епископ Барнаульский и Алтайский |
|
Речь архимандрита Максима при наречении во епископа |
|
Хиротония архимандрита Максима |
|
Первое благословение новопоставленного епископа |
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и епископ Барнаульский и Алтайский Максим |
|
Участники хиротонии (епископ Барнаульский и Алтайский Максим - крайний справа) |