ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю

       Божественною любовию от юности распалаем, Павле преподобне, вся, яже в мире красная возненавидев, Христа единаго возлюбил еси, и Сего ради во внутреннюю пустыню веслился еси, со зверьми жити весь Христу: отонудуже и Всевидящее Око твоя труды видев, даром чудес и по преставлении обогати тя...- так воспевает Русская Церковь одному из дивных своих подвижников, преподобному Павлу Обнорскому, Вологодскому и всея России чудотворцу, ученику Преподобного Сергия.
       Родился он в 1317 году во граде Москве, при святом благоверном великом князе Тверском Михаиле III Ярославиче, при удельном князе Московском Георгии Данииловиче и при святителе митрополите Петре, от знатных и благочестивых родителей. О его детстве и юности нам известно только то, что он был воспитан в благочестии и отличался необычайным нищелюбием.
       По велению сердца, распалаемого Божественною любовью, благочестивый юноша, будучи 22-х лет от роду, оставляет родительский дом и вся, яже в мире красная, и уходит в монастырь Рождества Христова на Волге, под Угличем, где принимает монашеский постриг с наречением имени в честь святого Апостола Павла.
       Движимый любовью к Богу и ближним, он с особым усердием проходит все монастырские послушания, за что приобретает любовь и уважение братии. Услышав о добродетельном подвиге Радонежского игумена Аввы Сергия, молодой инок оставляет свой монастырь и приходит на Маковец к великому Сергию. Преподобный Сергий любвеобильно принимает молодого подвижника и определяет его в число монастырской братии. Здесь он так же, как и в монастыре своего пострижения, с изрядным усердием проходит все послушания общежития, после чего святой Сергий благословляет Павла на подвиг пустынножительства неподалеку от монастыря.
       В течение десяти лет блаженный подвижник несет данный ему подвиг, восходя от силы в силу, но затем, докучаемый посещением братии, испрашивает благословения у игумена Земли Русской искать себе место для совершенного безмолвия на Севере, в вологодско-костромских пределах. По прошествии некоторого времени святой Павел поселяется в пустынном Комельском лесу, на берегу речки Грязовицы, в дупле старой липы. И стужу, и зной терпит подвижник в своем жилище, но укрепляемый Богом, все посылаемые невзгоды переносит с радостью.
       В таком подвиге святой провел в своем убежище три года, пока по особому смотрению Божию не перешел немного севернее, на берег реки Нурмы. Увидев новое место, преподобный сказал: Се покой мой, зде вселюся! Построив хижину, немногим более просторную, чем оставленное им дупло, подвижник ископал в полугоре колодец, к чудодейственной силе которого впоследствии прибегала вся Россия. Да и в наше время каждый посещающий Павлову обитель непременно почерпает из этого кладезя живоносной водицы - и по вере в молитвенное предстательство чудотворца происходят исцеления.
       Здесь подвижник, как и прежде, предается богоугодным подвигам. Древнее житие угодника Божия повествует о том, что он достиг блаженного состояния Адама до грехопадения - к нему слетались без боязни птицы, прибегали зайцы, белки и даже хищные звери приходили: лисы, волки, медведи. С ними преподобный разделял свою скромную трапезу.
       Прослышав о подвигах святого, местные жители стали стекаться к нему для назидания и получения благословения. Некоторые из них оставались при нем, так сложилась небольшая подвижническая община. С ее возрастанием возникла необходимость в строительстве храма. За получением благословения на строительство храма и устроение обители чудный старец в 1413 году отправился со своим учеником иноком Алексием в Москву к святителю Московскому митрополиту Фотию. Святитель Фотий благословил благое начинание Павла, рукоположил Павлова ученика Алексия во иерея и сделал его первым игуменом обители, так как преподобный, по смирению своему, уклонился от священного сана и игуменства.
       Таким образом, монастырь, устроенный по благословению самого Всероссийского митрополита, был поставлен в исключительное положение: он приобрел статус митропополичей ставропигии, то есть находился в непосредственном подчинении митрополита Московского. В 1414 году первый храм обители был освящен во имя Живоначальной Троицы. 1414 год считается годом основания Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря. Через пятнадцать лет после устроения обители, 10/23 января 1429 года, в возрасте 112 лет, великий угодник Божий мирно предал свою святую душу в руки Божии. Неиссякаемой рекой потекли чудеса от его святых и многоцелебных мощей, что побудило святителя Московского Макария и Собор Русской Православной Церкви в 1547 году причислить преподобного Павла Обнорского к лику святых. Вскоре преподобному была составлена отдельная служба, гимнографически запечатлевшая пустынное житие и подвиги подвижника.
       Самым же большим памятником самоотверженных трудов и подвигов святого стала его обитель - Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Много духовных плодов принесла она, явив миру сонм подвижников: преподобных Лонгина Коряжемского и Адриана Монзенского, митрополита Сарского и Подонского Пафнутия, во времена последних гонений - преподобномученика Иерофея и других.
       По свидетельству дореволюционных справочников, Павло-Обнорский монастырь был одной из самых благоустроеных монашеских обителей России. В нем процветало и старчество, и затворничество, и даже особо трудный монашеский подвиг - столпничество. Так, один из Обнорских игуменов по примеру преподобного Серафима Саровского стоял на камне. Обитель имела духовную связь с Саровом. По благословению настоятеля монастыря игумена Иоасафа (в схиме Серафима) была написана чудотворная Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери.
       Обитель славилась красотой своих храмов. Древнейший из них - Троицкий собор был построен в 1506-1510 годах на средства великого князя Василия III Иоанновича, отца царя Иоанна Грозного. Иконостас для этого храма был написан известным древнерусским иконописцем Дионисием. Некоторые иконы из этого иконостаса теперь хранятся в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Петербурге и Вологодском музее. Вклады в монастырь делали великие князья Иоанн III Васильевич, Василий III Иоаннович, цари Иоанн IV Грозный, Борис Годунов, Василий IV Шуйский, святой благоверный император Николай II, а также многие знатные люди. В XVI столетии обитель посещали великий князь Василий Иоаннович с супругой великой княгиней Еленой Глинской и царь Иоанн Грозный, а в XX веке - святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна.
       В 1924 году монастырь был закрыт. Монахам запретили даже подходить к стенам обители и жить ближе, чем в пяти километрах от нее. За годы разрухи был уничтожен Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня, монастырская ограда. Но никакие испытания не осквернили благословенного места. И после закрытия монастыря происходили чудеса и исцеления по молитвенному предстательству преподобного Павла Обнорского. Как и прежде, бьет животочными струями источник, устроенный преподобным Павлом.
       Промыслом Божиим в 1994 году обитель была возвращена Церкви и передана в ведение Вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Сейчас иноки обители преподобного Димитрия Прилуцкого несут труды по восстановлению древнего благолепия: в 1999 году епископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом был освящен трапезный храм во имя Успения Божией Матери, возобновлены регулярные богослужения, установлена сень над мощами святого основателя обители, благоустроен источник, а главное, постепенно восстанавливается монашеская жизнь, начинает сиять свет духовного делания. Всем понятно, что вырываемое и истребляемое годами не может возрасти в одночасье, для этого нужно время и усердие.
       Как и прежде, братия обители с радостью принимает богомольцев и трудников, притекающих на поклонение святым мощам преподобного и богоносного отца нашего Павла Обнорского, начальника Комельского, иже на Нуроме реце, Комельского, Вологодского и всея России чудотворца.
       Адрес монастыря: 162010, Вологодская обл., Грязовецкий р-н, п/о Ростилово, с. Юношеское, Павло-Обнорский монастырь. Проезд от автовокзала г. Грязовца на автобусе на "Тимонино" или "Вараксино" до остановки "д. Косиково", далее 4 км пешком через Косиково. Тел.: (817-55) 5-42-71. E-mail: pavel_obnorsky@e-mail. ru
      

П. ЕСИН

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Начало XX века

Воскресенский скит Павло-Обнорского монастыря

Храм в честь Успения Божией Матери -
единственный сохранившийся в монастыре

Икона преподобного Павла в Успенском храме монастыря

Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан на месте упокоения преподобного Павла Обнорского