|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 03-2002 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Доклад Главного редактора
Издательства Московской Патриархии
протоиерея Владимира Силовьева
Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, досточтимые отцы, сотрудники Издательства!
Сегодня мы отмечаем поистине знаменательный юбилей - 70-летие официального печатного органа Русской Православной Церкви - "Журнала Московской Патриархии". И мы счастливы, что Вы, Ваше Святейшество, оказали нам высокую честь и возглавили этот торжественный юбилейный акт.
"Журнал Московской Патриархии" начал выходить в далеком 1931 году и в течение многих десятилетий был единственным церковным периодическим изданием в нашей стране. Этим определяется и его значение: он стал той горящей свечой, которую не смогли загасить все враждебные ветры эпохи. Журнал объединял все живые церковные силы - архипастырей и пастырей, клир и мирян, его передавали из рук в руки, к нему тянулись, вокруг него собирались все немногие в то время церковно-литературные силы. В Журнале в разное время работали, с ним сотрудничали выдающиеся отечественные богословы, литургисты, искусствоведы, церковные историки, ученые-слависты.
В течение всех этих лет "Журнал Московской Патриархии" был голосом Русской Православной Церкви, несущим слово евангельского благовестия верующим нашей страны, бесценным источником информации о событиях церковной жизни. Он внес существенный вклад в дело подготовки будущих православных церковно- и священнослужителей, в дело христианского воспитания и просвещения церковных людей, сохранения чистоты нашей веры. По сути, в течение всего времени своего существования "Журнал Московской Патриархии" был летописью Русской Православной Церкви.
Но это стало очевидным позже, начинался же Журнал в далеком 1931 году. Это были трудные времена для Церкви, когда в советской прессе царила оголтелая травля религии, когда "служителей культа" лишали гражданских прав, душили их налогами, когда каждый из них ежеминутно ждал ареста... И все же церковная жизнь продолжалась и в этих условиях, и уникальным свидетельством тому являются материалы, публиковавшиеся в 1930-е годы в "Журнале Московской Патриархии". Ныне эти 24 номера стали библиографической редкостью - к сегодняшнему юбилею мы переиздали их в одном томе.
Не только церковно-историческими свидетельствами ценны для нас эти пожелтевшие от времени номера довоенных лет - многие из опубликованных в них статей и ныне представляют большой богословский интерес. Это связано с тем, что главным, да почти и единственным автором Журнала был выдающийся богослов XX века, будущий Святейший Патриарх, а в те годы Заместитель Патриаршего Местоблюстителя - митрополит Нижегородский (с 1932 года - Горьковский, с 1934 года - Московский и Коломенский) Сергий. Ему принадлежат не только замечательные богословские статьи, вошедшие в сокровищницу Православной Церкви и неоднократно с тех пор перепечатывавшиеся, но и множество писем, посланий и резолюций. Кроме текстов, подписанных именем митрополита, ему же принадлежит и большая часть Определений Священного Синода, преимущественно касающихся вопросов канонической дисциплины и богослужебной практики. Особая их ценность в том, что большое место в них уделялось мотивировке принимаемых решений - того требовал невысокий в то время уровень богословско-канонической подготовки недавно рукоположенного клира и епископата, зачастую не прошедшего академической школы. В результате некоторые Определения Священного Синода превращались в настоящие богословские экскурсы. При этом лейтмотивом всех канонических решений митрополита Сергия была мысль о том, что решения в Церкви должны приниматься не формально, а сообразуясь с духом евангельского учения.
Мы уверены, что переиздание Журнала этого периода времени расширит представления читателей о церковной жизни 1930-х годов, будет способствовать углублению богословских знаний современных церковных людей, облегчит нашим канонистам работу по изучению и систематизации Определений Синода по церковно-практическим вопросам.
В первоначальном своем виде Журнал просуществовал пять лет. Отметим, что хотя в его выходных данных "М[итрополит] С[ергий] Страгородский" значился издателем, но сохранившиеся рукописи и корректурные оттиски свидетельствуют о большой доле редакторского и даже корректорского труда, исполнявшегося самим Владыкой. Тираж Журнала был всего 3000 экземпляров, он выходил один раз в 2-4 месяца и имел объем от 8 до 14 страниц. Но и в таком виде он был "белой вороной" среди периодических изданий "страны победившего социализма", власть которой стремилась к тотальной идеологической монополии. Поэтому неудивительно, что в 1935 году Журнал прекратил свое существование на целых восемь лет.
Возобновлен он был в 1943 году. Это был переломный год в ходе Великой Отечественной войны, обрушившей на нашу страну бремя суровых испытаний. Священноначалие придавало важное значение патриотической деятельности Церкви, которая широко освещалась на страницах Журнала, поэтому Святейший Патриарх Сергий счел необходимым вновь непосредственно возглавить его редакцию, взяв на себя обязанности главного редактора. Членами редакционной комиссии стали митрополиты Ленинградский и Новгородский Алексий (будущий Патриарх Московский и всея Руси), Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич), а также архиепископ Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин).
В то тяжелое время внимание общества было обращено к полям сражений, и конечно же Церковь была вместе со своим народом. На страницах Журнала разъяснялась человеконенавистническая сущность фашизма, его принципиальная враждебность христианству. Публикации Журнала призывали к самоотверженному труду, утешали скорбящих, ободряли и воодушевляли защитников родины примерами славного прошлого Русской земли. Через Журнал Священноначалие неоднократно призывало верующих всем жертвовать ради победы над врагом, и эти призывы не остались гласом вопиющего в пустыне, а дали плод мног - голос Церкви, призывавший к молитве, труду и ратному подвигу во имя освобождения страны был услышан чадами Церкви в отечестве и за его пределами.
Те годы были временем возрождения Церкви: стали открываться храмы, возобновляться монастыри, открыто проводиться крещения, венчания, молебны. Начало восстанавливаться и грубо нарушенное извне каноническое устройство Церкви. И символично, что датой второго рождения "Журнала Московской Патриархии" стало 12 сентября 1943 года - день восшествия на Первосвятительский престол, пустовавший почти два десятилетия, Святейшего Патриарха Сергия.
Много важных событий происходило тогда в церковной жизни, и все они подробно освещались Журналом: возобновление Патриаршества, избрание Патриархов Сергия, а затем Алексия I, открытие Богословского института и Пастырских курсов в Москве, Ленинграде и Одессе, 500-летний юбилей автокефалии Русской Православной Церкви, первые поездки наших церковных делегаций почти во все страны света.
После блаженной кончины Святейшего Патриарха Сергия 15 мая 1944 года во главе Журнала стал Патриарший Местоблюститель, а затем и Святейший Патриарх Алексий I. В 1946 году его сменил на этом посту митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Примерно в то же время на сотрудников редакции было возложено еще одно церковное послушание: в 1945 году решением Поместного Собора Русской Православной Церкви на базе Журнала был создан Издательский отдел Московского Патриархата, в обязанности которого вменялась подготовка и осуществление изданий, необходимых для полнокровной церковной жизни: церковных календарей, Священного Писания, богослужебной литературы, пособий для церковно- и священнослужителей и многое другое.
Журнал стал выходить уже ежемесячно, тиражом 15 000 экземпляров. Объем каждого номера варьировался в зависимости от наличного материала от 32 до 48 страниц, в 1950-х годах он вышел на уровень нынешних 80 страниц. Что же касается авторов, то ими прежде всего стали сами члены редколлегии. Послания Святейших Патриархов Сергия и Алексия направляли жизнь Церкви в новых условиях. Замечательными по форме и содержанию были слова-проповеди митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича). Горячей непримиримостью ко злу отличались статьи архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), ныне прославленного в Соборе новомучеников и исповедников Российских, выдающегося хирурга и ученого. К первым авторам Журнала можно отнести также митрополитов Григория (Чукова) и Вениамина (Федченкова), будущего архиепископа Киприана (Зернова), известных профессоров С. В. Савинского, А. И. Георгиевского, литургиста и музыковеда Н. Д. Успенского.
Быстро определились основные рубрики Журнала, которые с небольшими изменениями сохранились до сего дня. Это "Официальная часть", "Проповедь", "Церковная жизнь", "Библиография".
Поскольку Журнал являлся (и ныне является) официальным органом Московской Патриархии, призванным отображать жизнь и деятельность Русской Православной Церкви, он неизменно открывался разделом "Официальная часть", где публиковались послания и указы Святейшего Патриарха, Определения Священного Синода, другие официальные материалы.
Раздел "Церковная жизнь" содержал материалы о всем многообразии жизни Русской Православной Церкви как в СССР, так и в епархиях, миссиях, монастырях, представительствах и приходах за рубежом. Здесь помещались отчеты о пастырских поездках Святейшего Патриарха, описания визитов глав и представителей других Церквей, сообщения о хиротониях новых епископов, материалы о жизни Духовных школ, храмах и монастырях, вести из епархий, некрологи и юбилейные поздравления церковных деятелей. Поскольку основой духовной жизни Церкви является богослужение, в каждом номере журнала помещались сообщения о служениях Предстоятеля нашей Церкви, показывавшего достойный пример благоговейного, истового совершения богослужений, наставлявшего свою паству в истинах православной веры.
В разделе "Из жизни Православия" журнал печатает сообщения о братских Православных Церквах - об их истории, современной жизни, духовном опыте и служении. Публиковались статьи о выдающихся иерархах, знаменитых монастырях и храмах, сообщалось о канонизации новых святых в этих Церквах, после чего имена прославленных святых вносились в месяцеслов Русской Церкви.
Одним из важнейших разделов был раздел "Проповедь". За семь десятилетий в "Журнале Московской Патриархии" опубликованы многие сотни проповедей, посвященных двунадесятым праздникам, памяти святых, многочисленные подборки святоотеческих высказываний на вероучительные и духовно-назидательные темы.
Обзор церковной внутренней и зарубежной периодики, рецензии на отдельные книги и статьи составляют библиографический раздел "Журнала Московской Патриархии".
Еще один раздел назывался просто "Статьи". Он был чрезвычайно широким по тематике. Здесь печатались богословские статьи догматического характера, церковно-исторические очерки, статьи и заметки по литургике, канонике и церковной археологии, патрологические и агиологические этюды, экскурсы в область иконографии и церковной музыки, биографические статьи о богословах и иерархах Русской Православной Церкви и тому подобный материал. В 1968 году этот раздел был преобразован в богословский, в нем стали широко публиковаться произведения святых отцов и учителей Церкви. Возрос научный уровень публикуемых материалов, при подготовке которых стали использоваться архивные материалы, в том числе рукописные.
Были в Журнале еще два больших раздела, о которых сейчас не очень принято вспоминать: "В защиту мира" и "Экуменические контакты". Разумеется, сама по себе защита мира - дело благородное и важное, однако к нему примешивалось стремление советского государства активно использовать Церковь в своей внешней политике. Поэтому многие публикации Журнала были посвящены разоблачению капиталистов - поджигателей войны. Но какой бы смысл ни вкладывала в "борьбу за мир" власть, Русская Православная Церковь неизменно присоединялась ко всем миролюбивым начинаниям, откуда бы они ни исходили, поддерживала все разумные мероприятия, направленные на запрещение ядерного оружия, способствовала установлению добрососедских отношений между всеми государствами. А помимо этого участие в "защите мира" было одним из факторов, выводивших Церковь из внутренней и внешней изоляции, позволявших ставить вопрос перед властями о необходимости для этого рода деятельности молодых образованных кадров. В результате, желая от Церкви только политической пользы, государство вынуждено было допустить, чтобы в ней постепенно возникла целая группа богословски образованных епископов, клириков и мирян, способных к творческому диалогу - как внутриправославному и общехристианскому, так и с современным миром.
Другой раздел, посвященный экуменическим проблемам, возник в Журнале после вступления в конце 1961 года Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. В наше время отношение к экуменизму среди православных неоднозначно, но и об этом виде деятельности можно сказать то же, что о миротворческом: наряду с благородной, хотя и труднодостижимой целью сближения Церквей и свидетельства о Православии перед инославным миром Священноначалие успешно решало и другую задачу, а именно: использовало авторитет мирового христианского сообщества для защиты Русской Церкви от новых, уже хрущевских гонений. Справедливо писал об этом митрополит Антоний Сурожский: "Мы никогда не должны забывать того, что нам, нашей Русской Церкви, дано было экуменическим движением. В сороковых годах оно оказалось единственно открытым путем для нашей Церкви, чтобы установить законные отношения с Церквами Запада и западным миром тогда, когда все щели были закрыты наблюдением и деятельностью советской власти".
С октября 1960 года председателем редакционной коллегии стал епископ Подольский Никодим (Ротов, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский), осуществлявший эти труды по май 1963 года. Следующим главным редактором был назначен архимандрит (ныне митрополит Волоколамский и Юрьевский) Питирим, который возглавлял Журнал более тридцати лет, одновременно являясь Председателем Издательского отдела Московского Патриархата.
Важной вехой в истории Журнала стал выпуск с ноября 1971 года его английской версии. Просьбы о таком издании поступали от многих зарубежных читателей. Если ранее таковыми были прежде всего члены зарубежных учреждений Русской Православной Церкви, прихожане русских храмов, сотрудники соответствующих отделов Поместных Православных Церквей, то с развитием экуменических контактов нашей Церкви количество инославных подписчиков значительно возросло (в 1970-х годах Журнал выписывали несколько тысяч заграничных подписчиков из 60 стран мира).
Попутно следует отметить и то обстоятельство, что "Журнал Московской Патриархии" имел большое значение не только в нашей стране, но и для многих братских Поместных Церквей, особенно для тех из них, которые получили Томосы о предоставлении автокефалии из рук Предстоятеля Русской Церкви. Журнал восполнял нехватку православной литературы в молодых Православных Церквах в Чехословакии, Польше, Америке, что несомненно помогало им налаживать церковную жизнь, используя опыт нашей Церкви.
Значительным событием в жизни редакции и всего Издательского отдела стал переезд в 1981 году из Новодевичьего монастыря в новое благоустроенное здание, в котором сейчас мы с вами находимся. Значительно улучшились условия труда, возросла эффективность работы редколлегии, появилась возможность привлечь на работу новых сотрудников.
Наступление новой эпохи в жизни России, когда после многих лет испытаний Церковь вновь заняла подобающее место в обществе, получила возможность во всей полноте восстанавливать церковную жизнь, свободно осуществлять свое миссионерское и социальное служение, открыло новую эпоху и в жизни "Журнала Московской Патриархии".
В Журнале стали появляться статьи, посвященные осмыслению исторического прошлого нашей Церкви, путей возрождения православного отечества, обсуждению общественных проблем с православных позиций. Стали печататься материалы о мучениках, исповедниках и подвижниках благочестия XX века, читатели получили возможность знакомиться с религиозными взглядами деятелей русской культуры, с богословским наследием русской эмиграции.
Начали появляться и новые рубрики. Так, в 1991 году открылся раздел "Вера и знание", в котором систематически помещались статьи апологетического характера, объясняющие, что конфликт между религией и наукой мнимый, ибо вера не противоречит научному познанию, а наука приводит человека к вере. Материалам из богатейшего наследия русской богословской и религиозно-философской мысли XX века посвящена рубрика "Наши публикации". Журнал уделяет внимание всем сферам современной церковной жизни, в том числе духовному образованию, пастырскому попечению, социальному служению Церкви, ее взаимодействию с Вооруженными Силами, работе с молодежью, миссионерской работе.
До конца 1980-х годов "Журнал Московской Патриархии" был единственным периодическим изданием, выпускаемым Издательским отделом (да практически и единственным печатным органом Русской Православной Церкви). Затем на базе Журнала стали образовываться и другие периодические издания: с 1986 года - ежемесячное иллюстрированное приложение "Православное чтение", с 1989 года - газета "Московский церковный вестник", позднее - антисектантский журнал "Прозрение" и церковно-археологический журнал "Светильник". В 1993-1994 годах была сделана попытка издавать официальные церковные материалы в отдельном журнале с названием "Официальная хроника", но эта идея не оправдала себя и раздел "Официальная часть" был вновь возвращен в "Журнал Московской Патриархии".
Но экономические и финансовые трудности, которые обрушились на нашу страну, не миновали и нас. Упал тираж Журнала (сейчас он составляет всего 7000), с середины 1993 года пришлось отказаться от выпуска английской версии, и сейчас на английском языке мы печатаем лишь его содержание.
Большой вклад в дальнейшее развитие Журнала внес епископ Бронницкий Тихон (ныне архиепископ Новосибиркий и Бердский), бывший главным редактором с 1995 по 2000 год. При нем существенно изменилась технология издания Журнала, став полностью компьютеризованной. Изменилось и художественное оформление - фотоиллюстрации стали цветными, их количество значительно увеличилось.
В последний год на страницах Журнала появляются новые материалы, отражающие дальнейшие поиски путей взаимодействия Церкви и государства. К таковым можно отнести беседы по широкому кругу вопросов главного редактора с заместителями мэра Москвы В. П. Шанцевым и В. И. Ресиным. Напечатано очень интересное интервью с Полномочным представителем Президента России в Центральном федеральном округе Георгием Сергеевичем Полтавченко. Все это несомненно будет способствовать решению многих важных для Церкви вопросов, поможет в решении задач ее просветительского и социального служения.
В новых условиях, когда возрождающаяся Россия с надеждой обращает свои взоры в сторону Церкви, когда церковная жизнь вызывает в обществе все больший интерес, особенно велика роль периодического органа, оперативно и в полном объеме информирующего обо всем происходящем в обширном церковном организме. Таким органом и является "Журнал Московской Патриархии".
Завершая свое выступление, приведу некоторые цифры, как принято при праздновании юбилейных дат. За 70 лет в Журнале было опубликовано свыше 20 000 статей, из которых около 2000 составляют серьезные богословские работы и примерно столько же - церковные проповеди. Редакция бережно сохраняет и пропагандирует церковные традиции, поддерживая высокую культуру православной журналистики.
Подводя итог, следует сказать, что в течение семидесяти лет "Журнал Московской Патриархии" успешно выполнял свое назначение. Думаю, что и сегодня ему принадлежит уникальное и жизненно важное место среди современных православных изданий - как в нашей стране, так и во всем мире.
Миссия Журнала почетна и ответственна. На страницах журнала звучит голос Церкви, ее Священноначалия - Святейшего Патриарха и Священного Синода. Видимым знаком благословения наших трудов является неослабное отеческое внимание Вашего Святейшества. Сегодня, в день нашего юбилея, оно нашло свое выражение в наградах, врученных многим нашим сотрудникам в связи с 70-летием "Журнала Московской Патриархии", за которые мы приносим Вам нашу искреннюю сыновнюю благодарность. |
Молебен перед началом торжества в храме во имя преподобного Иосифа Волоцкого - домовом храме Издательства |
|
В конференц-зале Издательства |
|
Святейший Патриарх приветствует сотрудников Издательства |
|
Подписание договора между Московской Патриархией и Всероссийским книжным союзом |