|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 03-2002 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Апостольский свет над землей Средней Азии
Празднование 130-летия Ташкентской и Среднеазиатской епархии
Свет Православия - истинный свет.
Свету епархии - сто тридцать лет.
Звон колокольный. Главы церквей.
Теплая радость пришедших людей...
Свет Православия дух воскресил,
Ярко и тихо Ташкент озарил.
Строятся храмы, крестят детей...
Светел, епархия, твой юбилей!
Юбилейная пресс-конференция
Как торопливо земное время... Казалось, вот только-только Ташкентская и Среднеазиатская епархия отпраздновала свое 125-летие, еще живет в памяти всех ее прихожан праздничный визит в Среднюю Азию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, еще светло золото на небольших иконках Божией Матери, которые вручались в дни того, прежнего юбилея всем участникам прошедших торжеств, но вот уже журналисты всех главных газет Средней Азии собрались на новую пресс-конференцию, посвященную пришедшему 130-летию...
Как всякое доброе начинание, она открылась молитвой Царю Небесный... И хотя среди приглашенных были люди различных национальностей и религиозных убеждений, все с пониманием и доброжелательностью отнеслись к такому началу встречи.
Впрочем, уже давно ни для кого не секрет, что на протяжении тысячелетий Средняя Азия отличалась гостеприимством, душевной щедростью, радушием и что самое главное - межрелигиозной терпимостью. Может быть, именно поэтому Православие на этой древней земле получает постоянную поддержку как местного населения, так и государственной власти. Православные христиане имеют здесь все возможности для осуществления великой цели - снискания пути спасения для вечности в Царстве Божием.
На конференции, в частности, отмечался тот факт, что побывавшая в Узбекистане в 1995 году делегация Всемирного Совета Церквей признала опыт православно-мусульманского содружества уникальным, образцовым и поучительным для всего мира.
Открывая пресс-конференцию, секретарь Епархиального управления протоиерей Николай Рыбчинский сообщил, что сегодня в Узбекистане проживают люди более 130 национальностей, которые исповедуют 15 религий. Правительство страны с уважением относится к религиозным чувствам всех верующих, какую бы веру они ни исповедовали. Это конкретно видно на примере Русской Православной Церкви в Средней Азии. С 1991 года число приходов епархии возросло с 56 до 100, только в Узбекистане успешно действуют 36 церквей и молитвенных домов, имеются мужской и два женских монастыря. Идет большая работа по реконструкции и возведению новых православных храмов. Пример тому - грандиозный храм Преподобного Сергия Радонежского в молодом городе Навои, храмы в Ахангаране, в Сырдарье, в Зарафшане и многих других городах.
Величественный храм в честь святого Александра Невского действует в Самарканде. А храму во имя святого великомученика и Победоносца Георгия в Чирчике уже исполнилось сто лет. Это один из самых старинных и красивых храмов Средней Азии.
При поддержке Президента Узбекистана Ислама Каримова в Ташкенте создается Православный Духовный центр, который обещает стать одним из самых значительных градостроительных сооружений Русской Православной Церкви в странах Содружества Независимых Государств.
Здесь же, в Ташкенте, недавно открыта Духовная семинария, о деятельности которой подробно рассказал журналистам протоиерей Пахомий Лай. С 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия и по просьбе архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира в столице Республики Узбекистан успешно действовало Духовное училище. На его базе в 1998 году и возникло новое высшее учебное заведение - Духовная семинария.Первый день торжества
В России где-то наверняка шел снег и мели метели, а здесь, на Среднеазиатской земле, первый день начавшихся торжеств был солнечным, светлым, даже с молодой зеленью на широких - до горизонта - полях. Воистину золотой, праздничный день! Великолепная азиатская природа и многочисленные светло украшенные православные храмы своей красотой славили Господа нашего Иисуса Христа, радуя всех, кто служит Ему на земле, так далеко лежащей от России...
Алмалык, славный узбекский город химиков и металлургов, стал первым городом в Ташкентском вилойяте, где начались торжества. Еще задолго до приезда правящего архипастыря по местному телевидению постоянной "бегущей строкой" передавалось сообщение об этом событии.
Обращаясь к жителям города, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир поздравил всех с юбилеем. И конечно же произнесенное им Слово посвящено было истории...
Первые православные приходы появились в Средней Азии еще в середине XIX века. Их паству составляли крестьяне-переселенцы из густонаселенных областей Российской Империи. К этим бедствующим скитальцам мусульманские народы Туркестана отнеслись с большим милосердием и во всем им помогали. Русские получали содействие даже в строительстве православных церквей. Например, три сельских храма в нашем крае были созданы исключительно на пожертвования мусульман, которые относились к православным всегда доброжелательно.
130 лет назад указом Святейшего Синода была официально основана Туркестанская епархия. Решение о ее открытии было утверждено императорским указом 4 мая 1871 года, но кафедра архиепископа первоначально находилась не в Ташкенте, так как этому воспротивился генерал-губернатор фон Кауфман. Только в 1916 году архиепископ Иннокентий (Пустынский) добился указа о переносе резиденции Туркестанских архиереев в Ташкент.
Встреча с алмалыкцами завершилась большим концертом архиерейского хора кафедрального собора. О нем следует сказать несколько слов. Рассказывает регент хора диакон Евгений Петляков: "Нашему хору уже много лет. Менялись регенты, менялся состав. О многих из них в истории хора осталась светлая память, например, о Николае Димитриевиче Приселкове - как о человеке, сумевшем поднять хоровое пение на самый высокий уровень. При нем хор пополнился великолепными голосами, настоящими профессионалами, певцами ведущих столичных театров. И сегодня у нас есть артисты из Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои, из хора Государственной филармонии. В основном мы исполняем произведения, разрешенные Святейшим Синодом, досоветского периода. Сейчас появилось много композиторов, которые стремятся писать духовную музыку. Это стало модным... Но здесь есть существенный минус - подобное творчество носит ярко выраженный подражательный характер и духовным достоянием не является. Я сторонник подлинной церковной музыки, которая действительно отражает глубочайший пласт русской культуры. Тем не менее с благословения архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира наш хор стал исполнять и светские песнопения, классические произведения, русские и украинские народные песни". Все это звучало и на праздновании юбилея епархии.Праздничная Литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе
Свято-Успенский кафедральный собор едва-едва сумел вместить всех желающих принять участие в праздничном богослужении. Дипломатический корпус, прихожане, представители общественности... Было зачитано юбилейное послание архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира со знаменательными для всех словами:
"Пусть же 130-летие епархии сбудется для нас радостью упования на Господа. Как украшаются храмы нашими святыми иконами, так станем украшаться и добродетелями во имя Христа Спасителя нашего, чтобы стать достойными благ Небесных. Ибо, по слову святителя Иоанна Златоуста, "все блага, которыми человек наслаждается в этом мире, суть только малые капли из неисчерпаемого источника радостей, вкушаемых блаженными на Небесах". В тот день было особенно много причащавшихся Святых Христовых Таин.
Праздничные Божественные литургии прошли во всех храмах Ташкентской и Среднеазиатской епархии.
Чуть позже для самых юных прихожан Ташкента в здании общины Свято-Успенского кафедрального собора состоялась праздничная премьера детского спектакля "Сотворение мира", поставленного музыкальным театром "Благовест", раскрывающего для детей философские основы мироздания, библейскую историю.
Кульминацией дня стало торжественное собрание, посвященное 130-летию Ташкентской и Среднеазиатской епархии, прошедшее в Государственном Академическом Большом Театре имени Алишера Навои. Красиво украшенная сцена Большого театра, голубой фон, свечи, икона Спасителя. В президиуме - архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, представители правительственных кругов, послы зарубежных стран, аккредитованные в Узбекистане. Очень многие из них - особенно из Белоруссии, Грузии, Молдавии, Украины, Словакии и конечно же России - значительно помогли в организации и проведении торжеств.
Архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром был оглашен текст поздравительного Слова Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия, а государственным советником Республики Узбекистан З. М. Хуснидиновым - приветственное послание Президента Ислама Абдуганиевича Каримова. Были также зачитаны приветствия и поздравления от Духовного управления мусульман Узбекистана и от митрополита Минского и Слуцкого Филарета, пришедшие в адрес Ташкентской и Среднеазиатской епархии.
Если Сибирь во времена большевицких репрессий называли землей мучеников, то Средняя Азия должна быть названа землей исповедников, ведь сюда во множестве ссылали твердое в вере духовенство и монашествующих. Здесь в разных городах и кишлаках претерпевали ссылку семнадцать архиереев Русской Православной Церкви. В одном только Ташкенте за Боткинским кладбищем располагался целый городок православных ссыльных, который местные жители называли "шанхаем". Там, в сараях, шалашах и землянках жило более трех тысяч священников и монашествующих. По свидетельству очевидцев, в этот "шанхай" каждый день приходила группа мусульман-узбеков, раздававших пищу и одежду. А ведь за помощь ссыльным и их тоже могли репрессировать...
Известны случаи, когда мусульмане укрывали православных от неминуемых гонений, рискуя собственными жизнями. Так, последней настоятельнице Ташкентской Свято-Никольской обители игумении Лидии (Нагорновой), на которую уже был подписан "расстрельный приговор", помог бежать от ареста мусульманин по имени Джура.
По случаю славного юбилея на торжественном заседании в ГАБТе имени Алишера Навои выступил архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.
- Для Вселюбящего Бога, - сказал он, - каждая человеческая душа дороже вселенной. Человек, воспитанный в религиозной доброте, - образцовый гражданин любого государства. Атеизм не наука, а тщетная надежда греховного рассудка уйти в никуда, потому что без веры человек жить не может! Безусловно, прямое и главное дело православной епархии заключается в воспитании своей паствы для вечности в Царстве Божием, но у Среднеазиатской епархии есть и особая земная миссия: укрепление межрелигиозного сотрудничества. У православных и мусульман разная вера, по-разному мы представляем Царство Небесное. Ислам - религия Справедливости, Православие - религия Любви. На земле же - Любви не о чем спорить со Справедливостью!..
Эта же мысль стала лейтмотивом выступления и заместителя премьер-министра Республики Узбекистан Х. С. Караматова, который подчеркнул, что в стране не было ни одной межрелигиозной распри.
По распоряжению Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова была выделена территория и оказана существенная поддержка для создания Православного Духовного центра в Ташкенте.
Аналогичный Указ был издан и Президентом Киргизии Аскаром Акаевым, который, кроме того, неоднократно жертвовал значительные суммы из своих личных средств на строительство храмов в различных городах Республики. Кстати, в Киргизии наряду с главными мусульманскими торжествами общегосударственным праздником объявлено Рождество Христово; мусульмане с радостью отмечают вместе с нами этот праздник как день Рождения почитаемого ими Безгрешного Исы (Иисуса).
Президент Туркменистана Сапармурад Ниязов лично выбрал и подарил Церкви земельный участок в одном из красивейших мест Ашхабада для строительства нового большого собора. Постоянно проходят встречи архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира и председателя Духовного управления мусульман Узбекистана муфтия Абдурашида Кори Абдумумина Угли Бахромова.
Завершая свое выступление от имени Духовного управления мусульман Узбекистана и передав Ташкентской и Среднеазиатской епархии самые искренние поздравления и пожелания, заместитель председателя Духовного управления мусульман Узбекистана Абдуразак Мирджалилович Юнусов сказал: "Пусть Всевышний ниспошлет всем нам удачу и стремление к добру!"
На торжественном собрании с приветственным словом выступили послы России, Украины, Грузии и США. Посол Российской Федерации Д. Б. Рюриков, в частности, заметил: "Славное это событие - 130-летие епархии! Сегодня утром я присутствовал на Божественной литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе. Очень красивая служба, прекрасная, в которой принимало участие множество молодежи. Это говорит о многом - в первую очередь о том, что епархия духовно сильна и что православной вере в Узбекистане живется привольно..."
В тот день в Большом Академическом театре вместо привычных призывающих зрителей звонков торжественно и величественно звучали колокола...Праздник просвещенного разума
Следующий юбилейный день по праву был отдан ученым. Программа научно-исторической конференции, посвященной дням прошедшим, оказалась исключительно интересной. В конференц-зале Духовной семинарии собрались ведущие богословы среднеазиатских стран, преподаватели Духовной семинарии, представители научно-исследовательских институтов, журналисты. Президиум конференции возглавил известный далеко за пределами региона ученый - академик Академии наук Узбекистана, профессор, доктор исторических наук Юрий Федорович Буряков.
Со вступительным словом выступил архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. "Появление в некоторых исламских регионах терроризма и наркобизнеса, - отметил в докладе Владыка, - является ничем иным, как следствием религиозного невежества. Нельзя бороться с экстремизмом, не заботясь о духовном развитии людей. Повсеместно у всех народов почитаются два предмета - религия и знание. Из всех земных даров царь Соломон просил у Господа мудрости и знаний. Безусловно, всем государствам необходимо просвещение. Но знания и вера не противоречат друг другу, а взаимно дополняют друг друга. Более того, доводы религии хорошо подкрепляются истинами науки. История показала, что бездуховность неизменно ведет к краху, а религиозное невежество - к процветанию сект и различных агрессивных движений. Необходимо научиться извлекать уроки из истории. Опыт Средней Азии драгоценен тем, что здесь на протяжении веков царит добрососедское сотрудничество мусульманства и Православия.
Здесь, на Среднеазиатской земле, примером единения может служить тот факт, что праведного Иова почитают и мусульмане, и православные, и иудеи. В Бухаре находится священный для всех верующих источник - Чашма Айюб (Источник Иова). В Самарканде есть мавзолей святого пророка Даниила, равночтимого как среди христиан, так и среди мусульман.
Имперские власти России, колонизировавшие в XIX веке многие земли Средней Азии, не просто демонстрировали веротерпимость, но стремились покровительствовать мусульманам. В инструкциях направлявшимся в Туркестан чиновникам сразу же за призывом "к верности Отечеству и Царскому престолу" следовало требование "проявлять справедливость к нуждам и интересам мусульман". Полностью были сохранены привилегии, доходы и владения (вакуфы) исламского духовенства, не облагавшиеся налогом; вдобавок, преподавателям мусульманских учебных заведений - медресе и мектебов - стали выплачивать государственное жалование. За счет имперской казны был массовым тиражом издан Священный Коран; весь его тираж безвозмездно был передан мусульманскому духовенству. Крупные дотации выделялись на реставрацию старинных мечетей. На личные средства Государя Александра III была восстановлена из развалин знаменитая ташкентская мечеть Джами. В обращенной к "белому царю", как здесь называли российского императора, благодарственной речи казий ташкентских мусульман Мухаммед Мухитдин-Ходжа говорил: "Хвала Аллаху! При белом царе ничто не мешает нам следовать Адату и Шариату".
Подтверждением всего вышесказанного явилось и выступление академика Юрия Федоровича Бурякова, посвященное истории появления христианства в Средней Азии в древности и средневековье.
"Широта христианского учения, - отметил ученый, - сделала его доступным для самых широких масс, оно нашло благоприятную почву в Средней Азии, крае с большой и развитой культурой. Средняя Азия стояла на перекрестке торговых путей, по Великому шелковому пути двигались не только торговцы, но и ученые, деятели культуры, религиозные миссионеры, искавшие новые земли обетованные. Приход христианства в Среднюю Азию связан с именем Апостола Фомы, одного из двенадцати ближайших учеников Христовых. На долю Апостола Фомы выпало нелегкое путешествие: путь его лежал в "страны индийские", так тогда называли и Среднюю Азию, а через них - до Китая.
Нести слово Божие было и трудно и легко одновременно, потому что здесь чувствовалось влияние многих религий. Тем не менее в Хорезме был создан крупнейший центр древнего христианства. Именно здесь пересеклись пути Апостолов Фомы и Андрея Первозванного..."
Путь Православной Церкви Средней Азии за 130 лет проанализировал в своем докладе проректор Ташкентской Духовной семинарии протоиерей Владимир (Кондратенко). Проведя обстоятельный исторический экскурс (начиная с 40-х годов ХIХ столетия), протоиерей Владимир подробно остановился на деятельности епархии в революционные годы, на гонениях на христиан, уничтожении и закрытии православных храмов. В докладе была дана развернутая хроника служения иерархов Среднеазиатской епархии.
Самым, пожалуй, эмоциональным было выступление на конференции преподавателя Ташкентской Духовной семинарии протоиерея Пахомия Лая под названием "Иерархи Туркестана". Особенно подробно он рассказал о жизни и деятельности на Среднеазиатской земле епископа Луки (Войно-Ясенецкого), митрополита Арсения (Стадницкого), епископа Гурия (Егорова), архиепископа Ермогена (Голубева) и других.
Вопросу межрегионального согласия в Республиках Средней Азии посвятил свой доклад секретарь Епархиального управления протоиерей Николай Рыбчинский, который, в частности, подчеркнул важнейшую для современности мысль о том, что обе религии - и Православие, и Ислам - призывают к нравственному очищению.
"Соотечественники России и Средней Азии" - такой стала тема доклада председателя координационного совета общественных организаций россиян-соотечественников в Республике Таджикистан Виктора Васильевича Радилиловского.
И наконец, глава консультативного аппарата Президента Узбекистана по вопросам религии Х. Хасанов, выразив свои искренние поздравления собравшимся по поводу 130-летия пребывания Русской Православной Церкви в Средней Азии, отметил что научно-историческая конференция прошла на очень высоком теоретическом уровне.
В своем заключительном слове архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир отметил: "Восток сделал много доброго для России. Все великие религии возникли на Востоке. С Востока исходит Солнце Правды, и о том следует всегда помнить. Владыка выразил надежду на то, что все представленные на конференции материалы найдут место на страницах нового духовного и литературно-исторического издания епархии - альманаха "Восток свыше".Старинные иконы среди современных картин
Центр современного искусства Академии художеств Узбекистана. Вечерние сумерки, темнеет еще все-таки рано. То там, то тут загораются огни. Огни вечернего, уставшего от суеты города. Вдруг среди них - яркий, праздничный свет, который льется из восточных высоких окон недавно отреставрированного здания Центра современного искусства. Оживленная толпа, большое скопление машин... Но вот, прозвучали приветственные слова, экспозиция торжественно открылась. В течение нескольких дней залы одного из лучших Центров искусства Ташкента были предоставлены для выставки, посвященной современной деятельности Среднеазиатской епархии, ее богатейшей истории. Для многих посетителей очень интересны были и другие экспонаты - старинные иконы, церковная утварь, облачения, напрестольные Евангелия и многое другое.
Удивительно интересным был исторический раздел выставки. Здесь в документах и фотографиях была представлена вся 130-летняя история Русской Православной Церкви в Средней Азии. Портреты иерархов, фотографии храмов и церквей, разрушенных богоборцами, биографии сподвижников православной веры, принявших мученические венцы... Отрадой для сердца христианского служит такое явное подтверждение живительной силы и преемственности Православия.
Частью выставки стал фоторепортаж С. Спиридонова "Будни и праздники епархии". Изумительные по философскому звучанию и информативной насыщенности фотографии, в которых, кажется, бьется пульс современной православной жизни, сияет великий свет созидания, показывающий путь к спасению, обещанный всем любящим Господа.
В светлых комнатах - покой и умиротворенность. Посетителей много, но все ведут себя благоговейно. Здесь не кричат и не шумят. Старинные иконы, художественные полотна на библейские сюжеты располагают к созерцанию, тихому, камерному общению.
Зрелищные, впечатляющие работы художника Вячеслава Шевченко на библейские сюжеты: "Сотворение Евы", "Давид и Голиаф", "Самсон, раздирающий пасть льва", "Суд царя Соломона"... Именно возле этих картин особенно надолго останавливаются молодые... Почему? Может быть, из-за того, что созданные художником образы не только живописны, но и понятны по композиции, а следовательно, реалистичны и ничто не отвлекает зрителя от постижения изображенного...
Однако большинство художников, участвовавших в выставке, решили представить собственное видение, собственное понимание сущности веры и христианского пути. Очень показательны в этом плане произведения Владимира Бурмакина, Виктора Апухтина, Виктора Гана, Дианы Матевосян. Невозможно рассказать о каждой картине, но, пожалуй, стоит остановить взгляд на диптихе Дианы Матевосян "Две цены". Первая из картин носит длинное название: "Цена предательства, или 30 сребреников". Изображенное простое - стол, мешочек с рассыпанными монетами... И тотчас же возникает мысль: вот за это-то был предан Господь наш Иисус Христос?! И сердце сжимается от великой и вечной боли...
Рядом вторая картина диптиха - "Цена крови Иисуса Христа (бесценна)". При взгляде на изображение словно слышишь звучание набатного колокола - вот оно, люди, не говорите, что не видели, что смогли не услышать! Кровь праведная с Креста, льющаяся за всех нас, грешных, суетных, немощных! Кровь, омывающая собой дорогу в Царство Небесное. Трагичность происходящего подчеркивает колорит темного, грозового, раздираемого молниями тревожного небосклона, объемной громадой нависающего над Голгофой. Сына Божия, Распятого на Кресте, уже нет, только Кровь Его изливается на грешную землю. Но все-таки нет в этой картине никакой обреченности, она несет надежду на спасение! Он нас искупил...
По-своему понятый мир иконы художника Александра Зенкина: "Спас Нерукотворный", "Покров Божией Матери", "Архангел Михаил", "Спас в Силах"... Канонические сюжеты, исполнение же светское. Но, очевидно, и такой путь к постижению Непостижимого в вечности Господа нашего Иисуса Христа тоже возможен.
Светлой музыкой в душе звучат впечатления от "Святого Георгия" Петра Мордвинцева. Сильный воин Христов, побеждающий ненавистного змия-дракона. Все вечно, все постоянно, как вечен и постоянен Свет Православия, рассеивающий любую тьму!
Но не только картины останавливали посетителей выставки. Как, например, можно было равнодушно пройти мимо прекрасных цветных фотографий узбекского мастера Турсунали Кузиева, представившего вдохновенный фотоочерк на совсем не "местную" тему - "Золотые купола России". Да, конечно, фотографии Турсунали сделаны с особым трепетом, любовью и талантом. Их можно рассматривать как самые замечательные художественные полотна. Главная же их ценность, пожалуй, в другом: здесь красота православных храмов увидена и понята полюбившим ее мусульманином...
Конечно, нужно стараться быть в мире со всеми людьми, да и Запад отнюдь не однороден, но вспоминается горькая фраза императора Александра III Миротворца:
- У России друзей нет...
И его же грустная шутка: У России все-таки есть два друга. Это ее армия и флот!
Однако многими веками раньше, во времена Святой Руси звучали и иные слова, звучал завет святого благоверного великого князя Александра Невского: "Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке..."
Это не столь мрачно, как изречения предпоследнего российского монарха. Россия действительно при желании может обрести искренних друзей в исламском мире, прежде всего, конечно, в мусульманских странах Содружества.
Празднование юбилея позади... Но по-прежнему живы в памяти яркие мгновения этих солнечных золотых азиатских дней. Тем более что впереди - новые славные события обычной жизни на многие километры отдаленной от Москвы старинной Среднеазиатской епархии... Пусть же свет Православия ярко озаряет всех нас!Материал подготовили И. СЕРЖАНОВА
А. УСТИМЕНКО
Фоторепортаж А. БАЖАНОВА
При подготовке материала
использованы работы
архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского
ВЛАДИМИРА "Большой полет крылатого коня",
"...А друзей искать на Востоке".
Ноябрь-февраль 2001-2002 годов |
Встреча правящего архиерея в городе Чирчике |
|
За Божественной литургией в Свято-Успенском соборе в Ташкенте |
|
Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир выступает на торжественном заседании в ГАБТ имени Алишера Навои |
|
На открытии выставки |
|
В одном из залов выставки |