|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 03-2002 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Монастырь на месте уничтожения останков
святых царственных страстотерпцев
23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, находясь с пастырским визитом в Екатеринбургской епархии, в сопровождении архиепископа Викентия и губернатора Э. Э. Росселя посетил место уничтожения останков царственных страстотерпцев в урочище Ганина яма близ Екатеринбурга, где вознес Первосвятительскую молитву Российским новомученикам и благословил строительства мужского монастыря на этом святом для каждого верующего человека месте. Именно здесь, по мнению следователя Соколова, были с помощью кислоты и огня уничтожены останки расстрелянной в подвале дома Ипатьева Царской Семьи, ныне прославленной в лике святых угодников Божиих.
В своем Слове Святейший Патриарх отметил: "Никогда не забудется нами посещение трагических мест, связанных с нашей историей, - Алапаевска и Ганиной ямы. Надеемся, что строительство монастыря во имя новомучеников Российских на месте гибели преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, уже являющегося центром, куда стекаются паломники со всех концов земли, и скита на месте уничтожения тел царственных страстотерпцев в Ганиной яме, где в скором времени тоже будет возноситься церковная молитва, изгладит последствия страшных преступлений, совершившихся на многострадальной Уральской земле.
Центральным событием нашего пастырского визита стала торжественная закладка капсулы с памятной грамотой в основание храма-памятника на крови во имя всех святых, в Земле Российской просиявших, в Екатеринбурге, на месте убийства царственных страстотерпцев. Этот храм должен стать не только символом покаяния нашего народа в грехе богоотступничества, но и символом его единения.
Будем надеяться на то, что Господь благословит наши общие труды на благо Святой Матери Русской Православной Церкви, на благо нашего дорогого отечества. Еще раз благодарю Вас, дорогой Владыка, за радость молитвенного общения и за теплый и радушный прием, который мы встретили в вашей епархии. Да благословит Господь Вседержитель паству и духовенство Екатеринбургской епархии, да управит Он все ко благу Святой Своей Православной Церкви!"
1 октября 2000 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил закладку первого камня в основание храма во имя царственных страстотерпцев. Закладка этого храма ознаменовала начало строительство церковного мемориального комплекса в урочище Ганина яма, в десяти километрах от Екатеринбурга.
Заложив по благословению Патриарха Алексия первый камень в основание будущего храма, Владыка Викентий сказал: "Дай Бог, чтобы Господь помогал нам в наших намерениях воздвигнуть новый храм, чтобы здесь шла постоянная молитва, чтобы на месте, где по замыслу богоборцев должна была быть убита всякая память о Царской Семье, что знаменовало уничтожение самого уклада православной жизни, которую столетиями вели наши деды и прадеды, был основан монастырь. Это станет местом начала новой жизни, жизни по заповедям Христовым, жизни по тем законам, которые принес на землю две тысячи лет назад Христос Спаситель. По молитвам царственных страстотерпцев да обновит Господь душу каждого из нас. Да отмолят царственные страстотерпцы все наше общество, чтобы Государство Российское обновилось, укрепилось, пришло в былую славу и вернуло себе могущество, которым оно было наделено Господом до страшного злодеяния, совершенного в начале XX века". Архиепископ Викентий преподал благословение архитекторам, строителям и всем попечителям храма во имя царственных страстотерпцев в урочище Ганина яма.
3 декабря в монастырь были доставлены девять колоколов - по числу членов Императорской Семьи. Колокола были изготовлены на средства известного уральского барда Александра Новикова. Самый большой колокол, весом в 1,5 тонны, посвящен Государю Николаю II. Колокола отлиты каменскими мастерами.
27 декабря 2000 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в сослужении духовенства города и области совершил чин освящения храма во имя святых царственных страстотерпцев, построенного в урочище Ганина яма. Храм деревянный, рассчитан примерно на 200 молящихся. С 12 октября на месте строительства постоянно совершались молебны и крестные ходы. 25 ноября в уже отстроенных кельях был испечен первый монастырский хлеб. Удивительно быстрое возведение первого храма будущего монастыря было осуществлено благодаря помощи целого ряда благодетелей и жертвователей: А. А. Козицына, В. В. Вараксина, А. Л. Каменского, В. Б. Мужиканова, А. В. Новикова, Н. И. Барашева, И. Г. Кудряшкина. Многие из них присутствовали на чине освящения храма. Прибыл на архиерейское богослужение и председатель правительства Свердловской области А. П. Воробьев. После чина освящения в новом храме была совершена первая Божественная литургия.
Поздравляя собравшихся священнослужителей, паломников, гостей, архиепископ Викентий подчеркнул: "Отныне на месте, где бушевала ненависть и злоба, где было совершено страшнейшее злодеяние, будет постоянно совершаться Божественная литургия, будут возноситься молитвы о возрождении и укреплении нашего отечества. И будем надеяться, что святые царственные страстотерпцы, невидимо предстоя вместе с нами на молитве, отмолят все наше общество".
Второй монастырский храм, во имя святого преподобного Серафима Саровского, с приделом во имя иконы Божией Матери "Умиление", Владыка Викентий заложил 11 марта 2001 года, третий - во имя святого Преподобного Сергия Радонежского - 15 марта.
Четвертый храм - во имя Иверской иконы Пресвятой Богородицы - архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий заложил 11 апреля того же года. Посвящение этого монастырского храма именно Иверской иконе Божией Матери не случайно. Новый храм будет надвратным, то есть расположенным над главным входом в монастырь.
Как известно, Иверскую икону Пресвятой Богородицы еще называют "Благой Вратарницей", так как чудотворный ее оригинал изначально Самой Пречистой Девой был определен пребывать над вратами Иверского Афонского монастыря. За прошедшие со времени этого события века Господь прославил Иверскую икону многими чудесами и знамениями и почитание ее широко распространилось по всей Русской земле.Почаевская икона Божией Матери в монастыре
7 мая 2001 года крестным ходом во главе с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием с участием около тысячи священнослужителей и мирян епархии в строящийся на месте уничтожения останков святых царственных страстотерпцев монастырь была доставлена пребывавшая в нашей епархии чудотворная Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Более трех часов понадобилось участникам шествия, чтобы добраться от Иоанно-Предтеченского кафедрального собора Екатеринбурга до урочища Ганина яма. Выйдя из храма около десяти часов вечера, паломники пришли в монастырь уже далеко заполночь. Молебен с чтением Акафиста Пресвятой Богородице архиепископ Викентий совершил перед монастырским храмом, так как было очевидно, что внутри него все молящиеся не поместятся. По окончании богослужения икона была обнесена вокруг монастыря как благословение Пресвятой Богородицы. В Иоанно-Предтеченский собор Почаевская икона вернулась около пяти часов утра, и к ней снова потянулась вереница людей, желавших прикоснуться к великой православной святыне.Крест-мощевик
Эта святыня была передана Преображенскому храму в Екатеринбурге некоторое время назад, но в силу ряда обстоятельств была доступна для поклонения только в дни больших праздников.
Крест первоначально принадлежал роду князей Шаховских, царствующему дому Романовых был передан в конце XVIII века. Во время трагических событий 1917 года крест был сохранен монахиней Серафимой, имевшей близкие отношения с Царской Семьей. Перед своей кончиной монахиня передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова - родной сестре протоиерея Григория Пономарева. После смерти родителей крест оказался у дочери протоиерея - Ольги Григорьевны Пономаревой. Она-то в июле 1999 года, в преддверии прославления царственных страстотерпцев, и передала крест-мощевик в дар храму Преображения Господня на Уктусе.
В дарственном завещании сказано: "В Екатеринбурге служили оба моих деда - протоиерей Александр Пономарев (в монашестве архимандрит Ардалион) и протоиерей Сергий Увицкий. Оба они погибли в 1937 году в лагерях. Отец мой, протоиерей Григорий, отбыв 16-летний срок заключения на Колыме как служитель культа, также служил в Екатеринбурге в 1950-х годах. Мой отец в трудные моменты жизни, в болезнях всегда молился перед этим крестом. И помощь, как правило, приходила незамедлительно. От креста же получил исцеление от остеомиелита, грозившего превратить его в инвалида, и мой сын Дмитрий".
В мощевике находятся святые цельбоносные мощи более сорока великих святых, среди них святые мощи Апостола Андрея Первозванного, праведного Лазаря Четверодневного, святителя Иоанна Милостивого, святителя Амвросия Медиоланского, преподобного Антония Великого, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Иоанна Лествичника, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Александра Свирского, преподобного Пафнутия Боровского, святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского, священномученика Антипы, мученика Мины и многих других великих подвижников благочестия.
19 мая, в день рождения Государя Императора Николая, крест-мощевик был торжественно перенесен из Преображенского храма в монастырь святых царственных страстотерпцев, где и пребывает теперь постоянно.Освящение второго храма обители
7 июня 2001 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин освящения храма во имя преподобного Серафима Саровского - второго храма, построенного в монастыре святых царственных страстотерпцев. По мнению архиепископа Викентия, "этот монастырь особый для нашей епархии. Все, кто там бывают, чувствуют, что там присутствует особая благодать Божия. И люди тянутся туда, чтобы получить духовные силы для победы над своими немощами, грехами, злом в себе, чтобы обновиться духовно. Это место значимо не только для нашей епархии, но и для всей России. Это тот источник сил, который поможет нам в нашем духовном возрождении". На богослужении присутствовал глава муниципального образования Верхняя Пышма, на территории которого ведется стройка, В. А. Лешков. Он сообщил Владыке, что передал монастырю в безвозмездное пользование землю. Братия будут выращивать на ней картофель и овощи. В монастыре к тому времени было уже около 30 монахов и послушников, а также около 70 трудников.
Поскольку монастырь находится далеко от города и транспортное сообщение отсутствует, епархия организовала регулярные паломнические поездки в обитель. Каждую неделю со двора Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в Екатеринбурге в монастырь отходит специальный автобус: в субботу он отправляется в 16 часов, а в воскресенье - в 7.30 утра. Тот же автобус после богослужения привозит паломников обратно в Екатеринбург.Принц Майкл Кентский
27 июня 2001 года в Екатеринбург прибыл английский принц Майкл Кентский с большой группой журналистов ведущих западных СМИ. Английский королевский дом находился в родстве с Семьей последнего Российского Государя, поэтому понятен интерес и внимание высоких гостей к месту, связанному с гибелью Царской Семьи. Двоюродный брат королевы Елизаветы и сопровождавшие его лица посетили монастырь во имя царственных страстотерпцев, где гостей из Великобритании встретил священноархимандрит обители архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Гости сразу направились к поклонному кресту. Владыка Викентий рассказал принцу, что сюда никогда не зарастала паломническая тропа, здесь всегда совершалась молитва, а после посещения этого святого и трагического места Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви начато строительство мужского монастыря. Владыка Викентий рассказал о действующих и строящихся храмах, о планах развития обители. Правящий архиерей подчеркнул, что "ныне это место великого злодеяния и великой скорби становится местом сугубой молитвы, радости духовной и надежды".
Принц Майкл Кентский посетил храмы во имя царственных страстотерпцев и во имя преподобного Серафима Саровского. Высоким гостям была предоставлена возможность увидеть крест с мощами угодников Божиих, принадлежавший Царской Семье. Строитель монастыря монах Сергий (Романов) рассказал о тридцатикилометровом крестном ходе, которым крест-мощевик был доставлен в обитель. Православные люди из числа сопровождавших принца имели радость приложиться к святыне.
Принц Майкл Кентский выразил свое глубокое удовлетворение увиденным и искреннюю благодарность за молитву и труды, предпринимаемые правящим архиереем, братией монастыря, послушниками и трудниками. Принц и сопровождавшие его лица посчитали необходимыми посетить также и Поросенков лог, где в свое время были обнаружены "екатеринбургские останки".
В 2001 году впервые совершалось празднование памяти святых царственных страстотерпцев - Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. В преддверии этого события правящий архиерей обратился к пастве с особым посланием.Послание архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия
"Дорогие братья и сестры! Наступает великий день торжества и надежды. Впервые на бескрайних просторах России за вечерним богослужением 16 июля и затем 17 июля православный народ вознесет теплую молитву святым царственным страстотерпцам. День скорби и горечи постепенно становится для нас днем радостного упования на то, что славные угодники Божии, память которых мы будем впервые соборно совершать, горячим предстательством своим перед Престолом Господним умолят Творца всяческих помиловать Землю Русскую и направить стопы наши к мирному житию по заповедям Его.
Наше упование поддерживают добрые приметы нашего времени, которые вам известны. Успешно продвигается строительство храма-памятника на крови во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших. Полностью завершено возведение нижнего храма, где в ночь на 17 июля будут совершены две Божественные литургии - в полночь и в 4 часа утра. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на месте, где уничтожались тела мучеников, созидается монастырь во имя царственных страстотерпцев. В трех храмах обители состоятся в эту ночь богослужения по полному монастырскому чину. От храма-памятника на крови во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, в монастырь во имя царственных страстотерпцев пройдет крестный ход, повторяя скорбный путь останков угодников Божиих.
Верю, тысячи верующих придут в этот день, чтобы вознести соборную молитву о прощении грехов наших, о России, о ближних своих. Не может не радовать нас и то, что заступничеством Пресвятой Богородицы, молитвами всех новомучеников и исповедников Российских прекратились ныне гонения на Православную Церковь. По милости Божией есть у приходов и монастырей ныне подлинные доброхоты-благотворители, помогающие осуществлять и расширять социальное служение Церкви в обществе. Все чаще вместо привычных нам притеснений и угроз слышим мы от властей предержащих слова уважения и видим их намерение помочь. Впервые за послереволюционные годы начата разработка концепции государственно-церковных отношений, и первый проект ее отмечен уважительным отношением к традиционным для нашего отечества религиям, стремлением найти формы совместной деятельности Церкви и государственных органов ради блага России.
Однако в эти праздничные и трагические дни нам следует вновь задуматься о судьбах отечества, нелицеприятно заглянуть в душу свою.
Ступая на путь страданий, отдаваясь в руки палачей, требовавших сперва его отречения, потом ареста, потом ссылки и, наконец, смерти, Государь Николай II записал в своем дневнике: "Кругом измена, трусость и обман..." Задумаемся над этими горькими словами ныне прославленного угодника Божия. Не ими ли можно охарактеризовать и сегодняшнее время наше?
Мы знаем: многие грозные события предшествовали междоусобной бойне в отечестве нашем. Шаг за шагом подтачивались в дореволюционной России устои нравственности, устои семьи, устои государства, сеялись семена разделений и злобы, осмеивалось все святое и чистое. В сердцах человеческих накапливалась ненависть и рождалось стремление изменить свою жизнь любой ценой, даже ценой жизни других людей.
"Не в мирное, а беспокойное и крамольное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкого попрания законов Божеских и человеческих; во время бессмысленного шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру; ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что царство русское колеблется, шатается, близко к падению, - предупреждал тогда святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви и Цapя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией, или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга".
И эти грозные пророчества сбылись... Произошли в отечестве нашем такие желанные для некоторых изменения, но для большинства народа жизнь не стала легче или привольнее, скорее наоборот. Но даже тогда прадеды и деды наши, проявившие преступную беспечность, а потом ставшие жертвами гражданской войны и лагерей Гулага, и предположить не могли, что улицы российских городов заполнит самая бесстыдная реклама, что пьянство, проституция и наркомания будут преподноситься как норма жизни, что народ русский будет просто вымирать. Мы не можем закрывать глаза на то, что десятки отнятых у верующих в годы гонений храмов по-прежнему находятся в поругании, что всякое слово обличения порока встречается в штыки средствами массовой информации. Почему это происходит? На это есть один горький ответ.
Дважды - в канун 75-летия и 80-летия Екатеринбургской трагедии - Святейший Патриарх и Священный Синод с горечью честно констатировали: грех цареубийства народом нашим не раскаян. Но в чем должно быть наше покаяние в грехе цареубийства? Недостаточно только сказать: "Да, грешен, да, жаль, что так получилось, раскаиваюсь". Надо не просто каяться, но сотворить достойные плоды покаяния, стремиться загладить грехи добрыми и благочестивыми делами.
Вновь и вновь надо нам вспоминать предупреждения духоносных старцев, что Россия лишь тогда возродится, если ступит на путь чистой и нравственной жизни, если каждый из нас будет каплю за каплей выдавливать из себя греховное и недоброе, если будет бережно взращивать в сердце своем и в душах ближних своих семена целомудрия, чистоты, добра, благоговения перед святыней. Если же нет, то будут нас ожидать те же, а то и более горькие беды. И если мы не хотим повторения страшной трагедии междоусобной всероссийской бойни, начатой цареубийством, мы должны с усердием и упорством, с молитвой и упованием стремиться искоренить из наших душ, из нашей жизни все то греховное и страшное, что привело в свое время к цареубийству.
Какое же это будет раскаяние в грехе, если нет у нас намерения изменить жизнь свою? Капля за каплей проникает грех в жизнь нашу, а мы не видим этого, не чувствуем, не опасаемся... И вновь отравляются сердца наши безразличием, безнравственностью, нерадением о духовной чистой жизни с Богом.
Что видим мы ныне? Даже к великой святыне всего мира православного - чудотворной Почаевской иконе Пресвятой Богородицы - люди, равно мужчины и женщины, шли в непристойных, вызывающих одеждах, приступали к святыне без должного трепета и благоговения. А ведь даже собираясь в гости, мы стремимся одеться соответствующим образом, чтобы не вызвать неудовольствие хозяев. Что же мы не следуем этому доброму обычаю, направляясь в дом Божий, готовясь обратиться с молитвой о помощи к Господу и Спасителю нашему, к Его Пречистой Матери? Стоит ли после этого удивляться, что не слышны Богу молитвы наши, что так тяжела и трагична жизнь народа нашего, что чаще слышим мы о новых трудностях и бедах, нас постигающих и ожидающих?
Дорогие братья и сестры! Не будем искать себе оправдания в том, что мы почитаем царственных страстотерпцев, что радуемся их прославлению, что мы стремимся сторониться дурного, ибо всякий раз на вечернем правиле молитва святого Антиоха напоминает нам: яко семя тли во мне есть.
Потому, если мы хотим по-настоящему почтить царственных страстотерпцев, нам надо изменить жизнь нашу. Не будем поддаваться искушениям мира сего. Не будем оправдывать себя тем, что так поступают другие, что "нас не поймут". Воистину, по слову евангельскому, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Подобно первым христианам-мученикам, подобно царственным страстотерпцами и всем новомученикам и исповедникам Российским, мы должны сделать выбор: что важнее для нас - твердо следовать путем спасительной веры православной или, подобно сухим листьям, оторвавшимся от родного корня, носиться по всем переменчивым ветрам новомудрствований и каждодневно умножающихся пороков человеческих? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6, 24).
Дорогие братья и сестры! Если мы почитаем себя православными, то будем стремиться очистить, оздоровить, возвысить все окружающее нас, действуя по слову Господа нашего, который сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Лк. 13, 20-21). Ныне надо воспользоваться данной нам возможностью вести проповедь евангельскую среди ближних наших. Надо приложить свой труд ко всему, что способствует нравственному возрождению общества, искоренению в нем тех пагубных зерен греха, которые посеяны в душах. Необходимо создавать православные классы в школах и летние православные лагеря для наших детей и внуков; организовывать культурные фестивали, концерты, кружки, раскрывающие людям духовные красоты Православия; помогать развивать социальное служение Церкви, помогая больным, престарелым, обездоленным. Надо проявить твердость в борьбе с той беззастенчивой проповедью порока, которая звучит ныне. В этих благочестивых трудах есть место всякому из нас, а главное - они выводят нас и родину нашу на спасительный путь несения креста Христова.
Нам следует не останавливаться на том, что мы уже привычно делаем, а искать, где и в чем еще можем мы принести пользу ближним нашим, нашей Матери-Церкви, нашему многострадальному отечеству. Именно пример такой подлинно православной жизни являет нам житие царственных страстотерпцев.
Потому вознесем в эти дни молитву царственным страстотерпцам, в нашем уральском крае мученическую кончину принявшим, чтобы дал нам Господь силу, терпение и крепость следовать жертвенным путем, подобно этим угодникам Божиим, чтобы спасена и возрождена была Россия, ныне нравственно слабеющая в испытаниях, ей посланных, чтобы не услышать нам на Суде Страшном грозного обличения Господня: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? (Мф. 23, 29-33)".Празднование памяти царственных страстотерпцев
Три крестных хода почтили в Екатеринбурге 16-17 июля 2001 года память Царской Семьи. 15 июля, накануне дня памяти святых царственных страстотерпцев, в Екатеринбург прибыл крестный ход "Да поклонится тебе вся земля, Царю Мучениче Николае!" Его участники вышли из села Боровское Курганской области 7 июля, совершая по пути своего движения богослужения на месте разрушенных и строящихся храмов и монастырей. В Екатеринбургской епархии паломники побывали в поселке Колчедан, Каменске-Уральском, селах Покровском, Маминском, Камышеве, Большебрусянском.
16 июля в город прибыл еще один крестный ход, вышедший 28 мая из деревни Ныроб Пермской области и преодолевший за 40 дней более 1000 километров. Маршрут его был выбран не случайно. В 2001 году исполняется 400 лет, как в Ныробе был замучен князь Михаил Никитич Романов, приходившийся дядей первому русскому царю династии Романовых Михаилу Феодоровичу. Организаторы покаянного крестного хода Ныроб - Пермь - Екатеринбург предложили вновь поднять вопрос о всенародном покаянии за убийство Государя Николая Александровича и его Семьи.
17 июля от места убиения Царской Семьи по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия начался крестный ход, посвященный дням памяти Царской Семьи. Его маршрут лежал до Ганиной ямы и далее по окрестностям городов Среднеуральска, Верхней Пышмы, Березовского, Арамиля, поселка Горный щит - с заходом в храмы этих населенных пунктов.
Утро 16 июля. Несмотря на то, что день еще только начался, у памятного креста на месте гибели Царской Семьи уже лежат первые цветы. Их принесли сюда те, кто с раннего утра идет отдать дань памяти и поклониться святым царственным страстотерпцам - последнему российскому Императору Николаю II и членам его Семьи. Цветы у подножия креста разные, от самых простых до дорогих букетов, видимо купленных в цветочных салонах. Люди, которые их сюда принесли, также самые разные. Среди них есть совсем молодые, есть и люди, убеленные сединами, пожилые. Многие пришли сюда семьями, с маленькими детьми и даже внуками.
Уже к девяти часам вечера того же дня на месте убийства Царской Семьи собираются многие сотни людей. Вновь, как и днем, сюда приходят по одному, по двое, по трое, нередко целыми семьями. Возле креста полощутся разноцветные знамена. Среди них можно видеть нынешний государственный российский бело-сине-красный флаг, андреевский флаг с диагональным крестом, славный своими морскими традициями, и конечно же монархический - золотисто-желто-черный, с двуглавым орлом. Именно поэтому кажется, что сегодня здесь тесно переплелись как прошлые, так и настоящие судьбы России.
Хор из полутора десятков певчих прямо здесь, в гуще народа, стройно и слаженно исполняет церковные гимны. Затем звучит "Славься", "Боже, царя храни", а потом песни Жанны Бичевской, посвященные памяти Царской Семьи. Атмосфера торжественная, радостная и немного печальная. Да и может ли в этот вечер быть по-другому?
У многих из пришедших сюда на груди - деревянные и бумажные иконы с изображением святого Царя-Страстотерпца Николая II и его Семьи. Несмотря на поздний час, среди взрослых можно увидеть много детей, иногда совсем маленьких. И хотя многого в происходящем вокруг они объяснить не могут, своей чистой детской душой все-таки понимают: здесь происходит что-то большое и торжественное. Более двух тысяч человек приняли участие в ночном богослужении на месте убиения в Екатеринбурге святых царственных страстотерпцев. Служба, которую возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в сослужении около ста священников, прошла в нижнем приделе строящегося здесь храма на крови во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших.
Паломники из Петербурга, Москвы, Калуги, Самары, Ростова, Краснодара, Перми, Челябинска, Тюмени, Кургана съехались в тот день в уральскую столицу, чтобы впервые совершить празднование в честь святых царственных страстотерпцев. Ставшие традиционными за последние десять лет дни траура, дни убиения Царской Семьи, после прославления Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии в лике святых стали ныне днями торжеств. Заступники наши, новопрославленные святые, молятся за всех нас, за наше отечество перед Престолом Божиим. Теперь уже не панихиды по убиенным, а молебны новопрославленным святым совершают православные, поминая Царскую Семью.
На начавшемся в полночь богослужении присутствовал депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, председатель политсовета Российской христианско-демократической партии А. В. Чуев, исповедовавшийся и причастившийся Святых Христовых Таин вместе с сотнями верующих людей; первый заместитель полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе В. Н. Туманов и другие гости.
В половине четвертого ночи, по окончании Божественной литургии, верующие направились крестным ходом по десятикилометровому пути в монастырь во имя святых царственных страстотерпцев.
В начале шестого часа утра крестный ход прибыл в монастырь, где началась череда богослужений в трех уже построенных и освященных монастырских храмах. Службы здесь, так же, как и в храме на крови, шли в течение всего дня.
В 11 часов утра в монастырь вновь прибыл архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, а также руководители Уральского федерального округа, Свердловской области, города Екатеринбурга и ряда других муниципальных образований, строители и попечители обители. В тот день в монастыре был первый престольный праздник. В честь него архиепископ Викентий совершил в монастыре молебен святым царственным страстотерпцам.Хочу рассказать о чуде
Рассказывает иеромонах Ермоген (Еремеев): "Еще в юности у меня возникло желание найти ту печально известную Ганину яму около деревни Коптяки, куда первоначально были брошены растерзанные тела царственных страстотерпцев. Было желание хотя бы положить туда букет цветов. Тогда не пришлось. Но Господь сподобил меня в 1990 году быть участником водружения первого православного креста на Ганиной яме. И Господь воздал за то мне великим воздаянием, когда в 1997 году на меня было совершено разбойное нападение в Ульяновске. Я задыхался от сильного внутреннего кровотечения и понял, что обречен. Начал молиться, а точнее кричать: "Царь-мученик Николай! Спаси меня!"
Впоследствии врач говорил мне: "Тебя спасло только чудо". С тех пор что бы мне ни говорили о Царе Николае II, для меня он даже больше, чем святой. Это мой Небесный покровитель. Я пишу об этом сознательно, чтобы не умолчать о чуде. Ведь вера от слышания есть, а молчанием предается Бог, а в данном случае был бы предан и царь-мученик. В настоящее время я служу в Екатеринбурге и непрестанно обращаюсь за молитвенной помощью к Государю".Визит митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла
В воскресенье, 23 декабря 2001 года, после Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга прибывший на Уральскую землю митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, посетил урочище Ганина яма под Екатеринбургом. Ныне на этом святом для каждого православного человека месте, посреди леса находится красивейший монастырский комплекс. Выполненный из дерева, он гармонично вписался в окружающую среду, и трудно поверить, что совсем недавно здесь не было ровным счетом ничего, кроме небольшого поклонного креста и извилистой лесной тропинки к нему. Но воистину свято место не может быть пусто. Как неоднократно отмечал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, место, которое по замыслу сил зла должно было стать местом погребения православной России, стало местом ее возрождения, ее воскресения.
Владыка Кирилл посетил все храмы обители: храм во имя святых царственных страстотерпцев, храм во имя Серафима Саровского, храм во имя Сергия Радонежского и храм в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл передал в дар монастырю икону игумена Земли Русской Преподобного Сергия Радонежского и попросил у братии молитвенной помощи в своих многотрудных церковных послушаниях.Закладка шестого храма
6 февраля 2002 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий после Божественной литургии в главном храме монастыря во имя святых царственных страстотерпцев, возведенном на месте уничтожения останков Царской Семьи под Екатеринбургом, совершил чин закладки нового храма. К уже действующим храмам во имя царственных страстотерпцев, преподобного Серафима Саровского, Преподобного Сергия Радонежского, Иверской иконы Пресвятой Богородицы и строящемуся Никольскому храму (заложен в ноябре 2001 года) скоро добавится храм в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы - самый вместительный в монастыре.
Образ Пресвятой Богородицы "Державная" был явлен русскому народу 15 марта 1917 года, в день подписания последним русским царем акта об отречении от престола. Именно это промыслительное стечение обстоятельств подвигло православных почитать Пресвятую Богородицу как особую хранительницу Земли Русской, взявшую на себя царствование над Россией.
Вместе с архипастырем символический первый камень в основание храма заложил неизменный благодетель Екатеринбургской епархии - генеральный директор АО "Уралэлектромедь" А. А. Козицын. Как отметил Владыка Викентий в своем архипастырском слове после основания храма, "для Андрея Анатольевича - это уже четырнадцатый храм, который в нашей епархии будет строиться его трудами и трудами его помощников и сотрудников. За это мы все Андрею Анатольевичу очень благодарны".Богослужения в память о замученных и убиенных
11 февраля Русская Православная Церковь чтит Собор новомучеников и исповедников Российских. Более тысячи вновь прославленных святых были причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года, в том числе царственные страстотерпцы. В тот же день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов. В годы гонений на Церковь Христову только священнослужителей было уничтожено сотни тысяч.
Не обошли стороной зверства богоборцев и Екатеринбургскую епархию. В Верхотурском монастыре 18 июля 1918 года были расстреляны иеромонахи Аполлинарий, Иоанн и Каллист. В Кушве в сентябре 1918 года расстрелян протоиерей Димитрий Вышегородский. В Нижнем Тагиле в сентябре 1918 года расстрелян иерей Всеволод Черепанов. В Алапаевске в 1918 году расстрелян протоиерей Димитрий Диев. В Каменске-Уральском в 1918 году расстреляны протоиерей Александр Митропольский и иерей Петр Смородинцев. Иерей Петр Гарелин вместе с епископом Гермогеном утоплен в реке Тобол. В Серове (Надеждинске) иерей Петр Дьяконов закопан в землю по голову, а затем расстрелян. В Ново-Уткинске иерей Павел Чернышев с прихожанами были отправлены на окопные работы и по дороге расстреляны в спину. Этот страшный список можно продолжать долго.
Богослужения в память о замученных и убиенных прошли во всех храмах Екатеринбургской епархии. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил в тот день Божественную литургию в монастыре во имя святых царственных страстотерпцев в урочище Ганина яма.
"Кровь новомучеников, подвиг мученичества имеют большое значение на этой земле. Особенно, когда человек отдает свою жизнь ради Христа, ради Бога, ради Царства Божия, ради веры Христовой. Это проявление особой любви к Богу, - сказал в своем слове правящий архиерей. - Нет больше той любви, кто душу свою отдаст за други своя. А тут человек не только ради друзей, а ради Бога отдает свою жизнь и, жертвуя этой земной жизнью, он приобретает иную - Вечную жизнь. Своим мученичеством человек проявляет глубокую веру в вечность, глубокую веру в Бога, в то, что Господь за это наградит его великими благами. Это великая надежда и это величайший подвиг. Не случайно на мощах мучеников совершается Божественная литургия в наших алтарях. Подвиг мученичества имеет большое значение как для земной человеческой жизни, так и для Церкви Небесной и земной. В минувшее столетие наша земля была обагрена кровью мучеников. Сотни тысяч людей отдали свою жизнь за веру, за отечество, ради того, чтобы сохранить православную веру в нашем отечестве. Благодаря подвигам новомучеников мы сейчас имеем веру православную, потому что они отстояли эту веру своими подвигами, своей кровью. Поэтому мы равно почитаем и тех, которых мы знаем - явленных и прославленных мучеников, и тех, которых мы не знаем, а один Господь их знает, тех, которые еще не прославлены в Соборе новомучеников Российских. Мы молимся, мы совершаем панихиды. Взаимосвязь между земной Церковью и Церковью Небесной здесь просматривается очень явственно. Поэтому Святая Церковь и установила 11 февраля день памяти новомучеников и исповедников Российских, особый день памяти всех тех, кто отдал свою жизнь в годы богоборческого лихолетья".
История монастыря продолжается. В стадии завершения находится монастырский скит, в котором будет восемь монашеских келий и архиерейский дом. Неподалеку от скита нынешней весной планируется начать строительство большого каменного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери.Материал и фото - специально для "Журнала Московской Патриархии"
Иеромонах ДИМИТРИЙ (Байбаков)
Екатеринбург |
Храм Преподобного Сергия Радонежского |
|
Надвратный Иверский храм |
|
Строящийся Никольский храм |
|
Храм преподобного Серафима Саровского |
|
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий |
|
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл благословляет наместника монастыря |
|
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл у края шахты, где уничтожались останки царственных страстотерпцев |
|
Митрополит Кирилл в строящемся храме на крови (Екатеринбург) |
|
В монастыре закладывается шестой храм |