ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2002

ПРОПОВЕДЬ

Слово в Прощеное воскресенье

       Последнее воскресенье перед Великим постом Церковь посвящает воспоминанию изгнания Адама и Евы из рая. И евангельское чтение сегодня особенное. И поется в последний раз песнопение На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом. Это все об одном, и если бы мы имели духовный кругозор шире нашего обычного, мы бы видели, как одно сочетается с другим и как все взаимосвязано и переплетено. Воспоминание изгнания Адама и Евы из рая - это начало земной жизни, страдальческого пути всех людей. Когда они были в раю, то имели всю полноту бытия, ибо были рядом с Источником всякого богатства и сокровища, Господом Иисусом Христом, Словом Божиим, как сказано в Писании: И ходил Господь в раю... Как - мы не знаем, но Он беседовал с ними и обращался к ним. И в том была полнота жизни первых людей.
       И изгнал их Господь за грех противления Ему, за то, что они восстали против Него и поверили другому, который внес им в сознание сомнение в том, что Бог благ и что Он делает для людей все доброе. И получилось совсем по мудрой русской пословице: что имеем не храним - потерявши плачем. Сел Адам против рая и скорбел и плакал, созерцая то, откуда он ниспал, откуда его изгнали, и всю скорбь его души и это его стенание до сего дня люди чувствуют и переживают, ибо воспоминание о рае живет в каждом из нас. Частицы бывшего общения с Богом и полноты бытия питают нас, но мы алчем и жаждем большего и скорбим, и душа наша ищет вернуться туда.
       И поются сегодня в храме песнопения, которые говорят об этом вечном стремлении души, которую не могут удовлетворить никакие земные блага, никакая земная радость. И разве не о том же мы слышали в Неделю о блудном сыне. Вспомните, как на стране далече вспоминал он дом отца своего. Так и здесь. В плен были уведены иудеи из Иерусалима, в вавилонский плен, и там на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона (Пс. 136,1), то есть гору Сион, рядом с которой Иерусалим стоит: Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя (ст. 5). Как они скорбели и плакали! И во все времена эта горькая песнь воспринималось не как тоска об утраченном земном отечестве, не о потерянных земных благах, а в смысле духовном и возвышенном - как тоска об Отечестве Небесном, о таинственном и благодатном общении с Богом. И когда мы слышим слова: блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень (ст.9) - это ни в коем случае не страшный призыв к каким-то ужасающим действиям по отношению к младенцам. Богомудрый псалмопевец знал, что в плен народ израильский увел диавол, совративший народ, избранный Богом, в грех. И быть в плену - это значит быть в греховном плену. И этот плен начался еще в самом Иерусалиме, когда людьми овладели страсти греховные, а потом уже пришли те посланцы гнева Господня, которые увели людей из Иерусалима.
       Грех все время растет в человеке, если человек с грехом не борется. Как говорят отцы преподобные, если пророс маленький росточек сорняка в земле, его можно легко выдернуть, а если не потрудиться, то вырастет громадное дерево с сильными корнями. Сколько же трудов потребуется, чтобы его выкорчевать и удалить из того места. Так и здесь: греховные мысли, греховные поползновения - это еще как бы маленькие росточки, некие младенцы, которые легко взять и о камень разбить, и камень этот есть Господь Иисус Христос - Всесильный Помощник наш в борьбе с грехом и отцом греха, диаволом. Именно к этому призывает Церковь, а не к каким-то небывалым жестокостям, о которых, можно подумать, мы слышим в Церкви.
       И евангельское чтение сегодня особенное: оно как бы дает нам последнюю настройку перед постом, единственно верный тон, чтобы мы, сфальшивив в самом начале, не уклонились с пути, не пришли на страну далече: ...не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16 - 18). Не уподобляйтесь тем людям, которые только делают вид, что постятся, и даже тем, которые постятся по-настоящему, но напоказ, чтобы все люди видели, как они благочестивы, - не подражайте им, не ходите вслед им. Пусть ваш пост будет для Господа, а не для людей и не для собственной славы, не для того, чтобы люди, видя вас изможденными, высохшими, едва двигающимися, говорили: "О, какой праведник!" Истинный пост, за который воздает Отец Небесный, совершается от всей души - для Бога, для того, чтобы приблизиться Нему очищенной и просветленной душой, чистым и радостным войти в радость Его Воскресения. И потому такой пост всегда втайне, потому он всегда приводит к расцвету всех духовных и физических сил человека. Помните, в древнем Вавилоне, опять-таки в плену вавилонском, три отрока постились и были такие цветущие с виду, что все спрашивали: "Что с вами такое? Отчего у вас такие свежие, здоровые лица? Что случилось?" А они постились! И пост их был для Бога и постом своим они имя Божие славили среди язычников. И Господь не только физическое их здоровье сохранил, но и в веках имена Даниила, Анании, Азарии и Мисаила прославил, чтобы знали все грядущие поколения верующих в Бога Истинного, что не остается без награды у Него, награды щедрой и сторичной, никакое дело, никакой подвиг, ради Него подъятый. Вот почему - втайне!
       В жизни, однако, случается иногда, что бывает полезно о своем посте сказать или показать его, но не в укор людям и не для собственного превозношения, а чтобы люди, далекие от Церкви и не просвещенные еще светом евангельским, знали, что есть такое понятие, есть такое действие, для этой жизни не только не вредное, но и полезное, а для жизни будущей, вечной - необходимое. Это воспитательное значение имеет. Помню, в армии служил и сказал солдатам - сослуживцам своим, что у меня пост. Они поначалу удивились страшно и даже испугались, пальцем показывать на меня стали, потом смекнули свою выгоду и за трапезой стали приговаривать: "Тебе полезно, постись, постись, а масло сливочное нам отдавай!" Они с благоговением мой кусочек масла делили и радовались, но они уже знали, что такое пост, что такое Церковь, что такое молитва. Они сами, конечно, не помышляли в то время о посте, но это была уже для них некоторая проповедь: они запомнили, что есть пост, что он полезен и необходим.
       Дальше в евангельском тексте идут такие слова: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21). А почему? Да потому, что мы не просто так постимся, не для диеты или какого-то особого состояния и пост наш не слепое выполнение правил, а это путь к Богу, это шаги к Нему, пусть малые и робкие, и мы должны этим путем к Богу приближаться. Ибо здесь сокровище наше, здесь, в Боге, в Вечном Царстве Его, и сердце наше! И наш пост должен быть направлен к этому, тогда мы сможем неложно, всей душой обратиться к Господу, ожидающему нас по ту сторону пучины великой поста: "Мы идем к Тебе, Господи, и как Церковь заповедовала поститься, так мы выполняем слово Церкви, в которой живет Дух Святой. Мы этим путем стремимся навстречу Тебе. И Ты нас не прогони от Себя, помоги одолеть путь наш и встретить Тебя в светлой радости Пасхи Твоей". И эта радость о Господе Воскресшем будет истинным сокровищем нашего сердца - и радости этой никто не отнимет у нас (см.: Ин. 16, 22). Бог, Господь наш Иисус Христос - вот наше Сокровище, самое великое и самое главное. Если мы можем от всей души так сказать, не в минутном порыве и не ради красивого слова, то и все земные скорби и тревоги, все волнения суетного мира, неверного, мятущегося, изменчивого, нам не страшны. Мы с мужеством и радостным упованием переживем их, потому что главного нашего сокровища никто и никогда отнять у нас не сможет, если мы сами не обменяем его на сокровища земные.
       В одной из притч мы слышали странные слова: блажен тот, кто не для земли, не для богатства, а в Бога богатеет. Совершенно странные, непонятные слова. Как это - в Бога богатеть? Скорее всего, это неточный перевод с греческого, потому что выражение в Бога очень трудно понять. Наверное, лучше здесь было бы Богом богатеет. Слова богатство и Бог - одного корня. Бог - это Тот, у Кого много всего, изобилие всевозможных благ. Богатство и Бог - это полнота бытия. И если сердце наше к Богу, Творцу нашему, устремилось, Тот, Кто нас сотворил, подаст нам эту полноту, если мы захотим Им жить и заповеди Его исполнять, если мы поверим Ему, что главное наше сокровище - на Небесах, в Нем Самом. И тогда пост наш - это наши шаги к тому, чтобы обрести полноту жизни и найти свое истинное, подлинное сокровище - Бога, Который нас к Себе зовет, ищет и помогает нам делать шаги к Нему.
       И еще об одном говорит нам сегодняшнее евангельское чтение: ...если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15). Это третье необходимое условие истинного поста. Потому и день этот называется еще Прощеным воскресеньем. Почему именно сегодня Церковь напоминает нам эти слова Господа? Почему если мы прощаем от всего сердца прегрешения ближнего нашего, то и Отец Небесный простит нам согрешения наши? А если не прощаем, то не простит? Это - закономерность, твердое правило. А что такое прощение? Когда человек все, что у него в душе наболело, все, что он переживал в муках и скорби, все, что у него в сердце как некая заноза, некая рана даже, болит и ноет, - все это преодолевает, отдает, отпускает. Когда такое бывает у человека? Обычно тогда, когда он тяжко заболевает и собирается умирать. Он ищет со всеми примириться и проститься. Почему? А потому что все прошло и нужно собираться в путь всея земли, нужно идти в этот путь налегке. Потому так важно, чтобы никто на тебя обиды не имел, зла не держал, даже самые заклятые враги перед смертью шепчут непослушными уже губами: "Прости меня!" И в этом есть прямое сходство с тем, что нам предстоит, во что мы вступаем уже сегодня, сейчас. Всякий подвиг христианский, всякое благое дело во имя Христа не может быть без внутреннего умирания, ибо сказано: ...отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).
       Пост - это наш посильный подвиг во имя Господа, мы в посту как бы умираем для греха, мы нашу жизнь грешную заканчиваем и вместе со Христом идем на Голгофу, сраспинаемся Ему и хотим все земное здесь на земле оставить и с Ним быть. Нельзя в обиде, которая есть у тебя в сердце на ближнего, просить о мире, тишине, спокойствии. Не будет ни мира, ни тишины, ни спокойствия - ничего, если не простить от всего сердца, если не отпустить все любому человеку, который вас обидел, даже сильно обидел. Вот это единственное условие святых. Только после этого возможна молитва - любая молитва, тем более в Великий пост. Это не я придумал и не наш приход установил - это Вселенская Церковь устами древних преподобных отцов на много веков определила. И как трудно этому следовать, особенно тем из нас, кто давно привык иметь что-то на сердце на ближнего и дальнего, на весь мир. Скажут обидное слово - а может, и не обидное вовсе, а просто не такое, какое хотелось бы услышать, - и не может такой человек забыть это во всю жизнь. Есть такие люди. Его и так просишь и этак, и говоришь ему, что надо простить, а он не может. У него словно что-то там поворачивается, щелкает - и все. И как сделать так, чтобы снова открылось его сердце? Как извлечь оттуда занозу злопамятства? Некоторые до конца жизни не могут этого сделать, не могут простить. Но нужно с этим бороться решительно и твердо, ибо это не христианское, не православное отношение к людям и к себе.
       Есть еще и обратная сторона такого злопамятства. Что бы человек ни сделал, а скажет только: "Ой, прости меня", - и все, и побежал себе, и так ему легко и просто. Никакого значения он этому не придает. Он готов тысячу раз просить прощения и тысячу раз снова повторять свои обидные действия. Так тоже нельзя - грешно. Уж если просил прощения, то больше не греши, не обижай человека, ибо сказаны нам евангельские слова очень важные. Приняв их в сердце свое, мы должны не просто на словах простить, а от всей души, от всего сердца своего, всей полнотой своего существа. Это ответственное решение. Церковь призывает в этот день просить прощения у всех, но просить не в 100-й, в 120-й, в 150-й раз, а единожды, как мы должны все делать во всей жизни своей. Единожды - однажды и навсегда! Это трудно и тяжело, но это надо сделать. Если далеко живет человек и нет возможности встретиться с ним, то ему можно позвонить, послать письмо и так попросить у него прощения по-настоящему.
       Истинное христианство не в словах, а в деле, и это от нас всех требует очень важного и твердого решения провести Великий пост так, как заповедал Сам Господь, через Церковь Свою давая нам напутствие на Святую и Великую Четыредесятницу. Господи, помоги нам избавиться от многих грехов, которые нас уводят в плен вавилонский, далеко от Тебя. И мы на реках вавилонских седохом и плакахом и боремся с грехом тяжело и трудно. Помоги нам пост провести светло, решительно, мужественно, втайне. Помоги нам всех простить искренно, от полноты души и сохранить сокровище наше на Небесах. Аминь.

Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ