ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
04-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий. Четыре столетия астраханского Православия

Обращение архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы
к православным пастырям, монашествующим, клиру, верующим Астраханской епархии
по случаю 400-летнего юбилея ее основания

       Всечестные отцы, братья и сестры! Глубокоуважаемые представители органов власти Астраханской области и астраханской общественности! Дорогие гости юбилейных торжеств!
       Наступивший 2002 год, когда Астраханской епархии исполняется 400 лет, дарит нам исключительную возможность рассмотреть путь, пройденный Православием в Астрахани, оценить роль православной духовности в созидании и развитии нашего края.
       Ровно четыре столетия назад, в 1602 году, в Москве повелением царя Бориса Годунова и Патриарха Иова была учреждена самостоятельная Астраханско-Терская епархия и был рукоположен первый епископ, Феодосий. Но история Православия в нижневолжских и прикаспийских землях началась значительно раньше. Через Кавказ проповедь христианства пришла в эти края уже в первые века по Рождестве Христовом. Можно с уверенностью говорить о существовании здесь с VIII века отдельной епископии. В столицу Хазарии город Итиль с целью поддержать местных христиан в диспутах с иудеями и мусульманами в середине IX века из Константинополя приезжали святые братья Кирилл и Мефодий. Позднее, в XIII веке, на приволжских просторах возникла столица Золотой Орды - город Сарай-Бату, и волжские берега стали свидетелями подвига русских благоверных князей, церковных иерархов, тысяч простых русских людей, угнанных в неволю. Несколько раз, чтобы спасти Русскую землю от новых нашествий, отправлялся в Сарай святой благоверный князь Александр Невский. В татарском плену провел более десяти лет рязанский князь Олег Красный, которого принуждали отречься от православной веры, но он оставался верен Христу. Татары были изумлены мужеством и терпением знатного пленника, и в 1252 году отпустили его с почетом на Русь.
       В Орде приняли мучения за Христа святой князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, князь Рязанский Роман. Здесь долгое время находились святой князь Глеб Белозерский и святой князь Феодор Смоленский и Ярославский. Последний, будучи изгнан со своего княжения ярославцами, с 1281 по 1292 год нашел себе пристанище в Орде. Здесь он женился на дочери хана Менги Тимура, которая перешла в Православие и в крещении приняла имя Анна. В Орде у них родились два сына: Давид и Константин. Родители сумели воспитать их крепкими христианами, и оба они почитаются в Русской Церкви святыми.
       Святитель Феогност, митрополит Киевский, в 1342 году оклеветанный перед ханом Узбеком, претерпел пытки в этом краю. Во время визита в Орду святителя Московского Алексия им было совершено исцеление ханской жены Тайдулы от глазной болезни. После этого святитель Алексий еще не раз приезжал в Сарай, чтобы ходатайствовать за Русь, и татарские ханы всегда принимали московского чудотворца с большим уважением. Чудесами в Орде также прославился святитель Кирилл, архиепископ Ростовский. В 1257 году он исцелил от тяжелой болезни наследника хана Берке. Глядя на это чудо, другой ордынский царевич, племянник Берке, решил принять христианство. Он тайно покинул Сарай и прибыл в Ростов к Владыке Кириллу, который крестил татарского царевича, дав ему имя Петр. Впоследствии он стал монахом основанной им обители. Русской Православной Церковью был причислен к лику святых.
       Со временем татары в Орде позволили русским пленникам строить свои храмы. Так была учреждена самостоятельная епархия с центром в Сарае. В 1261 году в Киеве для нее был поставлен первый епископ Сарайский Митрофан. Помимо Сарай-Бату православные храмы были построены во многих других татарских селениях, где проживали выходцы из Руси. Епархия просуществовала вплоть до XV века - времени упадка Золотой Орды, и управляли ею такие известные исторические личности, как епископ Феогност († 1290), бывший в свое время столпом Русской Церкви и имевший большой авторитет не только на Руси, но и в Константинополе. Епископ Матфий I († 1382) известен в истории тем, что оставил после себя известное "Поучение смиренного Матфия Сарайского". Мученический подвиг совершил здесь же епископ Анфим, преданный казни в конце XIII века татарским темником Ногаем.
       После раздела Золотой Орды край приходит в упадок: в нем полыхают междоусобицы, его разоряют ногаи и крымцы. Только с 1556 года, времени вхождения в состав Московского царства, в истории его начинается новый период. Прикаспийские и поволжские земли постепенно осваиваются русскими переселенцами, которые приносят с собой более развитые и устойчивые общественные порядки, характерные обычаи, быт, культуру и духовность.
       С первых шагов вера и Церковь стала одной из надежных скреп местной жизни. Недаром игумен Кирилл, церковный деятель XVI века, зачинатель духовных традиций Астрахани, известен в истории под именем строителя Астрахани. Священники и монахи в буквальном смысле строили Русь. Они двигались в первых рядах переселенцев, ибо без храма, особенно в малообжитых и отдаленных местах, русскую жизнь невозможно было себе представить. По некоторым историческим данным, первый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был выстроен в Астрахани градодельцем дьяком Иваном Выродковым уже около 1560 года, то есть через четыре года после покорения города. А в 1568 году царь Иоанн Васильевич Грозный отрядил в Астрахань игумена Кирилла, известного в те времена подвижника, строителя Сийского монастыря на далеком Севере, чтобы основать в Астрахани "Николы Чудотворца монастырь общий (общежительный), забирать монахов и суд весь производить над мирскими людьми". Царь вручил игумену Кириллу чтимый Владимирской образ Божией Матери, точный список с чудотворной иконы, хранившейся в Успенском соборе Московского Кремля. Эта икона стала благословением для города Астрахани и чтимой святыней всей Астраханской земли.
       Прибыв из Казани, игумен Кирилл в том же 1568 году поставил в кремле деревянную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери. В скором времени, как пишет летописец, также были построены "церковь Николая Чудотворца и трапеза с шушею (шатром) да двенадцать келий и службы всем поделал, построил монастырскую ограду около монастыря". Важность упрочения Православия в полуденном крае, перенесения сюда лучших духовных традиций Руси властью хорошо сознавалась. У историка Карамзина в 9-м томе "Истории Государства Российского" под годом 1578-м читаем, что на вопрос послов крымского хана Махмет-Гирея об Астрахани в Москве отвечали: "Оружие и вера навеки утвердили Астрахань за Россиею; и там уже воздвигнуты храмы Бога христианского, основаны монастыри, живут коренные христиане". Усердием и мудростью преподобного игумена Кирилла сложился прочный союз русских с татарами. Последние, будучи мусульманами, с тех пор всегда выступали на стороне Москвы и свято почитали Троицкого игумена, называя его Даудом - по имени ветхозаветного пророка Давида, певца покаяния и примирения.
       Также и о последователе его, троицком игумене (впоследствии архиепископе) Феодосии свидетельствовали как о выдающемся человеке своего времени, который "великое прилежание о стаде Христовом и проливал учения как воды многие в том граде Астрахани и был милостив ко всем человекам, и многую милостыню подавал нищим, во всем уподобясь истинным пастырям: обидимым быть заступником и алчущим кормителем, и нагим одеяние и больным посетитель".
       Игумены Кирилл и Феодосий стали первыми столпами астраханского Православия. Их труды проложили путь к основанию в Астрахани отдельной епархии. К тому времени в городе действовали уже четыре церкви: Успенский кафедральный собор, построенный и освященный в 1602 году игуменом Феодосием, старый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, "иже на вратех", построенная в 1589 году над северными вратами кремля, ведущими к Волге, и первая деревянная церковь в честь Рождества Богородицы, поставленная в остроге в 1560 году астраханским воеводой Выродковым. Кроме того, на учуге Чурка стояла церковь также во имя Святителя Николая.
       Таким образом, Астраханская епархия родилась еще прежде времени ее официального основания. Возраст ее можно считать приблизительно равным возрасту самой Астрахани. Формально до 1602 года астраханские храмы находились в ведении Казанских митрополитов, однако настоятели Троицкого монастыря были наделены полномочиями управления и суда, сходными с теми, какие в епархиях имелись обычно у правящих архиереев.
       После учреждения самостоятельной Астраханской кафедры церковная жизнь стала стремительно развиваться. В Астрахани были основаны еще два монастыря: Спасо-Преображенский и Вознесенский, выросло число храмов. Когда в 1636 году Астрахань посетил ученый секретарь Шлезвиг-Голштинского посольства Адам Олеарий, он описал город как большой и хорошо устроенный, который "имеет довольно красивый вид по множеству башен и колоколен".
       Православие, утвердившись на здешней земле вместе с русскими переселенцами, стало неотъемлемой частью народной жизни. Лучшие качества русской души: уживчивость, терпение, доброта, непритязательность, оптимизм, способность оставить в стороне собственные интересы для общего дела - выступили надежным залогом закрепления русских в новом далеком крае. Мало-помалу в Астрахани образовалась традиция мирного жительства и доброго соседства между народами, оживилось земледелие, речной промысел и торговля, появились ростки местной духовной культуры и просвещения. Из поколения в поколение участие православной церковности реально отражалось в тысячах судеб, которые вместе слагали историю Астрахани.
       Земля эта, поначалу незнакомая и даже чужая для русского сердца, через какое-то время уже прочно становится русской землей. Она обильно орошена кровью наших воинов и страдальцев, горячим потом поколений мирных тружеников и созидателей, она вымолена перед Небом молитвой и подвигом православных подвижников. Русская жизнь здесь приобрела свои специфические черты: появились новые ремесла, возникли своеобразный быт, взаимоотношения, межнациональные связи, культура.
       Церковь несла все тяготы освоения края и переживала с ним все невзгоды. История Астрахани складывалась непросто и бурно. Из-за отдаленности своей эти места притягивали к себе охочий до легкой наживы воровской люд, а законный порядок был слабым, и местные жители много терпели от произвола, корысти и неправедного суда начальных людей.
       В этих условиях Православие с его постоянным призывом к согласной и нравственной жизни приняло на себя огромную долю ответственности за воспитание и примирение, межнациональное единство и созидательный труд на благо края и всей России.
       400-летний путь Астраханского Православия - это четыре века жизни самой Астрахани. История Церкви здесь неразрывным образом связана с историей освоения и развития Астраханской земли. Свои характерные задачи ставило каждое из столетий.
       В XVII веке остро стояли вопросы о законной власти и общественном устройстве в крае. Многое в жизни России того времени заметней всего отзывалось и проявлялось здесь, в Астрахани. С 1604 года, с появлением на Руси самозванца, началась череда мятежей. В 1606 году воевода Хворостинин захотел создать в Понизовом крае отдельное царство и открыто заявил о намерении отделиться от Москвы. После него окраинная Астрахань видела в своих стенах мятежного атамана Заруцкого и самозванную царевну-полячку Марину Мнишек. Здесь же во всей своей силе разразилась страшная буря восстания Разина.
       В эти десятилетия на Волге, Дону и Тереке решался вопрос: быть или не быть единой России, а также вопрос о роли Русской Церкви в общественной жизни. И благодарение Богу, к тому времени традиции духовной жизни и общественного согласия на южнорусских окраинах уже были заложены. За веру и отечество стали сильные личности, готовые вынести на своих плечах бремя противоречий и озлобления. Астраханские архиепископы Феодосий († 1607), Макарий († 1637), Рафаил († 1640), Пахомий († 1654) и, конечно, наш великий заступник и собиратель Астраханской земли священномученик Иосиф, митрополит Астраханский, претерпевший смерть от разинцев в 1671 году, приложили весь свой пастырский опыт и силу личного примера для приведения Астраханского края в согласие и спокойствие, к законным и справедливым порядкам. Признанием этих заслуг астраханского Православия, свидетельством его значения для России стало придание с 1666 года Астрахани статуса митрополии - исключительного права, которым помимо нее в Русской Церкви пользовались только Великий Новгород и Казань. Город также получил статус столицы особого Астраханского царства, а титул Московских царей звучал так: "Великий Государь Московский, Казанский и Астраханский".
       Еще на протяжении долгого времени в Астрахани было тревожно. И все-таки к концу XVII столетия полуденный край становится в полном значении этого слова русской землей, неотъемлемой частью Московского царства. Никогда более не возникнет вопрос, быть ли Астрахани вместе с Россией, а среди населявших ее народов постепенно стала затихать былая вражда.
       В веке XVIII был устроен фундамент согласной и упорядоченной жизни, выстраданной и вымоленной в предыдущее столетие, и можно было пользоваться плодами его миротворческой и созидательной деятельности. Власть и законный порядок в то время значительно укрепились. Даже известный Пугачевский бунт в основном обошел астраханские земли стороной.
       Этот период отмечен ростом в крае числа русских поселений. С 1717 года в ведении Астрахани помимо основанных ранее Царицына, Терков и Черного Яра уже входили Гурьев-Яицкий, Дмитриевск, Петровск, Самара, Симбирск, Сызрань, Красный Яр, Кизляр. В губернаторство В. Н. Татищева (1741-1745) для охраны речного пути и московского тракта был построен ряд казачьих станиц вдоль всего низового течения Волги: от Царицына к Астрахани. Соответственно увеличилось количество православного населения, а география Астраханской епархии с постройкой церквей в новых населенных пунктах значительно расширилась. В нее на тот момент входила обширнейшая территория нынешних Астраханской, Волгоградской, Саратовской областей, Калмыкии, Дагестана и части западных казахстанских районов.
       Символом данного времени можно считать постройку при митрополите Сампсоне в Астраханском кремле величественного нового здания Успенского собора. Пятидесятиметровая двухъярусная соборная церковь белого камня, богато украшенная снаружи резьбой и имевшая великолепный интерьер, зримо воплощала идею роста и укрепления астраханского Православия, его торжества вопреки всем трудностям и противоречиям прошедшего времени. Не случайно Петр I, прибыв в 1722 году в Астрахань, сказал об Успенском соборе: "Во всей державе моей нет более лепотного храма!" Это восхищение наверняка относилось не только к красоте храмовой архитектуры, но отмечало и то колоссальное духовное значение, какое имел для России этот оплот православной церковности. Успенский собор, вставший посреди бескрайних южных степей, стал словно бы памятником всем созидателям русской жизни на здешних просторах, собирателям общего Российского дома.
       XIX век на Астраханской земле стал временем благоустройства, бурного торгового и промышленного развития. К низовьям Волги, особенно после отмены в 1861 году крепостного права, в поисках новых занятий хлынул мощный поток переселенцев из разных районов России. С 1836 года до конца века население одной только Астрахани возросло более чем в два раза: с 45 тысяч до 95,5 тысяч человек. Оседлым стал быт многих местных степных народов. Развитие епархии в то время отмечено новым количественным ростом: к 1903 году в крае насчитывалось уже 258 православных храмов, были основаны новые монастыри в Красноярском уезде: Высокогорская Успенско-Николаевская и Чуркинская мужская пустынь, близ города Черный Яр - Воскресенский Мироносицкий женский монастырь.
       Главной задачей астраханского Православия в XIX веке стало нравственное руководство обществом: миссионерская, образовательная и благотворительная деятельность. Был предпринят перевод некоторых богослужебных последований и молитв на калмыцкий язык, в безбрежных степях, протянувшихся от Дагестана к Саратову и от Калмыкии к Букеевской орде (нынешний Казахстан), открылось множество миссионерских станов и школ. Несколько позже, в 20-е годы ХХ века, архиепископ Иннокентий (Ястребов), специально изучивший в миссионерских целях калмыцкий язык, совместно с ученым-калмыком М. В. Бадмаевым перевел также книги Священного Писания. В 1898 году на Калмыцком базаре в Астрахани открылась миссионерская школа для калмыцких детей, снабжавшая губернию кадрами для просветительской работы в среде калмыцкого народа. Кроме того, расширялась христианская миссия среди мусульман, активно проводилась борьба с расколом. Во всех этих начинаниях самую видную роль играли инициативы мирян и приходов. Верующие люди объединялись в различного рода благотворительные и просветительные движения. Самым деятельным и массовым из них может по праву считаться Кирилло-Мефодиевское общество ревнителей веры, просвещения и нравственности в духе Православной Церкви, основанное в 1885 году и активно работавшее до революции.
       Развитие церковно-общественных инициатив, строительство и сохранение храмов, содержание учебных заведений поддерживались астраханскими меценатами. Славную эпоху благотворительности в Астрахани с конца XVIII - начала XIX века открывает Иван Андреевич Варваций (Варвакис). Грек по происхождению и патриот своей родины, бывшей в те времена под мусульманским владычеством, он со своим небольшим судном участвовал в битвах российского флота с турецким при Наварине и Чесме, а затем получил русское подданство с правами на астраханские промыслы и торговлю. Он пользовался огромным авторитетом у властей, был принят при царском дворе, а в памяти астраханцев остался как инициатор благоустройства города, постройки церквей, призрения больных и убогих. Неоднократно он выкупал и возвращал на родину русских пленников.
       В числе других крупных благотворителей в более поздний период можно отметить знаменитых купцов и промышленников Губиных и Сапожниковых. Церковная и общественная благотворительность вошла тогда среди купечества Астрахани в традицию, стала неписаной нормой русского предпринимательства в крае. Вклад последнего в обустройство наших мест поистине огромен. Даже сегодня, спустя почти сто лет, многие общественные учреждения, школы, больницы в районах и областном центре помещаются в зданиях, устроенных в XIX - начале ХХ века на средства местных купцов-благотворителей. Тот же, кто в первый раз приезжает на Астраханскую землю, особенно поражается величию и богатой архитектуре церквей, ставших чередой вдоль всего волжского берега, в богатых и шумных промысловых селах и городках.
       Важным событием, свидетельствующим о внимании Русской Церкви к духовному положению Астраханского края, а также о важности его для России, стали последовавшие один за другим в 1901, 1902, 1903 и 1906 годах четыре визита в наш край выдающегося пастыря и проповедника святого праведного Иоанна Кронштадтского. Во время второго посещения отец Иоанн освятил в Астрахани храм святого князя Владимира, выстроенный к 900-летию Крещения Руси*. Это был символ державной роли Православия в России, для Астрахани имевший еще одно, более глубокое значение, утверждавшее ее связь с прошлым - с древностью VIII-IX веков, когда христианская жизнь, будучи воспринятой от Византии, обильно процвела в границах Хазарского царства, на здешней земле. Величавый собор, вознесший свои шлемовидные купола над волжскими водами, словно бы подводил итог под чередой минувших столетий. Всем своим видом он наглядно показывал силу и неколебимость Христовой веры вопреки всем переменам и отшествию в прошлое целых государств и народов.
       Но приближался ХХ век - век небывалых потрясений для нашего отечества, и в том числе для Астраханского края. И вновь Астраханская Церковь приняла на себя бремя общественного напряжения и противоречий, в полной мере испила горькую чашу, которую приготовили России разрушители народной жизни, духовных святынь и исторической памяти.
       До 1917 года в Астраханской епархии насчитывалось 310 приходских храмов (из них 51 - в самой Астрахани), не считая домовых церквей и часовен, 5 монастырей, Духовная семинария и Духовное училище. К концу 1920-х годов в городе были закрыты все домовые церкви и монастыри, действовало не более 25 приходских церквей. При этом 15 из них были отданы в руки раскольников-обновленцев, которых советская власть усиленно поддерживала в борьбе с канонической Патриаршей Церковью. С 1928 года повсюду в стране, в том числе и в Астрахани, стала осуществляться массовая ликвидация приходских храмов и изъятие их имущества. В 1931 году у верующих отобрали кремлевский Успенский собор. Большинство закрытых храмов были начисто стерты с лица земли.
       Репрессиям подверглись сотни верующих: монашествующих, священников, мирян. Многотысячный крестный ход в день прославления священномученика Иосифа Астраханского 11 (24) мая 1919 года подвергся расстрелу, в результате чего было огромное число жертв. Гонения претерпели многие астраханские архипастыри: архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Леонтий (фон Вимпфен) летом 1919 года были расстреляны. Мученическую смерть после перевода в Тверь принял архиепископ Фаддей (Успенский), управлявший Астраханской епархией с 1924 по 1926 год. Архиепископ Филипп (Ставицкий) провел в общей сложности 14 лет в тюрьмах и ссылке. К 1941 году в городе оставался всего один действующий православный храм - небольшая церквушка на кладбище над могилой купцов Губиных, ранее использовавшаяся как часовня.
       Только с началом войны против фашистской Германии отношение государства к Церкви переменилось. Сильный враг пришел на нашу землю, и добиться победы над ним при помощи одних революционных лозунгов было нельзя. Только обратившись к истокам мужества и патриотизма, вспомнив об образцах героизма святых князей Александра Невского и Дмитрия Донского, прославленных полководцев Суворова, Нахимова и Кутузова, православного русского воинства, можно было мобилизовать все силы народной души, сделав войну поистине священной для всякого человека, Отечественной войной.
       С 1943 года православным стали передаваться некоторые из отобранных ранее храмов, из ссылок и лагерей возвращались репрессированные священнослужители. В декабре 1943 года к огромной радости астраханцев на кафедру вернулся архиепископ Филипп (Ставицкий). Вместе с ним в Астрахани начался подъем приходской жизни, продолжавшийся вплоть до кончины Владыки Филиппа в 1952 году. Многие верующие и теперь с благодарностью вспоминают то время и труды замечательного церковного иерарха.
       В военные и послевоенные трудные годы Православная Церковь доказала, что остается плотью от плоти своего народа и готова и впредь участвовать в судьбах своего отечества. Являя пример высокой гражданственности, верующие астраханцы приступили к сбору денег и одежды для фронта и беженцев. По епархии удалось собрать довольно значительные суммы. Активность православных Астрахани дважды была отмечена благодарственными телеграммами руководства страны. Масштабы этой благотворительности и после войны оставались весьма крупными. И только из опасения роста влияния Церкви в Астрахани и окрестностях власти в конце 1940-х годов запретили епархии собирать на приходах и распределять добровольные взносы.
       В 1949 году Астрахань впервые посетил Первосвятитель Русской Церкви - Святейший Патриарх Алексий I. Это стало знаменательным событием в жизни епархии. Церковная жизнь оставалась под государственным прессом еще несколько десятилетий, до конца 1980-х годов. Подвергаясь критике и преследованиям, Православие уходило внутрь, к более сокровенным формам домашней и приходской религиозной жизни, но никогда не теряло своего значения для народной души и никогда не разрывало своей тесной связи с происходящим в России. В наши дни через воспоминания современников и материалы архивов нам приоткрываются подробности духовной жизни в Астраханской епархии в советские годы, становятся известными имена многих православных подвижников прошедшей эпохи**. С начала 1990-х годов, после возвращения Церкви свободы, внутренняя потребность народного сердца в Христовой вере проявилась со всей ясностью и выразительностью.
       Первым свидетельством перемен стал подъем и установка осенью 1991 года креста на 76-метровой колокольне Астраханского кремля. Вслед за этим, в 1992 году Церкви были возвращены Кирилловская часовня в кремле и Успенский собор с находящимися в нем святынями: мощами святителя Иосифа, святителя Феодосия, святителя Герасима и захоронениями других астраханских архиереев. В считанные годы по всей епархии стали возрождаться приходы, тысячи астраханцев ощутили призвание к полной церковной жизни, десятки тысяч стали принимать участие в важнейших христианских праздниках - Рождестве Христовом и Пасхе, других двунадесятых и великих церковных праздниках. Среди образованных людей, представителей науки, искусств и сферы образования возрос интерес к учению Церкви, ее богословскому знанию, культурному наследию, практическому опыту духовности заметных событий прошедшего времени необходимо отметить посещение в октябре 1992 года Астраханской епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Летом 1999 года Астрахань встречала большой крестный ход по водам Волги, Дона и Днепра. Тогда же состоялись посвященные этому торжества в нашем городе, в них приняли участие десятки тысяч астраханцев, гостей из разных областей России и братской Украины, Белоруссии, Сербии и других славянских стран.
       С 1991 по 2001 год число приходов Астраханской епархии увеличилось с 17 до 61. По сравнению с тем же 1991 годом, когда в епархии служили 29 священников и 6 диаконов, в 2001 году их было уже соответственно 60 и 13. В Астрахани открыт мужской Иоанно-Предтеческий монастырь. Работают 25 воскресных школ. На специально организованных Епархиальным отделом религиозного образования курсах для учителей школ прошли переподготовку для ведения дисциплин духовно-культурного цикла 60 педагогов.
       Особенно хочется подчеркнуть, что возрождение потребовало громадных сил и средств и проходило на фоне тяжелейшего экономического и общественного кризиса в нашей стране. В советские годы Церковь оказалась ограбленной: была лишена имущества, зданий, земель. Большинство храмовых зданий, в том числе и причисленных к историческим памятникам, на момент передачи их верующим являли собой удручающие картины разрухи и запустения. Восстановить утраченное можно было только объединенными усилиями, всем миром. И лишь благодаря совместной работе и пожертвованиям верующих, органов власти, предприятий и общественных организаций в епархии постепенно удалось наладить приходскую жизнь, осуществлять дела милосердия и образовательную деятельность.
       Чудо возрождения и роста Православия на Астраханской земле после семи десятилетий неистового разрушения церковности в крае и насильственного вытравливания христианских начал и чувств из людских душ совершается большими трудами астраханских пастырей, прихожан и благотворителей и дается нам очень непросто. Но таков наш долг, долг памяти и покаяния за вину отцов. Таково продолжение четырехвекового пути астраханского Православия и наш вклад в построение будущего Астраханской земли и России. Ибо все те заботы, которые традиционно лежали на Церкви: нравственное состояние общества, попечение о престарелых, больных, нуждающихся, воспитание младшего поколения, преодоление споров, непонимания, насилия, межнациональных конфликтов, - как никогда, остры сейчас. Восстанавливая церковность, мы улучшаем тем самым духовную атмосферу своей жизни и находим пути практического разрешения наболевших проблем страны.
       Сердечно благодарю тех, чьим попечением и молитвами созидается православная духовная жизнь Астрахани, и поздравляю земляков-астраханцев, всех верующих России с празднованием 400-летия со времени основания Астраханской епархии. В юбилейный 2002 год я призываю на всех Божие благословение и вручаю всех вас Небесному покровительству астраханских святых.

ПРИМЕЧАНИЯ

       * См. фото на 1-й полосе обложки журнала.
       ** В декабре 2001 года решением Священного Синода был канонизирован архиепископ Митрофан (Краснопольский). С нетерпением мы ожидаем причисления к лику святых другого нашего подвижника - архиепископа Филиппа (Ставицкого). Вместе с другими почитаемыми астраханскими святыми они займут место в общем Соборе угодников Божиих, в земле Астраханской просиявших, празднование которого начиная с 2002 года будет отмечаться всей Русской Православной Церковью.

Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона

Троицкий монастырь в Астрахани

Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский

Троицкий собор Астраханского кремля

Успенский кафедральный собор Астраханского кремля

Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона совершает Божественную литургию в день памяти святителя Астраханского Иосифа

Крестный ход в Астраханском кремле с мощами святителя Астраханского Иосифа

Рака со святыми мощами святителя Астраханского Иосифа

в нижней церкви Успенского собора}