ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Совещание ректоров Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви

       Утверждение Министерством образования Российской Федерации в феврале нынешнего года стандарта высшего профессионального образования по специальности "Теология" должно неминуемо привести к структурной реформе духовного образования. Обсуждение будущих изменений в работе Духовных академий и семинарий стало главным предметом совещания ректоров Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, которое состоялось 16 апреля 2002 года в Свято-Даниловом монастыре. В работе совещания приняли участие более пятидесяти архиереев и священников - руководителей церковных учебных центров различного уровня.
       Открывая совещание, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий напомнил, что за время, прошедшее после переломного в истории Русской Церкви события - празднования 1000-летия Крещения Руси, Духовная школа вступила в период бурного роста. Если в 1988 году Русская Православная Церковь располагала лишь двумя Духовными академиями и тремя семинариями, то на сегодняшний день действуют 5 Духовных академий, Богословский институт, 31 Духовная семинария, 32 Духовных училища и четверо Пастырских курсов.
       Отметив, что главной причиной реформы Духовного образования стала радикально изменившаяся историческая ситуация, в которой сегодня оказалась Церковь, Его Святейшество сформулировал главную задачу этой реформы. Духовное образование, по словам Предстоятеля Русской Церкви, должно стать "школой вхождения в живой церковный опыт и Церковное Предание, а также эффективной подготовкой пастырей к свидетельству и служению в современных условиях секуляризованного общества". Первосвятитель особо подчеркнул, что в нынешней социально-политической ситуации "перед Церковью открываются очень большие возможности в несении обществу Благой вести о Христе и о совершенном Им Спасении. Исполнение же этой миссии напрямую зависит от уровня и состояния духовного образования в Русской Православной Церкви".
       Государственный стандарт по специальности "Теология" позволяет Духовным академиям и семинариям стать признанными государством высшими учебными заведениями. Для того чтобы это случилось, все Духовные школы должны пройти государственную аккредитацию, механизм которой сейчас разрабатывается Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Как пояснил в своем выступлении Председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений, на сегодняшний день существуют две формы стандартов, в соответствии с которыми может быть проведена аккредитация. Один из них ориентируется на традиционную для России и ряда европейских стран систему образования, при которой выпускники высшего учебного заведения с пятилетним сроком обучения получают квалификацию специалиста. Другой вариант предполагает двухступенчатую систему образования, при которой первый, четырехгодичный этап обучения заканчивается присвоением выпускнику степени бакалавра, а второй, двухгодичный - степени магистра. При этом диплом бакалавра свидетельствует о незаконченном высшем образовании.
       Если Священноначалие окончательно утвердит вариант с пятилетним сроком обучения и получением выпускниками квалификации "специалист-теолог", академии и семинарии станут научно-учебными учреждениями, при которых будут действовать диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Срок обучения в аспирантуре составит 3 года. Столько же в аспирантуре будут учиться и магистры. Разница в том, что для получения высшего образования, а затем и степени кандидата богословия специалисту-теологу придется учиться 8 лет, а магистру - 10-11 лет. Владыка Евгений отметил, что большинство участников заседания Рабочей группы по разработке концепции новой системы богословского образования, прошедшего в Московской Духовной академии 5-6 марта сего года, склоняются к выбору пятилетнего стандарта обучения, с присвоением квалификации специалиста.
       Одной из проблем для Духовных школ после их государственной аккредитации станет введение новых, никогда ранее не преподававшихся предметов: социологии, политологии, а также физкультуры, предусмотренных государственным стандартом обучения. Некоторые священнослужители и церковные публицисты поспешили выступить с негативными оценками таких нововведений, опасаясь обмирщения учебного процесса. По этому поводу Святейший Патриарх Алексий заметил, что министерский стандарт не несет никакой идеологической окраски и преподавание таких предметов, как философия, история или социология, может вестись в соответствии с православным мировоззрением.
       Дискуссию о том, как совместить введение дополнительных дисциплин и уже устоявшиеся учебные программы Духовных школ, начал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он предложил сократить преподавание параллельных богословских предметов, которые, меняя свое название на разных этапах обучения, не меняют содержания. Таковы, например, катехизис, изучаемый в начале семинарского курса, и догматическое богословие, с которым студенты знакомятся несколько позднее. Кроме того, считает Владыка Кирилл, необходимо научить студентов самостоятельно работать с книгами. "Лекция должна быть не просто набором необходимых сведений по предмету, а обзорной экскурсией, с указанием различных источников информации, что волей-неволей заставит студента лишний раз заглянуть в библиотеку", - пояснил свою мысль Владыка. По мнению митрополита Кирилла, такой подход к учебному процессу позволит высвободить до 40 процентов учебного времени. Владыка Кирилл с сожалением отметил, что уровень подготовки в некоторых семинариях не всегда позволяет надеяться на получение государственной аккредитации. Если в течение трех-пяти лет эти учебные заведения не смогут довести свой уровень до требований стандарта, то их придется преобразовывать в Духовные училища.
       Зачастую кадровый состав преподавателей семинарии по тем или иным причинам не может обеспечить высокий уровень учебного процесса. На помощь отстающим семинариям Владыка Кирилл предложил посылать "преподавательские десанты" из лучших Духовных школ страны. Такая практика, по словам митрополита, существует во многих странах мира, и она уже не раз доказывала свою эффективность.
       Предложения Владыки Кирилла были одобрены Святейшим Патриархом и нашли поддержку среди участников совещания. Была также подчеркнута необходимость продолжения обсуждения судьбы Духовных школ, которое теперь будет вестись как в рамках Рабочей группы по разработке концепции новой системы богословского образования, так и в рамках общецерковной дискуссии.
      

С. ГАНЬЖИН

Молитва перед началом заседания

В президиуме совещания