ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Феогноста (Гузикова)
во епископа Сергиево-Посадского,
викария Московской епархии

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 13 марта 2002 года архимандриту Феогносту (Гузикову), наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, определено быть епископом Сергиево-Посадским, викарием Московской епархии.
       29 марта 2002 года, в пятницу второй седмицы Великого поста, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Феогноста (Гузикова) во епископа Сергиево-Посадского, викария Московской епархии.
       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Истринский Арсений, Верейский Евгений; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий и Дмитровский Александр. При наречении во епископа архимандрит Феогност произнес речь:
       "Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель и отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, благословите!
       Ваше Святейшество! По представлению Вашему Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Сергиево-Посадским, оставаясь при этом наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
       Всем своим существом я благодарен Богу за то, что Господь судил мне быть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Лавра вскормила, воспитала и сформировала меня.
       Я благодарен Преподобному Сергию, игумену и ангелу-хранителю Земли Русской, заступнику всем с верою к нему притекающим, благодарен за то, что он терпит меня, недостойного, в обители своей святой, утешает в скорбях, вразумляет в трудностях, дает крепость и силу в служении Церкви.
       Благодарен Вам, Ваше Святейшество, за Ваше благословение быть мне в обители Живоначальной Троицы, у мощей Преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Благодарен за то, что, взирая на Ваше служение и труды во славу Божию, я понял смысл слов Спасителя: Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк. 8, 35).
       Только в самоотверженном служении Богу и ближним проявляется наша любовь, и если нет самоотвержения, то нет и любви, а не имея любви, я, по Апостолу Павлу ...яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй (1 Кор. 13, 1).
       Милостию Божией в день памяти моего Небесного покровителя, святителя Феогноста, митрополита Московского, имя которого мне дали при монашеском постриге, я удостоился сослужения Вашему Святейшеству за Литургией Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Московского Кремля. Во время богослужения меня охватило удивительное ощущение присутствия Первосвятителей Московских. Они как бы с немым укором смотрят на тебя требовательно и властно и говорят: "Не трать драгоценного времени зря, не суетись, не нарушай заповедей Божиих ради дружбы человеческой и не буди неверен, но верен (Ин. 20, 27)".
       Сегодня, в день моего наречения во епископа, я здесь не для того, чтобы рассказывать Вам и членам Священного Синода о высоте и ответственности архиерейского служения. Вы это знаете лучше меня и своей жизнью свидетельствуете об этом.
       Слово при наречении во епископа - это как исповедь духовнику и воинская присяга государю одновременно. И сегодня я здесь для того, чтобы открыть вам свое сердце, горящее любовью ко Господу, поблагодарить за доверие, за открывающуюся возможность служения Церкви в архиерейском звании, испросить ваших святых молитв и благословения на предстоящий путь.
       Церковь стоит на крови мучеников, тех, кто засвидетельствовал свою веру во Христа перед миром, жертвуя своей земной жизнью ради Господа нашего Иисуса Христа, ради Жизни Вечной во Христе.
       Сегодня нет Римской империи, нет Византии, исчезли с лица земли многие другие государственные образования, исчезли в пучине времени некогда славные народы, о которых теперь знают только узкие специалисты. А Церковь стоит, стоит по обетованию Христа Спасителя, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18), стоит потому, что есть свидетели.
       Тем же убо и мы, - по Апостолу Павлу, - толик имуще облежащ нас облак свидетелей, гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг: взирающе на начальника веры, и совершителя Иисуса (Евр. 12, 1-2)
       По свидетельству Апостола Павла, ...аще кто епископства хощет, добра дела желает (1 Тим. 3, 1). Желать епископства - это значит желать мученичества, то есть свидетельства, быть первым среди своей паствы не в почестях, а в подвигах ради Христа и Церкви Его Святой. В этом я вижу смысл архиерейского служения.
       Но это мое желание, а на деле повторяю за Апостолом Павлом: Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю (Рим. 7, 19). И я в своем сегодняшнем состоянии не готов к этому высокому служению, моих слабых человеческих сил для этого недостаточно, нужна особая, укрепляющая, благодатная помощь.
       Вступая на путь архиерейского служения, я имею лишь горячее желание служить Церкви Христовой и глубокую веру в Промысл Божий и в то, что Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи не оставит меня.
       Принимаю мое избрание как свершение воли Божией, ибо, по Апостолу Павлу, никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога (Евр. 5, 4) и еще: Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас - говорит Господь (Ин. 15, 16).
       Прошу Вас, Ваше Святейшество, и вас, богомудрые архипастыри, вознесите ваши святительские молитвы к Престолу Всевышнего о мне, грешном, да ниспошлет на меня Господь наш Иисус Христос через Таинство епископской хиротонии Божественную благодать, дабы мое архиерейское служение было спасительно для меня и полезно для Церкви Христовой".
       31 марта 2002 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феогноста (Гузикова) во епископа Сергиево-Посадского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Верейский Евгений; епископы Тульский и Белевский Кирилл и Дмитровский Александр. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Феогносту архиерейский жезл, обратился к нему со Словом:
       Преосвященный епископ Феогност, возлюбленный во Христе брат наш и сослужитель!
       Промыслом Божиим, избранием Нашим и Священного Синода, через молитву и возложение рук наших получил ты ныне благодать архиерейства и приобщился к сонму святителей Русской Православной Церкви.
       Знаменательно, что твоя хиротония совершилась во второе воскресенье Великого поста, когда Церковь как бы восходит на Фавор, и мы внимаем учению святителя Григория Паламы о Нетварном Божественном Свете.
       Прославляя святителя Григория Паламу, называя это воскресенье Неделей светотворных постов, мы обращаем внимание на тот сокровенный, благодатный свет, которым была преисполнена его душа. Святитель Григорий мужественно обличал еретиков, нечестивые власти, проявляя готовность пожертвовать самим собой, жизнью своей, когда это требовалось для спасения Церкви. К такому исполнению нашего христианского долга призывает нас пост.
       Святая Церковь требует от нас мужества, святости и совершенства. Господь обращает к нам Свое слово: "...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48)". И Апостол говорит: "...призвал нас Бог... к святости (1 Фес. 4, 7)". Это недостижимо ни для кого и нигде и только в Христовой Церкви Дух Святой преемственно от времен апостольских передает Свою благодать епископам, а через них пресвитерам, совершающим Таинства и молитвы, возрождающие нас к святости, к совершенству, к Жизни Вечной.
       Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Сильнее всего на свете - Церковь, она защитит и спасет тебя. Церковь - это ограда двора овец Христовых, пока ты внутри этой ограды, ты в безопасности, если ты выйдешь из нее, то тебя похитит лютый духовный зверь".
       "Без Церкви можно верить в Бога, - свидетельствует блаженный Августин, - без Церкви можно исповедовать Святую Троицу, держать Евангелие и даже проповедовать его. Единственное, что нельзя без Церкви, - это спастись!"
       В своем слове при наречении ты исповедал глубокую веру в Промысл Божий, веру в то, что от Господа устрояются пути человека, веру в спасительную силу Церкви Христовой, которая стоит и будет стоять на земле, по обетованию Христа Спасителя, "и врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18)".
       Мы живем в непростое время. Общество наше нуждается во врачевании. Оно духовно болезнует, оно расслаблено. И этим пользуются те, кому не по душе сильная верой и любовью Россия. Все более интенсивной становится прозелитическая деятельность, осуществляемая Римско-Католической Церковью, различными протестантскими группами, пытается укреплять свои позиции сектантство тоталитарного характера. Этими миссионерами движет не желание просветить, а желание разделить наше общество. К разделению по политическим взглядам, по национальной принадлежности пытаются еще добавить разделение по вероисповедному признаку - в этом большая опасность для России. Жертвами подобных религиозных организаций и сект становятся наши братья и сестры. Мы обязаны всеми законными способами бороться за души людей, не отдавать их на погибель.
       "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5)". Божественный свет пребывает там, где Господь, в Церкви Его, и мы призваны быть свидетелями этого Света, мы можем видеть этот Свет, приобщаясь ему по дару Христа благодатью Его.
       Ныне сила Божественная освятила и тебя и Дух Святой, как в день Пятидесятницы, почил на тебе. Ты получил всю полноту благодати. Но прежде чем ты приступишь к своему новому служению, мне надлежит дать тебе отеческое наставление.
       Ты родился и воспитывался не в церковной семье. Но Господь избрал тебя на Свое служение вопреки воле твоего окружения. Не без Промысла Божия прибыл ты из Владимира в Троице-Сергиеву Лавру. Господь уготовал тебе место сначала насельника, а затем наместника Троице-Сергиевой Лавры. Служить и нести церковное послушание на месте подвигов Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, - великая честь и в то же время огромная ответственность.
       Теперь тебе предстоит быть нашим викарием и одновременно продолжать оставаться в должности наместника Троице-Сергиевой Лавры. Ты ведешь это служение, ты знаешь, как оно нелегко, но, как и раньше, уповай на благодатную помощь Божию, на заступничество Пресвятой Девы Марии, на молитвы основателя Лавры - великого подвижника и собирателя Земли Русской Преподобного аввы Сергия.
       Нас радуют твои ревностные труды по благоукрашению Лавры, твои заботы о Московских Духовных школах. Мы слышали вчера слова доброго твоего исповедания, и они вместе с твоими делами вселяют в нас надежду, что и в архипастырстве ты сохранишь и приумножишь дары, данные тебе Богом.
       Особенно же, вместе с Апостолом Павлом, призываю тебя "...возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия (2 Тим. 1, 6-7)".
       Возгревай в себе дар Божией благодати непрестанной молитвой, богомыслием, истовым и благоговейным совершением богослужений, чтением Священного Писания и творений святых отцов.
       Через сообщение тебе благодатных даров Святого Духа Сам Бог призвал и поставил тебя ныне на дело управления народом Божиим (1 Кор. 12, 28).
       Образом епископского служения да будет для тебя образ Самого Пастыреначальника Христа. И в тебе "должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе; Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 5-8)".
       Служение Христа было выражением жертвенной любви. В Церкви нет служения без любви, так же как нет любви без служения. На земле любовь всегда соединяется со страданием. Епископское служение является высшим выражением любви как высшего служения в Церкви до готовности жизнь свою отдать за паству свою (Ин. 10, 11).
       Жизнь епископа - это не столько обладание духовной властью и почитанием, сколько подвиг перенесения трудностей, скорбей и испытаний. Но преемники святых Апостолов, совершающие свое служение ради спасения людей, имеют в себе преизобильное сокровище Божественной благодати. Эта благодать и восполняет в епископе недостающее и дает ему дерзновение вместе с Апостолом Павлом утверждать: "Все могу в укрепляющем меня Христе Иисусе (Флп. 4, 13)". "Довольно для тебя благодати Моей, - говорит Господь, - ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9)".
       Возлагая ныне на тебя наши руки, мы молили Господа, чтобы Он сотворил тебя подражателем Его - истинным пастырем, путевождем слепых, светом сущих во тьме, наказателем немудрых, учителем младенцев, светильником в мире. Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Непрестанно совершенствуйся, духовно возрастай, укрепляй себя учением Святой Церкви и святых отцов. Проповедуй слово... обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2).
       Твердо стой за веру православную, храни традиции и обычаи церковные, защищай честь и достоинство Матери-Церкви нашей, ее Священноначалия, епископата, клира и благочестивых мирян, воспитывай чад своих в любви и преданности отечеству - так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16).
       "Все это мы говорим пред Богом, во Христе, и все это... к твоему назиданию (2 Кор. 12, 19)".
       Промыслительно, что ты за несколько дней до своей архиерейской хиротонии был участником Литургии Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Московского Кремля, где имел возможность у раки с мощами твоего Небесного покровителя святителя Феогноста, митрополита Московского, в день его памяти получить его благословение на предлежащий тебе путь епископского служения.
       Приветствую тебя с началом твоего нового служения Господу и Его Святой Церкви.
       А теперь прими жезл сей как символ архиерейской власти и опору в трудных обстоятельствах и от данной тебе благодати преподай первое архипастырское благословение народу Божию, молившемуся сегодня о тебе и о твоем новом служении Церкви Христовой.

* * *

       Архимандрит Феогност (в миру Игорь Михайлович Гузиков) родился 6 октября 1960 года в поселке Селиванове Селивановского района Владимирской области в семье рабочих. В том же году крещен с именем Игорь, в честь великого князя Черниговского и Киевского Игоря.
       В 1978 году окончил среднюю школу в поселке Красная Горбатка Селивановского района. С 1979 по 1981 год служил в Вооруженных Силах. В 1981-1982 годах нес послушание в храме Спаса Нерукотворенного Образа в селе Спас-Железино Селивановского района, в 1982-1983 годах - в храме Святителя Николая в городе Киржаче Владимирской области.
       22 ноября 1983 года, в день празднования в честь иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница", пострижен в монашество архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом в домовой церкви архиерейских покоев с именем Феогност - в честь митрополита Киевского и Московского Феогноста.
       14 января 1984 года, в день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, рукоположен во иеродиакона архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом в Успенском соборе во Владимире. 19 января 1984 года, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, рукоположен во иеромонаха архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом в Успенском соборе во Владимире.
       С апреля 1984 года - насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1985 году поступил в Московскую Духовную семинарию, в 1987 году после окончания обучения в Семинарии поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1991 году, защитив кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему: "Пастырство по учению Православной Церкви".
       В 1986 году возведен в сан игумена, в том же году - в сан архимандрита.
       30 ноября 1988 года, в день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
       С 1990 года является преподавателем МДАиС. В настоящее время преподает патрологию на 4-м курсе МДА и обучается в Московской Академии правосудия при Верховном суде Российской Федерации.
      

С. ГАНЬЖИН

Преосвященный Феогност, епископ Сергиево-Посадский, викарий Московской епархии

Исповедание веры

Хиротония архимандрита Феогноста

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и епископ Сергиево-Посадский Феогност

Вручение епископу Феогносту архиерейского жезла

Первое благословение новопоставленного епископа

Участники хиротонии (епископ Сергиево-Посадский Феогност - крайний справа)