ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

К 25-летию управления Московской епархией
митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием

Три знаменательных юбилея

       История нелицеприятна и свидетельствует о делах человеческих правдиво, по плодам трудов. Архипастырское служение Церкви Христовой особенно ответственно, ибо всякий, совершающий его, за каждый свой шаг отвечает перед Самим Господом: ...от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Архиерей призван заботиться о своей пастве, направляя мятущиеся души ко спасению, сохраняя неповрежденным исповедание истинной веры и укрепляя церковный корабль собственной стойкостью в терпении скорбей и испытаний, а также дерзновенной молитвой за весь мир. Епископ является в полном смысле слова строителем, ибо данная ему от Господа власть предназначена к созиданию (2 Кор. 10, 8).
       Ярким примером самоотверженного трудничества на церковной ниве является служение Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, трем знаменательным юбилеям которого, исполняющимся в этом году, и посвящена настоящая статья.
       Мысленно обращаясь к пройденному юбиляром пути, нельзя не сказать об основных датах его жизни, выделив, так сказать, объективную канву событий, и в то же время поделиться собственными мыслями и впечатлениями от многолетнего общения с Владыкой, сосредоточившись главным образом на его служении в качестве правящего архиерея Московской епархии. Пусть это будет скромным вкладом в описание поистине грандиозной картины служения выдающегося архипастыря. Ведь это и есть истинная история, взирая на которую будущие поколения смогут найти примеры, достойные подражания, и обрести путеводный маяк для правильного определения жизненного пути.
       Будущий митрополит Ювеналий родился 22 сентября 1935 года в Ярославле. С детства воспитывался в духе православного благочестия и, можно сказать, рос при храме, где со временем стал прислуживать. Духовное образование начал в Ленинградской Духовной семинарии, продолжил в Ленинградской и закончил в Московской Духовной академии. Огромное влияние на молодого человека оказала встреча с будущим выдающимся иерархом Русской Православной Церкви, тогда иеродиаконом Никодимом (Ротовым). Владыке довелось быть его учеником и соработником в многообразной церковной деятельности.
       Приняв монашеский постриг, а вскоре и ступив на путь священнического служения, иеромонах, игумен, а потом и архимандрит Ювеналий с усердием и истинной жертвенностью отдавался любому церковному послушанию, будь то написание кандидатской диссертации по богословию, преподавание в семинарии, работа в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, настоятельство в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Западном Берлине, редактирование бюллетеня Среднеевропейского Экзархата нашей Церкви "Голос Православия" или возглавление Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
       22 декабря 1964 года Определением Священного Синода архимандрит Ювеналий был назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). 26 декабря 1965 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась его архиерейская хиротония во епископа Зарайского, викария Московской епархии.
       В последующие годы епископу Ювеналию было суждено поднять нелегкие труды по устроению церковной жизни в приходах Японского благочиния, созданию Патриаршего подворья в Токио и подготовке дарования нашей Церковью автономии Японской Православной Церкви в 1970 году.
       Став в 1969 году правящим архиереем Тульской епархии, Владыка Ювеналий продолжал свои труды и в ОВЦС. Он временно управлял Патриаршими приходами в США и Канаде, занимался устроением церковной жизни в приходах, оставшихся в юрисдикции Московского Патриархата после провозглашения автокефалии Православной Церкви в Америке.
       18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора епископ Ювеналий был удостоен возведения в сан архиепископа, 27 апреля 1972 года он был возведен в сан митрополита и 30 мая того же года назначен Председателем ОВЦС (оставался на этом посту до 1981 года), став постоянным членом Священного Синода по этой должности. Вот уже два юбилея: исполняется тридцать лет пребывания Владыки Ювеналия в сане митрополита и столько же лет его деятельности в качестве постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви. После Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Ювеналий в настоящее время старейший член Священного Синода.
       Митрополит Ювеналий провел огромную работу по подготовке проходившей в Москве с 6 по 10 июня 1977 года всемирной конференции "Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами", на которой он председательствовал. Это был международный форум исключительной важности, предварявшийся серией двухлетних серьезных консультаций и симпозиумов. Благодаря проведению этой конференции голос Православия стал слышен во всех уголках земного шара.
       11 июня 1977 года Владыка был назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, то есть Патриаршим наместником, помогающим Первосвятителю в управлении Московской епархией на территории Московской области. Вот и еще один, особо значимый, юбилей - 25-летие управления Московской епархией.
       Непростое служение предлежало молодому, но уже умудренному опытом митрополиту. На то время в Московской епархии было 130 приходов, где совершали свое служение около 200 священнослужителей. Первое, с чего начал свою деятельность новый управляющий, было не поверхностное знакомство с епархией по архивным материалам и личным делам духовенства, а посещение приходов с непременным совершением богослужений. Многим клирикам епархии казалось необычным, что митрополит, фотографии которого постоянно появляются на страницах "Журнала Московской Патриархии", может совершать архиерейские службы в селах, куда порой добраться можно только на вездеходе, который все называли тогда "козликом". Взирая на его служение, они видели, что Владыка митрополит всегда совершает Литургию с такой же верой, благоговением и подлинным архиерейским величием, как будто это его последняя или, может быть, наоборот, первая служба. И не имело значения, проходило ли богослужение в благоукрашенных кафедральных соборах или в отдаленных сельских храмах - главным было не место, а Божественная и благодатная суть молитвы. Его Высокопреосвященство одинаково горячо молился и во Владимирской церкви села Маврино Щелковского района, куда ему как-то на второй день Рождества Христова пришлось добираться пять километров при помощи трактора-тягача, и среди сонма архиереев Русской Православной Церкви и Поместных Церквей на площади Свято-Данилова монастыря в год 1000-летия Крещения Руси. И в том и в другом случае он истово предстоял перед Лицом Божиим.
       Атеистические власти, видимо, не без раздражения взирали на методы управления епархией, которые применялись митрополитом. Достаточно привести одну лишь цитату из очередного отчета в "инстанции" тогдашнего уполномоченного Совета по делам религий по Московской области А.А. Трушина, который писал (стиль документа оставляем без изменения. - Прим. авт.): "Митрополит Ювеналий является одним из наиболее деятельных архиереев (которые были на Московской епархии), активизирующих церковную обстановку. О его деятельности при выезде на места уже сообщалось в прошлых отчетах, и сейчас речь пойдет только о фактах, свидетельствующих о его "расправах" над священнослужителями и неприязненных отношениях к старостам церквей только лишь за то, что последние "слишком уж (на его взгляд) поддерживают хорошие отношения с местными органами власти", или другим причинам, крайне нежелательным для архиерея. Ювеналию больше всего импонируют те священнослужители, которые "держат в руках старост и в какой-то мере довлеют на финансово-хозяйственную деятельность церкви". Так, по возникшему конфликту в Казанской церкви г. Дмитрова между старостой Петровой и настоятелем Немерешиным Ювеналий рьяно благоволит к последнему и высказывает свои неприязненные отношения к Петровой, характеризуя ее как "случайного для церкви человека, в прошлом жену милиционера", и т. д. и т. п. Не получив нашей поддержки об отводе ее из исполнительного органа, он переводит из этой церкви второго священника Цуркан в церковь Афинеево Наро-Фоминского района. Впоследствии Ювеналий, в угоду активных диссидентов и экстремистов, уволил в заштат священника Цуркан с мотивировкой "за недостойное поведение, выразившееся в забвении своего пастырского долга"".
       Прошли годы, и Русская Православная Церковь восстала во славе, возрождая свое традиционное служение во всей его полноте. Однако произошло это не сразу. Первые надежды на улучшение положения верующих появились в связи с празднованием тысячелетия Крещения Руси, великого торжества Православия в нашем отечестве. Через несколько лет распалось государство, официальной идеологией которого было богоборчество, и казалось, более уже не было серьезных препятствий для верующих. Но вспомним, в каком состоянии находились в те годы святыни Подмосковья. Не было ни одного действующего епархиального монастыря, церквей не хватало. Закрытые храмы стояли в руинах либо использовались для промышленных или сельскохозяйственных целей. Духовенство, жертвенно совершавшее свое служение в епархии, было малочисленным и в значительной части своей не имело подобающего духовного образования. Страна находилась в состоянии глубокого экономического кризиса, население обнищало. Казалось, неоткуда ждать помощи. И все же первые ростки нового сразу дали о себе знать. Подтвердились слова Апостола Павла о том, что благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4, 8).
       В 1990 году в Коломне открылось Московское Епархиальное Духовное училище, в которое поступили первые 14 студентов. В 1996 году училище было преобразовано в Коломенскую Духовную семинарию, которая в настоящее время дает пятилетнее образование 272 учащимся дневного и заочного отделений. Все эти годы Владыка митрополит самым внимательным образом наблюдает за своим детищем, принимая личное участие в приеме студентов, и следит за их успехами или неудачами в учебе.
       За прошедшие годы сотни молодых священнослужителей пришли на приходы и приступили не только к восстановлению храмов, но и начали возрождать жизнь православных общин. Возвращение людей к Богу - такова была главная цель трудов духовенства, и в первую очередь Владыки. Его Высокопреосвященство пристально следит за происходящим в епархии, поощряя добрые начинания, мягко сдерживая ошибочные тенденции, наставляя архипастырским словом, вразумляя советом, укрепляя благословением.
       К настоящему времени в епархии в 1058 храмах духовно окормляют паству 1029 священнослужителей.
       В 1989 году возобновилась монашеская жизнь в Свято-Троицком Ново-Голутвине женском монастыре Коломны. В настоящее время в епархии 11 женских и 9 мужских монастырей. Обители и храмы Московской епархии стоят на земле, освященной жизнью преподобных, святителей и кровью новомучеников и исповедников Российских. Многие из них здесь выросли, служили и приняли мученический венец.
       Окидывая мысленным взором результаты архипастырских трудов Его Высокопреосвященства, понимаешь: трудно объять необъятное. Личность Владыки Ювеналия воистину уникальна. Интересы Церкви Христовой, служение ей в самых различных исторических ситуациях составляют содержание жизни Владыки, места для личного отношения к чему бы то ни было просто-напросто не остается ни в душе, ни в сердце его. Весь живот наш Христу Богу предадим - вот, пожалуй, самый точный эпиграф, который следует предпослать любому повествованию о делах, совершаемых митрополитом Ювеналием.
       Все известные нам черты характера нашего Владыки: твердость убеждений; принципиальность поведения; требовательность прежде всего к самому себе, и как следствие этого, к тем, кто под его руководством совершает то или иное служение; ответственность за любое, даже порой кажущееся на общем фоне его трудов незначительным, послушание; бесстрашие и смелость в том, что касается его лично; высочайшая аккуратность во всем, вплоть до самых мелочей; последовательность в воплощении в жизнь церковных позиций; интеллигентность в общении с лицами любого круга - от простого мирянина до президентов стран и Предстоятелей Церквей; глубоко укорененное в подлинно церковных традициях духовное образование; подлинное знание всех сфер церковной жизни - объединены самым главным, тем, что составляет стержень, вокруг которого цементируются все не только перечисленные, но и, может быть, неведомые нам таланты, - это глубочайшая вера, которую даровал Господь Владыке митрополиту, по его свидетельству, с самых детских лет. Именно благодаря этой вере он благословил верующим людям Московской епархии брать для восстановления все, что только возможно было получить: не только закрытые храмы и монастыри, не только здания церковные без крыш и полов, но даже фундаменты, на которых осталось хотя бы несколько рядов кирпичной кладки разрушенной святыни, и даже если не осталось совсем.
       Воистину, что для рационального ума является безумием, посрамлено верой архипастыря церковного, который эту веру передает тем, кого Господь дал ему как паству. Только этой верой можно объяснить то, что последовательно, несмотря на самые заманчивые коммерческие проекты, Владыка отвергал, да и по сей день отвергает участие в них Московской епархии, что не только не ослабило силы церковные по воссозданию возвращенных святынь, но, наоборот, придало этому подлинно святой смысл. Слова о том, что дети должны делами покаяния искупать вину дедов и отцов, не только отступивших от Бога, но и уничтожавших национальные общенародные святыни, и делать это бескорыстно, сознавая свою личную ответственность, - вот лейтмотив всех как общественных выступлений, так и личных бесед митрополита Ювеналия и со власть имущими, и с "сильными мира сего". И именно эта вера, сила которой в немощах совершается, позволила практически нищим людям, взявшим на себя ответственность за возрождение подмосковных святынь, совершать это дело, восстанавливать храмы и монастыри не только в былом благолепии, но очень часто превосходя его.
       Вышеперечисленные свидетельства веры нашего архипастыря - это только некая часть огромного количества дел, которые своей верой совершал Владыка. Думается, что именно благодаря такой вере выстояла Святая Русская Православная Церковь во времена открытых, а потом скрыто изощренных гонений на нее, когда руководители нашей страны хотели показать по телевизору "последнего попа", и в годы лубочно-показного сосуществования Церкви и государства, когда последнее пыталось проникнуть во все поры жизни церковной, но, как показала жизнь, безуспешно.
       По древней традиции почитания святых Церковь ведет список свидетелей веры Христовой и молитвенных предстателей пред Богом, пополняя его новыми именами. Дело это совершается трудами Синодальной комиссии по канонизации святых, которую возглавляет митрополит Ювеналий. В год 2000-летия Рождества Христова в присутствии Предстоятелей и представителей Поместных Церквей, Собора архиереев Русской Православной Церкви и неисчислимого множества ее чад Владыка митрополит зачитывал Деяние Освященного Юбилейного Собора о прославлении новомучеников и исповедников Российских. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и за время, прошедшее после него, было поименно прославлено 260 новомучеников и исповедников Российских ХХ века, подвизавшихся в Московской епархии.
       Верный в малом будет верен и в великом - такова суть повседневной объемной епархиальной работы, осуществляемой Владыкой. В этом мы постоянно убеждаемся на своем нынешнем повседневном опыте, исполняя по его благословению различные послушания. Сколь многому хочется научиться у Владыки! В церковных делах для него не существует мелочей. Сколько раз доводилось убеждаться в справедливости замечаний Владыки митрополита и как часто то, что сначала виделось незначительным, оказывалось важным и принципиальным. "Архиерейское слово - слово золотое", - любит говорить Владыка Ювеналий. И не было исключений в том правиле, чтобы это слово не возымело того действия и не привело к тем последствиям, ради которых оно произносилось. И при всем том буквально поражает непосредственность и открытость Владыки, когда он предлагает обсудить какой-либо вопрос, и в этом предложении никогда не видится снисходительности или показного демократизма.
       Многие начинания нашего архипастыря, сначала очень скромные, постепенно развернулись в мощные и значимые направления церковного служения. В 1990 году вышел первый номер "Московских епархиальных ведомостей". О том, насколько была сильна в те годы нехватка духовных книг, можно судить по тому, что в первых выпусках журнала печатался "Православный катехизис", а также утренние и вечерние молитвы. Сейчас "Московские епархиальные ведомости" издаются тиражом 8 тысяч экземпляров и представляют собой серьезный журнал, рассказывающий о современной жизни епархии, публикующий статьи по богословию, литургике и церковной истории. Важным источником информации о православном Подмосковье стал официальный сайт Московской епархии в сети интернет.
       Ныне в епархии издается несколько десятков приходских и благочиннических газет общим тиражом несколько десятков тысяч экземпляров. Сейчас уже можно говорить о формировании в Московской области системы православных средств массовой информации.
       Хотя школьное образование в России является светским, однако никто не может отрицать роли Православия в становлении государства, развитии культуры и языка нашего народа. По инициативе митрополита Ювеналия достигнуто соглашение между Московской епархией и Министерством образования Московской области, которое призвано способствовать расширению преподавания в средних школах факультативного предмета "Основы православной культуры".
       15 апреля 2000 года между Московской епархией и Комитетом по делам молодежи Московской области было также подписано соглашение о взаимодействии в воспитании подрастающего поколения.
       Повсеместное распространение получили церковноприходские школы, их в епархии около 700. Некоторые из них, такие, как воскресная школа при Троицком соборе Подольска, считаются образцами новаторства в деле духовного образования.
       Заботами Владыки Ювеналия в Московской епархии возрождаются формы традиционного служения, которые были присущи Церкви в прошлые времена. Речь идет, конечно, о благотворительности. Уже сделано немало: духовенство и миряне имеют попечение о детских домах, больницах, интернатах для престарелых. Достаточно сказать, что пастырское попечение и помощь персоналу по уходу за больными осуществляются в 296 медицинских учреждениях Подмосковья. Не забыты и те, кто находится в местах лишения свободы: было подписано соглашение между Московской епархией и Управлением исполнения наказаний Московской области. Но хочется большего. Его Высокопреосвященство призывает к тому, чтобы завет Спасителя о милосердии исполнялся церковными людьми повсеместно и делом, и словом, и реальной материальной помощью.
       В свой юбилейный год в традиционном послании к духовенству и верующим Московской епархии к празднику Святой Пасхи Владыка призывает: "Не может быть всесовершенным наше торжество, если дети-сироты, немощные и одинокие люди не получили от нас праздничного привета, если сильные не поддержали слабых, а богатые не протянули руку помощи бедным. Необходимо, чтобы в пасхальные дни радование о Воскресшем Господе не замыкалось внутри общин верующих, но обильно источалось и на окружающих нас людей. Через дела милосердия, утешительное слово и сострадательную любовь весть о Христе Спасителе теплой радостью да взволнует всякое, даже самое одинокое, ожесточенное и отчаявшееся сердце. Пусть не только благолепные богослужения и молитвы, но и широкая благотворительность засвидетельствует людям материнское попечение Церкви. То будет вера, подтвержденная делами. И по прошествии праздника никто из нуждающихся в нашей помощи да не окажется забытым".
       Святая Церковь всегда заботилась о защитниках отечества: благословляла на подвиг, молилась о победах, укрепляла в несении болезней от ран. Митрополит Ювеналий - частый гость в военных частях и госпиталях, освящает храмы, встречается с военнослужащими, передает гуманитарную помощь раненым. В целом духовенство епархии окормляет военнослужащих 176 подразделений Министерства обороны и других силовых ведомств.
       Жизнь епархии сложна и многообразна, в краткой статье трудно сказать обо всем. Хочется подчеркнуть, что все направления церковной деятельности, сплетаясь в прекрасный и богатый узор, создают величественную картину возрождения Православия в Подмосковье. Святые отцы учат, что без епископа нет Церкви. И все благие свершения прошедших лет без сомнения являются заслугой правящего архиерея Московской епархии, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
       Четвертьвековой период управления Московской епархией не ограничивается для Владыки трудами по духовному возрождению и церковному благоустройству Подмосковья. Помимо уже упомянутых более чем двадцатилетних трудов по канонизации святых есть еще по меньшей мере два важнейших события в новейшей истории Русской Православной Церкви, в которых митрополит Ювеналий принял значительное участие. Первое - это представительство Церкви в Государственной комиссии по так называемым екатеринбургским останкам, о чем в этой статье невозможно сказать подробно. Деятельность Владыки в этой комиссии имела огромное значение для Церкви. Второе - председательство в Комиссии по воссозданию художественного убранства Храма Христа Спасителя.
       В приветственном адресе по случаю 30-летия архиерейского служения и 60-летия со дня рождения митрополита Ювеналия, отмечавшихся в 1995 году, Святейший Патриарх Алексей II писал: "Ваша архипастырская деятельность всем нам хорошо известна. Куда бы ни направляла Вас Матерь-Церковь, Вы везде служили Господу и людям с полной самоотдачей и преданностью и завидной работоспособностью".
       Будучи учеником, духовным сыном и братом выдающегося церковного деятеля современности, приснопамятного митрополита Никодима, и глубоко чтя его память, митрополит Ювеналий издал двумя тиражами книгу воспоминаний о Владыке под символическим названием "Человек Церкви". Всей своей жизнью, многочисленными трудами и церковным послушанием Высокопреосвященнейший Ювеналий следует заветам своего незабвенного учителя и восполняет то, чего тот не успел, не смог сделать. В лице митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия мы имеем ныне не только достойного продолжателя дела его великого духовного учителя, но и нового истинного "человека Церкви".
       С восхищением и благодарностью взирая на плоды трудов Его Высокопреосвященства, приносим ему дары наших сердец: пожелания здоровья и многих лет жизни для плодотворного служения на благо Матери-Церкви.

Архиепископ Можайский ГРИГОРИЙ,
протоиерей Александр ГАНАБА