ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Феодосия (Васнева)
во епископа Ветлужского, викария Нижегородской епархии

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 12 марта 2002 года архимандриту Феодосию (Васневу), начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, определено быть епископом Ветлужским, викарием Нижегородской епархии.
       19 апреля 2002 года, в пятницу 4-й седмицы Великого поста, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Феодосия (Васнева) во епископа Ветлужского, викария Нижегородской епархии.
       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Ташкентский и Среднеазиатский Владимир; архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений, Истринский Арсений; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност и Пермский и Соликамский Иринарх. При наречении во епископа архимандрит Феодосий произнес речь:
       "Ваше Святейшество! Святейший Владыка, Великий господин и милостивый отец, Предстоятель Русской Православной Церкви!
       Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Глубокочтимые и богомудрые архипастыри!
       По воле Божией, во исполнение определения Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви предстоит мне, недостойному иерею, воспринять благодать архиерейства и стать епископом Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
       Это великое событие в моей жизни совершится через вас, святители Божии, в Неделю 5-ю Святой Четыредесятницы в Храме Христа Спасителя в Москве, и это воскресенье станет для меня днем Пятидесятницы, а величайший храм России соделается Сионской горницей, в которой благодать Всесвятого Духа будет дарована мне в Таинстве архиерейской хиротонии черед возложение ваших святительских рук.
       Вместе со многими сильными духом избранниками Божиими, которые трепетали, узнавая о своем избранничестве и пытались уклониться от него, ссылаясь кто на неумение говорить (Исх. 4, 10), кто на молодость (Иерем. 1, 6), я прихожу ныне в священный трепет от совершающегося надо мной волей Отца Небесного. Всем своим существом я переживаю в эти минуты необыкновенную духовную радость и благоговение, но вместе с тем и величайшее смущение, волнение и страх (Пс. 54, 6), ибо знаю, сколь много от епископа требуется и сколь многого мне недостает.
       В полной мере сознаю свое недостоинство перед святостью сана и восклицаю с пророком: Кто я Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил! Ты знаешь раба Твоего... что еще (он) может сказать Тебе? (2 Цар. 7, 18, 20). Кто я, Господи, что Ты даруешь мне в Твоей Святой Церкви, которую стяжал Кровию Своею (Деян. 20, 28), столь великое служение?
       Вместе с Апостолом Петром припадаю ко Христу и говорю: Выйди от меня Господи, потому что я человек грешный (Лк. 5, 8), но в ответ слышу слова Спасителя, сказанные ученикам: Не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16). Верю словам Спасителя и воспринимаю свое избрание как дар Божий, посланный мне нежданно и незаслуженно, как всесильное водительство промышляющей десницы Божией и поэтому не дерзаю отвергнуть этот благословенный дар и противиться воле Божией, явленной в решении Вашего Святейшества и архипастырей - членов Священного Синода.
       Верю, что благодать Святого Духа, которая даруется в Таинстве хиротонии, будет охранять меня и всегда почивать на мне. Вспоминаю в этот момент слова святого Антония Великого, который говорит: "Если вы хотите получить Святого Духа так, чтобы Он пребывал в вас всегда, то принесите о жертву Богу тело свое, стараясь приобрести смирение сердца, день и ночь возносите мысли свои на Небо, ищите сего огненного Духа с чистотою сердца, тогда вы получите Его. Когда Он будет жить в вас, то... истребит в вас страх и будет для вас источником радости небесной".
       Но ныне страшусь, поскольку вижу и исповедую перед Вами, Ваше Святейшество и богомудрые архипастыри, что не стал еще, говоря словами преподобного Иоанна Лествичника, епископом над своим сердцем, владыкой над своей собственной душой, нет еще во мне чистоты сердечной, не освободил я себя еще от страстей ветхого человека, не уничтожил гнев, не истребил похоть, не отказался от привязанности ко всему земному, не утопил в бездне смирения всякий грех, ленива еще душа моя, не умерли еще во мне всякие себялюбивые желания, нет в душе моей огня Христова, который снедал душу святителя Игнатия Богоносца, нет еще во мне подлинной любви к ближним, через которою я смог бы исполнить и заповедь о любви к Создателю моему.
       Исповедуя мое несовершенство и нищету духовную, сознаю, как труден крест и как велик подвиг, сколь нелегко будет мне исполнять мое служение и быть непорочным, как Божий домостроитель, не корыстолюбивым, но страннолюбивым, любящим добро, целомудренным, справедливым, благочестивым, воздержанным (Тит. 1, 7-8), для немощных быть немощным, изнемогать с изнемогающим (2 Кор. 11, 29), быть образцом для верных в слове, о житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).
       Со умилением обращаю взор мой на Пастыреначальника Христа - Архиерея Великого (Евр. 4, 14), Который учит меня всех надломленных страданиями, угнетенных скорбями, обидами, сокрушенных невзгодами людскими не презирать, не отягчать новыми еще большими испытаниями, но поддерживать, вразумлять, подкреплять и утешать.
       В настоящее время, когда, по слову Господа, столь оскудела вера и любовь и столь умножилось беззаконие (Мф. 24, 12; Лк. 18, 8), когда многие восстали против Христа и подменили Его учение искаженными лживыми понятиями, оправдывая этим свои порочные вкусы и свою греховную жизнь, когда оккультные науки улавливают в свои сети души людей, в первую очередь к себе я отношу призыв Спасителя быть солью земли и светом мира (Мф. 5, 13-14). Для этого мне следует забыть о себе, о своих удобствах и отдать все силы на служение Церкви, на защиту ее чад от лжеучений. Это я обязан научить пасомых доброделанию, а для этого сам должен пребывать в воздержании. Это мне необходимо явить пример Христовой кротости, терпения, любви и смирения, чтобы посрамить гордыню человеческую и не допустить чад церковных до превозношения. Это мне ради очищения сердца и изгнания всякой нечистоты надлежит быть чуждым всяких пороков и недостатков.
       Сознаю, что превышает этот подвиг мои слабые силы, но нахожу ободрение и утешение в словах Спасителя, Которые Он сказал Апостолу Павлу: Довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
       Понимаю, что только с помощью Божией, если Он укрепит мою немощь, смогу я совершать свое делание, и верю, что все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Молю Его в настоящий день, чтобы стал Он для меня неиссякаемым источником духовных и телесных сил, чтобы научил меня ступать право путем Своих заповедей, чтобы не на зыбучем песке, а на твердом камне поставил ноги мои (Пс. 39, 3), чтобы согрел и очистил сердце мое от всякой скверны.
       Призываю ныне и Царицу Небесную, Которая неоднократно в моей жизни являла Свое благодатное предстательство, неотступно быть мне надеждой и прибежищем, отрадой и утешением, покровом и заступлением.
       Прошу в настоящий день молитвенного предстательства святителя Питирима, Небесного покровителя Тамбовской земли, где с юных лет началось мое духовное возрастание в семье священника. В том, что о решении Вашего Святейшества и Священного Синода я узнал 12 марта, в день памяти Небесного покровителя святителя Питирима - преподобного Прокопия Декаполита, усматриваю видимый знак особого попечения обо мне великого Тамбовского святителя.
       Молюсь ныне и великому угоднику и ходатаю за Землю Русскую преподобному Серафиму Саровскому. Особая милость Божия в том, что мне предстоит нести епископское служение в качестве викария Нижегородской епархии, в пределах которой были явлены его подвиги.
       Мои молитвы возношу в этот день и Преподобному Сергию Радонежскому, для поклонения мощам которого я неоднократно с младенческих лет совершал с родителями паломничества в Свято-Троицкую Лавру и под покровом которого имел и возможность познавать духовную науку, а также к моему Небесному покровителю - преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому. Его имя получил я в монашеском постриге в год 1000-летия Крещения Руси в Троицком соборе Московского Свято-Данилова монастыря, где совершается мое наречение.
       Особую милость Божию усматриваю в том, что призываюсь к епископскому служению из Святого Града Иерусалима, из колыбели христианской Церкви, где Христос сподобил меня девять лет нести послушание в качестве начальника Русской Духовной Миссии и где я мог укреплять свои немощные силы молитвой у Животворящего Гроба Господня и Божественной Голгофы, в Вифлеемской Богоприимной пещере, в Гефсиманском саду у гробницы Божией Матери, у других величайших христианских святынь.
       В сей день наречения моего вспоминая весь жизненный путь, следуя велению моего сердца, преисполненного чувством любой и благодарности Творцу, глубиною Своей Божественной Премудрости все дивно обо мне устроившей и все полезное мне подавшей, восклицаю: "Слава Богу за все неизреченные Его благодеяния ко мне, которые совершались в прошлом, совершаются в настоящем и, верю, будут совершаться в будущем!"
       Сыновне благодарю Вас, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие и высокую честь быть епископом Церкви Христовой, за отеческое отношение, за мудрые наставления и советы, в которых я нуждаюсь по неопытности моей, за заботы и усердные молитвы обо мне, которые я ощущаю всегда. В Вас я вижу дли себя пример молитвенника, образ служения Православной Церкви и отечеству. Вашими неустанными трудами оживают ныне разнообразные направления церковной жизни, возрождается Русская Церковь. Не перестаю удивляться Вашей любви, вниманию и заботе о чадах церковных. Свидетелем Вашего первосвятительского попечения о народе Божием я был в дни паломничеств Вашего Святейшества во Святую Землю, запомнившиеся мне на всю жизнь. С теплом вспоминаю и Ваш визит в родную для меня Тамбовскую епархию и незабываемое богослужение в Михаило-Архангельском храме поселка Мордово, в котором настоятельствовал мои родитель. Сыновне благодарю Вас, Ваше Святейшество, что определили меня в помощники к Владыке архиепископу Евгению, который много благодеяний оказывает всей нашей семье.
       Благодарю всех Вас, досточтимые и богомудрые архипастыри, а наипаче мои наставники и руководители в разные годы моей жизни - Высокопреосвященные Владыки митрополит Кирилл, архиепископ Климент, архиепископ Евгений - за то, что и своим личным примером, и своими указаниями принимали деятельное участие в моем становлении, в приобретении мною пастырского опыта и знания жизни.
       Низкий поклон родителям моим за воспитание в духе христианской православной веры и благочестия, за то, что в годы юности не оставили меня плыть по течению и утопать в бурных волнах житейского моря и все свои силы употребили на то, чтобы привить мне любовь к Богу.
       Ваше Святейшество! Святители Божии! Прибегаю к Вам ныне и прошу: помолитесь за меня, укрепите мои немощные силы силой вашей благодатной архипастырской молитвы о том, чтобы мне оправдать ваше доверие и быть достойным оказанной мне чести, чтобы мне духовно возродиться для предстоящего высокого епископского служения и окрепшим начать тот подвиг, к которому призываюсь, чтобы все годы жизни моей оставался я верным и преданным сыном Святой Церкви.
       Пусть по Вашим усердным молитвам благодать Господа нашего Иисуса Христа откроется во мне обильно (1 Тим. 1, 14), возгреваясь день ото дня в сильный огонь любви Божией, попаляя в совести моей терние всех моих прегрешений, чтобы причастился я неосужденно благодати архиерейства и предстал Богу достойным, делателем неукоризненным, право правящим слово истины (2 Тим. 2, 15).
       Пусть архипастырское служение мое будет непорочным и вера крепкой! Пусть принесет оно пользу для народа Божия и Отечества Российского! Пусть Господь примет меня, недостойного, в качестве малого приношения в богатую сокровищницу Своей Святой Церкви: Да будет воля Господня (Деян. 21,14). Аминь".
      
       21 апреля 2002 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феодосия (Васнева) во епископа Ветлужского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Ташкентский и Среднеазиатский Владимир; архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений, Истринский Арсений, Верейский Евгений; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Пермский и Соликамский Иринарх и Брянский и Севский Феофилакт. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Феодосию архиерейский жезл, обратился к нему со Словом:
      
       Преосвященный епископ Феодосий, возлюбленный во Христе Иисусе собрат наш!
       Промыслом Божиим, по молитвам Святой Церкви, через возложение рук архиерейских, силой и действием благодати Духа Святого совершилась твоя Пятидесятница. Под сводами кафедрального Храма Христа Спасителя у престола Божия ты приобщился ныне к Собору епископов Русской Православной Церкви и принял на себя обет быть строителем Таин Божиих.
       Для тебя начинается новая жизнь - жизнь не для себя, а для других. Отныне все твои заботы, устремления, переживания, радости и огорчения, праздники и будни будут связаны с судьбой паствы, с судьбой Церкви.
       Поздравляю тебя со столь знаменательным для тебя событием от лица собратьев архипастырей, от себя лично, от сослужившего нам духовенства и всех верующих, молившихся вместе с нами.
       По освященной традиции при вручении жезла нам надлежит напутствовать тебя словом назидания и указать тебе ответственность и сложность твоего нового подвига.
       Ты предстоишь ныне здесь перед Господом, перед нами, перед народом Божиим, исполненный благодати Святого Духа, в самом начале неведомого для тебя пути. Ты исповедал при наречении свои немощи и свой страх перед высотой архиерейского служения. Но мы верим и знаем, что "Господом утверждаются стопы человека, и Он благоволит к пути его. Когда он будет падать, не упадет; ибо Господь поддерживает его за руку (Пс. 36, 23-24)". Сам Господь призвал тебя: "...и никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4)". "Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй (Мф. 16, 24)" за Призвавшим тебя. Давший тебе очищающие и преображающие дары Духа Святого даст тебе силу и крепость нести крест свой и познать смысл дерзновенных слов Апостола Павла: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13)".
       Промыслом Божиим тебе определено быть викарным епископом Нижегородской епархии, и я верю, что и преподобный Серафим Саровский, и святые угодники и покровители земли Тамбовской, где ты провел детские и юношеские годы, будут твоими молитвенниками и предстателями пред Господом.
       Вспоминая о них и призывая их в помощь, неустанно помни, что каждый епископ должен в подражание святым быть "истинным хранителем апостольских преданий, непоколебимым столпом и Православия наставником", соблюдающим церковные каноны, хранящим преданность и послушание Святой Церкви и ее Священноначалию.
       Ты родился и вырос в священнической семье, с юных лет ты отдал себя служению Церкви. Любовь к Господу помогала тебе успешно проходить обучение в Московских Духовных школах под покровом Живоначальной Троицы. До сего дня ты нес высокие и ответственные послушания Святой Церкви. Была к тебе особенная милость Божия в том, что ты удостоился послужить делу церковному в Святой Земле, месте земной жизни и подвигов, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
       Ровно девять лет назад ты был назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Это было особое время. Изменения в России поставили перед Миссией в Иерусалиме новые задачи. Возрождавшееся массовое паломничество потребовало серьезных организационных усилий для создания нормальных условий для прибывающих на Святую Землю паломников из нашей Церкви. Под твоим руководством были успешно осуществлены большие реставрационные и строительные работы на различных участках Миссии, подготовлено и проведено празднование 150-летнего юбилея Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Твое усердие помогало делегации нашей Церкви в период праздничных торжеств в Святом Граде, посвященных великому юбилею - 2000-летию Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа.
       Все эти годы ты поклонялся Живоносному Гробу Господню как бы для того, чтобы из этого Святейшего Источника почерпнуть силы для несения предназначенного тебе настоящего подвига. Размышляя о предстоящем тебе служении, призываю тебя к постоянной молитве, ко многому подвигу, к готовности переносить трудности, скорби и испытания.
       Вступление в третье тысячелетие от Рождества Христова, к сожалению, не принесло на землю ни мира, ни спокойствия. Взрывы в российских городах, похищения и убийства на Северном Кавказе, разрушение православных храмов в Косове и Македонии, крайне опасная ситуация на Святой Земле - все это звенья одной цепи. И порой кажется, что злу нет конца, что оно торжествует. Пусть в мире временно царит разгул, насилие, нетерпимость, ложь. Но мы знаем, что Христос одержал победу над злом. С нами Бог и нам уже нечего страшиться. Он действительно с нами, и это должно вдохновлять нас на то, чтобы исполнять свой трудный, но высокий христианский долг - являться светом миру, быть солью земли (Мф. 5, 13-14). И не дай нам Бог утратить хотя бы на какие-то мгновения это сознание, эту задачу. Мы не можем, мы не имеем права этого делать. Мы несем свет Христовой Истины. Силы зла будут побеждены, но нам нужна еще одна победа здесь, в этом мире, которая должна совершиться в наших сердцах, в наших душах. Мы должны исторгнуть оттуда все, что было насаждено там силами зла, - злобу, осуждение, ненависть, гордость, превозношение, чтобы вместо этих плевел взошли плоды духа. И они взойдут, непременно взойдут, и мы, вместе с великим Апостолом Павлом сможем сказать: "отныне уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20)".
       В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, как Господь, примиряя учеников, дает им один из тех величайших Своих заветов, которые должны были изменить их жизнь. Он указывает не только на обычную причину человеческих раздоров и на лучшее средство их избежать, но устанавливает совершенно новый, неведомый до сих пор принцип христианского устройства общества.
       "Вы знаете, - сказал Господь, - что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 42-45)".
       Пусть не смущают тебя трудности, стоящие на пути всякого, кто свидетельствует Истину Христову. Быть учеником Христа всегда нелегко, потому что за Христом нужно следовать не только до Фавора, но и до Голгофы. Укрепляй себя непрестанной молитвой, дабы ты "не поколебался в скорбях (1 Фес. 3, 3)". Памятуй слова Господа, сказанные Апостолу Павлу: "Сила Моя совершается в немощи, - и самого Апостола: когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 9-10)".
       Воспитывай сердце свое в действенной и нелицемерной любви к Богу и ближним, не бойся твердо и мужественно противостоять всему, что может в какой бы то ни было степени вредить делу спасения вверенной тебе паствы. Пред лицом всего мира ты должен быть готов вместе со своими собратьями епископами жертвенно служить делу чести и достоинства Святого Православия.
       Призывай чад Церкви быть достойными гражданами земного и небесного отечества, призывай их добросовестно исполнять свои семейные, общественные и гражданские обязанности, честным трудом содействовать процветанию и могуществу нашей родины, сынами и дочерьми которой мы все являемся.
       Пока еще не широкое поле деятельности предоставлено тебе Церковью. Твои святительские труды будут проходить под руководством архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения, управляющего и Тамбовской епархией. Это несомненно принесет тебе пользу, так как даст возможность постепенно постичь искус трудов по управлению епархией и приобрести крайне необходимую для архиерея духовную мудрость и практический навык в устроении духовной жизни пастырей и пасомых.
       В текущем году в Тамбовской епархии отмечается несколько юбилейных дат. В будущем году мы будем торжественно отмечать 100-летие со дня прославления преподобного Серафима Саровского. В подготовке и проведении этих церковных торжеств ты должен быть надежным помощником Преосвященного архиепископа Евгения.
       Пусть всегда благодатная помощь Божия, Покров Пресвятой Богородицы и молитвенное предстательство святителя Питирима, епископа Тамбовского, и преподобного Серафима Саровского сопутствуют тебе и укрепляют твои силы во все дни жизни твоей.
       А теперь прими жезл сей как знамение силы Божией и опору в твоем служении, взойди на кафедру, благослови людей, молитвенно участвовавших в твоей епископской хиротонии, и иди совершай возложенное на тебя высокое послушание во славу Божию, во благо Русской Православной Церкви и на пользу отечества нашего.

* * *

       Архимандрит Феодосий (в миру - Сергей Иванович Васнев), родился 26 января 1961 года в Тамбовской области, в семье священника. По окончании средней школы и службы в армии в 1981 году поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1984 году по первому разряду. В том же году стал студентом Московской Духовной академии.
       В январе 1985 года Священноначалием Русской Православной Церкви был направлен в Чехословакию на Православный Богословский факультет в Прешове, где получил высшее богословское образование, окончив факультет в 1988 году с ученой степенью "магистр богословия" за сочинение по кафедре церковной истории на тему "Крещение Руси".
       По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 22 августа 1987 года в Троицком соборе Московского Свято-Данилова монастыря митрополитом Минским и Белорусским Филаретом, Председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ныне митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси), пострижен в монашество с наречением имени Феодосий - в память преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.
       28 августа 1987 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в храме святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в Лефортове, в Москве, епископом Каширским Феофаном, викарием Московской епархии, заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ныне архиепископ Берлинский и Германский), рукоположен в иеродиакона.
       1 января 1988 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена назначен исполнять диаконское служение на Подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах, в Чехословакии.
       12 июля 1988 года в храме святых первоверховных Апостолов Петра и Павла Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах епископом Подольским Владимиром, викарием Московской епархии, настоятелем Подворья (ныне митрополит Ташкентский и Среднеазиатский), рукоположен во иеромонаха и назначен на должность клирика Петропавловского храма Подворья в Карловых Варах.
       С декабря 1989 года по август 1990 года находился в Федеративной Республике Германии, где в Институте по связям с Восточными Церквами в городе Регенсбурге проходил научную стажировку. В рамках программы обучения посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Люксембург, Бельгию, Голландию, Италию.
       В августе 1990 года назначен на должность референта в сектор зарубежных учреждений Русской Православном Церкви Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата и в то же время стал насельником Московского Свято-Данилова монастыря.
       В 1991 году назначен заведующим сектором зарубежных учреждений Русской Православной Церкви в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.
       Летом 1985 года в составе группы, представлявшей Духовные школы Русской Православной Церкви, участвовал в работе Международного молодежного лагеря "Агапе-5", проходившего в Чехословакии и организованного в рамках Всемирной православной молодежной организации Синдесмос.
       Весной 1988 года на Православном богословском факультете в Прешове (Чехословакия) принимал участие в работе Международной конференции, проведенной Синдесмосом совместно со Всемирной федерацией христианских студентов (ВФХС).
       В июне 1988 года был участником торжеств, проводившихся Русской Православной Церковью по случаю исторического юбилея - 1000-летия Крещения Руси.
       В Венеции, Ферраре, Флоренции в апреле 1990 года участвовал в Международном научном форуме, посвященном 550-летию Ферраро-Флорентийского Собора.
       В середине мая 1990 года в Тутцинге (ФРГ) в составе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в Международном симпозиуме "Церкви в контексте многообразия культур. На пути в третье тысячелетие".
       В марте 1991 года в составе паломнической делегации во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием посетил Святую Землю.
       В августе 1991 года в составе паломнической группы, представлявшей монастыри Русской Православной Церкви, посетил Болгарию и Святую Гору Афон.
       В 1992 году по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви посетил Тунис с целью изучения возможности открытия в этой стране прихода Московского Патриархата. В марте 1988 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награжден Патриаршей Грамотой. 10 января 1989 года к празднику Рождества Христова Указом Святейшего Патриарха Пимена награжден наперсным крестом.
       В 1992 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием к празднику Пасхи Христовой удостоен сана игумена. 26 апреля 1993 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
       22 мая 1993 года Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всея Палестины Диодором I возведен в сан архимандрита.
       6 сентября 1987 года Блаженнейшим митрополитом Пражским и всей Чехословакии Дорофеем награжден наградой Чехословацкой Православной Церкви - орденом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия III степени.
       В феврале 1996 года Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодором I удостоен награды Иерусалимской Православной Церкви - ордена Святого Креста.
       В мае 1996 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени. В июне 1997 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом святого благоверного князя Владимира III степени. К 2000-летию Рождества Христова Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден правом ношения второго креста с украшениями.
       11 августа 2000 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным награжден государственной наградой - орденом Дружбы.
       В декабре 2001 года Блаженнейшим митрополитом Чешских земель и Словакии Николаем удостоен награды Чехословацкой Православной Церкви - ордена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени.

Преосвященный Феодосий, епископ Ветлужский, викарий Нижегородской епархии

Речь архимандрита Феодосия при наречении во епископа

Хиротония архимандрита Феодосия

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и епископ Ветлужский Феодосий

Вручение архиерейского жезла епископу Ветлужскому Феодосию

Первое благословение новопоставленного епископа

Участники хиротонии (епископ Ветлужский Феодосий - крайний справа)