ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2002

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Уроки мудрости

       Жизненный опыт любого человека бесценен и может принести нам пользу, если только мы захотим разобраться в нем с усердием. Но, по известному выражению, мы ленивы и не любопытны. Мы позволяем себе проходить мимо интереснейших людей, не извлекая никакой пользы из их жизненного опыта. Наши старики интересуют нас в лучшем случае как объект внешней заботы: обуты, одеты, сыты, снабжены лекарствами и ежедневными рекомендациями по бытовым вопросам - и хорошо. Неудивительно, что при таком отношении к ним старики превращаются для нас в обузу.
       Мы виноваты в этом сами. Мы не умеем их слушать, мы нетерпеливы и неблагодарны. А между тем на свете живут удивительные люди, за встречу с которыми стоит благодарить судьбу. Ровесники века, они пережили страшные испытания, но не загасили в себе искру веры, ревность к возвышенному, любовь и всепрощение к людям. Если не вызывает сомнения необходимость существования общества охраны памятников и материального исторического наследия, то почему бы нам не подумать о сбережении для потомков советов и знаний наших стариков? Разве их мудрость является менее ценной исторической реликвией, чем дворцы и соборы?
       - Я родилась в Нарве в 1917 году, куда мои родители приехали из Петрограда вскоре после октябрьского переворота, - начинает свой рассказ Раиса Ионовна Рацевич. Мы сидим в единственной комнате, которую занимает редакция журнала "Русское возрождение", но она настолько просторная, а ее углы настольно непохожи друг на друга, что возникает странное ощущение стертости пространственных и временных границ. Впрочем, этому способствует и прекрасная память моей собеседницы. Мы говорим о Русском Студенческом Христианском Движении.
       - Мой отец был сторожем в Спасо-Пребраженском соборе Нарвы, и я с детства жила в духе Православия. У меня были прекрасные, верующие родители. Ежедневные богослужения и частое общение с духовенством, представители которого очень часто бывали у нас дома, оказывали огромное влияние на мое воспитание. С семи до девятнадцати лет я пела в хоре Спасо-Преображенского собора. Как Вы понимаете, при такой закваске я просто не могла не попасть в Русское Студенческое Христианское Движение, которое было весьма популярно среди русской молодежи в Эстонии. Достаточно сказать, что практически все ученики русской эмигрантской гимназии, где я тогда училась, были связаны с этим движением по линии дружин, которые РСХД начало создавать в рамках работы с молодежью.
       Но прежде чем попасть в РСХД, я стала гайдой - девочкой-скаутом. Движение скаутов-разведчиков было достаточно хорошо развито в дореволюционной России. Помню, что у нас были свои заветы и законы, которые необходимо было заучивать наизусть. Я и теперь смогу назвать некоторые из них: "Умей довольствоваться малым", "Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня".
       У нас была своя форма - синие рубашки, синие юбки и галстук, похожий на пионерский. Завязывался он точно так же, только был белого цвета. Правда, надевали мы эту форму только в дни сборов, которые бывали раз в месяц. В этот день мы проводили торжественные линейки и построения. А еще у нас был замечательный обычай: с утра на концах галстука мы завязывали узелки, и до конца дня нам необходимо было сделать два добрых дела, чтобы эти узелки развязать. Но все-таки мы были детьми и не так ответственно подходили к таким заданиям. Иногда это выглядело даже комично, когда в конце дня скауты спешно начинали искать какое-нибудь дело, чтобы, развязав узелки, отойти ко сну со спокойной совестью. Помню, будучи в такой ситуации, я очень обрадовалась, увидев какую-то старушку с вязанкой хвороста. И хотя она была легкой, я помогла бабушке донести ее до самых дверей и с гордостью развязала злополучный узелок.
       Раиса Ионовна попала в РСХД, только когда ей исполнилось 15 лет.
       - Для ребят нашего возраста в РСХД были созданы специальные дружины, в которых занималась молодежь от 12 до 18 лет. Мы занимались раздельно. Мальчики назывались витязями, а девочки - дружинницами. Так же, как и у скаутов, раз в месяц у нас были общие сборы, которые проводили наши начальники - Татьяна Михайловна Фомина (она занималась с девочками) и Михаил Дмитриевич Корнеев, который руководил мальчиками. Дружины делились на отряды, и вскоре, видимо за мое усердие, меня назначили отрядовожатой. В моем отряде было двенадцать девочек младшего возраста, и я должна была заниматься с ними. Сразу скажу, что главной задачей этих занятий было воцерковление. При этом "движенцы" не спускали нам "сверху" какого-то определенного плана. Мы должны были сами что-то придумывать. Помню, как я случайно напала на книжку "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу". Она мне очень понравилась, и я несколько занятий подряд читала эту книгу своим девочкам. Наши встречи проходили очень свободно. Часто мы удалялись в какие-нибудь живописные окрестности Нарвы, например на Ореховую горку, и, расположившись там, в тени деревьев читали или пели что-то духовное.
       Юные дружинницы очень любили походы. При этом чаще всего они шли строем и пели какую-нибудь маршевую песню.
       - Нам очень нравились песни русской армии. Чаще всего в таких походах мы затягивали "Взвейтесь соколы орлами, полно горе горевать", - продолжает свой рассказ Раиса Ионовна. Мне очень запомнился наш поход в Усть-Нарову, - это в четырнадцати километрах от Нарвы. Мы с девочками намеревались попасть на пляж, но внезапно испортившаяся погода расстроила наши планы. После дождя мы принесли на берег загодя припасенный хворост, разожгли костер и начали петь. Несмотря на непогоду, всем было весело. После я вспомнила, что неподалеку находится дача добрых знакомых моей семьи. Мы направились туда, и нас всех разместили на сеновале. На следующий день мы вернулись домой. Вот таких походов с приключениями у нас было немало.
       К нам в отряд регулярно приходила девушка-движенка Люка, которая вела кружок по изучению Библии. Люка читала нам Евангелие, а прочитанное мы обсуждали. Это было очень интересно. Позже я узнала, что в обязанность каждого движенца входила организация такого кружка. Кроме того, движенцы часто собирались на встречи вместе со своим духовником отцом Павлом Димитровским (впоследствии архиепископом Нарвским) и затевали дискуссии на различные актуальные для молодежи темы, например о любви и дружбе.
       Отряд Раисы Ионовны активно работал не только летом, но и зимой. Однажды дружинницы познакомились с учительницей гимназии тоже эмигранткой, которая согласилась рассказать о русских городах - Москве, Владимире, Суздале, Киеве. К восторгу девочек, у этой женщины оказался "волшебный фонарь" (тогдашнее подобие аппарата для просмотра слайдов), и всю зиму она показывала фотографии такой близкой и в то же время такой далекой России.
       В другой раз дружинницы целую зиму слушали рассказы этой же преподавательницы, посвященные медицине. Раиса Ионовна говорит, что и теперь не растеряется, если кому-нибудь потребуется медицинская помощь.
       Весьма важным событием в жизни Раисы Ионовны были съезды РХСД.
       - Члены РСХД регулярно собирались на свои съезды. Они были привлекательны тем, что туда съезжалось множество людей, не только из Эстонии или Латвии, но и из самых разных точек Европы. Это открывало удивительную возможность для общения, передачи опыта и просто для дружеских связей. На съездах всегда читалось много докладов, но лично для меня куда интересней была работа в секциях, где мы занимались конкретными вопросами.
       Раиса Ионовна не скрывает, что тогдашняя эмигрантская община Нарвы с тревогой следила за событиями в СССР.
       - У нас было достаточно много антисоветской литературы, кроме того, наши антикоммунистические настроения поддерживались местной прессой. Мы достаточно много знали о том, что творится в России. Особенно много вестей с родины приходило в 1937 году, на который пришелся пик сталинских репрессий. Но при всем том движенцы оставались чужды политике. Мы лишь верили в то, что однажды сможем пригодиться родине.
       Для многих такой момент наступил в 1942 году, когда начала свою работу Псковская Православная Миссия. Правда, не все движенцы дожили до этого времени. Значительная часть членов Русского Христианского Студенческого Движения погибла в застенках НКВД. Я очень часто вспоминаю удивительную историю любви руководителей Движения в Печорах Татьяны Евгеньевны Дезен и Николая Николаевича Пенькина.
       Николай и Татьяна давно любили друг друга, но вечная занятость в Движении не позволяла им обвенчаться и всерьез заняться обустройством семьи. Когда в 1940 году в Эстонию вошли советские войска, молодые люди поняли, что их неизбежно арестуют. Друзья несколько раз предупреждали их об опасности, и тогда из Печор они приехали в Нарву к отцу Александру Киселеву и попросили их обвенчать, что отец Александр немедленно и сделал. После очень скромной свадебной церемонии молодожены сами отправились в ближайший отдел НКВД, где тут же были арестованы, а вскоре расстреляны...
       Они верили, что однажды смогут пригодиться своей родине... Они с этим жили, с этим и умирали. Они сумели накопить бесценный опыт молодой, деятельной жизни во Христе, который, верю, будет востребован современной православной молодежью

С. ГАНЬЖИН

Р. И. Рацевич с протопресвитером Александром Киселевым. 2001 год

Р. И. Рацевич с протопресвитером Александром Киселевым в Донском монастыре. 2001 год