ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Католический прозелитизм в России:
факты и комментарии

       Обнародование конкретных фактов католического прозелитизма в России, а также перспективы дальнейших отношений Русской Православной Церкви и Ватикана в свете недавних решений о создании на территории нашей страны четырех католических епархий стали главными темами пресс-конференции заместителя Председателя Отдела внешних церковных связей протоиерея Всеволода Чаплина.
       По словам отца Всеволода, поводом к этой встрече послужили неоднократные высказывания высокопоставленных представителей Католической Церкви по поводу нынешнего состояния православно-католических отношений. Председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер и глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич со страниц российской и зарубежной прессы не раз выражали негодование по поводу "неадекватной" реакции Русской Православной Церкви на создание новых католических епархий в России и даже заявляли об угрозе свободе совести. При этом в качестве главного аргумента они всегда ссылаются на якобы отсутствие у Московского Патриархата конкретных свидетельств о проявлениях прозелитизма.
       Отец Всеволод сообщил, что эти публикации побудили Председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла направить кардиналу Вальтеру Касперу и архиепископу Тадеушу Кондрусевичу письма с прилагающейся к ним справкой, в которой приводятся реальные факты прозелитической деятельности католического духовенства.
       Любопытно, что при подготовке этой справки были использованы не только материалы, представленные Епархиальными управлениями Русской Православной Церкви, но и публикации официальной газеты российских католиков "Свет Евангелия". Приведем лишь несколько фактов из этой справки.
       "...Летом 1996 года в Новосибирске был открыт католический приют, рассчитанный на 50 детей, и с осени того же года в него начался "набор". Первыми детьми в этом приюте оказались братья Беляйкины - Евгений, Дмитрий и Виталий (14, 11 и 8 лет), до этого находившиеся в детском доме № 1 Новосибирска. В этом детском доме детей духовно окормляло православное Александро-Невское братство. Миссионеры братства проводили с детьми беседы, готовили к Церковным Таинствам, водили в православный храм и воскресную школу. Братья Беляйкины были крещены весной 1996 года, начали посещать храм, исповедоваться и причащаться.
       Однако вскоре по непонятной причине Евгений, Виталий и Дмитрий были переведены из этого детского дома в католический приют. Когда мальчики попали туда, крестные родители, являющиеся членами православного Александро-Невского братства, стали посещать детей, молиться с ними, приносить им духовные книги, просфоры и святую воду. Почти сразу православные встретили настороженно-недоброжелательное отношение католического персонала приюта, которое в дальнейшем стало явно враждебным. Ссылаясь на то, что крестные родители не имеют юридического отношения к детям, они стали препятствовать их посещениям. Директор приюта итальянский священник Убальдо Орланделли по телефону угрожал крестному отцу мальчиков, а охранник приюта пообещал расправиться физически, если тот еще раз придет. Оскорблениям подверглась и крестная мать детей. У детей отобрали православные книги и начали всячески препятствовать их духовному окормлению в Православной Церкви. При создании приюта католики многократно подчеркивали, что в этом благотворительном заведении не будет вестись религиозное воспитание. Наверное, именно по этой причине католический персонал приюта решил "отучить" детей от их православной веры..."
       "...Католики ведут работу с детьми в общеобразовательной школе № 84 Волгограда, где практически нет католиков, но большинство детей православные. Это обучение ведется отнюдь не в контакте с местным православным архиереем, но вопреки его позиции, с явно миссионерской направленностью в пользу Римско-Католической Церкви..."
       Это, пожалуй, самые возмутительные свидетельства прямого вмешательства в духовную жизнь молодого поколения россиян. К прискорбию, ситуации, подобные тем, что сложились в Новосибирске и Волгограде, можно назвать типичными. Похожие сигналы поступают из Элисты, Оренбурга, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и других городов России. Католики намеренно делают акцент на работе с детьми и подростками. Прежде всего их "опеке" подвергаются воспитанники детских домов, беспризорники, а также учащиеся общеобразовательных школ. В этом нет ничего удивительного - католики растят себе смену, при этом миссионерами открыто заявляется, что их цель - воздействовать через детей на взрослых...
       Представители Ватикана любят повторять, что деятельность католического духовенства почти всегда связана с окормлением уже имеющейся паствы. Но как тогда объяснить тот факт, что в России вовсю действуют миссионерские католические ордена, указание на характер деятельности которых у многих из них включено уже в само их название: "Миссионеры-сыновья Непорочного сердца Благословенной Девы Марии", "Сестры-миссионерки Божественной Любви", "Миссионерки Святого Семейства".
       Комментируя вышеперечисленные факты, протоиерей Всеволод заметил, что "проповедью и обращением в католичество россиян, большинство из которых были крещены в Православии, нам дают понять, что мы ненастоящая церковь и надо основывать новую церковную структуру". Здесь можно лишь добавить, что если бы католики действительно уважали чувства православных, они помнили бы о словах Апостола Павла: Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании (Рим. 15, 20).
       Отец Всеволод также подчеркнул, что "Ватикан предлагает строить отношения между нашими Церквами по типу отношений между двумя фирмами, жестко конкурирующими на рынке религиозных услуг. Мы готовы к таким отношениям, но надо понимать, что если мы прекратим братское сотрудничество и не будем помогать друг другу, то этот рынок окажется захваченным другими силами".
       Совершенно неубедительными назвал отец Всеволод ссылки представителей Римской курии на то, что Русская Православная Церковь также имеет свои епархии за рубежами России, - ведь наша Церковь, в отличие от католиков, не поделила на епархии ни одну европейскую страну, где большинство населения составляют католики. Так, например, в юрисдикции епископа Корсунского находятся русские православные приходы в нескольких странах - Франции, Италии и Испании. Даже титулование православных архиереев в Великобритании и Франции - Сурожский, Корсунский, Сергиевский, Керченский - имеет целью избежать дублирования титулов местных инославных епископов. "Отсюда ясно, что главная миссия зарубежных приходов и епархий Русской Православной Церкви - окормление русскоязычной диаспоры, а не миссионерская работа с местным населением", - констатировал протоиерей Всеволод.
       Он заявил также, что, несмотря на имеющиеся возможности, Русская Православная Церковь не будет предпринимать каких-либо ответных шагов в связи с действиями католической стороны: "Мы не хотим использовать очевидную слабость Католической Церкви в некоторых странах для укрепления собственных позиций. Верим, что католики сами справятся со своими проблемами". И отец Всеволод привел несколько примеров, когда в зарубежные учреждения Русской Православной Церкви обращались местные католические священники, готовые перейти в Православие вместе со своими приходами. "Мы не принимаем их из-за нежелания идти на конфликт с Римско-Католической Церковью", - пояснил отец Всеволод.
       Каковы же реальные перспективы взаимоотношений католиков и православных в нынешней ситуации? По мнению протоиерея Всеволода, этот вопрос остается открытым: "У Православной Церкви много друзей в католическом мире, и мы совсем не хотим с ними сориться. Сейчас все зависит от той линии, которая возобладает в Ватикане: линия на добрые христианские отношения или курс на экспансию любой ценой. Если руководство Католической Церкви выберет последнее, это будет поражением христианства в целом".

С. ГАНЬЖИН