ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2002

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Где найти православного супруга?

       Существуют вопросы, которые рано или поздно задает себе любой человек. Так, на определенном этапе жизни вполне естественным становиться вопрос о выборе супруга. Иногда кажется, что эта проблема второстепенная и православным стоит больше думать о том, как угодить Богу, а все остальное, по евангельскому слову, нам приложится. Безусловно, хорошие мужья и жены посылаются свыше; безусловно, любой христианин, желающий создать семью - малую церковь, - должен неленостно молиться об этом. Но старая поговорка учит нас не плошать самим, надеясь на Бога. Только вот загадка: что мы должны сделать сами, а в чем надеяться на Божию помощь? Как водится, если хорошенько подумать над этим вопросом, загадок меньше не станет и даже прибавятся новые: можно ли знакомиться в храме? Можно ли использовать священника в качестве "свахи"? Идти ли под венец с первым же близким по духу человеком или "отбраковывать" женихов и невест до тех пор, пока не найдется "принц" или "золушка" и т. д. В общем, можно представить, сколько еще вопросов начинает сыпаться на бедную голову человека, решившего расстаться с холостой жизнью.
       Похоже, что главный вопрос заключается все же в том, как и где найти духовно близкого спутника жизни. Прямо скажем, до недавнего времени возможностей познакомиться с православным человеком было немного. И дело тут вовсе не в сектантской замкнутости, которой так любят попрекать верующих людей атеисты-всезнайки. Зачастую молодому, да и не только молодому православному человеку трудно вырваться из треугольника "дом-работа-храм" и найти подходящее время и место для знакомства. Да и где прикажете знакомиться? В храме? Вряд ли это подходящее место. Все-таки люди приходят сюда с определенным настроением, далеким от романтических воздыханий. Конечно, можно воспользоваться услугами интернета, постоянно выезжать в паломнические поездки, посещать православные концерты, выставки, лекции... Но жить подобной "светской" жизнью у многих православных нет никакой возможности, да и средства на это нужны немалые. Словом, необходимость некой специальной структуры, которая помогала бы православным людям обрести друг друга, очевидна. Воплотиться идее в жизнь помогли две молодые женщины: Наталья Пушевская и Алла Лобанова, которые в марте прошлого года открыли православную службу семьи и брака "Доверие".
       Появление подобной структуры вызвало множество откликов, причем как положительных, так и отрицательных. Справедливости ради стоит заметить, что хорошего о "Доверии" было сказано больше, чем плохого, и все же среди московского церковного люда до сих пор нет единодушного мнения по этому вопросу. Поскольку хоть раз увидеть лучше, чем сто раз услышать, корреспондент "Журнала Московской Патриархии" решил сам побывать в "шкуре" жениха и посетил небольшой офис, расположенный недалеко от Курского вокзала.
       Как оказалось, вся служба - это две комнаты и четыре человека. Наталья и Алла рассказали, что в марте 2001 года они решили выделить в отдельный поток всех православных, обращающихся в светское брачное агентство "Доверие", и образовали маленький филиал. "Мы уже давно наблюдали устойчивый рост заявок от православных людей разного возраста, - поясняет Алла, - и в один прекрасный момент поняли, что пришла пора сделать специальную службу. И если раньше православный человек по понятным причинам не желал обращаться в светское брачное агентство, то теперь, узнав о подобной православной структуре, он, может быть, изменит свое мнение..." Алла и Наталья, как люди верующие, не начинали работы до тех пор, пока не получили благословение от Святейшего Патриарха. Кстати, получено оно было очень быстро, и "матери-основательницы" службы верят, что тут не обошлось без помощи свыше. После этого "Доверие" разместило рекламу в разных православных СМИ, а в небольшом офисе стали ждать гостей...
       На сегодняшний день благодаря "Доверию" возникло уже более сотни пар и около тридцати семей. Любопытно, что половина всех клиентов "Доверия" - молодые люди до 30 лет. Несмотря на то, что агентству немногим больше года, оно уже известно не только в столичном регионе. В "Доверие" обращаются жители Калининграда, Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска и других городов. Методы работы "Доверие" выбирает будто бы назло своим злопыхателям, которые постоянно подозревают сотрудников службы в неправославных технологиях работы. Так, осенью и зимой в одном из помещений Крутицкого Патриаршего подворья потенциальные женихи и невесты собирались на чаепития. По обыкновению на такие вечера приходил священник, который что-то рассказывал или показывал видеофильм, посвященный тем или иным аспектам семейной жизни, а потом отвечал на вопросы. "Из-за того, что помещение в Крутицах было очень маленькое, нам даже приходилось отказывать некоторым людям", - рассказывает Наталья. С началом весны необходимость собираться в таком тесном и душном помещении отпала. Теперь приглянувшихся друг другу людей приглашают в специальные паломнические поездки к святыням Троице-Сергиевой Лавры, Высоцкого монастыря в Серпухове, Давидовой пустыни. Большой популярностью у подопечных центра "Доверие" пользуются поездки к мощам святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Как показывает опыт, подобные методы работы оказываются вполне эффективными, но все же большинство клиентов "Доверия" устраивают свою судьбу с помощью базы данных.
       "Анкету мы придумывали не сами, а вместе с отцом Романом (Зайцевым) с Крутицкого подворья, и у нас там нет дурацких вопросов о цвете глаз, как утверждают недоброжелатели", - комментирует Алла мой интерес к лежащей на столе груде цветных бланков. Недоброжелатели - это несколько частных лиц, ведущих активную полемику в интернете. К сожалению, основные претензии к "Доверию" кроются в подозрительности и замкнутости их авторов. Так, например, попытка осудить работников службы за то, что они выдают мужчинам номера телефонов понравившихся женщин (и наоборот), не выдерживает критики хотя бы потому, что номера предоставляются не каким-то третьим лицам, а все тем же клиентам "Доверия". Кроме того, номера телефонов чаще всего выдаются после получения согласия знакомящихся сторон. Алла и Наталья склонны полагать, что недружелюбные отзывы - дело рук людей, которым "Доверие" по тем или иным причинам отказало в праве быть подопечными службы. "К нам приходят разные люди, и обязательным условием дальнейшей работы мы ставим ознакомительную беседу. Нам необходимо понять, насколько адекватен тот или иной человек, ведь мы тоже несем ответственность за тех, кого познакомили", - резюмирует Алла. Вместе с тем "Доверие" совершенно открыто для предложений по улучшению своей работы. "Жаль, что к нам нечасто приходят люди с какими-то идеями. Наверное, потому, что написать очередную пакость в интернете проще, чем придумать что-то новое", - грустно качает головой Наталья.
       После того как обратившийся сюда человек пройдет собеседование, его или ее попросят, отбросив все комплексы, оставить в "Доверии" свои паспортные данные, номер телефона или электронный адрес, принести свои фотографии (от одной до четырех) и заплатить 1000 рублей. "Многих смущает такая сумма, - поясняет Наталья, - но ведь нам нужно платить за аренду помещений, тратить деньги на альбомы, бланки, платить зарплату сотрудникам. К прискорбию, некоторые этого не понимают. Кстати, если у человека тяжелые материальные обстоятельства, мы готовы пойти навстречу и определить его взнос индивидуально". От себя добавлю, что с некоторых своих клиентов "Доверие" вообще не взимает никакой платы. Здесь принято помогать людям, а не заглядывать им в кошельки.
       Для того чтобы картина увиденного стала полной, не хватало только мнения самих подопечных службы "Доверия". Честно говоря, я немного опасался, удастся ли поговорить хоть с кем-нибудь, ведь, как ни крути, это вмешательство в личную жизнь. Потому очень признателен Дмитрию, Варваре, Михаилу и Ирине за то, что они не испугались встречи с журналистом, пусть даже и из главного православного журнала страны.
       "В своих молитвах я обращалась не только к мученице Екатерине, которой принято молиться о хороших женихах, - рассказывает Варвара, - но и к Божией Матери. Верила, что Царица Небесная поможет устроить мою судьбу. О "Доверии" я узнала от подруги, которая показала мне объявление в "Православной Москве". Я сразу подумала, что это хороший шанс найти близкого по духу человека. И мой духовник меня сразу благословил. Я считаю, в этом был Промысл Божий. Спустя четыре месяца мне позвонил Дмитрий, и я как-то уже по голосу поняла, что этот будет мой. Теперь я верю в любовь с первого взгляда, точнее с первого голоса, - смеется Варвара. - Мы встречались с Дмитрием полгода, а в феврале нынешнего года обвенчались". Варвара говорит, что не боялась быть обманутой: "Православные люди в большинстве своем просты и открыты, особенно для своих братьев по вере. Я не увидела ничего дурного в том, что нужно было оставить свой телефон, фотографии. Если хочешь встретить открытую душу, надо самому быть открытым".
       "Я сейчас часто вспоминаю, как во время венчания радовалась, что наконец-то одиночеству пришёл конец, - продолжает Варвара, - я тогда думала, что это венцы царские, а теперь считаю, что у меня появился еще один крест. Жизнь в браке означает самоотречение. Надо научиться жертвовать своими интересами ради другого человека".
       Михаилу и Ирине еще предстоит вкусить все сладости и горести семейной жизни, но осознанность их выбора и ясность их убеждений позволяют надеяться, что они справятся с любыми испытаниями. Ирина отмечает, что для нее, как для православного человека, выбор такой формы знакомства был вполне естественным, поскольку для нее это было единственной альтернативой знакомства в храме. Михаил говорит, что с восторгом узнал о существовании такой службы: "Я твердо решил, что буду создавать семью только с воцерковленной девушкой, но варианты знакомства в кино или на дискотеке отпадали. Конечно, можно знакомиться и там, но где гарантия, что повстречаешь верующего человека? Разве, только пальцем в небо попадешь?"
       Михаил и Ирина уверены: замкнутость и подозрительность - не самые лучшие спутники будущего жениха или невесты. Время и личное общение расставят все на свои места, - убежденны мои собеседники. Ирину и Михаила весьма увлекла тема совершенствования методов работы с людьми. Они полностью поддержали идею ввести в штат "Доверия" православного психолога, который помогал бы людям разобраться в нюансах отношений. Весьма полезным было бы и участие в работе службы священника. Его появление устранило бы часть страхов, которые иногда возникают у мнительных посетителей. Только важно, чтобы участие священника не было формальным. Чтобы он не приходил туда усталым, после службы и исполнения треб. "Именно отсутствие душевного тепла и участия в судьбе конкретного человека могут похоронить такую замечательную идею", - считает Михаил. Ирина и Михаил ни разу не были ни на чаепитиях, ни в паломнических поездках, которые устраивало "Доверие", но считают, что это правильный путь и подобных мероприятий должно быть как можно больше. "Жалко, что такая служба не появилась раньше, - замечает Михаил. - Я даже несколько опечален вашими словами о том, что "Доверие" создано по инициативе частных лиц, а не Церкви. Сейчас много говорят о работе Церкви с молодежью, мне кажется, что это одно из самых перспективных направлений работы. Ведь ныне и на Западе, и у нас, в России, семья как социальный институт переживает кризис. В таких условиях это просто необходимо!"
      

С. ГАНЬЖИН
Телефоны православной службы семьи и брака "Доверие": 262-58-45; 926-48-58