ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2002

Юридические консультации

Ответы на вопросы читателей

       В редакцию "Журнала Московской Патриархии" поступила просьба дать информацию и разъяснения о праве религиозных организаций на создание православных кладбищ. Читатели интересуются, как можно получить на это официальное разрешение.
       На вопросы отвечает советник-юрист Московской Патриархии, заслуженный юрист России В. Н. Калинин.
      
       В настоящее время в России действует Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года, согласно которому религиозные организации вправе вносить предложения по созданию мест погребения - вероисповедальных кладбищ. В законе содержится условие, чтобы уставы этих религиозных организаций предусматривали осуществление религиозных обрядов на кладбищах. Уставы канонических подразделений Церкви предусматривают осуществление обрядов на кладбищах и в иных местах прощания с усопшими. На этом основании приход как местная православная религиозная организация, а также монастыри, подворья и другие организации Русской Православной Церкви, если в их уставах содержится требующееся указание, вправе создать кладбище.
       Отвод земельного участка для размещения кладбища осуществляется органами местного самоуправления при условии соблюдения соответствующих правил, установленных законодательством.
       Вероисповедальные, в данном конкретном случае православные, кладбища, предназначены для погребения умерших одной веры. Эти кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления. Граждане, проживающие в сельской местности, самостоятельно организуют деятельность кладбищ. Для общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы.
       Итак, по закону религиозные организации получили определенные полномочия и возможность их использования. Напомним, что в прошлом сельские кладбища с православным храмом или часовней существовали в России повсеместно.
       Законодательные акты, действовавшие в этой сфере в советское время, вполне соответствовали духу безбожного государства: например, в декрете СНК РСФСР 1918 года "О кладбищах и похоронах", в ст. 2, провозглашалось: "Для всех граждан устанавливаются одинаковые похороны..."
      
       Имеют ли право быть учредителями местной православной религиозной организации (прихода) лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, то есть имеющие гражданство другого государства, или совсем не имеющие гражданства, или имеющие двойное гражданство?
       Могут ли названные лица быть приняты насельниками в монастырь?
      
       По действующему закону, в котором определяется порядок создания религиозных организаций (Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", ст. 9), учредителями местной религиозной организации могут быть граждане Российской Федерации, числом не менее десяти, при подтверждении вхождения в структуру и юрисдикцию централизованной религиозной организации. Применительно к Русской Православной Церкви это означает вхождение в состав епархии, что должно иметь официальное подтверждение от епархии, и эта принадлежность должна быть указана в уставе. Из этого следует, что лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, не имеют права быть в числе учредителей местной религиозной организации. Граждане РФ, имеющие второе гражданство, могут быть учредителями религиозной организации. Для гражданина, являющегося учредителем местной религиозной организации, требуется достижение совершеннолетия, то есть восемнадцати лет, и постоянное проживание в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
       В Русской Православной Церкви монастыри учреждаются епархиальной властью, Священный Синод назначает настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, одобряет уставы монастырей, учреждает ставропигии. Насельниками монастырей кроме граждан России могут быть лица, имеющие гражданство другого государства при наличии документов, подтверждающих законность пребывания на территории Российской Федерации и при соблюдении установленных законодательством правил относительно правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, а также при соблюдении правил въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан либо лиц, не имеющих гражданства.