ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
11-2002

БОГОСЛОВИЕ

       В нынешнем году церковная общественность молитвенно отмечала 350-летие со дня поставления Патриарха Никона на Патриарший престол. Предлагаем вниманию наших читателей статью В. Шмидта, посвященную истории жизни и богословским взглядам Святейшего Патриарха Никона.

Жизнеописание Святейшего Патриарха Никона

Да что суть гордость наша, еже писаное совершаем делом.
Отступися от зла, сотвори благо, се ли... гордость?

Возражение, или разорение, смиренаго Никона,
Божиею милостию Патриарха,
противо вопросов боярина Симеона Стрешнева,
еже написа Газскому митрополиту Паисее Ликаридиусу,
и на ответы Паисеовы

Независимо от разнообразия суждений о Никоне к нему привлекает внимание
та широта проблем, которая связана с ним не только для канонической
нравственно-государственной и исторической стороны его дела, но и для
русского православного самосознания в смысле уяснения происходящей
в России катастрофы и возможности искупления своего греха перед Церковью
и великим святителем Божиим.

В таком аспекте проблема Никона есть не только проблема русского прошлого,
но и русского будущего, связанная с проблемой действительной силы
Православия в мире... Толчок, данный два века назад, привел к потере
Россией христианского имени и... Святой Руси... Падение Никона -
та точка, тот перелом, около которых должно было обращаться дальнейшее
религиозное и политическое развитие многих поколений.

М. В. Зызыкин. Патриарх Никон: его государственные и канонические идеи

       Никита Минов (Минин) родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. В возрасте двенадцати лет склонный к уединению, пытливый, любящий учение мальчик покидает отчий дом и поступает в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научается монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения, умной молитве.
       По настоянию умирающего отца Никита в 1620-е годы возвращается домой, женится, принимает на себя заботы о ведении хозяйства, но яркие, дорогие сердцу воспоминания-переживания о созерцательной монастырской жизни, жажда служения Церкви все более делают для него мирскую жизнь тяжелой и даже ненавистной. В 1625 году Никиту Минова поставляют во священника в селе Колычево. Ревность его в служении Церкви и народу, любовь, искренность, простота, смиренность и миролюбие стали известны многим в столице, куда вскоре и переехал священник Никита с семьей по ходатайству московских купцов. Жизнь в Первопрестольной оказалась еще более суетной и так же отягощала склонного к аскетизму молодого священника - душа его стремилась к монашескому служению. В смерти троих своих детей чета Миновых узрела Промысл Божий и решила удалиться в монастырь.
       Определив жену в Алексеевскую обитель, отец Никита, собрав свою духовную библиотечку, отправился в далекий Соловецкий монастырь, где в Анзерском скиту в 1635 году от преподобного Елеазара принял монашеский постриг с именем Никон. В 1641 году иеромонаху Никону суждено было покинуть скит, а в 1643 году по представлению братии Кожеезерского монастыря Новгородский митрополит Афоний утвердил отца Никона игуменом обители.
       В 1646 году отец Никон, будучи в Москве по делам своей обители, знакомится с царем Алексеем Михайловичем. Встреча сурового аскета, ушедшего в подвиги веры и благочестия, и молодого царя привела к искренней дружбе, которая крепла от беседы к беседе, от встречи к встрече. Вскоре игумена Никона переводят в Москву в Спасо-Новый монастырь с поставлением в архимандрита. Каждую пятницу отец Никон по распоряжению царя ездит во дворец, там он ходатайствует и просит за обиженных и угнетенных из простого люда.
       Вскоре Новоспасский архимандрит приобретает славу защитника и ходатая за обездоленных, а при дворе становится влиятельнейшим человеком. Духовно богатый, разумный, умудренный жизнью архимандрит Никон активно вникает в дела церковные и государственные, принимает участие в кружке "ревнителей благочестия", знакомится с Иерусалимским Патриархом Паисием, с которым имеет частые и продолжительные беседы. 11 марта 1649 года архимандрит Никон поставляется на Новгородскую кафедру. Митрополит Никон ревностно заботится о благолепии храмов, вводит киевский распев и элементы греческого пения в богослужение (Собор 1651 года одобрил эти нововведения); по царскому повелению посещает тюрьмы, освобождая узников по своему рассуждению, самостоятельно управляет всеми делами и вершит духовный суд без вмешательства служивых людей. Это тогда было новшеством.
       В феврале 1650 года в Пскове, а затем 15 марта и в Новгороде вспыхнули мятежи против Москвы, которые были остановлены решительными действиями митрополита Никона, причем многих из зачинщиков по его ходатайству помиловали.
       19 января 1652 года митрополит Никон присутствовал при открытии мощей преподобного Саввы Сторожевского в Саввино-Сторожевском монастыре. Возвращаясь оттуда, собинный друг предложил царю перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву, в которой издревле собирались и особо почитались православные святыни, возвышая ее тем самым до уровня центра, столицы Вселенского Православия (это было осуществлено по постановлению Собора 20 марта 1652 года).
       Вскоре скончался Патриарх Иосиф, и на его место 25 июля 1652 года был избран митрополит Никон. Начинается активнейшая патриаршая деятельность - как собственно церковная, так и государственная. Положение и роль Патриарха напоминают те, что были во времена митрополита Филарета.
       Переосмысливая воззрения "ревнителей благочестия", Патриарх видит осуществление симфонии Церкви и государства при непременном соблюдении основополагающего принципа: все сферы народной жизни должны быть организованы как одна гармоническая система под сверхприродным руководством Церкви (принцип симфонии выдвигается на степень общехристианского церковного правосознания, углубление и определение которого потребовалось ввиду нового исторического события - появления противоборствующих Церкви спекулятивных протестантских богоборческих мировоззрений, поддерживаемых боярством). При этом Никон выступает за полную самостоятельность Церкви (в полный голос об этом заговорят лишь в начале ХХ века).
       Система национально-исторических, социально-политических, культурных и религиозных идеалов, которые Патриарх Никон предлагал русскому самосознанию в образах Святой Руси и Третьего Рима, весьма отличалась от старообрядческих, протестантских представлений с их последним, "неповрежденным" словом и их критериями истинности1.
       Патриарх Никон не отождествлял Православие с обрядовостью и церковное общество - с политическим: общество церковное для него шире политического и призывается к тому, чтобы намечать для последнего основные вехи на пути его совершенствования, освещения и преображения. Патриарх обладал прогрессивной ретроспективностью взгляда, нацеленного на осуществление в дольнем мире образа мира Горнего. В отличие от регрессивных узко национальных взглядов на будущее как воплощение сохраняемого и тщательно оберегаемого великого прошлого, осколком которого осталась лишь старообрядческая Русь, Патриарх Никон стремился и предлагал созидать Святую Русь - новый Израиль. Сохраняя живое, творческое Православие, он желал создавать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока.
       Будучи утвержденным в каппадокийской богословской и мировоззренческой традиции, Святейший Патриарх осознавал, что если Греция внесла в общую сокровищницу Православия его догматическую разработку, а Сирия и Египет - постижение мистической стороны веры, то в русском народе ощущалось стремление понять Православие не столько как отвлеченную догматическую систему, но преимущественно как нравственно оживотворяющую силу, а христианскую жизнь - как жизнедеятельность человеческого духа, нравственно возрожденного христианством. Всем своим служением, всей жизнью Патриарх Никон старался выразить и утвердить эти принципы, участвуя и в делах государственных, ибо государство, на его взгляд, не только представляет собой последнее православное царство, а становится Святой Русью, заветным дольним миром, устроенным во образ Горнего. В связи с этим деятельность Патриарха носила необычный, не традиционно реформаторский, но исключительно кафолический характер. Его задача по созданию Святой Руси на деле ощущалась "плотскими" людьми, и прежде всего боярами, как непосильная тяжесть, унижение самолюбия. Они не позволили Патриарху Никону вывести Русь на путь дальнейшего воцерковления, углубить Православие в русской жизни настолько, чтобы оно было воспринято не только как учение веры, но и как путь, истина и жизнь.
       1657 год знаменуется переменами в жизни Святейшего Патриарха - замысел поссорить Патриарха с царем боярам удался. Осознавая неизбежность и бесперспективность борьбы с государственной властью, стремившейся подчинить себе Церковь, и боярами против захвата ими церковного управления, при отсутствии поддержки со стороны царя и невозможности получать активную поддержку от епископата, Патриарх Никон 10 июля 1658 года оставляет Патриарший престол.
       В жизни опального Патриарха Никона - не только в его личной жизни, но и в общественно-государственном его служении - начинается новый период. Этот период дал пример небывалой силы духа и ответственности Первосвятителя за судьбы Церкви, государства и общества, образ христианского крестоношения во славу Божию и торжество Православия.
       Патриарх Никон не остался в тихом противостоянии: он пишет "Духовные наставления христианину (царю)"2, свое знаменитое "Возражение, или разорение, смиренаго Никона, Божиею милостию Патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисее Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы"3, активно созидает монастыри (Воскресенский, именуемый Новым Иерусалимом, под Москвой, Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе), которые и до сего дня являются внушительными свидетелями тех Божиих талантов, которые были умножены смиренным Его рабом и возвращены Создателю ради будущего...
       В конце 1666 года в Москве состоялся Поместный Собор, на который прибыли Патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий. 12 декабря 1666 года на последнем заседании Собора были представлены обвинения и вынесено окончательное определение: лишить Святейшего Никона Патриаршего сана и в иноческой одежде отослать на покаяние в пустынную обитель.
       Бывшего Патриарха заточили в Ферапонтов монастырь. Под строжайшим наблюдением, в тесной и затхлой келлии, при отсутствии общения с миром низложенный Патриарх пробыл до Рождества 1671 года. В ответ на просьбу и по милости к собинному другу царь Алексей Михайлович позволил некоторые послабления, после чего Святейший Никон стал принимать посетителей, многих исцеляя от недугов молитвами и врачеванием4.
       30 января 1676 года умирает царь Алексей Михайлович, а вскоре бывшего Патриарха переводят в Кириллов монастырь, в котором отношение к нему было хуже прежнего.
       По прошествии времени молодой царь Феодор Алексеевич удовлетворил просьбы своих теток, особенно царевны Татьяны, о возвращении опального Патриарха и неоднократные челобитные братии Воскресенского монастыря о том же.
       Почти четырнадцать лет ссылки закончились. Совершенно больной Патриарх возвращался в любимый им монастырь Новый Иерусалим, сопровождаемый по всему пути следования великим множеством народа. 17 августа 1681 года близ Ярославля, на пристани у Толгского Богородицкого монастыря, Патриарх Никон скончался. 26 августа в присутствии Царской Семьи, синклита духовенства тело святителя погребли с поминанием его Патриархом Московским и всея Руси.
       В конце 1682 года от Вселенских Патриархов были получены послания о прощении и разрешении Блаженного Никона, о причтении его к Первосвятителям Московским и о поминовении его повсюду на богослужениях Святейшим Патриархом. В грамотах о Святейшем Патриархе Никоне говорится: "столп благочестия неколебаемый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойный".

* * *

       Период монашеского делания в Анзерском скиту Соловецкого монастыря углубил осознание и переживание мистического; период игуменства в Кожеезерском монастыре совершенствовал умение духовного руководства братией в делах устроения жизни обители и духовного спасения; период наместничества в Спасо-Новом монастыре в Москве развил умение принимать на себя грехи обиженных и заблудших и ходатайствовать о разрешении и прощении, быть приятным собеседником, духовным наставником и мудрым советчиком; период архипастырства научил быть тонким политиком и устроителем дел государственных, попечителем о Церкви Христовой, о народе ее, который живет в этом государстве, исполняя мирские обязанности во всем их несовершенстве и тяжести, и в духе исповедует веру Церкви Православной.
       Святая Русь, Небесный Иерусалим, Горний Сион - к этим образам тянулась душа Патриарха Никона, они были определяющими в миропредставлении и деятельности сперва Никиты, а затем и Никона, сперва священника, а затем и архимандрита, и митрополита, и Патриарха. Святейший Никон был Патриархом лишь шесть лет, при этом регентствовал над государством в течение двух с половиной лет. Он не мог сделать все, что замышлялось, но именно он указал на исторические задачи России по присоединению Малороссии и Белоруссии, по выходу к Балтийскому морю, по защите Православия в Ингрии и Карелии. В церковной жизни Патриарх Никон вывел Московскую Русь из изоляционизма среди Православных Церквей и, проведя книжную справу и обрядовую реформу, приблизил ее к другим Поместным Церквам, напомнил о единстве Вселенской Церкви, подготовил каноническое объединение Великороссии и Малороссии, оживил жизнь Русской Церкви, сделав доступными для народа творения ее отцов и объяснив ее богослужения и церковную символику [была переведена и издана Скрижаль (толкование Литургии и других служб церковных)], трудился над изменением нравов духовенства, старался преобразить государственную жизнь, одухотворяя ее высшими, нравственными целями, стремясь к осуществлению симфонии государства и Церкви не только как воплощение теории, но желая, чтобы Русь была святой в смысле вечного стремления к недостижимому идеалу - стяжанию образа Горнего мира, само стремление к которому приобщает человечество к высшим ценностям и ставит перед человеком идеал истины, добра, красоты и любви как вечную путеводную звезду.
       Анализ взглядов Патриарха Никона дает основания утверждать, что он был ярким выразителем традиционного русского религиозно-философского мировоззрения, которое органично сочеталось с довольно рационализированной системой социально-политических взглядов.
       Богословские и религиозные взгляды и убеждения Патриарха Никона определяются догматичностью его мышления, они согласованы с традиционным святоотеческим православным вероучением, являясь неотделимой его частью, притом в каппадокийской традиции, и представляют собой довольно разработанную систему, правда изложенную не систематически, а фрагментарно.
       Объединяя в одно целое социально-политические, церковно-государственные воззрения Патриарха Никона на необходимость воцерковления государства, можно сказать, что он выступал за модель теократического государственного устройства на принципах иерократии, согласно которым государство ставит себе отдаленным, никогда не достижимым идеалом превращение в Церковь. Эта система противоположна как папоцезаристской, так и цезарепапистской, протестантской, растворяющей Церковь в государстве.
       Понимая Церковь как основу и высший принцип жизни человеческого общества, Патриарх Никон в ее вселенском законодательстве видел верховные нормы, обязательные и для государства, потому и предостерегал государство от самоосвобождения от церковных начал (в "Уложении" оно уже вступало на этот путь и переставало принимать во внимание церковные каноны, эмансипируясь вообще от церковного влияния в законодательстве), так как, освобождаясь от церковных начал, государство возвращается к естественным началам, которые противны церковным, как языческие - христианским.
       В образе Патриарха Никона можно найти то общее для "старообрядческой" и "никонианской" Церкви, что состоит в строительстве церковной русской культуры, для которой характерно воцерковление всех сторон жизни: он не принимал секуляризованной культуры протестантского типа, в которой Церковь хотя и занимает в жизни общества какое-то место, но не затрагивает ее основ.
       Известный английский историк В. Пальмер, обобщивший в середине XIX века материалы о Святейшем Патриархе Никоне, пишет: "Когда либерализм сбросит существующие преграды и получит религиозную свободу, когда Русская Церковь будет представлена собственным ресурсам, подвергнется нападению католиков и раскольников, тогда в поисках прежде всего самозащиты, и в особенности против католиков, она сможет открыть, что истинный борец за нее и представитель ее был Никон. Таким образом, восстанавливая канонический примат (Патриаршества) и возвращаясь к почетному соблюдению канонов в духе Никона, она сможет восстановить его в полноте его мечтаний и вместе с ним продолжить сооружение того великого здания, над постройкой которого Никон, по его свидетельству, с терпением бессознательно работал: дом с центральной залой, такой просторной и блестящей, что Никон, глядя на нее, не знал, что это было, был поражен удивлением и изумлением..."

Богословские взгляды Патриарха Никона

       Размышляя о системе богословия Патриарха Никона, полагаем ее основы в его храмоздательной деятельности и в его творениях, таких, как "Возражение, или разорение...", "Духовные наставления", "Слова..."

Святоотеческие основы воззрений Патриарха Никона

       Святейший Патриарх Никон, мысливший догматически, в масштабах Вселенского Православия, говорил: "...не вси от Иерусалима сии суть иерусалимляне, но иже закон от Иерусалима изшедший, сохранит...", а посему хранил "закон и слово Господне" в путях Святой Руси, предлагая пастве жить в законе любви5, возгреваясь к Горнему созерцанием дольних мест: "Назарет, идеже воспитан бысть Господь Бог наш Иисус Христос, Вифлеем, идеже родися, Сион, идеже спасение миру содела, Иордан, идеже Адама обнови, Фавор, идеже Небесное Царство прообразова, Елеонская гора, от нея же ко Отцу Господь на Небеса от нас вознесся"6, - которые воплощены были в Святого Живоносного Воскресения Христова монастыре Новый Иерусалим и представляли собой топографическую икону Святой Палестины.
       Отправной точкой богословия Патриарха Никона является учение о христоцентричности, обожении человека и его соборной сущности: "Вы же есте тело Христово и уды от части. Не тело бо токмо, рече, но и уды есмы... многих воедино собирая и показуя всех едино нечто по телеси образу бывших и едино сие многими составляемо, и во многих сущее..." (л. 127 об.); "Наше бо житие на Небесех есть, и живот наш тамо сокровен со Христом в Бозе, и почести тамо" (л. 365).
       Сущность Божия недоступна, то есть Бог - вне понятия сущности, но в то же время и нечто доступное. Используя апофатические выражения, Патриарх Никон постоянно подчеркивает, что Бог есть Пресвятая Троица7.
       В своих рассуждениях он схож с Григорием Богословом и Симеоном Новым Богословом, когда говорит, что разделение между человеком и Богом - риза (растленная грехами плоть): "...риза бо и покров души плоть есть" (л. 275), которая может быть преодолена покаянием8 и "аще кто плоти своея не разстелет, сиречь не смирит о Христе, еже суть Путь и Живот, и в Нем присно не пребывает, уклоняяся от всякого беззакония и неправды, и не восходит нань Господь". Степень нашего знания о Боге пропорциональна степени нашей веры, исполнению заповедей Его: "...подобни Ему будем и узрим Его, якоже есть" (л. 167).
       Для Патриарха Никона исповедание Христа всем своим существом есть задача как личного спасения, так и призыв к спасению других, ради которых он призван к служению. Потому он всей своей жизнью, словом и делом свидетельствует о Христовой Истине.
       Любовь к Священному Писанию, польза и значимость чтения и знания Писания для него очевидны, о чем Патриарх неоднократно напоминал царю и ближайшему его окружению, а в их лице и всем христианам.

Антропологические и нравоучительные воззрения Патриарха Никона

       Патриарх Никон, основываясь на святоотеческой традиции, в антропологии главными считает христоцентричный и экклезиологический принципы: "Вы же есте тело Христово и уды от части..." Но наиболее важным для Патриарха Никона является исповедание Христа в любви, так как Бог являет Себя человеку в любви, жертвуя Собой ради спасения через любовь. Потому и все христиане должны уподобится Ему, совершенствуясь, становясь человеколюбивыми, чтобы быть образом Божиим и, наконец, обожиться: "Составляет же свою любовь в нас Бог, яко и еще грешником сущем нам, Христос о нас умре. Бывайте же подобни Богу яко чада Божия, и ходите в любви, якоже и Христос возлюби нас и Себе предаст за ны, приношение и жертву Богови" (л. 167). Такие высказывания Патриарха Никона сближают его учение с традиционными взглядами восточных отцов. Согласно Дионисию Ареопагиту, "обожение есть, насколько возможно, уподобление Богу и единение с Ним"9. Патриарх Никон близок к тому, чтобы отождествить подобие Божие в человеке с обожением - мистическим единением человека и Бога: "Всяк рожденный от Бога греха не творит, яко семя Его в нем пребывает, и не может согрешати, яко от Бога родися (л. 302 об.)... возлюбим друг друга, яко любы от Бога есть. И всяк любяй от Бога рожден есть и разумеет Бога, а не любяй, не позна Бога, яко Бог любы есть" (л. 168).
       С антропологической темой связаны нравственно-аскетические и мистические воззрения Патриарха Никона.
       Преображение тварного мира начинается с преображения человеческой личности. Последнее же возможно в случае осознания человеком своего греха, принесения покаяния и стремления избавиться от него: "Яко подобает веровавшим Богови первее каятися (л. 299)... аще не покаетеся, вси такожде погибнете" (л. 177 об.). Вся ветхозаветная история свидетельствует о том, что причина несчастий заключена в грехах человеческих, а покаяние отвращает гнев Божий как от одного человека, так и от целого народа.
       Греховность душевная напрямую связана с греховностью плотской, которая вводит человека в скотское состояние. Повергших свой грех Святейший Никон сравнивает с царями: "Цари тогда бываем, егда владеем страстми телес наших, когда приносим вся чювствия наша" (л. 275 об.).
       Патриарх Никон много внимания уделяет и добродетелям: "Плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине, искушающе (л. 283 об.), что есть благоугодно Богови. И паки: плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. И по мале, аще живем Духом, Духом и да ходим. Не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг друга завидяще", которые необходимо постоянно в себе развивать, чтобы не стать богопротивниками: "Уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геену огненую" (л. 321).
       Рассматривая систему нравственного учения Святейшего Патриарха Никона10 как составную часть святоотеческой традиции, можно все основные его мысли подразделить следующим образом: добродетели по отношению к Богу; к самому себе и ближним; к государству и властям. В двух последних разделах нравственные и социальные темы у Патриарха Никона тесно переплетаются, так как нравственность каждого отдельного человека отражается в социальной жизни, и проблемы, возникающие в обществе, коренятся в нравственности его членов.

Экклезиологические и канонические воззрения

       Как любой богослов, Патриарх Никон уделял много внимания экклезиологической и эсхатологической проблематике.
       Он отождествлял Церковь Небесную с эсхатологическим царством, старался выработать некоторые принципы преобразования этого мира, придавая ему экклезиологические свойства, черты; он подчеркивал такие свойства Церкви, как святость, единство, соборность, вселенскость и апостольность, а также то, что все сотворенное - "яко о Нем создана всяческая на небеси, яже и на земли видимая и невидимая": сотворено о Христе, так как "все исполнение и тем примирити всяческая к Себе, умирив Кровию Креста Своего Собою, аще земная, аще небесная" и в Нем заключено в восстановлении богочеловечества. Так как Церковь есть единство Небесное и земное, то и "...яко небесная, такожде подобает и земная украшати в славу Божию... Но паче земнаго царства саном и славою и честию и силою ея украшати подобает" (л. 331 об.).
       Особое положение занимает в церковной иерархии Патриарх: "Патриарх есть образ жив Христов и одушевлен делесы и словесы в себе живописуя истину" (л. 97). Святейший Никон ревностно отстаивает церковные права и обосновывает их, посвящая экклезиологическим и церковно-государственным вопросам большую часть своего "Возражения..." (26-й вопрос: л. 450-1013).
       Сообразно двум различным природам - духовной и мирской - устанавливается власть, обладателями которой являются сообразно священствующие во главе с Предстоятелем и власть имущие во главе с царствующим, а также их права и обязанности. Архиереи и священники, призванные хранить закон духовный и оберегать его, обладают и соответствующим правом, данным от Бога, - вести ко спасению верующих во Христа людей: "Священник же аще кого свяжет на земли, ни Сам Бог разрешит того, якоже свидетелствует, будет, рече, связан и на Небеси... Зриши ли, яко небеснаго жителства достойнаго свяжет священник на земли, Бог того на Небеси не разрешит" (л. 367 об.).
       Епископская честь и достоинство предполагают строгое соблюдение правил, в соответствии с которыми организуется и личная жизнь епископа, и священнослужение, и деятельность.
       Патриарх Никон с особой ревностью относился к охранению утвержденной церковной иерархии, ее власти, полномочиям и ответственности. С возрастанием Церкви устанавливается структурная иерархия в ней и соответственно строго соблюдаемые обязанности: "Подобает каждому своя мера знати, а не совосхищатися не сущая своя, ниже се строение церкви, но паче гонение... Праведно есть и нам всякую церковных ограждений новину потребляти или разоряти, видящим новины всегда виновны бывати церковнаго смятения и разлучения" (л. 203).
       В трудах Святейшего Никона практически нет высказываний по поводу раскольнических тенденций. Он коротко замечает в общеканонических размышлениях, что "...аще который причетник досадит епископу да извержется. Писано бо есть, князю людей своих да не речеши зла (правило 55-е святых апостол)"; в нравственно-аскетических: "...кто инако учит и не приходит ко здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа, и еже по благочестию учению разгорде ничесо же сведый, но болезнь о взыскании и любопрениих. От них же бывает зависть, рвение, хула, мнения лукава, прихождения растленных человек умом и отчюжденных от истины, мнящих приобретение быти благочестие, отступай от таковых" (л. 47 об.).
       Основные же тенденции к церковной смуте и разрушению церковного единства - расколу - Патриарх видит в действиях:
       "Крутицкой мирополит, якоже вторый Максим глаголемый Кинин, еже сказывается безстудный, Церковь Божия раздра и многа мятежа и молвы сию исполни. Волк вместо пастыря бысть и вся грехи прощати готов согрешающим. Единаго ради еже нечествовати в повелениих, рекше (л. 258 об.) преступати заповеди, якоже глаголет великий богословец Григорий: Чюжд убо сий Максим от епископства да будет и вси от него поставлении презвитеры и диакони и прочии причетницы чюжди священия... Почто сих повеленых от Бога Крутицкий митрополит не исполняет, но тамо гоняет, где мирским злосмрадием воняет" (л. 259).

Особенности экзегетики Патриарха Никона

       Библия для Святейшего Никона является источником вдохновения. Библейские тексты редко служили основой для развития его мысли - он не занимался объяснением текстов стиха за стихом, чаще его мысль приводило в движение желание выразить актуальные идеи, а библейские образы использовались для раскрытия этих идей. Патриарх Никон часто обращался к опыту и мыслям авторитетных святых отцов: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, а также пророков, святителей, к книгам законов, традиции, обращая внимание лишь на то, что важно и относится к рассматриваемой проблематике. Он умело пользовался системой образов и аллегорий.
       Гомилетические способности Патриарха Никона были поразительными. Анализ структуры и содержания грамот с поучениями позволяет говорить о наличии в них двучастности: непосредственно послания и богословской разработки проблемы.
       Послание, то есть первая часть, строится по следующей схеме: архипастырское приветствие с известием о событии; краткое изложение значимости события, предметной и метафизической сущности явления; библейские и святоотеческие свидетельства о подобных явлениях, действиях, их необходимости и пользе как для мира, так и индивидуальной жизни; призыв к действию.
       Во второй, богословско-проповеднической части предлагается ряд святоотеческих текстов с соответствующими символическими рядами, раскрывающими историческую, социокультурную, каноническую, метафизическую взаимосвязь, затем проявляются, актуализируются наиболее важные образы и элементы системы смыслообразования в богословской их интерпретации, которые призваны сформировать стереотипы восприятия и сущностной интерпретации явлений жизни. Таким образом, мы видим совершенно новый для своего времени подход к построению как самого послания, так и непосредственно проповеди в нем.

Концепция пастырства Патриарха Никона

       В своих "Духовных наставлениях христианину" кроме общих назиданий о благочестии Патриарх дает указания о долженствующем епископам, священникам и диаконам как тем, кто призван хранить духовный закон и веру в чистоте и неповрежденности.
       Существенным в системе воззрений Патриарха Никона является и внешняя сторона богослужения, в том числе и священнические облачения, которые, являясь символами, согласующимися со всей вероучительной системой, представляют собой начальный этап ее восприятия11. Поэтому неудивительно, что большое значение Патриарх придавал как внешнему виду, благолепию священнических одежд, так и торжественности богослужений, которые были основной формой образования верующего народа. Но вместе с тем Патриарх Никон, осознавая значимость образования и просвещения, начал устраивать школы, благоволил ученому монашеству.
       По свидетельству Павла Алеппского, Патриарх "очень любил греческий язык и старался ему научиться"12. Увлеченность Святейшего Никона теоретическим знанием подтверждает и его библиотека13.
       Кроме того, Патриарх занимался и литературным трудом: составил "Сказание о создании Иверского монастыря и о перенесении в него мощей святого Иакова Боровицкого", которое напечатали в том же Иверском монастыре к концу октября 1658 года, а также различные "Слова"; написал "Духовные наставления христианину", "Возражение, или разорение..." - грандиозный труд, заключающий в себе систему религиозно-философских, социально-политических, государственно-канонических идей и взглядов. Митрополит Филарет (Гумилевский) считает, что Патриархом Никоном написана и Летопись, известная в исторической науке под названием Никоновской, изданная в 1820-1821 годах.

Монастыри как система воззрений Патриарха Никона

       Для Патриарха Никона существовала неразрывная связь между храмом, богослужением и духовной (мистической) жизнью; можно говорить о синкретичности богословия, богослужения и храмоздания (ни у кого из церковных деятелей более не встречается столь ярко выраженное свойство). Богослужение и храмоздание являлись неотъемлемой частью жизни и служения Патриарха Никона, в значительной степени они определяли и характер его богословия, которое можно определить как литургическое. Можно сказать, что все мировоззрение Патриарха воплощено в созданных им монастырях.
       В переписке и грамотах Святейшего Никона, в монастырских документах и рукописях14, литературных трудах самого Патриарха15 и его жизнеописании16 сохранился обширный материал по строительству этих монастырей.
       Иверский Богородицкий Святоозерский Валдайский монастырь был призван напоминать всякому человеку о Святой Горе Афонской и о величайшей милости и заступничестве Пресвятой Богородицы по ее обетованию: Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих зде с верою и благоговением, сохраняющих заповеди Сына и Бого Моего. И с малым попечением все будет на земли сей изобильно. И жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына и Бого Моего к месту сему до скончания века. Аз же буду Заступница месту сему и к Богу о нем теплая Ходатаица.
       О постройке Иверского монастыря Патриарх Никон говорит: "В лето 7161-е (1653)... аз смиренный Никон... сотворил обитель на ползу себе и хотящим спастися. И много ми о сем помышляющу, како бы и где место обрести. Ово о себе ово от людей поучаяся... Внезапу прийде ми в мысль... о единем месте... егда бывшу ми в Великом Нове Городе митрополитом и преходя... к Москве минуючи видети Великое озеро при пути именуемо Валдай и на нем острови мнози... Мне же показовашеся, яко годно на таковом месте монастырю быти к сожительству чернеческому... Государь... с радостию обеща ми то место дати и со окрестными того места сел и веси"17.
       Уже в октябре 1653 года были готовы к освящению две деревянные церкви: соборная холодная в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и теплая с трапезной - во имя святителя Филиппа18.
       Святейший Никон любил это место и часто повторял: "На небеси рай, на земли Валдай", и прилагал всевозможные усилия, чтобы не только красота созидаемая восхищала паломников, но чтобы она сливалась своей метафизической сущностью с от века сотворенным. Царская грамота от 6 мая 1654 года утверждала на вечные времена за Иверским монастырем как само озеро Валдайское с лежащими на нем островами, так и все села, рядки, деревни и пустоши, пожалованные к монастырю 8 декабря 1653 года, "в прославление той обители и на пропитание живущим и хотящим в ней жити иноком", а также именовала озеро Валдайское Святым озером, село Валдай - Богородицыным, а сам монастырь - Иверским Святоозерским19, что Патриарх неоднократно подтверждал в своих грамотах.
       Освящалось это место и молитвенным заступничеством святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, мощи которых при своем первом посещении вложил в монастырь Святейший Патриарх Никон20, и пришедшими Промыслом Божиим мощами святого Иакова Боровичского, но отдано было в заступление Пречистой Богородице под чудотворный Ее образ "Иверский". Икона была написана в Иверской обители на Святой Горе Афонской для русского Иверского Валдайского монастыря по заказу Святейшего Патриарха Никона. Как и сам образ, список иконы был засвидетельствован многими чудотворениями. На эту икону Патриархом Никоном была сделана драгоценная золотая риза. В книге "Рай мысленный" Патриарх пишет: "Та же аз пришед поставих и икону чудотворную Пречистыя Богородицы Иверския. Всю златом истинным и камением драгим многоценным обложенну: четыредесяти четыре тысящи рублей драгость имущу (кроме благодати осеняющей от нея, ей бо несть сравнения нигдеже)".
       Святейший Патриарх несколько раз (в 1654, 1655, 1656 и 1659 годах) посещал Иверский Валдайский монастырь, принимал в его жизни активное участие и всегда с отеческой любовью заботился о трудящихся и несущих послушания в нем: "Да я ж слышал, что де скорбят крестьяне и плотники: могорца21 мало даешь; и тебе б отнюдь не оскорблять наймом никаких наймитов и даром бы не много нудить... Бога ради, буди милостив ко братии, и ко крестьяном, и ко всем живущим во святой обители той"22.
       Крестный Кийостровский Онежский монастырь, задуманный Святейшим Патриархом Никоном как обетный23, начал создаваться в 1656 году на далеком Севере. Сперва Патриарх обращается к народу со "Словом"24 и просит о пожертвованиях. Ему удалось собрать колоссальную по тому времени сумму - более 6000 рублей25.
       Строительство Крестного монастыря с 1656 по 1659 год ведется доверенными лицами Святейшего Никона - старцами Нифонтом Теребинским и Исаией.
       В 1660 году Патриарх Никон сам приезжает на Кий-остров и живет здесь, руководя строительством, почти весь год. Вот что по этому поводу пишет И. Шушерин: "...ископаша кладезь великий из камени дикого, и на том кладези построиша церковь каменную во имя Происхождения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Построен же бе той кладезь молитвами и трудами самаго Святейшего Патриарха... по сем и иная строяше многая в том монастыре Крестном... и о церковном строении прилежа..." Колодец был сделан по образцу староиерусалимских водоемов26. В свое пребывание здесь Патриарх освятил два храма: каменную соборную церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня27, сентября 2-го дня; и в роще - деревянную церковь во имя Всех святых, сентября 8-го дня. В половине сентября он отправился в обратный путь в Воскресенский монастырь (14 августа 1660 года в Москве состоялось решение Московского Собора признать Святейшего Никона отрекшимся от Патриаршества).
       В 1680-1689 годах Крестный монастырь был приписан к Новоиерусалимскому монастырю; композиционный замысел завершается учениками Патриарха - монахами Новоиерусалимского монастыря. Окончательно архитектурный ансамбль монастыря сложился к концу XVII века28.
       Крестный монастырь - хранитель и символ Святой Руси на Севере - создавался для противостояния раскольническим и протестантским тенденциям, для укрепления основ православной государственности, борьбу за которую вел Святейший Патриарх Никон, и как военная крепость для защиты подходов к материку. Выбор места вблизи Соловецкого монастыря, видимо, был вызван также и тем, что Соловки, эта мощная и богатая цитадель на границе Русского государства, тяготела и наконец примкнула к старобрядчеству, стала оплотом антигосударственных сил на протяжении всего XVII века. Именно поэтому Крестный монастырь на Кий-острове продолжал строиться и расти вплоть до конца XVII века, даже после опалы и смерти его основателя - Патриарха Никона.
       Символом духовной крепости и стояния в вере и правде за Святое Православие, за Святую Русь, могучим оружием против козней диавольских и хранителем от невзгод житейских являлась главнейшая святыня монастыря - Крест-мощевик29, образ Креста Господня.
       Вот описание30 образа Честнаго и Животворящего Креста Господня, сотвореннаго от Честнаго Древа Кипариса:
       "Осьмиконечный, мерою в длину четыре аршина с четвертью, пречестное древо три аршина без трех верхов, верхнее древо аршин без верха, подножие аршин, ширина пять верхов, толщина два верха, обложен серебряным чеканеным золоченым окладом. В средине того Честнаго Креста утвержден ковчег сребряной кованой золоченой, в котором часть Святыя и Животворящия Крове Господни, часть Святыя ризы Господни, часть млека Пресвятыя Богородицы, часть крови Иоанна Предтечи, часть крови Апостола Павла, часть самаго древа Креста Господня; над тем ковчегом Херувим сребряной резной золоченой, всего ковчег и херувим весом три фунта.
       В верху в пречном древе в средине звезда сребреная золоченая, в ней часть от камене Гроба Господня; в том же кресте шесть крестов кипарисных небольших, в которых вырезаны дванадесятые праздники, в привесе крест сребряной небольшой, на нем вырезан образ Распятия Господня. В том же кресте повыше подножия вторый ковчег сребряной золоченой; в нем часть самаго же древа Креста Господня, весом шестьдесят пять золотников.
       На том же кресте сверх вышеписаннаго четырнадцать звезд сребряных золоченых, в которых нижеписанное камение и многих святых мощей части, над коейждо частию тех святых и образы на сребряных дщицах вырезаны и позолочены, коих числом девяносто семь.
       А именно: 1-я часть от камене пещеры, где родился Господь; 2-я часть от камене пещеры, где постился Господь; 3-я часть о камене гроба Пресвятыя Богородицы; 4-я часть от камене пещеры, где крылся Иоанн Предтеча от Ирода; 5-я часть от камене пещеры, идеже молился Иоанн Предтеча; 6-я часть от камене трапезы, на ней же угости Авраам Святую Троицу; 7-я часть жезла Моисеева, им же пресече Чермное море. Все сии части водружены в средине вышеозначенных звезд.
       Части мощей суть нижеследующия, изчисляя оныя с возглавия Креста, от левой руки к правой:
       1. (1)31 часть святаго великомученика Георгия. 2. (2) часть святаго мученика Христофора. 3. (3) часть святаго мученика Трифона. 4. (4) часть святаго мученика Прокопия. 5. (5) часть святаго мученика Димитрия. 6. (6) часть святаго мученика Никиты. 7. (7) часть святаго мученика Меркурия. 8. (8) часть святаго мученика Пантелеимона. 9. (9) часть святаго мученика Анастасия. 10.(10) часть святаго пророка Даниила. 11. (11) часть святаго царя Константина. 12. (12) часть святаго Апостола и евангелиста Матфея. 13. (13) часть святаго Апостола Андрея. 14. (14) часть святаго Иоана Предтечи. 15. (15) часть святаго Апостола Павла. 16. (16 - неизв. св.) часть святаго мученика Иакова32. 17. часть святаго Елевферия епископа33. 18. (19) часть святаго Ионы, митр. Московскаго. 19. (18) часть святаго Федора Стратилата. 20. часть святаго священномученика Киприяна34. 21. (22) часть святаго Алексия человека Божия. 22. (25) часть святаго Нектария, патриарха Константинопольского. 23. часть святаго Агафоника. 24. (23) часть святаго Петра митрополита. 25. (26) часть святаго мученика Климента Агкирскаго. 26. (27) часть святаго Петра Александрийскаго. 27. (45) часть святаго Василия Агкирскаго. 28. (29) часть святаго Спиридона Тримифунскаго. 29. (28) часть святаго Григория Нисскаго. 30. (31) часть святаго Иоанна Златоустаго. 31. (32) часть святаго Апостола Тита. 32. (35) часть святаго Апостола Фомы. 33. (34) часть святаго Апостола Варнавы. 34. (33) часть святаго архидиакона Стефана. 35. (36) часть святаго Апостола и евангелиста Марка. 36. (37) часть святаго Иакова, брата Господня. 37. (40) часть святаго Лазаря, друга Божия. 38. (39) часть святаго Апостола Тимофея. 39. (38) часть святаго Апостола и евангелиста Луки. 40. (41) часть святаго Апостола Иоанна Зеведеева. 41. (42) часть святаго Григория Богослова. 42. (30) часть святаго Василия Великого. 43. (44) часть святаго Иоанна Милостиваго. 44. (43) часть святаго Игнатия Богоносца. 45. (46) часть святаго Епифания Кипрскаго. 46. (47) часть святаго мученика Акепсима. 47. (50) часть святаго Андрея Критскаго. 48. (49) часть святаго Григория Солунскаго. 49. (48) часть святаго Ермолая. 50. (51) часть святаго Афиногена. 51. (52) часть святаго Филиппа, митрополита Московскаго. 52. (55) часть святаго Феодора Тирона. 53. (54) часть святаго Гурия Казанскаго. 54. (53) часть святаго Алексия, митрополита Московскаго. 55. (56) часть святаго мученика Евстратия35. 56. (58) часть святаго мученика Калинника. 57. (59) часть святаго мученика Кирика. 58. (60) часть святаго мученика Каллистрата. 59. (61) часть святаго мученика Маманта. 60. (62) часть святаго мученика Космы и Дамиана36. 61. (63) часть святаго архидиакона Авифа. 62. (64) часть святаго Евпла диакона. 63. (65) часть святаго мученика Лукиана. 64. (66) часть святаго мученика Неофита. 65. (67) часть святаго мученика Домна37. 66. (68) часть святаго мученика Авксентия. 67. (69) часть святой мученицы Варвары. 68. (70) часть святаго преподобнаго Антония Великаго. 69. (71) часть святаго преподобнаго Евфимия Великаго. 70. (89) часть святаго преподобнаго Евфимия Суздальскаго. 71. (73) часть святаго преподобнаго Иоанна Дамаскина. 72. (74) часть святаго преподобнаго Ефрема Сирина. 73. (75) часть святаго преподобнаго Стефана Новаго. 74. (76) часть святаго преподобнаго Григория Декаполита. 75. (77) часть святаго преподобнаго Пимена. 76. (78) часть святаго преподобнаго Феодосия. 77. (79) часть святаго преподобнаго Кира. 78. (80) часть святаго Георгия Хозевита. 79. (81) часть святаго Михаила Малеина. 80. (82) часть святаго Никиты Исповедника. 81. (83) часть святаго Космы Аравитскаго. 82. (84) часть святаго Сергия Радонежскаго. 83. преподобные, у коих надписи ковчегом38. 84. закрыты. 85. (87) часть святаго Иакова Боровитскаго. 86. (88) часть святаго Саввы Сторожевскаго. 87. (72) часть святыя преподобныя Евфимии. 88. (90) часть святаго Александра Невскаго. 89. (91) часть святаго Романа Углицкаго. 90. (92) часть святыя мученицы Марины. 91. (93) часть святыя мученицы Ирины. 92. (94) часть святыя мученицы Анастасии39. 93. (95) часть святаго Владимера (Ярославича) Новгородскаго. 94. (96) часть святаго Георгия (Всеволодовича) Владимирскаго. 95. (101) часть святыя Анны. 96. (100) часть святыя преподобныя Евдокии. 97. (102) часть святыя Феодосии девицы.
       Четыре святых мощи без подписания.
       Семь камней святых мест без надписи, в звездах сребропозлащенных.
       При подножии того Честнаго Креста дщица сребряная, позлащеная, в длину шесть, в ширину пять верхов, на которой имеется следующая надпись: "При державе благочестивейшаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и многих государств Государя и обладателя и при благоверной и Христолюбивой Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и при сыне их при благоверном и Христолюбивом Государе Цесаревиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче, сотворен сей великий Крест Божиею милостию Никоном Архиепископом царствующаго Великаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честнаго древа кипариса и украшен сребром и златом в похвалу и поклонение христианом.
       Христе Боже! помилуй и спаси душу раба твоего силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. Лета от воплощения Слова Божия 1656-го, а от сотворения мира 7164-го, августа в 1-й день".
       Сверх всего вышеписанного на том же Кресте двенадцать литер сребряных позолоченых гладких, а имянно: на возглавии Креста "IНЦИ" в правом роге "IС" в левом "ХС" на подножии "НИКА"".
       Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, созданный во образ Града Небесного, указывает на стремление воплотить под Москвой - Третьим Римом, на Святой Руси - наиболее почитаемые всем христианским миром святыни, скопировав их (здесь проявляется особенность восприятия русскими христианской символики, вероучения, которое характеризуется конкретизацией их в богословии и древнерусском искусстве)40.
       К середине 1660-х годов территория, окружающая монастырь, рассматривалась как Святая Земля с палестинскими наименованиями41 и различными церковными сооружениями: храмами, часовнями, крестами. Святые места Нового Иерусалима воссоздавали полный цикл Господских праздников, связанных с новозаветной топографией Святой Земли. При всей верности образцу, Патриарх все же привнес и некоторые отличия, свидетельствующие о том, что он мыслил придать воздвигаемому храму всероссийский, соборный и, может быть, вселенский характер: в главном алтаре устроены троны для Вселенских Патриархов - Антиохийского, Александрийского, Константинопольского, Иерусалимского и Московского; по монастырскому преданию, Патриарх Никон предполагал устроить так, чтобы в разных приделах богослужение могли совершать разноплеменные православные: греки, грузины, молдаване, белорусы, украинцы и другие (по образу принадлежности престолов разным христианским конфессиям в храме Гроба Господня), что подтверждается нарочито разнонациональной братией никоновских монастырей.
       Множество значимых священных предметов и мест, приделы с надписями на белокаменных плитах, многоступенчатая колокольня, сильно изрезанная проемами монастырская крепостная стена и другие объекты создавали впечатление, соответствующее представлениям о множестве обителей в раю - в дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14, 2).
       Настенные росписи центральной части строго следовали тексту изразцовой надписи по периметру собора: "Сказание о церковных таинствах, яко храм или церковь мир есть, сие святое место, Божие селение и соборный дом молитвы, собрание людское...", раскрывая символику частей храма, богослужебных предметов и Таинства Евхаристии.
       В Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря образно представлен мир видимый и невидимый, проявлено единство Церкви торжествующей и воинствующей; храмовые изображения являют единство ветхозаветных и новозаветных святых, прославляющих Господа в соборном предстоянии со всеми молящимися и воспевающими: Отдадим образу пообразное, познаем наше достоинство, почтим начало образное, познаем тайны силу и за кого Христос умре. Будем яко Христос, зане Христос яко мы; будем бози Его ради, зане и Он нас ради человек бысть...

* * *

       Все созданные Патриархом Никоном монастыри представляют собой архитектурно-ландшафтные иконы, являют собой не только множество символьных рядов, но реально воплощенные, раскрывающиеся образы, которые задают пространственно-временной континуум с соответственными онтологическими, аксиологическими категориями:
       Иверский Валдайский устроен во образ (с отдельными условными, прикровенными чертами прототипа) Иверского Афонского, правда с некоторым расширением - во образ Святой Горы, рая, раскрывая аспекты райской символики, а чудотворная Иверская икона Пресвятой Богородицы свидетельствует о заступничестве и покровительстве Пресвятой Богородицы.
       Крестный Кийский получает величайшую святыню - образ Христова Креста со вложенными в него мощами святых: так решилась образно-символическая связь с историческим Вселенским Православием и образами Горнего Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова - престолом у моря и поющими Богу праведниками, стоящими на море.
       Воскресенский Новоиерусалимский, пространственная композиция монастырского комплекса которого, его художественно-декоративное оформление явились единственным и неповторимым монументальным памятником художественно выраженной богословской мысли и православного мировоззрения во всей полноте и многогранности, характеризуется мистическим проникновением в суть образа и созерцанием, постижением ее. Здесь обеспечивается единство, неразрывная взаимоответственная связь Творца и сотворенного, сакрального и профанного, бесконечного и конечного, феноменального и ноуменального, мира человека и общества в целом.

Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря Парсуна. Неизвестный художник

Святейший Патриарх Никон " к Святой Руси - Новому Израилю "

Святейший Патриарх Никон и его монастыри:

Иверский, Крестный, Воскресенский


Валдайский Иверский Богородицкий Святозерский монастырь
1. Успенский собор. 2. Богоявленская трапезная церковь. 3. Колокольня. 4. Наместничий корпус. 5. Настоятельский корпус. 6. Надвратная церковь Михаила Архангела. 7. Михайловская (Никоновская) башня. 8. Казначейский корпус. 9. Братский корпус. 10. Надвратная церковь святителя Филиппа, митрополита Московского. 11. Церковь святого Иакова Боровичского с трапезной и больничными палатами. 12. Гостиничные палаты. 13. Странноприимная (Зимогорская) башня. 14. Странноприимный корпус. 15. Южные врата. 16. Башня угловая (ю-в). 17. Кузнечные ворота с башней. 18. Квасоваренная башня. 19. Часовня. 20. Баня и прачечная. 21. Северные врата. 22. Амбар. 23. Конюшни с сенником. 24. Конная (Гомысельская) башня. 25. Конюшенные келлии. 26, 27. Гостиные корпуса

Валдайский Иверский Богородицкий монастырь. Гравюра конца XIX века

Изображение Онежского Крестного монастыря на острове Кий, в губе Белого моря, при архимандрите Нектарии

Крестный Кийостровский Онежский монастырь
1. Святые врата и смотровые башни на монастырском городе. 2. Собор Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня с приделами Архистратига Михаила и святителя Филиппа, митрополита Московского. 3. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с подклетной церковью Рождества Христова и примыкающими келарской и трапезной палатами. 4. Колокольня. 5. Церковь Происхождения честных древ с колодцем и примыкающим келейным корпусом. 6. Настоятельские келлии. 7. Братские келлии. 8. Кладовые амбары. 9. Кладбищенская церковь Всех святых

Кийский крест. Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Поклонение Кресту. Кийский крест с предстоящими

Панорама Воскресенского Новоиерусалимского монастыря: вид с юго-запада Гравюра XIX века

Святого Живоносного Воскресения Христова монастырь, именуемый Новым Иерусалимом
1. Церковь Воскресения и строительство каменного Воскресенского собора. 2. Сионский холм. 3. Святые врата с Входогосподней церковью. 4. Гефсиманская башня. 5. Сионская башня. 6. Башня Давидов дом. 7. Иноплеменничья башня. 8. Башня пророка Варуха. 9. Башня пророка Ефрема. 10. Дамасская башня. 11. Трехсвятская церковь с переходом в Патриаршии покои. 12. Скит Патриарха Никона - Богоявленская пустынь на острове. 13. Елеонская часовня. 14. Елеонская гора (холм). 15. Река Иордан. 16. Гора Ермон с Ермонской рощей. 17. Гора Фавор и Фаворские роща и луг. 18. Иосафатова долина. 19. Поток Кедрон. 20. Гефсиманский сад с Силоамской купелью, Мамврийским дубом. 21. Братские келлии. 22. Кузница. 23. Изба изразешников. 24. Сушило. 25. Конюшенный двор. 26. Гостиный двор. 27. Ров с мостом в обитель. 28. Крепостная стена. 29. Египетская страна. 30. Юдоль плачевная. 31. Уриин сад. 32. Село Лучинское с церковью Николая Чудотворца. 33. Плачевный путь. 34. Монастырские пруды. 35. Самарянский колодец

Панорама Воскресенского монастыря: вид с восточной стороны. Фото начала ХХ века

ПРИЛОЖЕНИЕ

       Патриарх Никон. Возражение, или разорение... РГАДА. Ф. 27. Д. 140. Ч. 4.
       "(л. 101) Не позорю аз староноваго Иерусалима, еже называю Воскресенской монастырь новаго Иерусалима, понеже писано есть во пророцех: Из Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима. Того закона есть любитель и слова Господня хранитель, не стыжуся и сам иерусалимлянином нарицатися и со всем воследующим нам... Да кто описал есть от Сиона закону место, писано есть: Не вси, иже от Израиля сии израильтяне, ниже иже от Авраама сии суть сынове Авраамли, но иже дела Авраамова сотворит, той сын Авраамль есть. Тако и не вси от Иерусалима сии суть иерусалимляне, но иже закон, от Иерусалима изшедший, сохранит. Да кто укорит мя о сем, разве иже не любит Господа. ... (л. 110 об.) Глаголеши, ответотворче, яко един есть Иерусалим на земли, а вторый на небеси. Покажи ми описание, якоже небеснаго, такожде и земнаго качество и количество. И есть ли кто от Иерусалима изнесенный закон через апостолы хранить, может нарицати иерусалимлянин или ни? Да по что в Антиохии почася християнское имя нарицатися, и еже ныне и повсюду нарицаются христиане, согрешают ли в сем христиане или ни? Да аще несть подобно держай Иерусалимский закон иерусалимлянин нарицатися, то ниже христианином кому лепо есть нарицатися, разве единыя Антиохии, еже ныне всюду нарицают. (л. 111) И аще не лепо есть христианином нарицатися, ниже от первообразных кому за любовь первообразнаго вообразити, что любо вещь кую или именем тем нарещися, то уже все елико от первообразных воображенная или нареченная вся неправа суть по твоему, безумный ответотворче, списанию проклятому. То уже несть праведно и Евангелие, Богом преданое во Иерусалиме, где инде нарицати Евангелием, ниже святый Крест развее святыя Голгофы, ниже церковь Воскресения Христова развее церкви святаго Иерусалима града? ... (л. 111 об.) Зри ответотворче суемудрене, яко не единому Иерусалиму предано святое и священное Евангелие, но и в весь мир, якоже пишет: И проповесться Евангелие во всем мире, тогда приидет кончина. Согрешают ли в том, еже, преписав от онаго, иныя многия содержат по всей вселенней и нарицают Евангелие, а не образец? (л. 112) Такожде и святый Крест повсюду есть, еже поченшеся от святаго царя Константина и матере его Елены, и есть повсюду крест. Такожде и святыя иконы зрим Владычния о нас страсти крест, гроб, ад умерщвленый и разрушеный, апостол проповедание, мучеников подвиги, венцы, самое спасение, еже первый наш Подвигоположник и Подвигодатель и Венечник посреди земли спасение содела. Согрешает ли кто, еже в славу Господу Богу с любовию созиждет храм во имя Святаго Воскресения по образу храма Воскресения, еже есть во Иерусалиме, величеством и мерою и добротою? И есть ли новая иная нарицатися может, а не таяжде, яже суть Иерусалимская? (л. 112 об.) Или не подобно начал той, кто любо тако творит? Отвещай. И что суть множество повсюду святых церквей, еда не таяжде Иерусалимская церковь и святый Сион? Разве иныя еретическия другия церкви, нигде же есть другая... (л. 114) Крестом же и прежде Креста и по Кресте страстьми же и чюдеся Его. От них же и подражание страданий Его на апостолы, оттуду же на мученики преходит, и теми же даже до исповедников и постников переходит. Верующим и проповедующим, сие есть благовествующим, словеса на письменах, вещи на начертаниях, и во едину обое совершати ползу. Словесы же проповедание и иконами истины извещение. Словесом освящающим устне, таже слышателем словом, ведущим и проповедающим, яко освящаются убо такожде честными иконами очи зрящих. Воздвижет же ся теми ум к Боговидению, якоже и Божествеными храмы и священными сосуды и иными вещьми в писаниих и умышлениих, в жертвах, в храмех, во изображениих, тому, убо яко Богу и Владыце, поклоняющеся и чтуще... Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера Вселенную утверди" (л. 114 об.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       1. Palmer W. The patriarch and the tsar. V. 1-6. London, 1871-1876.
       2. Акты Иверского Святозерского монастыря (1582-1706 гг.), собранные архимандритом Леонидом. РИБ. Т. 5. СПб., 1878.
       3. Алферова Г. В. К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона // Архитектурное наследство. Сб. 18. М., 1969.
       4. Аполлос, архимандрит. Начертание жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея Руси. Вновь исправленное и дополненное с приложением переписок Никона с Царем Алексеем Михайловичем и важнейших грамот. М., 1859.
       5. Белокуров С. А. Дела святейшего Никона патриарха, паче же рещи дела врачебные // Белокуров С. А. Материалы для русской истории. М., 1888.
       6. Белокуров С. А. Собирание Патриархом Никоном книг с Востока. СПб., б. г.
       7. Варлаам, архимандрит. О пребывании патриарха Никона в заточении в Ферапонтовом и Кирилловом Белозерских монастырях. б. м., 1857.
       8. Георгиевский Г. Никон, святейший патриарх Всероссийский и основанный им Новый Иерусалим. СПб., 1902.
       9. Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1-2. СПб., 1882-1884.
       10. Дело о Патриархе Никоне. Изд-е археографической комиссии. СПб., 1897.
       11. Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.
       12. Зызыкин М. В. Патриарх Никон: его государственные и канонические идеи.
       13. Иконников В. С. Новые материалы и труды о патриархе Никоне" // Университетские известия. Киев, 1888. № 6.
       14. Иоанн (Снычев), митрополит. Никон (Никита Минов) // Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000.
       15. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Вып. 1. М., 1887.
       16. Лебедев Лев, протоиерей. Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности // Богословские труды. Сб. 23-24. М., 1982, 1983.
       17. Лебедев Лев, протоиерей. Москва патриаршая. М., 1995.
       18. Леонид (Кавелин), архимандрит. Краткое историческое сказание о начале и устроении Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. Описание его соборного храма во имя Воскресения Христова. М., 1872.
       19. Лобачев С. В. Патриарх Никон и взаимоотношения государства и Церкви в середине XVII века. СПб., 1998. Дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук.
       20. Михайлова Н. Светися, светися, Новый Иерусалиме... // ЖМП. № 10. М., 1997.
       21. Михайловский С. В. Жизнь святейшего Никона, патриарха всероссийского. Изд. 3. М., 1907.
       22. Мордовцев Д. Л. Святой патриарх. М., 1995.
       23. Муретов С. Д. Греческий подлинник Никоновской скрижали. М.,1892.
       24. Никанор, архимандрит. Краткое описание Воскресенского монастыря. М., 1844.
       25. Николаевский П. Ф. Жизнь патриарха Никона в ссылке и заключении. СПб., 1886.
       26. Николаевский П. Ф. Московский печатный двор при патриархе Никоне // Христианское чтение. 1890-1891.
       27. Николаевский П. Ф. Обстоятельства и причины удаления патриарха Никона с престола. СПб., 1882.
       28. Николаевский П. Ф. Путешествие Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа. М., 1885.
       29. Никон, Патриарх. Труды. / Сост., общ. ред. В. В. Шмидта. М., 2002 (в печати).
       30. Никоновские чтения в музее "Новый Иерусалим". М., 2002.
       31. Сергиевский Н. А. Святейший патриарх всероссийский Никон. Его жизнь, деятельность, заточение и кончина. М., 1894.
       32. Субботин Н. И. Дело патриарха Никона. М..1862.
       33. Шмидт В. В. Религиозно-философские воззрения и система богословия Патриарха Никона. М.: МГУ, 2000. Дис. на уч. ст. к. филос. н.
       34. Шушерин И. К. Известие о рождении и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанное клириком его. 2-е изд. С изд. 1817, сличенного с тремя древнейшими списками. М., 1907.

В. ШМИДТ

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Успенский Б. А. Этюды о русской истории. СПб., 2002.
       2 РГАДА. Ф. 27. Д. 140а. Ч. 1. Л. 298а-393.
       Послания представляют собой наставления о правилах благочестивой жизни в соответствии со степенями служения в Церкви Христовой. Каждый выдвигаемый Патриархом тезис-правило подробно комментируется текстами Священного Писания, библейской истории.
       3 РГАДА. Ф. 27. Д. 140. Ч. 4. Л. 2-1013.
       Скоро для широкого круга читателей появится возможность в полном объеме ознакомиться с трудами Святейшего Патриарха Никона в сборнике "Патриарх Никон. Труды". М., 2002 (в печати).
       4 Почитание Святейшего Патриарха Никона всегда было и остается среди православного народа. См.: Молитвенное призывание преподобных отцев Ближних пещер (Киев, 1875. С. 19); Зеленская Г. М. Почитание памяти Святейшего Патриарха Никона в XVII-XX веках // Никоновские чтения в музее "Новый Иерусалим". М., 2002. С. 88-98; Белокуров С. А. Дела Святейшего Никона патриарха, паче же рещи дела врачебные // Белокуров С. А. Материалы для русской истории. М., 1888).
       5 Патриарх Никон. Возражение...: "Воистину любовь подобна есть солнечному просвещению во вся концы земли достизающу: любви начало бытие и конец Христово пришествие".
       6 По святителю Афанасию Великому.
       7 См.: Патриарх Никон. Возражение...: например, "ради пречистыя истинныя нашея веры во единосущную и неразделимую и Живоначалную Троицу. Иже Вседержителя Бога Отца благоволением и щедротами и еже к нам единороднаго и собезначална сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, и поспешением и деиством Пресвятаго и вседетелнаго и Животворящаго Духа" (л. 485 об.).
       Архитектурное исполнение Воскресенского собора характеризуется трехсоставностью: ротонда, кресто-купольная часть, земляная церковь, увенчанные мощными куполами, указывают на образ Пресвятой Троицы. А в рассуждениях о колоколах Патриарх прямо указывает на принцип Троицы, заключенный в них: тулово - Бог Отец, язык - Иисус Христос, звук от колокола - Дух Святой.
       8 См.: Патриарх Никон. Возражение...: "...аще не покаетеся, вси такожде погибнете. Или о богатстве благости Его и пождании и долготерпении не радиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет. По жесточеству же твоему и по непокаянному сердцу, щадиши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, иже воздаст комуждо по делом его" (л. 177 об.).
       9 Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. СПб., 2002.
       10 Основополагающим является его труд "Духовные наставления христианину". Отметим, что тема настолько велика и многогранна, что требует отдельного исследования.
       11 Патриарх Никон дает подробное толкование символики священнических одежд (л. 282-286), такое же толкование дает и атрибутам царской и державной власти (л. 394 - 396 об.), что еще раз подтверждает его большое внимание к сути символа.
       12 Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом П. Алеппским. М., 1896-1900. Кн. 9. Гл. 9. Т. 2. С. 36; Каптерев Н. Ф. О греко-латинских школах в Москве XVII века до открытия Славяно-греко-латинской академии // Годичный акт в МДА 1.10. 1889 г. М., 1889.
       13 Амфилохий (Сергиевский), архимандрит. Описание Воскресенской Ново-Иерусалимской библиотеки. М., 1875.
       14 Леонид (Кавелин), архимандрит. Историческое описание ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря, составленное по монастырским актам. М., 1876.; Леонид (Кавелин), архимандрит. Акты Иверского Святозерского монастыря (1582-1707). СПб., 1878; Лаврентий, архимандрит. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии монастыре. М., 1805; РГАДА. Ф. 1195; Архангельский областной исторический архив. Ф. 174. Оn. I, 2-6; Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим". Ф. 1. Архив Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
       15 Патриарх Никон. Рай Мысленный. 1659; Патриарх Никон. Грамота о Крестном на Кий-острове монастыре. 1656.
       16 Шушерин И. К. Житие Святейшего Патриарха Никона, написанное некоторым бывшим при нем клириком (1681-1686). СПб., 1784.
       17 Патриарх Никон. Рай Мысленный. С. 51об., 52, 52об., 53.
       18 Леонид (Кавелин), архимандрит. Акты Иверского Святозерского монастыря. № 21. С. 5.
       19 Местное предание утверждает, что будто бы Патриарх для вящего утверждения в умах окрестного населения наименования Валдайского озера Святым в первое же посещение Иверской обители торжественно совершил на озере великое водоосвящение и по окончании оного опустил в волны озера Святое Евангелие и Животворящий Крест Господень. Так говорит предание, но озеро продолжают именовать его народным именем, значение которого производят от слова вол-дай - от взимания здесь мыта с волов, прогоняемых в Новгород.
       20 Святейший Никон в 1654 году снабдил вновь устроенный Иверский монастырь, как и все остальные свои монастыри, частицами святых мощей, утверждая духовную связь с многовековой христианской традицией, как бы собирая воедино все Вселенское Православие. В соборе, с правой стороны, близ чудотворной Иверской иконы Божией Матери, на трех кипарисных досках находились части этих святых мощей.
       В Воскресенском Новоиерусалимском монастыре находились не только святые мощи, но и по периметру крестово-купольной части собора, в шатре ротонды, были написаны изображения святых со свитками, на которых указаны слова их молитвословий. В Крестный Кийостровский монастырь был отправлен кипарисовый в меру Креста Господня крест-мощевик (описание приводится). Эти святыни вселенского Православия проявляли, демонстрировали неразрывную духовную, метафизическую связь всей полноты православного мира, были охранителями, заступниками и молитвенниками за Святую Русь - новый Израиль.
       21 Могарыч - награда сверх условленной платы за работу.
       22 Леонид (Кавелин), архимандрит. Описание Иверского Святозерского монастыря... Грамота № 21.
       23 Из исторических описаний: Патриарх Никон, будучи еще иеромонахом Анзерского Соловецкого скита, в 1639 году отправился из оного морем в малой ладье для устроения удобного места к препровождению монашеской жизни. От восставшей на море бури ладья его была прибита к небольшому, почти сплошному, из дикого камня, и поросшему лесом Кий-острову: "От великаго морскаго волнения едва не потопихомся; но, уповая на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу, к Кий-острову..." [Амвросий (Орантский), епископ. История Российской иерархии. М., 1813. Т. 4. С. 831]. В возблагодарение Богу и в память своего спасения он водрузил на сем месте деревянный крест и дал обет соорудить монастырь. По прошествии 13 лет после сего случая Никон, будучи уже митрополитом Новгородским, в 1652 году был послан в Соловецкий монастырь для перенесения святых мощей святителя Филиппа в Москву. Возвращаясь обратно со святыми мощами угодника, он снова посетил Кий-остров, и в память сего события была поставлена часовня на другом конце острова к материку, с крестом внутри оной. Здесь он и возобновил свой обет.
       24 Лаврентий, архимандрит. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской губернии монастыре. М., 1805. С. 1.
       25 РГАДА. Ф. 1195. Оn. 1. Д. 63. 16 февраля 1657.
       26 Поскольку в Палестине дожди выпадают во время двух зимних месяцев, а река расположена далеко, то дождевая вода собирается жителями в водоемы, имеющиеся около каждого дома; этой водой город живет целый год. См.: Проскинитарий Арсения Суханова // Православный Палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 7. Вып. 3. С. 38. Эта же система сбора атмосферных осадков была осуществлена Патриархом Никоном на Кий-острове, окруженном солеными водами Белого моря.
       27 Собор был задуман Патриархом Никоном как "футляр-кивот" для главной святыни монастыря - Креста-мощевика.
       28 Крестный монастырь много раз горел и перестраивался. Установить первоначальный облик монастыря удалось благодаря исследованию самих зданий, а также путем привлечения аналогов, например памятников архитектуры Каргополя и Каргополья. Крестный Кийостровский монастырь, закрытый в 1923 году, и ныне не возвращен Церкви, монашеская и богослужебная жизнь в нем не возобновлены.
       Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973.
       29 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1. 1657. Л. 3; Патриарх Никон. Увещевание о созидании на Кий-острове Крестно-Онежского монастыря. Типография Иверского монастыря, 1656. Л. 1-3; ГБЛ. Рукописный фонд. Ф. 299 (Тихонравов). Д. 488; ныне этот Крест отреставрирован и установлен в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, в Москве. Известны почитаемые и весьма популярные иконографические изводы Кийского Креста (Поклонение Кийскому Кресту) с предстоящими: святые царь Константин и мать его Елена, царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична, припадающий Патриарх Никон.
       30 Государственный архив Архангельской области. Ф. 29. Оп. 31. Д. 218. Л. 577-603 об. Опись подготовлена Т. М. Кольцовой.
       31 Здесь в скобках дается отсылка к номеру обозначения соответствующей святыни в реконструкции надписей на Кийском кресте, приведенной в книге "Кийский крест Патриарха Никона". М., 2000. С. 18-22.
       32 Схожее написание с: № (17) - ап. Иаков Персский.
       33 Схоже написание с: № (20) - сщмч. Еферий, епископ Херсонесский.
       34 В книге "Кийский крест Патриарха Никона" нет подобного имени, как и № 23 - св. Агафоника. Но предлагаются имена свв.: (21) сщмч. Антипы, еп. Пергамского, и (24) сщмч. Афиногена. Всего дается неизвестных свв. за № 16, 57, 97, 98, 99, 103, 104 в отличие от настоящей описи, где указывается вслед за № 97 отсутствие 4-х свв. мощей и 7 камней без надписей.
       35 Заметна схожесть имени святого № 55: Евстратий - (56) Евфрасий.
       36 Вряд ли возможна закладка пары мощей одновременно. Полагаем возможным считать: № 60 - св. мощи мч. Космы, как и в № (62); № 65 - св. мощи Дамиана, как в № (67).
       37 Вероятно, бессребреника Дамиана, а не Домна. См. № 60.
       38 Там же: за № (85) - свт. Иона Новгородский; за № (86) - прп. Антоний Римлянин.
       39 Там же. С. 22. № (94) - ошибка записи: прмц. (первомученицы), следовательно Анастасии Римляныни.
       40 В XVI-XVII веках Иерусалим еще воспринимается как символ, который можно "переставлять по карте" и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом "центра Православия", религиозной (церковной) столицы, может быть и Вселенского Православия, так как географические объекты носили сакральный характер, то есть привязывались не к месту, а к вере. Для средневековой системы религиозных представлений и переживаний была важна трансляция - закрепление имени, хотя были случаи и более-менее точного, конкретного воспроизведения объекта религиозного поклонения и почитания.
       41 Строго следуя святоотеческому учению о важности для церковной жизни материального изображения, сходного с первообразом (материальным предметам дается Божественная благодать ради имени на них изображенных, по словам Иоанна Дамаскина), Патриарх Никон сакрализует пространство, переименовывая близлежащие к монастырю территории, объекты по образу палестинских. См.: Книга Большому чертежу (1692-94). М.-Л., 1950. С. 189-190. Так появляются: Плачевный путь, река Иордан, Кедронский поток, Силоамская купель, Самарянский колодец, горы: Сион, Елеон, Фавор, Ермон, Рама, селения Вифания, Скудельничье, Вифлеем, Назарет, Кана Галилейская, территории: Гефсиманский сад и Мамврийский дуб, Уриин сад, Самария, Галилея, Египетская страна, Иосафатова долина, Юдоль плачевная, различные сады: сад Никона, овощные сады, рощи и др. Также о них упоминает голландец Николаас Витсен в своем "Путешествии в Московию", 1664-65. Дневник. Пер. со староголланд. В. Г. Трисман. СПб., 1996. С. 182.; в Деле о Патриархе Никоне. СПб., 1897. С. 439.