|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2002 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония
архимандрита Иоанна (Хомы)
во епископа Борисовского,
викария Минской епархии
Постановлением Патриарха и Священного Синода от 13 марта 2002 года архимандриту Иоанну (Хоме), секретарю Минского Епархиального управления, определено быть епископом Борисовским, викарием Минской епархии.
30 марта 2002 года, в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, в минском Свято-Духовском кафедральном соборе было совершено наречение архимандрита Иоанна (Хомы) во епископа Борисовского, викария Минской епархии.
Чин наречения совершили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Пинский и Лунинецкий Стефан, Гомельский и Жлобинский Аристарх, епископы Туровский и Мозырский Петр, Гродненский и Волковысский Артемий, Новогрудский и Лидский Гурий, Полоцкий и Глубокский Феодосий, Белостокский и Гданьский Иаков (Польская Православная Церковь), Брестский и Кобринский Софроний, Переяслав-Хмельницкий Митрофан, викарий Киевской митрополии, и Балтийский Серафим, викарий Смоленской епархии.
При наречении во епископа архимандрит Иоанн произнес речь:
"Изволением Божиим, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода я, недостойный, призываюсь ныне к высокому служению Церкви Божией в сане епископа.
Непостижимые судьбы Господни, и неисследимые пути Его (Рим. 11, 33) привели меня к вашим стопам. С глубоким внутренним трепетом я узнал о предстоящей мне хиротонии во епископа. Это сообщение заставило меня серьезно посмотреть на всю свою прошедшую жизнь с ее слабостями и недостатками. И после этого я могу сказать, что в смущении и великом страхе стою сегодня перед вашими очами. Ибо мне ведомо, как некогда дивные мужи трепетали, слыша зов Божий.
От этого высокого служения старались уклониться такие великие нравственные светильники, какими были святитель Иоанн Златоуст или святитель Григорий Богослов, а великий подвижник земли нашей преподобный Сергий Радонежский просил святителя Алексия, Предстоятеля Церкви Русской, даже не говорить ему о сане епископа, в котором тот хотел видеть своего друга. А как ответственны слова святителя Московского Филарета, сказавшего о том, что епископство для него не честь, а подвиг.
И посему смущенный дух мой в благоговейном трепете порывается сказать ныне: Кто я, Господи Боже... что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17, 16). Взор мой устремляется сейчас к Пастыреначальнику нашему Иисусу Христу. Ему, Архиерею Великому, я всецело вверяю себя, ибо с детских лет познал, что помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю (Пс. 120, 2). Могу ли я сказать столь возлюбившему меня Господу: Имей мя отречена (Лк. 14, 18) и: Господи! пошли другого, кого можешь послать (Исх. 4, 13)?
Нет, я не в силах так отвечать. Вся моя жизнь - всецелая преданность воле Божией. Я слышу в этом избрании меня на высоту горы Господней (Ис. 2, 2) призыв Господа: Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас (Ис. 6, 8) и с благоговейной покорностью отвечаю: Пошли меня (Ис. 6, 8). И хотя недостоинства и слабости человеческой природы удерживают меня от принятия архиерейского сана, в решении Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Матери-Церкви я вижу волю нашего Спасителя, находя для себя поддержку и опору в словах Господа, сказанных пророку Исаие: "Я избрал тебя и не отвергну тебя": не бойся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис. 41, 9-10).
Видя в этом избрании волю Божию, смиренно благодарю и приемлю и нимало вопреки глаголю. Я не могу сказать по-другому, потому что твердо верю в Промысл Божий, который есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией. Верю, что к служению епископскому призывает меня воля Господня, а потому дерзаю преклонить главу свою под святые руки ваши и принять благодать архиерейства.
Благодарю Бога за то, что Он Своей Премудростию благоизволил положить начало моего архипастырского служения во время Святой Четыредесятницы, когда Матерь наша Церковь в покаянии молитвенно восклицает: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Именно в этом вижу для себя назидание в смирении, терпении, духовном трезвении и любви ко всем в будущем несении архиерейского послушания.
Утешаю себя надеждой на всегдашний покров Царицы Небесной, у Минского образа Которой проходило мое служение, состоится и моя епископская хиротония. В молитвенном созерцании обращаюсь ныне к святым Земли Белорусской, особенно к святой праведной Софии Слуцкой, у гробницы которой я взращивал благодатные зерна веры и сейчас, недостойный, стою пред ней, надеясь на ее предстательство у Престола Вседержителя.
В благоговейном умилении сердца благодарю великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священный Синод нашей Матери-Церкви за высокое доверие ко мне, грешному. Сыновне благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка и милостивый отец, за Ваше заботливое, поистине отеческое отношение ко мне, недостойному послушнику Вашему.
Третий раз в своей жизни я смиренно склоняю свою главу под Вашу святительскую десницу. Мое становление как пастыря и человека проходило непосредственно под Вашим богомудрым водительством, и хотя знаю Вас как весьма любящего и снисходительного к немощам человеческим архипастыря, но страшусь, ибо призван быть Вашим помощником в архиерейском служении. Справлюсь ли, оправдаю ли доверие, буду ли послушлив и смиренен? Господи, буди ми в помощь!
Земно кланяюсь Вам, милостивейший Владыка Филарет, и паки благодарю за то, что Вы вмещали меня в свое любвеобильное сердце. Смиренно прошу и впредь не оставлять меня Вашими молитвами, советами, наставлениями, заботами и попечениями, ибо я еще молод и весьма нуждаюсь в них.
Благодарю и вас, богомудрые архипастыри Белой Руси, и смиренно прошу вас вознести свои святые молитвы о мне, недостойном, ко Господу нашему Иисусу Христу, дабы помощью и заступлением Царицы Небесной, ходатайством святых Земли Белорусской Он, Пастыреначальник, укрепил мои слабые силы на подвиг служения Его Святой Церкви и нашему возлюбленному отечеству.
Мысленно переношусь сегодня в обитель преподобного аввы Сергия, у мощей которого под Покровом Божией Матери проходили наши с вами студенческие годы в Московских Духовных школах, дорогие Владыки Иаков, Митрофан и Серафим. Прошу Вас и далее быть мне молитвенниками у Киевских, Смоленских и Белостокских святынь.
Не могу сегодня с чувством благодарности и сыновнего благоговения не вспомнить и моих дорогих и любимых родителей, благочестивых Даниила и Магдалину, которые от пелен матерних привили мне глубокую веру в Бога и воспитывали меня со всей строгостью в православном благочестии.
Благодарю всех, кто хоть сколько-нибудь имел и имеет отношение к моему становлению как пастыря и человека. Смиренно сегодня прошу у всех прощения и святых молитв.
Верю, что по вашим молитвам Господь Вседержитель будет и впредь путеводить меня, ибо у Него могущество и премудрость (Иов. 12, 16), и нет лучше помощника, кроме Бога Живого! Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь".
31 марта 2002 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, в Свято-Духовском кафедральном соборе белорусской столицы за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Иоанна (Хомы) во епископа Борисовского. Хиротонию совершили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Пинский и Лунинецкий Стефан, Гомельский и Жлобинский Аристарх, епископы Туровский и Мозырский Петр, Гродненский и Волковысский Артемий, Новогрудский и Лидский Гурий, Полоцкий и Глубокский Феодосий, Белостокский и Гданьский Иаков (Польская Православная Церковь), Брестский и Кобринский Софроний, Переяслав-Хмельницкий Митрофан, викарий Киевской митрополии, и Балтийский Серафим, викарий Смоленской епархии. По окончании Божественной литургии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, вручая епископу Иоанну архиерейский жезл, обратился к нему со Словом:
Возлюбленный о Господе собрат наш, Преосвященный епископ Иоанн!
Благодатию Всесвятого Духа и возложением архиерейских рук ныне ты приобщен к апостольскому наследию как единый от сонма учеников Христовых, призванных в святительском сане пасти Церковь Божию.
Сие стало возможным благодаря соборной молитве епископов, пастырей и народа церковного, которые едиными устами и единым сердцем призвали Божественную благодать, дабы она освятила тебя для предстоящего трудного и весьма ответственного служения.
Вонми же пред лицем сего освященного собрания слову нашего наставления, которое мы обращаем к тебе по чину церковному.
В день своей личной Пятидесятницы ты принял дар апостольский и по праву преемства отныне именуешься, по слову святителя Киприана Карфагенского, "отраслью апостольского семени". Но вместе с честью и возвышением ты также принимаешь звание слуги и поставляешься Самим Господом Иисусом Христом ниже всякого, кому хочешь содействовать в его личном спасении. Ибо "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк. 9, 35), - сказал Царь царствующих и Господь господствующих, Который Сам исполнил эту заповедь даже до Крестной смерти.
Помни отныне и во все дни своего архиерейства, что "нет больше той любви, - по слову Господню, - как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13). Потому с особым тщанием наблюдай, дабы не обидеть кого их друзей Христовых словом, делом или помышлением, ибо друзьями Своими Христос Спаситель именует всех, кто стремится исполнять Его заповеди. По примеру апостольскому ты обязан для всех сделаться всем, "чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9, 22).
Промыслом Божиим, избранием Святого Синода Белорусской Православной Церкви и определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Матери-Церкви твоя архиерейская хиротония совершена в Неделю 2-ю Великого поста, когда Святая Церковь празднует Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. Кроме святителей и князей, архимандритов и игуменов в Антониевых пещерах почивают также мощи целебника и просфорника, эконома и врача, иконописца и летописца, гробокопателя и мастеров зодчих, а также многих иных выходцев из простолюдинов. Они несли различные послушания, но все были объединены служением Слову Божию, то есть тому "единому на потребу", что и составило их "благую часть" (Лк. 10, 41) в Царствии Небесном.
Посему не уничижай епископского достоинства перед великими и не превозносись над малыми мира сего, но со всеми будь "кроток и смирен сердцем" (Мф. 11, 29), ибо это и есть иго Господне, которое ты принял сегодня и научаться ношению коего тебе следует у Самого Сына Божия. В этом подвиге смирения да будут укреплением твоим молитвы Собора Киево-Печерских святых, ихже и память мы ныне совершаем.
Минская епархия, викарным епископом которой тебе определено быть, имеет древнюю, славную, а временами и трагическую историю. Град же Борисов, в котором отныне будет врученная тебе кафедра, ведет свое происхождение от времен седой старины. В летописи своей он восходит к роду князей Полоцких, к именам Бориса Всеславовича, дядьки преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, и ее деда Всеслава, строителя храма Софии, Премудрости Божией, иже во граде Полоцке.
Ныне, в год празднования 900-летия града Борисова, который был основан в год рождества будущей покровительницы Белорусских земель, преподобной матери нашей Евфросинии, ты принимаешь сию национальную святыню Белорусского народа в свое окормление. Да будет служение твое жертвенным и плодотворным, ко умножению славы Божией, утверждению Матери-Церкви и на пользу нашего возлюбленного отечества.
В трудах твоих, возлюбленный брат, уповай на милость и благодать Божию и не смущайся ни слабостью своею, ни трудностью предлежащего поприща. Возложи надежду свою и упование на Господа, и Он не посрамит веры твоей, "ибо Господь Бог есть твердыня вечная" (Ис. 26, 4).
Умей расширить сердце твое, дабы вместить в него как милость мира, так и скорби его. Образом братолюбия да будет для тебя сей сонм архиереев, участвовавших в твоем рукоположении. Преосвященные Владыки прибыли из России и Белоруссии, Украины и Польши, дабы в соборной молитве призвать на тебя благодать Всесвятого Духа.
Храни же единство Церкви Христовой в сердце своем и ограждай его от происков духа лукавого. Ибо от века единство Церкви, единство ее архиереев, клира и боголюбивой паствы, освященное евангельской любовью и являющееся величайшим духовным сокровищем, подвергается, по слову Апостола, яростным нападкам "мироправителей тьмы века сего... духов злобы поднебесных" (Еф. 6, 12).
И потому дело церковного единения требует от нас особого внимания. Сам Господь наш Иисус Христос предупредил нас: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение" (Мф. 26, 41).
Помни принесенные тобою исповедания и обеты и будь готов к трудностям и испытаниям, неизбежным на жизненных путях служителей Христовых. "Пребывай, - по слову Апостола Павла, - в том, чему научен, и что тебе вверено" (2 Тим. 3, 14). Молись и о нас, послуживших твоему освящению в сей благословенный день пред ликом святыни нашей епархии и всего народа Белой Руси - Минской иконы Пресвятой Богородицы, Еяже молитвы да сохранят тебя во всяком благочестии и чистоте.
А теперь по чину священнодействия и в знамение твоего архиерейского достоинства прими сей пастырский жезл - как опору духовной крепости и умиления, дабы оставаться тебе истинным служителем Христовым и ревностным домостроителем спасительных таин Божиих (1 Кор. 4, 1). Аминь.
Взойди же на возвышение и благослови боголюбивый народ сей, который молился о тебе и ныне чает принять через тебя благословение Господне.* * *
Архимандрит Иоанн (в миру - Лев Данилович Хома) родился 25 марта 1963 года. После получения среднего образования и службы в Вооруженных силах прошел курс обучения в Московской Духовной семинарии. По ее окончании в 1989 году был зачислен в Московскую Духовную академию, учебу в которой завершил экстерном в 1993 году.
С 1990 года трудится в Минском Епархиальном управлении.
15 декабря 1992 года принял монашеский постриг с именем Иоанн - в честь преподобного Иоанна Дамаскина. 3 января 1993 года был рукоположен во иеродиакона, а 20 июня того же года - во иеромонаха с назначением на должность священника домовой церкви во имя Собора Белорусских святых при Минском Епархиальном управлении.
С июля 1994 года является секретарем Минского епархиального управления и настоятелем домовой церкви. С августа 1992 года - преподаватель Минской Духовной семинарии по кафедрам сектоведения и литургики. 9 июня 1995 года Советом Московских Духовных школ ему присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему "Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его духовное наследие". С сентября 2001 года - доцент Минской Духовной академии по кафедре церковной истории.
В сан игумена возведен в 1995 году к празднику Святой Пасхи, в сан архимандрита - 4 декабря того же года. |
Преосвященный Иоанн, епископ Борисовский, викарий Минской епархии |
|
Наречение архимандрита Иоанна |
|
Хиротония архимандрита Иоанна |
|
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет и новопоставленный епископ Борисовский Иоанн |