ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
12-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

III Всецерковный миссионерский съезд

       Более двухсот пятидесяти епархиальных миссионеров из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Литвы, Эстонии, Латвии, а также гости из Японии, Австрии, Венгрии, Германии и Ирана стали участниками III Всецерковного миссионерского съезда, который проходил в подмосковном пансионате "Поляны" с 31 октября по 2 ноября нынешнего года.
       События последних пятнадцати лет справедливо называют Вторым Крещением Руси. Но как и много веков назад, одно только Крещение не сможет раскрыть все благодатные силы в новом христианине, если не будет сопряжено с просвещением. Ныне можно с горечью констатировать, что эпоха православного просвещения в России пока не наступила.
       К сожалению, миссионерская работа не выходит за рамки отдельных приходов, воскресных школ и немногочисленных миссионерских организаций. Обращать людские души ко Христу в современном мире становиться все труднее и труднее. Но сегодня уже всем ясно, что от успеха православной миссии в России зависит не только будущее Русской Церкви, но и всего нашего отечества.
       Священноначалие нашей Церкви всегда уделяло вопросу православной миссии пристальное внимание, вот и ныне в работе съезда приняли участие Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий, первый заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Калужский и Боровский Климент, архиепископ Якутский и Ленский Герман, епископ Ярославский и Ростовский Кирилл, епископ Полтавский и Кременчугский Филипп, представители органов государственной власти, общественные деятели. Открывая пленарное заседание, митрополит Сергий огласил собравшимся приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
       Свои приветствия в адрес участников съезда прислали Митрополит Токийский и всей Японии Даниил, Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В. И. Матвиенко, заместитель Председателя Совета Федерации В. П. Горегляд.
       Безусловно, одним из самых интересных выступлений на съезде стало сообщение председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, которое мы приводим с небольшими сокращениями:
       "Сегодняшнее "миссионерское поле" характеризуется сложными процессами общечеловеческого развития и новыми соотношениями на религиозной палитре мира. Данные демографических подсчетов говорят о том, что соотношение христиан и нехристиан постепенно изменяется. Если в начале XX века население планеты составляло около полутора миллиардов человек и из них около полумиллиарда были христианами (то есть каждый третий исповедовал Христа), то к концу XX века на 6 миллиардов народонаселения Земли приходилось около 1 миллиарда 800 миллионов христиан (то есть количественное соотношение уменьшилось не в пользу христиан). Все чаще христианам приходится свидетельствовать о Христе в положении меньшинства в безразличной, а порой и агрессивно настроенной по отношению к ним окружающей среде...
       Самой мощной и легко принимаемой идеей, противостоящей глобалистской "информационной эре", является так называемая архаизация, то есть возвращение человечества к истокам, где нет места прогрессу и цивилизации. В духовной жизни архаизация обозначается крайним фундаментализмом и появлением новых религиозных движений, спекулирующих на протестных антиглобалистских чувствах людей (например, последователи Виссариона отказываются от любых средств технического прогресса и культивируют натуральное хозяйство). Как правило, архаизация заставляет подвергать ревизии летописную историю, что влечет за собой пробуждение интереса к неоязыческим культам и, как следствие, прямое противостояние Православию в исторической ретроспективе, когда языческая Русь воспевается как идеал единственно возможного устройства жизни славян.
       Примером проявления архаизации могут служить споры вокруг принятия или непринятия ИНН. Сам по себе вопрос этот далек от богословия и не имеет под собой религиозной основы, однако в нем очевиден перенос антиглобалистских настроений на почву религиозного мировоззрения.
       Как известно из истории России, после Смутного времени, когда государство набирало силу при восшествии царской династии Романовых, произошел раскол, который в конце концов привел к тому, что Русская Православная Церковь более чем на 200 лет лишилась своего Патриаршества. В основе этого великого раскола лежало столкновение сторонников цивилизации и прогресса с фундаменталистами. Сегодняшний мир все больше поляризуется, и каждый из сторонников крайних направлений пытается привлечь Православную Церковь на свою сторону, что создает известное внутрицерковное напряжение.
       Восстановление полнокровной жизни церковного организма последнего десятилетия потребовало колоссальных усилий от всех церковнослужителей - от Первоиерарха нашей Церкви до сельского священника. Однако в отсутствие четко выраженной концепции церковно-государственных отношений священнослужителям чаще всего приходилось действовать, опираясь лишь на личные отношения. Как правило, государство стремилось привлечь Церковь к решению острых социальных проблем, не делая при этом усилий по правовому определению статуса Православной Церкви не просто как традиционной, но и как государствообразующей и культурообразующей религии.
       Все это приводило к низведению Православной Церкви на уровень новых религиозных организаций, во множестве появившихся на постсоветском пространстве. Этим и до сих пор умело пользуются многочисленные миссионерские организации восточного и западного происхождения. Прозелитизм стал нормой католических миссионерских усилий во всех государствах СНГ, в особенности на Украине.
       Впрочем, нельзя не отметить, что за последние два года в России более четко обозначилась политическая воля государства в вопросах духовной безопасности. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации заявлено, что "обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту... духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни... формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров". Проблема духовной безопасности в сегодняшнем мире выдвигается на первый план в жизни личности, общественных институтов, государства, человечества и мира в целом. Поэтому миссионерская деятельность Русской Православной Церкви должна быть направлена на обеспечение духовной безопасности, на единение всех слоев общества на основе подлинных христианских ценностей и защите священного дара жизни.
       Для миссионера Русской Православной Церкви должно быть очевидным, что религиозный экстремизм и его порождение - международный терроризм - это прежде всего вызов Богу и всему Его творению, следствие искажений в духовной сфере человечества. Апологеты международного терроризма сегодня выстраивают свою аксиологию, пользуясь искаженными религиозными понятиями. Богословский анализ подобных "апологетических трудов" является также миссионерской задачей. Церкви уже приходилось защищать человечество от языческих человеческих жертвоприношений, от сатанистских ритуалов, пришла пора защиты священного дара жизни от религиозного экстремизма в различных его проявлениях.
       Уместно привести здесь слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, обращенные к делегатам II Миссионерского съезда: "Борьба с разрушительными силами мира сего есть не столько его критика, сколько позитивная духовная деятельность... Мы сегодня призваны переориентировать общественное сознание на созидание христианских ценностей и христианского мироощущения". Сегодня это лучший ответ на вызовы религиозного экстремизма. Определяя лишь в первом приближении основные характеристики "миссионерского поля", следует отметить, что полнота и успех современной миссии как христианского свидетельства во многом зависит от того, насколько мы избежим крайностей любого одномерного понимания роли и значения Православия. Ведь сегодня можно встретить "ультраправую" или "ультралевую" охристианизированную богословско-религиозными фразами идеологию, что является "псевдохристианством". Христианство же - это Благая Весть о Царствии Божием, свидетельство о Христе Спасителе мира, наконец. Это жизнь во Христе, по слову Апостола Павла: и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20)...
       Миссионерские усилия Русской Православной Церкви последних лет проходили под девизом "К каждому сердцу - до края земли". По малым и великим рекам священнослужители и миряне на кораблях-храмах проповедовали Евангелие, вагон-храм иконы Божией Матери "Одигитрия" проделал путь от Запада до Востока России, посетив более 20 епархий. Особенно активными были миссионерские усилия недавно открытых епархий Сибири, Дальнего Востока, Приморья, Камчатки, Якутии.
       Поиск новых форм миссионерской деятельности был характерен для многих епархий, находящихся на пространствах бывшего Советского Союза, и в особенности там, где православные оказались в меньшинстве или в открытом противостоянии "доморощенным" раскольникам или католической агрессии. Интересные примеры новых миссионерских форм деятельности мы находим у епархий так называемого дальнего зарубежья (например, в Германии).
       Если характеризовать этот опыт в общих чертах, то следует отметить, что прежде всего идет процесс развития лучших миссионерских традиций нашей Церкви. Миссионеры вначале изучают язык, культуру, особенности окружающей среды просвещаемых народов, затем осуществляют переводы духовной литературы и катехизических пособий, строят новые храмы или совершают богослужения в приспособленных местах. Развивается социальная диакония и миссионерская активность мирян.
       Как известно, выдающийся миссионер святитель Иннокентий (Вениаминов) придавал огромное значение совершению Божественной литургии на языке просвещаемого народа. Часто он служил под открытым небом в местах кочевья, после совершения Литургии устанавливался крест, который в дальнейшем становился для жителей "местом общественных молитв". Все современные миссионерские экспедиции восприняли этот метод и успешно его осуществляют. Опыт другого миссионера, преподобного Макария (Глухарева), по созданию миссионерских станов или долгосрочных миссионерских экспедиций сейчас успешно применяется в Магаданской и Якутской епархиях.
       Вместе с тем при всем многообразии современного опыта мы не должны в своей миссионерской стратегии допускать смешение средств и целей. Например, одно лишь распространение изданий Святого Евангелия само по себе не приведет к научению народов Благой Вести и не передаст опыт богообщения, не создаст евхаристической общины. Поэтому мы не можем оценивать миссионерскую работу по количественным характеристикам "крещеных, но не просвещенных" людей. По меткому выражению одного из современных богословов, нашу паству можно разделить на "прохожан", то есть тех, кто по долгу служебного положения приходят на официальные мероприятия в церковь или из любопытства; "захожан", то есть тех, кто на Пасху, Крещение и Рождество приходят, чтобы освятить куличи или набрать крещенской воды, и, наконец, настоящих прихожан, тех, кого можно назвать, по слову Апостола, народом Божиим.
       К сожалению, у нас до сих пор существует лишь поверхностное знание, характеризующее основные черты мотивации восприятия веры, особенно первых двух категорий, хотя все они считают себя православными. Однако без тщательного их изучения мы не сможем правильно определить методы и формы миссионерского обращения к ним и их воцерковления. Настала пора серьезных богословских социологических исследований, которые могли бы нам помочь в миссионерской работе.
       Притча о сеятеле, содержащаяся сразу в трех Евангелиях (от Матфея, от Марка и от Луки), помимо всем нам хорошо известных толкований, может рассматриваться как предупреждение миссионерам о выборе правильной стратегии. Сеятель трудился на четырех полях, а собрал урожай лишь с одного поля, где была плодородная почва. Очевидно, что каждое поле требует своих инструментов для обработки, а также определения благоприятного времени для начала работы. Для каменистой почвы, то есть для тех, кто поражен, выражаясь языком святых отцов, окамененным нечувствием - последствием губительного влияния атеистического воспитания, - необходимо сначала "выбрать из земли булыжники" - чаще всего это устойчивые стереотипы сознания и мотивации поведения (типа "пенсии не платят, а храмы строят" или "раньше был отдел по идеологии, а сейчас попы"). Чаще всего это пожилые люди, требующие к себе милосердного отношения. Лучше всего этим людям помогут миссионерские усилия сестричеств и братств, занимающихся социальной диаконией. Только любвеобильным отношением, а не диспутами можно помочь им обрести Христа в своем сердце.
       Для "почвы, где произрастают сорняки", то есть для тех, кто в своих исканиях Истины и богообщения попал в плен к тоталитарным сектам, прежде всего необходима "прополка", то есть очищение ума и сердца от заблуждений и соблазнов. Здесь огромную роль играют реабилитационные центры жертв тоталитарных сект. Такие методы успешно используются во многих епархиях. Настоящий съезд дает возможность поделиться накопленным опытом работы, обобщить его и выработать практические рекомендации для тех епархий, которые еще не создали подобные центры.
       Если продолжить толкование притчи о сеятеле, то о семени, упавшем при дороге, сказано: Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый, и похищает посеянное в сердце его (Мф. 13, 19). Обратите внимание, что Господь говорит о неразумении, то есть невозможности восприятия Слова Божия как о причине расхищения диаволом всего посеянного. Кто чаще всего не понимает нас? Молодежь. Скептическое отношение к традиционным ценностям, а порой открытое противление им становится барьером для понимания миссионерской проповеди молодыми людьми.
       Само понятие Церковь воспринимается ими как нечто из разряда виртуальных. Как пробудить в молодом сердце ощущение реальности Бога, помочь юной душе получить опыт богообщения? Громадную роль в этом играет язык миссии.
       Современные научные достижения в области лингвистики утверждают, что положительное или отрицательное влияние языка зависит от соответствия ситуации языковой репрезентации (то есть умению использовать язык в конкретном контексте). Если языковой код не соответствует данной задаче, будь то по причине невыраженности в нем всей необходимой информации или из-за того, что словесные обозначения обеспечивают неадекватный анализ предмета, языковая структура может неадекватно влиять на ее решение. Иными словами, используя привычные штампы проповеднической речи без учета особенностей молодежной аудитории, можно получить обратный эффект, когда семя упадет при дороге. На съезде будет работать специальная секция, которая подробно рассмотрит всю проблематику миссионерского служения среди молодежи.
       Сегодня нам необходима миссионерская стратегия, учитывающая социологические, психологические и другие значимые характеристики просвещаемых людей. При этом нам всегда надо помнить предупреждение Господа: Вот Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16)...
       Для современного миссионерского служения особое значение имеет "миссия после миссии", то есть воцерковление и научение миссионерскому деланию мирян. Раскрывая содержание задач "миссии после миссии", необходимо отметить, что это процесс приобщения человека к соборному бытию Церкви, что означает, во-первых, вхождение человека в полноту приходской жизни, центром которой является Божественная литургия (как общее дело), а во-вторых, содействие человеку в созидании малой Церкви, то есть семьи.
       Процесс воцерковления способствует личностному росту человека на всех уровнях его бытия. Сегодня имеется значительный положительный опыт активности мирян в деле миссии через участие в работе братств и сестричеств на поприще духовного просвещения и социальной диаконии, в заботах о бедных и угнетенных людях, беженцах, мигрантах, наркозависимых и т. п.
       Воцерковление - это жизнь в общине, поэтому нам необходимо постоянно повышать значимость общинной жизни, защищать ее от проникновения духа индивидуализма, закрытости и сектантства в любых его проявлениях. Этому во многом способствует процесс расширения и углубления постоянного духовного образования для христиан всех возрастов. Необходимо также возродить катехуменат (согласно святоотеческой традиции) перед Крещением с привлечением наиболее подготовленных мирян. Таинство Крещения должно стать праздником всей общины. Для этого требуется постоянная работа по подготовке к Крещению как хотящего креститься, так и восприемников. А так как мы имеем дело с людьми "крещеными, но не просвещенными", нам следует найти современные формы обучения основам православной веры "прохожан" и "захожан".
       Священник Павел Флоренский в своих "Экклезиологических материалах" писал, что апостольство "всегда составляло главнейшую обязанность церковных людей". Привлечение к миссионерской деятельности как можно большего числа воцерковленных людей является сегодня основной задачей развития нашего служения.
       Просветительная деятельность и социальная диакония во всех доступных формах - два крыла православного миссионерства - должны быть понятными, привлекательными и актуальными для современного общества. Важно, чтобы сестричества, братства, просветительские общества свои центры имели именно в приходской общине и их деятельность была бы продолжением участия мирян в главном общем деле - Литургии.
       Чтобы наша Церковь, подобно Церкви первых веков, была в любви у всего народа и Господь снова повседневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 47), необходимо хранить церковное единство (Еф. 4, 3). Всякое разделение и соперничество только ослабляют дело православной миссии.
       Дореволюционный опыт миссионерского служения показал, что подражание западным методам проведения миссии, особенно с акцентом на "антимиссию", может иметь отрицательный результат. Поэтому, организуя антисектантскую деятельность, необходимо помнить, что рядовые члены сект - это прежде всего заблудшие чада Церкви или люди, ищущие Истину.
       Прежде всего мы должны молиться о них. Церковь, как любящая мать, скорбит об этих людях и всегда готова принять их в свое лоно. Нам нельзя забывать предупреждение святого Апостола Павла: наша брань не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12).
       Господь наш Иисус Христос заповедовал своим Апостолам: вы будете Мне свидетелями... - даже до края земли (Деян. 1, 8). Это прямое обращение ко всем нам, собравшимся в этом зале. Так исполним же этот призыв с праведностью, миром и радостью во Святом Духе (Рим. 14, 17)".
      
       По завершении пленарного заседания участники съезда продолжили работу в секциях: "Православная миссия: вчера, сегодня, завтра (методы и принципы миссии)", "Миссия, прозелитизм, религиозные конфликты и возможности сотрудничества в миссии", "Миссия после миссии (воцерковление и миссионерское служение мирян)", "Православная миссия и проблемы социального служения, семьи, молодежи", "Миссия Церкви и современные информационные технологии".
       В рамках форума также прошли семинары по православной тележурналистике и вопросам взаимодействия со средствами массовой информации, а также презентация серии видеофильмов "Многообразие миссионерского опыта".
       2 ноября на заключительном заседании съезда состоялось обсуждение и принятие "Миссионерской декларации" - итогового документа, в котором изложены православное понимание миссии и стратегия миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
       3 ноября участники Миссионерского съезда молились за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя.

С. ГАНЬЖИН