|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2002 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Приветствие Святейшего Патриарха Алексия
III Всецерковному миссионерскому съезду
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры, организаторы и делегаты III Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви!
Искренне рад приветствовать вас, прибывших сюда из разных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья для того, чтобы, всесторонне проанализировав достижения и проблемы в сфере миссионерского служения Церкви за прошедший период и поделившись практическим опытом, соборно обсудить и обозначить перспективные направления и задачи миссионерской деятельности Православной Церкви в современном мире.
Еще в самом начале исторического бытия Церкви Христовой на Земле святой Апостол Павел, обращаясь к первым христианам, писал в своем послании: Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире (Рим. 1. 8).
С благодарением Господу сегодня, в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова, мы отмечаем, что трудами архипастырей, пастырей и мирян, Председателя и сотрудников Миссионерского Отдела Московского Патриархата в течение трех лет, прошедших после II Всецерковного миссионерского съезда, миссионерское делание Русской Православной Церкви было активным и отличалось широтой и разнообразием.
Церковь всегда искала новые формы миссионерского служения, в последнее время такими формами стала деятельность храмов-вагонов, храмов-кораблей, палаточных храмов в отдаленных регионах нашей страны. Все эти экспедиции проходили под миссионерским девизом "К каждому сердцу - до края земли". Их плодами стало создание сотен православных приходов, основание и строительство храмов, но самое главное - обращение ко Христу тысяч людей, их Крещение и воцерковление.
Плодотворно идет процесс воспитания молодых миссионеров, подготовка их к служению в различных социальных и этнических сообществах, разнообразных географических условиях. Большой вклад в это дело вносят Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью), Свято-Тихоновский Богословский институт, Московские, Санкт-Петербургские, Тобольская и другие Духовные школы. Их преподаватели и воспитанники умело и плодотворно применяют данные от Господа таланты и полученные теоретические знания на практике - в непосредственной миссионерской работе.
Сегодня в России государство и общество все яснее понимают, что Православие изначально созидало государственность, культуру и самосознание многих народов, и потому вполне естественно, что сегодня перед Русской Православной Церковью стоит задача по утверждению православного образа жизни как нормы общественного бытия.
В этом контексте мы должны особо отметить формы и способы участия молодежи в церковной миссии. Молодости присуще стремление к Истине, и потому есть надежда на то, что большинство современных молодых людей, выросших уже в посттоталитарном обществе, захотят услышать голос своей души, которая по природе своей христианка. Церковь всегда уделяла большое внимание духовному образованию, и поэтому, как только стало возможным, мы стали заботиться о том, как научить подрастающее поколение, дать ему правильные ориентиры в этом сложном и противоречивом мире. Открытие православных просветительских центров для детей и молодежи, взаимодействие со светской системой образования, несомненно стало ответом на духовные потребности современного общества.
Однако в молодежной среде существует множество проблем, в разрешении которых требуется активное участие Православной Церкви. Современная молодежь, выросшая на стыке эпох, когда быстро меняются стереотипы и жизненные ориентиры, оказалась духовно не подготовленной к тому, чтобы ответить на новые вызовы этого мира. Например, сейчас многие молодые люди говорят о свободе, но понимают ее как вседозволенность. Мы же должны на понятном молодежи языке донести православное понимание свободы как свободы от греха: Познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8. 32).
Возрождая миссионерское делание, мы должны всегда помнить, что нашей целью является приведение людей ко Христу, научение их Богообщению посредством участия в богослужении, причащении Тела и Крови Христовых. Для этого необходимо созидание таких евхаристических общин, все члены которых осознавали бы всю важность не только совместного участия в богослужении, но и миссионерского делания.
Современная действительность показывает, что сил одних только священнослужителей становится явно недостаточно для воцерковления людей. И поэтому в миссионерской деятельности епархий на первый план выдвигается задача подготовки к миссионерскому служению мирян. Каждый священнослужитель должен стремиться к миссионерской активности своей паствы. Формы этой активности могут быть многообразными: создание братств и сестричеств, социальная диакония в местах лишения свободы, больницах, работа в социальных "группах риска".
Звание христианина обязывает нас к тому, чтобы являться таковым не только в храме, но и всей жизнью свидетельствовать о Христе. Это свидетельство мы должны нести в мир на понятном людям языке, делая достижения современных средств коммуникации орудием миссионерской проповеди.
Сегодня можно слышать комментарии и оценки, что Православие очень консервативно и что его надо в каком-то смысле привести в соответствие со временем, в котором мы живем. На это следует ответить, что Православие соединяет в себе вечные, непреходящие ценности с установлениями и традициями, присущими каждому конкретному времени.
Средоточие церковной жизни пребывает неизменным уже две тысячи лет, ведь Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же (Евр. 13. 8). Церковь - это путь к Богу и друг ко другу в общине верующих. Для христианина Православие всегда современно. О "несоответствии" обычно говорят люди, далеко отстоящие от жизни Церкви. К таким людям тем более должна быть обращена миссионерская проповедь, следуя принципу святого Апостола Павла: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9. 22). На этом пути нужно много потрудиться, учитывая всю сложность и многообразие современного мира.
Миссия Церкви в современном мире осуществляется в разных сферах, среди которых приобретают все более важное значение средства массовой информации. Современное информационное поле активно осваивается силами, враждебными Церкви, и если мы упустим время, то будем вытеснены с этого пространства. Поэтому мы сегодня просто не имеем права не использовать для проповеди мощный потенциал средств массовой информации и новейших информационных технологий.
Исторический опыт Церкви показывает, что каждое время приносит свои вызовы. Достойные ответы на них давались великими миссионерами Русской Православной Церкви, на опыт которых мы опираемся. Уверен, что среди собравшихся на съезде найдутся продолжатели лучших традиций миссионерского делания Русской Православной Церкви. Желая съезду плодотворной работы, обращаюсь к вам со словами: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13).