ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
12-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

История Табынской иконы Божией Матери

       Об истории святыни рассказывает протоиерей Владимир Сергеев, настоятель Табынского храма в Гафурийском районе Башкирии.
       Табынская икона Пресвятой Богородицы явилась миру 405 лет назад. Местом явления стал удивительный по красоте уголок природы в живописном месте начала отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадают в реку Усолку, неподалеку от села Табынска. Эти ключи, кстати сказать, существуют и поныне. И множество людей исцелилось уже их водами от различных болезней... По типу отделки доски, составу красок и греческому стилю время написания иконы - примерно XII век, но явление ее людям состоялось лишь в 1597 году. Внешне она имела одну характерную особенность - очень темный лик. Настолько темный, что с трудом были различимы его черты.
       Местный монах, обнаруживший икону на камне (размеры ее весьма внушительны: 74х106 см), испугался, потому что раньше на этом месте ее не было. Позвал братьев из монастыря, и они отнесли икону в храм. Утром, однако, чудесным образом явленная икона из храма пропала, и ее обнаружили на монастырских воротах. Дважды икону пытались вернуть в храм, и оба раза непонятным образом она возвращалась на ворота. Поняв, что такова воля Сил Небесных, братья построили надвратную часовню, где впоследствии происходили все молитвы и службы.
       В 1663 году, во время первого башкирского восстания, монастырь был превращен в крепость и стал центром повстанцев. Его практически весь разрушили и икона исчезла - так же таинственно, как и появилась. Спустя чуть более ста лет святая икона явилась вновь. Три пастуха-башкира пасли скот около соленых ключей и вдруг на том же самом камне увидели большую икону Божией Матери с очень темным ликом. Не зная истории иконы, распаленные ненавистью к христианам, они бросились рубить ее. И может быть, изрубили бы на мелкие кусочки, но внезапно ослепли, будто Бог их покарал. Пастухи бросились молиться, вымаливая прощение за свой грех и - о чудо! - прозрели. Разрубленную икону доставили в один из храмов поселка Богоявленск (ныне Красноусольск), что в 18 километрах от Табынска, но утром она... исчезла и избрала для себя другой удел - в храме соседнего села, где сто лет назад приносила людям счастье и покой. С 1765 года стала называться эта икона Табынской. С той поры добавилась еще одно внешнее отличие: довольно значительный разруб в верхней части.
       В середине следующего века икона много раз являла людям свою чудодейственную силу. Так, после крестного хода с Табынской иконой, прошедшего почти шестьдесят километров до города Стерлитамака, приостановилось распространение холеры. Прослышав об этом, Табынскую икону Божией Матери попросили доставить к себе жители 50-тысячного Оренбурга, который уже почти вымирал от заразной болезни. И там холера отступила. Икона спасла от страшной засухи Уфимский край, от башкирского набега - село Табынское. Ее стали носить из Самары в Тобольск, из Кустаная в Уральск... Со временем она стала обязательно присутствовать при всех больших богослужениях на территории почти всего Приуралья.
       Крестные ходы с этой иконой совершались на самые большие расстояния в истории старой России. Ни одна из известных чудотворных икон до сих пор не превзошла в этом Табынскую. И везде люди встречали ее с почестями и особыми торжествами. Она могла бы "пройти" и больше, но срок крестного хода должен был уместиться в календарный год - ко дню второго явления иконы, в девятую пятницу после Пасхи. Табынская икона почиталась как святыня всего Оренбургского казачьего войска, присутствуя на фронтах Первой мировой войны.
       В 1918 году состоялся последний крестный ход с иконой. Войска красных, заприметив неподалеку от Оренбурга колонну богомольцев, сопровождавших карету, разогнали их, карету, отделанную золотом, вместе с лошадьми забрали себе, а икону бросили в грязь. Спустя некоторое время той же самой дорогой отступали казаки атамана Дутова: они-то и подобрали святую икону. И больше с ней уже не расставались.
       Во время гражданской войны, в период наибольших колебаний казачества, генерал Александр Дутов для поднятия настроения и боевого духа своих бойцов вывозил в войска Табынскую икону. Таким образом икона вместе с казачьим войском дошла до города Благовещенска и в конце марта 1920 года двинулась дальше в Китай. А поскольку отступление было очень сложным - войска шли по горным тропам, казаки многое бросили и везли с собой лишь самое необходимое. Спустя много лет в дневниках атамана найдут запись: "Вынесли только оружие, патроны и Икону".
       Табынская икона дала о себе знать в Кульдже - административном центре Синьцзяна, там, где проживала крупная колония русских и действовал Свято-Никольский православный храм. Самой чтимой святыней в нем была икона, привезенная из России. И там она прославилась многими чудесами. Самое удивительно, что в Китае Табынской иконе молились и христиане, и мусульмане. Вряд ли подобное было когда-нибудь еще.
       Последнее упоминание об иконе относится к концу 1960 годов, когда вершители китайской культурной революции стали сносить храмы и церкви других религий. Не побрезговали даже надгробными плитами с православных кладбищ. Говорят, некоторые из них так и остались лежать на некоторых уличных мостовых. Когда был назначен день закрытия храма в Кульдже (ныне город Ургент), накануне ночью сторож выкрал Табынскую икону. Где она находится сейчас, не знает никто...
       Поиски чудотворной иконы со времени ее исчезновения никогда не прекращались. Они то приостанавливались, то возобновлялись с новой силой. В год 2000-летия Рождества Христова нам удалось выйти на новый уровень поисков Табынской иконы. Благодаря поддержке информационно-компьютерного центра из Уфы мы разослали наше обращение о поиске священнослужителям из нескольких православных епархий за рубежом. Очень приятно, что судьба чудотворной иконы никого не оставила равнодушным. Мы получили большое количество откликов из многих стран мира. От лица Уфимской и Стерлитамакской епархии наш Владыка Никон обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Тот, в свою очередь, дал поручение митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, Председателю отдела внешних церковных связей, и священнику Дионисию Поздняеву, профессору-востоковеду, изучить внимательно данный вопрос и принять дополнительные меры к возвращению Табынской иконы на родину.
       Я, как и многие православные, не сомневаюсь, что икона цела. В будущем году группа энтузиастов - почитателей святыни планирует организовать экспедицию по пути следования иконы в Китай. Есть все основания надеяться, что чудотворный образ Божией Матери находится в Ургенте. Хотя есть и другие сведения. Не будем сейчас о них говорить. Подождем дальнейшего развития событий. До девятой пятницы после Пасхи следующего года у нас еще есть время.

С протоиереем
Владимиром СЕРГЕЕВЫМ
беседовал В. СИРЫК

Протоиерей Владимир Сергеев

Табынская икона Пресвятой Богородицы

Крестный ход со списком Табынской иконы Божией Матери