|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2002 |
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Неопубликованные проповеди святителя Московского Филарета
Предисловие публикатора
Вниманию читателей представляются два слова великого проповедника Русской Православной Церкви святителя Московского Филарета, которые по стечению обстоятельств не были ранее известны широкому читателю. Произнесены они были в Москве в 1831 году, в дни великих Богородичных праздников Благовещения и Успения. Оба эти гомилетические произведения, замечательные по своему слогу и составу, подтверждают славу митрополита Филарета как духовного витии.
Первая из проповедей, Благовещенская, уникальна в своем роде, ибо до 40-х годов XIX века Московский святитель в этот праздник почти не бывал в своей епархии. Возможность служить и проповедовать 25 марта 1831 года предоставилась ему в связи с первой московской холерной эпидемии 1830-1831 годов, в продолжение которой архипастырь постоянно пребывал со своей паствой и своими распоряжениями много способствовал прекращению страшной болезни. 17 марта 1831 года Москва была официально признана очищенной от холеры, вскоре были сняты карантины на дорогах, и митрополит Филарет получил возможность выехать в Петербург, куда его призывали синодальные дела1. Однако он помедлил в Москве, чтобы встретить со своей паствой великий праздник Благовещения, служил в тот день в Чудове монастыре и сказал замечательное Слово о том, что значит - не любить мир, в котором предложил превосходное толкование на текст Евангелия от Луки. Проповедь Владыки, обращенная прежде всего к сильным и богатым мира, властно напомнила им обязанности христианские и обрела, быть может, еще большую силу воздействия на слушателей при воспоминании недавно прошедшего посещения гнева Божия.
Праздник Успения Божией Матери святитель Филарет, как правило, всегда встречал среди своей паствы, а потому проповедей его на этот день сохранилось весьма много. Слово, сказанное им 15 августа 1831 года в Успенском соборе, занимает достойное место в этом ряду. Превосходно оно по экзегетическому анализу малого и, казалось, незначительного текста из книги Бытия, на который вряд ли решился бы говорить другой проповедник. Но Филарет не просто открыл своим слушателям глубокую мудрость, содержащуюся в этом малом тексте - он вывел из сего примера и напомнил стоящим в церкви о высоком авторитете богодухновенных книг Священного Писания, напомнил о пользе постоянного, внимательного и назидательного их чтения. И это было не просто напоминание, но и обличение архипастырем своих современников, оставлявших спасительное чтение ради других, неблагочестивых занятий. Значимость этого Слова Московского святителя еще и в том, что оно соотносится с важнейшим делом его жизни - доставлением возможности русским людям читать и разуметь Библию на понятном им языке, что способствовало, по мысли митрополита Филарета, поддержанию авторитета Священных книг как главнейшего руководства ко спасению.
Возникает закономерный вопрос: почему же столь замечательные образцы проповеднического искусства Московского Владыки не были изданы для всеобщего назидания? Первоначально "виноват" в этом был сам святитель, ибо известно, как тщательно и придирчиво он подходил к опубликованию своих творений, отбрасывая многое достойное печати. По каким-то неизвестным нам причинам митрополит Филарет не отобрал для наиболее полного прижизненного издания своих слов и речей 1844-1845 года эти две проповеди, хотя имеющиеся в нашем распоряжении автографы их, скорее всего, были и в руках публикаторов, ибо две другие проповеди того же года, соединенные с предыдущими в одну тетрадь, были помещены в этом собрании в I и II томах2. Затем наступил период, когда следы рукописного сборника затерялись, о его существовании не знали ни составитель "Хронологического указателя слов и речей митрополита Филарета и некоторых иных произведений его доселе известных"3, ни издатели фундаментального собрания проповедей святителя 1873-1885 года4. В какой-то момент (видимо, не ранее второй половины 80-х годов XIX века) эта тетрадь оказалась у известного собирателя Е. В. Барсова и стала частью его коллекции, получив номер 577. У Барсова имел возможность с ней ознакомится профессор И. Н. Корсунский, известный исследователь жизни и творчества Московского митрополита. Он же первый обратил внимание на неизданные ранее два слова замечательного проповедника5.
Затем, в 1914 году, большая часть коллекции Барсова после его смерти была приобретена Российским Историческим музеем. При разделении рукописного Барсовского собрания внутри музея между отделом рукописей и отделом архива (впоследствии - отдел письменных источников) тетрадь со словами святителя попала в последний и до конца 30-х годов XX века находилась в фонде Е. В. Барсова, а затем, в связи с созданием фонда Филарета, митрополита Московского (№ 301), была искусственно выделена из Барсовского и передана во вновь образованный фонд. После переработки этого фонда в 1995 году она составляет часть единицы хранения 3 (Л. 28-73).
Тетрадь в четвертую часть листа в твердом картонном переплете содержит, как упоминалось выше, четыре слова святителя Филарета за 1831 год. Это автограф, выполненный коричневыми чернилами гусиным пером. Почерк рукописи беглый и в то же время довольно опрятный, так что первоначально создается впечатление, что текст переписан набело с черновика. Но впечатление это обманчиво. Характер авторской правки, которая, впрочем, немногочисленна, говорит о том, что перед нами текст первоначально написанный, однократно правленый и более не подвергавшийся изменению. Это та самая рукопись, по которой митрополит Филарет произнес свои слова в церкви. Такой вывод согласуется со свидетельством современника о том, что святитель писал свои проповеди обычно за один раз, в несколько часов6. Видно, как слова, едва поспевая за точной стремительной мыслью, выходят из-под пера. Об этом свидетельствуют и те немногие шероховатости стиля, которые, вероятно, были бы сняты автором, готовь он эти проповеди к печати. Некоторые цитаты из книг Священного Писания митрополит Филарет, видимо, приводил по памяти, без сверки с печатным текстом - это заметно из-за небольшого количества неточностей, касающихся, в основном, грамматических форм и ссылок на главы и стихи библейских книг.
Текст источника приводится с сохранением авторского стиля, но по возможности с соблюдением правил современного русского языка. Ссылки, которые автор либо не выделяет из основного текста, либо отделяет косыми чертами, по общепринятой ныне практике заключаются в круглые скобки. Авторские сокращения названий книг Священного Писания, часто неустойчивые, также заменены общепринятыми. Части слов, восстанавливаемые из сокращений, и слова, добавляемые по смыслу, заключаются в квадратные скобки.ПРИМЕЧАНИЯ
1 Корсунский И. Н. Святитель Филарет, митрополит Московский. Его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени (1821-1867 гг.). Харьков, 1894. С. 381-382.
2 Имеющиеся в сборнике автографы двух других слов митрополита Филарета следующие: в неделю XII по Пятидесятнице, говоренное в Троице-Сергиевой Лавре 30 августа; и по освящении храма Воскресения Христова на Ваганьковском кладбище 13 сентября.
3 Хотя составитель (К.И. Богоявленский >) знал о факте произнесения проповеди в день Успения 1831 года, однако текст ее ему не был известен (Хронологический указатель слов и речей митрополита Филарета и некоторых иных произведений его доселе известных. М., 1868. С. 2).
4 Корсунский И. Н. Указ. соч. С. 6.
5 Там же. С. 6, 215.
6 Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Творения. М., 1994. С. 12.