|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2003 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Cвятыня земли Адыгейской
Из прошлого в будущее
Твой монастырь за облаками,
как в небе реющий ковчег,
парит, чуть видный над горами,
далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
в соседство Бога скрыться мне!..
А. С. Пушкин
Монастыри всегда занимали важное место в системе церковной жизни Кубани, являясь центрами духовно-нравственной, хозяйственной, культурно-просветительной деятельности.
Самым крупным, богатым и благоустроенным монастырем Северного Кавказа была Свято-Михаило-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь, располагавшаяся на северном склоне Кавказских гор, в 45 верстах к юго-востоку от Майкопа.
В 1874 году казаки окрестных станиц Даховской, Абадзехской, Царской, Баракаевской и поселков Каменномостского и Севастопольского подняли вопрос о создании монастыря. Они обратились за содействием к наместнику Кавказскому Великому князю Михаилу Николаевичу, а после получения Высочайшего разрешения - к начальнику Кубанской области Н. Н. Кармолину. Казаки предложили отвести из юртов своих станиц 350 десятин земли на склонах горы Физиабго для предоставления их в собственность православному монастырю. Это и было сделано в 1877 году.
Строителем монастыря стал иеромонах Мартирий, возведенный в 1883 году Святейшим Синодом в сан архимандрита. Вместе с ним на место будущей обители со Святой Горы Афон переселились иноки Успенской келлии. Строительство Михаило-Афонской пустыни велось за счет добровольных пожертвований. Свои собственные средства - 55 тысяч рублей - предоставил и отец Мартирий. При архимандрите Мартирии монастырь стал одним из важнейших духовных центров на Кавказе. В начале 80-х годов XIX века обитель населяли 180 человек, в том числе 12 иеромонахов, 3 иеродиакона, 165 послушников. Ворота монастыря были открыты для людей всех сословий и званий. Среди монахов были дворяне и казаки, мещане и отставные солдаты.
Трудами монастырской братии были возведены пять храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра Свирского, Успенский, Преображенский и Троицкий. Для уединенной молитвы монахи использовали подземный храм-часовню.
Со всех концов Российского государства стекались паломники поклониться многочисленным святыням Михаило-Афонской пустыни. В особых ковчежцах, имевших форму звезды, покоились частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, великомученика и целителя Пантелеимона, святого Иоанна Златоуста, мученицы Параскевы, мученицы Евфимии Всехвальной, мученика Мины.
Особое внимание архимандрит Мартирий уделял делу призрения и образования. На территории монастыря был построен странноприимный дом "для престарелых и больных лиц мужского пола, предпочтительно православных русских воинов", способный принять до двадцати человек на полное монастырское содержание. К концу 90-х годов XIX века в Михаило-Афонской пустыни была открыта церковноприходская школа, принявшая детей из окрестных станиц. Кроме того, в монастырских мастерских ежегодно обучались ремеслу более двадцати подростков.
Немалое внимание отец Мартирий уделял хозяйственной жизни монастыря. "Я принимал и принимаю все меры к тому, - писал в 1882 году архимандрит начальнику Кубанской области С. А. Шереметьеву, - чтобы возникновение обители нашей в горной местности не представляло из себя обременения вверенному Вам краю, а напротив, приносило бы пользу народу во всех отношениях - почему все мои заботы и старания направлены к тому, чтобы кроме нравственной поддержки в народе новая обитель наша послужила бы образцом трудолюбия и давала бы поддержку казакам в их материальном благополучии". Большие надежды в плане хозяйствования настоятель монастыря возлагал на скотоводство, и в особенности на коневодство. К лету 1882 года монастырское стадо насчитывало 300 голов крупного рогатого скота. Для племенного разведения монастырь приобрел 200 плодовых маток. Удовлетворяя просьбу настоятеля Михаило-Афонской пустыни, под пастбища монастырю были выделены еще 172 десятины земли.
Основой монастырского хозяйства были многочисленные ремесленные мастерские: токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная, сапожная. К концу XIX века были построены кирпичный и сыроваренный цеха.
Помимо земельных наделов, расположенных непосредственно на горе Физиабго, Михаило-Афонская пустынь имела подворье в Майкопе, которое принимало паломников из дальних мест, 1543 десятины пахотной и сенокосной земли близ станицы Гиагинской, подворье в Краснодаре.
Революционные потрясения начала XX века не прошли бесследно для Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни. В 1920 году земли, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование были у монастыря конфискованы. В 1926 году на территории обители был образован дом отдыха ГПУ, а в 1927 году там разместилась коммуна "Владилен". Несмотря на это, монашеское служение в пустыни продолжалось вплоть до 1928 года, когда монастырь был окончательно закрыт, а братия распущена. Во время войны на территории обители располагался военный госпиталь, а в 1944 году - детская колония. В 1946 году храмы монастыря были взорваны, слагавшие их камни использовали для бытового строительства. В 1972 году остатки монастырских строений были переданы Краснодарскому краевому совету по туризму и экскурсиям для организации турбазы "Романтика".
Началом возрождения монастыря можно считать 12 апреля 2001 года, когда указом Президента Республики Адыгеи А. Джаримова была произведена передача части монастырской территории в ведение Русской Православной Церкви.
В муках и лишениях, но монастырь оживает. Сегодня его населяют десять человек, перед которыми стоит задача вернуть Михаило-Афонской пустыни значение духовного центра на Северном Кавказе. Поэтому, наверное, символично, что нынешний настоятель монастыря был пострижен в малую схиму с именем Мартирий. Прежде всего усилия монахов и их настоятеля направлены на восстановление храма, где с первых же дней проводятся богослужения. Обретает обитель и новые святыни. Уже сегодня паломники могут поклониться частицам мощей святых угодников Божиих и частице Животворящего Креста Господня. Особое внимание монахи уделяют расчистке подземного храма-часовни, который за годы советской власти был приведен в состояние полной разрухи. Многое уже сделано: разобраны завалы в переходах, освобождены от мусора келлии, где в уединении молились прежние обитатели монастыря. Конечно, работы еще непочатый край, но отец Мартирий (Пянтин) твердо уверен: подземный храм-часовню монахи восстановят, там будут непрестанно гореть лампадки и читаться неусыпаемая псалтирь.
Идя по стопам своих предшественников, нынешний настоятель планирует вновь обустроить на территории монастыря больницу, для начала - на десять коек. Врачевать физические раны будет монах Пантелеимон, в прошлом дипломированный специалист, кандидат медицинских наук. Намеревается отец Мартирий открыть и церковноприходскую школу для детей из близлежащего поселка. И еще есть задумка - создать музей, который рассказывал бы об истории Михаило-Афонской пустыни, о годах ее расцвета и трагическом периоде запустения. Первые экспонаты уже есть и ждут своего часа.
Сегодня Свято-Михаило-Афонская Закубанская пустынь приглашает всех желающих подвизаться в монашеских трудах на этом благодатном месте, среди снежных вершин, скалистых обрывов и покрытых густым лесом холмов, так похожих на колыбель монашества - древний Афон.Контактные телефоны:
(87722) 3-87-11 и 8-901-491-84-52.
Пресс-служба
Майкопско-Адыгейского
Епархиального управления