ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
01-2003

ИЗ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВИЯ

25 лет со дня интронизации
Святейшего и Блаженнейшего
Католикоса-Патриарха всея Грузии
Илии II

Четверть века патриаршего служения

       25 лет назад Грузинскую Церковь возглавил чуть ли не самый молодой во всем православном мире Патриарх - 143-м по счету Католикосом-Патриархом всея Грузии был избран 44-летний митрополит Сухумо-Абхазский Илия. Его интронизация состоялась 25 декабря 1977 года в кафедральном соборе Грузии во имя Двенадцати Апостолов и Животворящего Столпа - Светицховели.
       Носивший в миру звучное имя Ираклий Шиолашвили-Гудушаури, Илия II словно соединил в своем тихом монашеском имени память о великом пророке Божием Илии, милоть которого хранит древнейшая Поместная Церковь Грузии, и святом праведном Илии (Чавчавадзе), поэте, общественном и религиозном деятеле.
       Для тех, кто помнит законы и атмосферу общества, в котором родился, рос и должен был делать выбор молодой разносторонне одаренный юноша, понятно, что решение стать служителем Церкви в то время почти всегда носило драматический характер. Ведь это означало стать изгоем в собственной стране, лишиться многих прав, быть беззащитным перед неправедным судом.
       Однако драматизм, объективно, казалось, неизбежный в судьбе христианского деятеля в советском и постсоветском обществе, каким-то необъяснимым образом отсутствует в личности Его Святейшества и Блаженства Илии II. Безмятежность, мир, тишина, характеризующие личность Патриарха, с самого начала стали привлекать ко Христу сердца чад Грузинской Церкви, к которым он обращался со своей проповедью, даже тех, кто не осознавал еще своей принадлежности к ней.
       Святейший Илия II продолжил начатое его предшественниками в ХХ веке возрождение Грузинской Церкви как садовник в запущенном, но богатом саду - давая влагу пересохшей почве веры, используя тень окрепших деревьев и бережно взращивая хрупкие, но многообещающие побеги. Но главное - неустанно изо дня в день трудясь не покладая рук. Говоря проще, Святейший Илия по традиции грузинских святых патриархов и царей вышел к своему народу, и не только церковному, чему ярким примером является обращение Святейшего к собравшимся перед Домом правительства в Тбилиси тысячам граждан в ночь на 9 апреля 1989 года. Пастырь пришел предупредить свое стадо об опасности и увести его. Но когда увидел решимость людей, остался с ними.
       Он вышел к народу с молитвой, с проповедью, с чтением и разъяснениями Библии, с беседой, отмеченной живым интересом к жизни и нуждам собеседника. Его проповеди обращены ко всем, даже самым маленьким, и он уже не просит пропустить детей вперед на богослужении, потому что не первое поколение детей стоит авангардом верующего народа перед солеей, с которой доносится тихий голос, говорящий на внятном для всех языке о хлебе насущном и страхе Божием, о социальных болезнях и о философской подоплеке рабства, от которого должен освободиться не только раб, но и господин.
       Это небезопасно даже в обыденном смысле этого слова. Но тайные и явные угрозы и даже оскорбления не в силах нарушить тишины и мира, которыми Господь вооружил Своего служителя против гнева и зависти.
       Заметные, сразу отмечаемые черты миротворца органично сочетаются в деятельности Святейшего Илии с энергией возрождения, благодаря которой в эти два с половиной десятилетия в Грузии начали восстанавливаться и строиться храмы и монастыри, количество епархий вновь было доведено до исторических двадцати семи. Построено немало новых храмов. Близится к завершению новый кафедральный собор во имя Пресвятой Троицы в Тбилиси, главную икону для которого написал Его Святейшество. Строительство было начато три года назад, а уже в прошлом году был освящен нижний храм, а в главном храме в декабре состоялись торжественные службы по случаю юбилея интронизации Патриарха Илии.
       Древнейшая православная Академия Гелати, семинарии и Духовная академия в Тбилиси вновь превратились в центры просвещения, со своими богословами, переводчиками, переписчиками и исследователями, благо, за столетия предки накопили и оставили современным грузинам бесценные сокровища, которые могут обогатить не только национальную культуру, но и весь христианский мир и над изучением и популяризацией которых необходимо трудиться.
       С каждым годом расширяется издательская работа. В скудные советские времена Патриарх добился восстановления журнала "Джвари вазиса" ("Крест лозовый"), "Церковного календаря", включающего в себя важнейшие святоотеческие тексты. Стали издаваться молитвословы, богослужебные книги, церковные газеты. Были отредактированы и изданы переводы Евангелия и всей Библии на современный грузинский язык.
       В 1990 году, после многолетней подготовительной работы, потребовавшей и научных изысканий, и дипломатических талантов, и самое главное, твердости Католикоса-Патриарха и его безграничной веры в милость Божию, были получены подписанные Вселенским Патриархом Димитрием при большой поддержке Русской Православной Церкви и лично Патриарха Пимена Томосы, признающие и подтверждающие древнюю автокефалию Грузинской Православной Церкви с V века и ее патриаршее возглавление с XI века.
       После перерыва в несколько веков Грузинская Церковь вновь стала причислять к лику святых мучеников и исповедников Христовых разных веков и ближайшей к нам истории.
       В 2002 году произошло важнейшее событие: был принят конкордат, "Конституционное соглашение между государством Грузия и автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии". Исключительный, уникальный для православного мира документ, охватывающий практически все стороны жизни Церкви с ее древним каноническим устроением в современном правовом государстве, потребовал основательной юридической проработки и, что особенно важно в постсоветском обществе, готовности граждан принять то новое правовое положение, которое получила Православная Церковь в Грузии. Общество и его институты продемонстрировали свою зрелость, но инициатива исходила от Церкви.
       По конкордату - в дополнение к Закону о свободе совести - государство и Церковь подтверждают готовность к сотрудничеству на основе соблюдения принципа независимости друг от друга. Государство гарантирует соблюдение церковных таинств, признает брак, зарегистрированный Церковью. Духовенство не имеет права давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам. Собственность Церкви отныне защищена законом. Имущество ее не может быть отчуждено, а таковым признаются находящиеся на территории Грузии православные храмы и монастыри (действующие и недействующие), земельные участки, на которых они расположены, и даже руины. Для Грузии, где так много древних полуразрушенных храмов и часовен, сейчас чрезвычайно важно, чтобы они не были распроданы частным лицам. Государство обязуется частично возместить Церкви ущерб, нанесенный ей в XIX-XX веках, особенно в 1920-1990-е годы. Церковные ценности, которые хранятся в музеях и хранилищах, признаются собственностью Церкви. Как часть общенационального достояния они (кроме святых мощей и святых реликвий) находятся в совместном владении государства и Церкви. Их вывоз в религиозных и культурных целях возможен только на основании совместного соглашения. Двунадесятые праздники становятся праздничными и выходными днями, а воскресение, напротив, не может объявляться рабочим днем.
       Эти соглашения между государством и Церковью очень важны, особенно для Грузии, Церковь которой традиционно была духовным вождем и убежищем, а не властным политическим институтом.
       Авторитет Патриарха Илии чрезвычайно высок, он окружен любовью не только церковного народа, но и всей нации, которая при всей своей склонности к индивидуализму, единодушна в признании его заслуг перед страной и объединена вокруг своей древней и славной Церкви, увенчанной сонмом великих мучеников за христианскую веру. Своим авторитетом Католикос-Патриарх противостоял многим опасным тенденциям и действиям. В частности, с мудростью и любовью был погашен бунт нескольких монахов против экуменических контактов Грузинской Церкви. Все участники этого бунта покаялись и вернулись в лоно Церкви. И эти события, способные привести к расколу, которого Грузинская Церковь с помощью Божией избегала на протяжении веков, обернулись даже положительной стороной, позволив обратить внимание всего церковного народа на необходимость послушания Патриарху и Синоду.
       Грузии, ее народу, ее Церкви сейчас нелегко. Но как и во всех других событиях, Католикос-Патриарх видит в этих трудностях и страданиях испытания, которые посланы его народу Господом. В сложнейших условиях современной жизни Церковь должна быть надежной защитницей мира и единства нации и делать все для сохранения стабильности. В недавнем своем послании для пользователей компьютерной сети интернет он пишет: "Несмотря на то, что страна находится в тяжелом экономическом положении и политическая ситуация переменчива, мы смотрим в будущее с надеждой и считаем, что это все есть испытание для нашего народа и Церкви".
       Два важнейших момента в жизни Святейшего Католикоса-Патриарха Илии - его рождение (4 января 2003 года Его Святейшеству исполнилось 70 лет) и возведение на славный патриарший престол древней Грузинской Церкви (25 декабря) - произошли в преддверии великого христианского праздника - Рождества Христова. Благодать этого праздника наложила свой отпечаток и на жизнь Святейшего Илии, и на его первосвятительское служение. И возлюбивший его народ с особым чувством радости воспевает ему "Мравалжамиер!" - "Многая лета!".

Л. ДУЛАРИДЗЕ