|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2003 |
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
Православная Москва на старых открытках
За небольшой период своего существования до октябрьского переворота 1917 года (чуть более чем четверть века), видовые открытки стали неотъемлемой частью старой Москвы. Самые разные аспекты жизни Первопрестольной конца XIX - начала XX века были запечатлены в сотнях тысяч фотографий и открыток. К сожалению, в пожаре революций и войн, трагических событий ХХ века погибла не только значительная часть этого уникального изобразительного материала, но были уничтожены и сами здания. В первую очередь пострадали памятники церковного зодчества. Тем ценнее каждый фотоснимок, запечатлевший навсегда ушедшую эпоху и утраченные храмы.
Появление видов храмов и монастырей, почитаемых мест на фотографиях и почтовых открытках продолжило более древнюю традицию изображения православных святынь на гравюрах, литографиях и лубках. Примечательно, что размер многих таких произведений печатной графики приближается к миниатюрному размеру открытки. В роли издателей почтовых карточек нередко выступали сами монастыри: известны издания Троице-Сергиевой Лавры, Оптиной пустыни, Николо-Угрешского монастыря и др.
С самого начала, с момента появления фотографии, Церковь активно использовала новый вид искусства, фиксируя памятники церковного зодчества и старины. Монастыри были одними из тех, кто первым принял только что появившееся искусство "светописи", как называлась тогда фотография. Известный французский писатель Т. Готье, путешествуя по России в конце 1850-х годов, оставил воспоминания, в которых описано, как монахи Троице-Сергиевой Лавры занимались фотографированием.
Фотография сыграла значительную роль в деле сохранения памятников церковной старины. Московское Археологическое общество (МАО), которое вело активную работу по выявлению, исследованию, учету и реставрации памятников истории и культуры, приглашало к сотрудничеству известных фотомастеров. Фотодокументирование для Общества в разные годы проводили такие известные фотографы, как И. Ф. Барщевский, А. А. Иванов-Терентьев, Н. Н. Ушаков, П. В. Орлов, И. Н. Александров, А. А. Губарев.
В 1905 году один из лучших фотографов Москвы, К. А. Фишер, был приглашен сделать снимки реставрационных работ в Кремле. Другим выдающимся фотографом начала ХХ века, основателем целой фотографической династии П. П. Павловым, также по заданию МАО были запечатлены археологические и реставрационные работы в Кремле, облик Успенского собора и Чудова монастыря, Саввино-Сторожевского и Новоспасского монастырей.
Памятники церковного зодчества существенно преобладали над светской архитектурой на снимках большинства фотографов второй половины XIX столетия (такое соотношение стало постепенно меняться с начала ХХ века). И эта особенность несомненно отражает самосознание людей той эпохи, которое во многом определялось православной верой. Таковы были издания, предпринятые по заказу Н. А. Найденова ("Москва. Соборы, монастыри и церкви" и др.), и фотографии церковной старины И. Ф. Барщевского. Православные сюжеты играли ведущую роль в творчестве многих профессиональных фотографов и любителей. П. И. Севастьянов, известный археолог и исследователь христианских древностей, во время своих путешествий на Афон сделал множество фотографических снимков. М. И. Грибов, потомственный московский фотограф, запечатлел в 1903 году открытие мощей и прославление преподобного Серафима Саровского. А. С. Мазурин, фотограф-любитель, известный даже за рубежом, с особой выразительностью и любовью увековечил в начале ХХ века храмы допетровской эпохи и крестные ходы.
Самые первые известные открытки с видами Москвы были выпущены в свет в 1895 году. На одной из них представлены виды Успенского собора и Чудова монастыря в Кремле.
Открытки с видами, дорогими для взора православных, были одними из самых многочисленных, относились к числу наиболее популярных сюжетов. В церковных лавках монастырей и подворий, как правило, продавались иллюстрированные почтовые карточки. Паломники охотно приобретали такие открытки, тем более что нередко средства от продажи шли на благотворительные цели. Община святой Евгении при Петербургском комитете Красного Креста, занимавшаяся активной издательской деятельностью на рубеже XIX-XX веков, - пример такой благотворительной организации. Таким образом, простая почтовая открытка не только выполняла свою основную почтовую задачу, но и спасала жизни людей. Число издательств, направлявших полученные деньги на нужды сирот, вдов и инвалидов, существенно возросло в период Первой мировой войны.
Несомненно, самыми популярными московскими сюжетами были святыни Кремля: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, колокольня Ивана Великого, церковь Двенадцати Апостолов. Особо ценны изображения памятников, утраченных в 1929-1932 годах: Чудова и Вознесенского монастырей, собора Спаса на Бору.
Излюбленным сюжетом московских видовых открыток был Храм Христа Спасителя, представленный фотографами в самых разных ракурсах. Главным его "конкурентом" по количеству выпущенных фотооткрыток был Покровский собор на Красной площади, более известный как собор Василия Блаженного.
Среди запечатленных на открытках храмов чаще всего встречаются церкви, расположенные в центре Москвы, - на Красной площади, в Китай-городе и Белом городе, по мере удаления от которых количество почтовых карточек с видами уменьшается. В Москве очень много издавалось открыток со снимками улиц и площадей, главным архитектурным украшением которых являлся храм [например, Василия Кесарийского (святителя Василия Великого. - Прим. ред.) на Тверской, святых Фрола и Лавра на Мясницкой, Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, святой Параскевы Пятницы в Охотном ряду, Рождества Богородицы на Малой Дмитровке и т. д.].
Среди храмов, находившихся на окраинах старой Москвы, то есть за пределами современного Садового кольца, зафиксированных на открытках, особо почитались церкви Вознесения Господня в Коломенском, Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, Святой Троицы в Останкине, святых Апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском.
К сожалению, немногие московские монастыри были запечатлены на фотооткрытках: это Новодевичий, Страстной, Симонов, Новоспасский, Знаменский в Китай-городе и некоторые другие. Можно сказать, что особенно повезло Николо-Угрешскому монастырю: с видами этой обители была издана довольно подробная серия, включающая не только общие планы, но и снимки Преображенского собора, часовни, знаменитой Палестинской стены, монастырской ограды, пруда и т. п.
Среди часовен на открытках наибольшее число изображений посвящено особо любимой москвичами Иверской часовне (ныне восстановленной вместе с Воскресенскими воротами).
На фотооткрытках с видами Спасской и Никольской башен Московского Кремля, Варварской башни Китайгородской стены запечатлены небольшие часовенки, не сохранившиеся до наших дней. Реже встречаются виды часовни святого благоверного князя Александра Невского (находившейся на Моисеевской площади напротив гостиницы "Националь") и часовни Афонского Пантелеимонова монастыря (на Лубянской площади).
Московские кладбища на старых фотооткрытках встречаются редко. Например, в 1915 году была выпущена серия (более двенадцати единиц) с видами московского городского Братского кладбища, устроенного в селе Всехсвятском для павших во время Первой мировой войны. Изображения могил сестер милосердия (в частности, О. И. Шишмаревой), могил военных летчиков с винтами от самолетов, виды газонов и клумб, украшавших кладбище, и другие виды сохранены на фотооткрытках, так же, как на страницах иллюстрированных газет того времени.
Особое место в истории московской филокартии занимают документальные открытки, представляющие крестные ходы и гуляния, устраивавшиеся в дни больших православных празднеств и торжеств. К сожалению, такие открытки встречаются редко. Своеобразные жанровые сцены, развертывавшиеся у стен храмов и монастырей, можно увидеть на фотооткрытках К. Фишера. Работы этого мастера отличаются удивительной выразительностью, необычными точками съемки, вниманием к отдельным фрагментам и частям зданий. Сегодня эти фотографии позволяют рассмотреть детали, особенности украшения храмов (например, не сохранившиеся до наших дней иконы в киотах, фрески в экстерьере соборов).
Главным образом на открытки попадали памятники исторического центра Москвы, здания наиболее известные. Издателями отбирались объекты хорошо узнаваемые, которые были своеобразными визитными карточками города. Такие открытки быстро раскупались и незамедлительно расходились по всей стране. В эпоху, когда телефон был большой редкостью, открытые письма были удобным и наиболее доступным средством связи. Такие карточки приносили в дом радость общения и приятную глазу картинку, которую долго берегли в специальном альбоме или вместе с другими семейными реликвиями.
В 1917 году процесс издания видовых почтовых открыток был трагически прерван на долгие годы. В годы советской власти из объектов документальных открыток были изъяты такие памятники, как дворянские и купеческие особняки, различные сооружения, связанные с Императорской Семьей, храмы, монастыри, часовни. Это уничтожило былое сюжетное разнообразие, которое могло угодить самому взыскательному вкусу.
К концу ХХ столетия почтовая карточка совершенно утратила свое былое значение, но все больше привлекает внимание историков, искусствоведов, издателей и различных исследователей. Знаменательно, что возрождение Русской Православной Церкви на рубеже XX-XXI веков совпало с ростом интереса к искусству фотографии и возвращением широкой зрительской аудитории долгое время недоступных старых снимков. Фотография уже давно признана как полноценный вид творчества и достоверный документ эпохи. В наше же время раскрылась еще одна удивительная способность фотографии: фотоснимки препятствуют забвению прошлого, казалось бы навсегда ушедшего, и воскрешают его в памяти ныне живущих.А. ЛАРИНА,
сотрудница отдела изоизданий
Российской Государственной библиотеки
|
Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы близ Храма Христа Спасителя |
|
Храм Христа Спасителя |
|
Успенский собор в Кремле |
|
Московский Кремль. Во дворе Чудова монастыря |
|
Московский Кремль. Во дворе Вознесенского монастыря |
|
Церковь в честь иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" в Кремле |
|
Москва после 24 октября - 3 ноября 1917 года. Никольские ворота. Кремль |
|
Церковь святого князя Владимира в Старых Садех (напротив Иоанновского монастыря) |
|
Церковь Успения на Покровке |
|
Вход в Афонскую часовню на Лубянке |
|
Проломные Владимирские ворота и часовня святого великомученика и целителя Пантелеимона. (Афонская часовня) |
|
Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня) |
|
Церковь святой Параскевы Пятницы в Охотном ряду |
|
Николо-Угрешский монастырь |
|
Московское городское Братское кладбище. Могилы военных летчиков |
Открытки, иллюстрирующие статью, хранятся в фондах отдела изоизданий РГБ.