|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 02-2003 |
БИБЛИОГРАФИЯ
Новые книги об имяславии
Епископ Иларион (Алфеев). Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. СПб.: Алетейя, 2002. В 2-х томах. 1231 с., илл.
Какова связь между именами Бога и Самим Богом? Являются ли наименования "Яхве" и "Иисус", а также другие имена Божии, упоминающиеся в Священном Писании, лишь словесными этикетками, придуманными людьми для того, чтобы отличить Бога библейского Откровения от других богов? Или, напротив, имена Божии открыты Самим Богом и потому дают верующему сердцу доступ к самым сокровенным тайнам богообщения? Все эти вопросы - лишь верхушка огромного богословского айсберга имяславских споров, исследованию которых посвящена опубликованная в прошлом году двухтомная монография епископа Подольского Илариона.
За последние пять лет епископ Иларион выпустил в свет более пятнадцати книг на русском, английском и французском языках. Научные работы Владыки Илариона включают монографии о святых Григории Богослове, Исааке Сирине, Симеоне Новом Богослове, очерки по истории Русской Церкви; историко-богословский анализ темы сошествия Христа во ад в Священном Предании, а также популярный в России учебник по догматическому богословию, который в ближайшем будущем будет опубликован на английском языке. Подобная научная продуктивность, требующая колоссальной работоспособности, является феноменом совершенно незаурядным на горизонте отечественной богословской мысли. О международном признании работ епископа Илариона свидетельствует тот факт, что его докторская диссертация о святом Симеоне Новом Богослове опубликована издательством Оксфордского университета - одним из наиболее престижных издательств богословской литературы в англоязычном мире.
Работа епископа Илариона об имяславии обещает стать тем фундаментом, который будет положен в основу всех будущих исследований этого важнейшего богословского вопроса. Оба тома книги прекрасно изданы, безупречно отредактированы и содержат множество черно-белых иллюстраций и фотографий главных участников имяславских споров.
Первые главы книги, носящие обзорный характер, знакомят читателя с пониманием имени Божия в Библии, а также у святых отцов Восточной Церкви. Автор указывает на тот факт, что в Библии именам вообще и имени Бога в частности придавалось особое значение. Древние имена были значащими и отражали характерные черты их носителей. Так, например, имя Иисус означает "Яхве спасает". В библейском слово употреблении имя Бога служило синонимом Самого Бога, как, например, в словах 53-го псалма: Боже! Именем Твоим спаси меня, - а также обозначало присутствие и славу Бога на земле. В патристическом наследии епископ Иларион выделяет две противоположные тенденции: одна подчеркивала неименуемость Бога и неисчерпаемость Бога никаким именем; вторая, наоборот, делала ударение на неотделимости имени Божия от Самого Бога в молитвенной, литургической и экзорцистской практике Церкви. Именно вторая тенденция впоследствии была богословски развита имяславцами. В последних главах первой части книги епископ Иларион более подробно останавливается на духовном опыте византийских исихастов и русского монашества. Иисусова молитва, которая была сердцем исихазма, явилась катализатором всех богословских споров о почитании имени Божия.
Вторая часть книги дает историю имяславских споров от возникновения имяславия на Афоне в 1907 году до изгнания монахов-имяславцев со Святой Горы в 1913 году. Искрой, из которой возгорелось пламя имяславия, стала книга схимонаха Илариона (Домрачева) "На горах Кавказа", известная современному читателю по ее репринтному изданию, вышедшему в 1998 году в Петербурге. В этой книге схимонах Иларион от опыта Иисусовой молитвы переходит к богословию имени Божия, которое он суммирует словами святого Иоанна Кронштадтского: "Имя Божие есть Сам Бог". В будущем эта формула стала лозунгом имяславского движения на Афоне и за его пределами. Первый конфликт возник на самом Афоне, между монахами, сочувствовавшими идеям схимонаха Илариона, и противниками имяславия, которые считали, что автор книги "На горах Кавказа" впал в прелесть.
Святейший Синод ответил на этот конфликт, на наш взгляд, поспешным и богословски недостаточно убедительным осуждением имяславия как ереси. За осуждением последовала свершившаяся с одобрения архиепископа Никона (Рождественского), прибывшего для разбирательства дела, акция по насильственному выдворению монахов-имяславцев со Святой Горы и переселению их в Россию.
По нашему мнению, вторая часть книги написана особенно удачно. С одной стороны, автору удалось избежать лубочного изображения некоторых неприглядных сторон тогдашней церковной жизни: епископ Иларион не замалчивает ни антисемитизма архиепископа Никона, ни нарушения элементарных гражданских прав монахов при распределении их по монастырям России, ни отсутствия в Церкви культуры серьезного богословского диалога. Автор показывает, что движение, возникшее в недрах, в самой сердцевине церковного опыта, было невозможно остановить окриками сверху и полицейскими мерами.
С другой стороны, автор далек от очернения всего Священноначалия Русской Церкви начала двадцатого века - искушения, перед которым не устояла ни либеральная пресса, ни религиозная интеллигенция того времени. При всем своем глубочайшем понимании основной богословской интуиции имяславия - в молитвенном призывании имени Божия верующие соприкасаются с Самим Богом - епископ Иларион далек от некритической апологии имяславского богословия и открыто признает, что в суждениях имяславцев было много спорного и неточного. Книга Владыки Илариона уникальна тем, что автор ее одинаково уверенно ориентируется в трех религиозных мирах: русского монашества на Афоне, русской религиозной интеллигенции, поддержавшей имяславие, и церковной иерархии, многие представители которой относились к имяславию враждебно. Между тем рассмотреть позиции этих трех миров объективно, в духе бескомпромиссного искания исторической правды - задача для церковного историка чрезвычайно сложная.
Третья, заключительная часть книги повествует о продолжении имяславских споров со времен Первой мировой войны до девяностых годов двадцатого столетия. Любопытно, что потепление в отношении Святейшего Синода к имяславцам произошло именно тогда, когда о своем намерении взять опальных монахов под защиту объявил Император Николай II. Синод отреагировал на императорскую милость рядом мер по возвращению имяславцев в Церковь, но, выйдя из-под опеки Государя после его отречения от престола, вернулся к своей прежней непримиримой позиции по отношению к имяславцам. Святейший Патриарх Тихон вновь запретил в служении и отлучил от Церкви многих оставшихся в живых лидеров имяславского движения. К сожалению, церковные прещения не сопровождались богословским обсуждением позиции имяславцев.
В тот период имяславие получило философское обоснование в неоплатонизме А. Ф. Лосева, а богословское развитие почитание имени Божия было дано протоиереем Сергием Булгаковым. Епископ Иларион отмечает, что взгляды этих религиозных мыслителей не получили той церковной оценки, которой они заслуживают. Надо сказать, что и в своей книге епископ Иларион ограничивается по большей части изложением взглядов Лосева и Булгакова, сводя свою критику только к общим замечаниям по их адресу. Впрочем, автор совершенно прав в том, что не построения Лосева и Булгакова, но в первую очередь молитвенный и литургический опыт Церкви должен стать той основой, на которой возродится интерес к богословию имени Божия.
В заключении к книге автор призывает к созданию богословской комиссии, которая систематизировала бы православное учение об имени Божием. Хотелось бы надеяться, что этот призыв епископа Илариона, будет Русской Церковью услышан1. Реабилитация имяславия может сыграть огромную историческую роль, опровергая распространенное мнение, что последние несколько столетий, а может быть и более тысячелетия, православный Восток пребывает в состоянии догматического летаргического сна, ограничиваясь лишь осуждением догматических нововведений Католической Церкви, а также порицанием доктринального хаоса, царящего в протестантизме, что развитие православного вероучения остановилось в VIII веке (на догмате об иконопочитании, который был провозглашен на VII Вселенском Соборе), в лучшем случае - в XIV веке (на паламитских спорах об отношении Божественных энергий к сущности Бога).
Учение о связи имени Божия с Самим Богом теснейшим образом соприкасается как с вопросом о присутствии Бога в образах Его, иконах, так и с духовным опытом исихазма, защита которого стала причиной паламитских споров. Вопрос о почитании имени Божия - не измышление школьных богословов, он вырос в недрах общецерковного опыта и достиг своей богословской зрелости именно в лоне Русской Православной Церкви. Будущее покажет, исполнит ли Русская Церковь призыв своих благочестивых предков к творческому освоению еще одной тайны Откровения - тайны Божия имени.Диакон Павел ГАВРИЛЮК
(Православная Церковь в Америке),
доктор богословия,
профессор университета
святого Фомы Аквинского
(Сент-Пол, Миннесота, США)
1 Мы должны оговориться, что епископ Иларион не призывает к формулировке нового церковного догмата - для этого потребовалось бы созвать VIII Вселенский Cобор, но только подчеркивает важность общецерковного обсуждения этого вопроса. - Прим. авт.