ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2003

ПРОПОВЕДЬ

Слово в Неделю ваий.
Торжество служения

       С праздником, дорогие братья и сестры! С праздником, который снова дает нам возможность и необходимость говорить о торжестве Православия.
       Атмосфера встречи Спасителя во граде Иерусалимстем и все, что предшествовало этому сретению Господа, входящего в Иерусалим на жребяти, со всенародным ликованием, и все знамения, которыми промыслительно был обставлен этот великий вход, последний вход Господа в Иерусалим, - все исполнено торжества. А в Иерусалиме Небесном, Иерусалиме Новом, Его встречают те, кто удостаивается быть гражданами этого Нового Иерусалима.
       Удостаивается стать гражданином Небесного Иерусалима всякий человек - с одним только условием: если он действительно этого ищет и хочет. Может быть, к этому более чем к чему бы то ни было относятся слова евангельские: ищущий обретает. Ищущий Небесного Иерусалима получает, не ищущий - не получает. А ищет человек или нет - это свидетельствуется всей его земной жизнью. Тот, кто живет только земным, Небесного Иерусалима не ищет, и дороги туда не узнаёт, и ни у кого не спрашивает: "Как пройти в этот Небесный Иерусалим?" А тот, кто ищет, тот и спрашивает, и находит, и дорога его ведет туда, и становится он его гражданином.

       Итак, день последнего (до Воскресения) входа Господа в Иерусалим есть день великого торжества. Что же сегодня за торжество - торжество, обнимающее собою все прежние торжества многих недель Великого поста? Что за торжество, в котором Иисус удостаивается встречи, когда со всех сторон слышны крики: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне! (Ин. 12, 12). Что это за торжество? Куда идет Спаситель, что за путь держит? Это начало пути на Голгофу. Встречают Его как Царя, как Спасителя и Освободителя, Который идет в Царство, открываемое Голгофой, Царство, которого Он был и Царем, и Служителем всегда, а сейчас, здесь, при этом входе - особенно.
       Таким образом, торжество православного переживания жизни наконец концентрируется в словах: торжество служения. Если говорить о Христе - это торжество Царского служения, но заметим, что это можно сказать не только о Христе, потому что апостол Петр, говоря обо всех, уверовавших во Христа, утверждает, что все - и мы, значит, тоже - входят в состав царственного священства. Каждый из нас - царь и священник.
       Подлинный смысл слова служение нами теперь почти не улавливается. Это слово в своем первоначальном смысле содержит в себе не только унизительный оттенок, но и унижающую сущность. Кто такой служащий, слуга? Это работник - низший, который вынужден служить высшим. Слуга в доме - это тот, кто исполняет повеления своих господ. Никакого другого значения это слово никогда не имело.
       И здесь мы входим в тайну особого торжества, торжества православного переживания служения. Это слово - служение, сказанное в Евангелии, разносится по всему христианскому миру. Заметим, что жизнь католиков и протестантов - как отдельных людей, так и их общин - на первый взгляд, гораздо больше, чем наша, подходит под это слово - служение. И все же мы утверждаем, что это слово прежде всего связано с подлинно православным переживанием.
       Их служению гораздо больше подходит название деятельность. Люди западного мира гораздо более деятельны, чем мы.
       Более того, они часто деятельны даже и в тех проявлениях, которые на самом деле подходят под название служение.
       Они гораздо больше, например, ходят по больницам и стараются помогать больным, чем мы, православные. Они гораздо больше заботятся друг о друге, и потому, кстати говоря, некоторое число людей постоянно отпадает от православного мира и переходит к ним. Они занимаются всякого рода деятельностью, включая и дела, которые мы назвали бы богоугодными.
       Наша слабая, почти ничтожная деятельность - если иметь в виду деятельность ради Неба, ради Бога, ради своего спасения и ради ближних - эта наша деятельность действительно не заслуживает названия деятельности - и, пожалуй, слава Богу! Потому что то малое, что у нас есть, все же больше подходит под название служение. Мы хоть и плохо, но равняемся как раз на идеалы, часто этого даже не понимая.
       Служение - это прежде всего готовность к жертве, готовность к самопожертвованию, готовность к тому, чтобы постоянно снимать себя с первого места, на которое так хочет тебя поставить твое же собственное тщеславие. Служение - это готовность быть всем для всех. Служение - это неискание ничего для себя, не только почета или каких-то выгод, но даже и благодарности. Служение - это жизнь, в которой всегда есть готовность к спокойному и добровольному перенесению всяких обид. Потому что это норма падшей жизни: те, кто служат, как раз и подвергаются обидам и поношениям. Служение - это и есть та жизнь, в результате которой человек получает достоинство царского священства, потому что в служении он становится подобен Иисусу Христу, Который послужил, будучи и Царем и Первосвященником.
       И это наше торжество - трудное, трудно принимаемое сердцем, это служение, к которому трудно идти, потому что все в тебе стремится повернуть обратно.
       Служение трудно, потому что заставляет делать то, чего не хочется, и потому в служении преодолеваешь себя. Но в служении есть также и нравственное торжество, потому что выше оказывается не тот, кто себя не преодолевает, а плывет по течению своих желаний и похотей, а тот, кто себя преодолевает, преодолевает свои похоти и устремления и, преодолевая, исполняет главное дело своей жизни. И потому в служении есть подлинное торжество.
       Наконец, служение еще и потому так высокоценно, что если говорить о нем как о деятельности, то деятельность эта всегда пронизана глубочайшим смирением. Служение смиренно по своей природе, а смирение - это та основа, на которой совершается победа Божия в человеческом мире.
       Сегодня Господь идет в последний путь Своего служения. Он проходит по улицам града Иерусалимского, и на улицах этого града Его ждет дом, в котором Он совершит последнюю, Тайную Вечерю со своими учениками.
       Наше дело не только рассматривать благодарными очами сердца этот подвиг, но и думать при этом о себе. Наше дело - сопоставлять наши жизни с жизнью Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Сопоставлять не просто для того, чтобы махнуть на себя рукой: "А, куда нам! Что мы можем? Он Бог, а мы кто?!" Сопоставлять для того, чтобы решить: "Вот путь, который предназначен и мне. Вот путь, подобный которому должен совершить и я, слабый, немощный, никуда не годный".
       И правда, почти каждый из нас не способен к деятельности. Мы, люди православные, недеятельны. Но почти каждый из нас способен на служение. По крайней мере, на то служение, которое начинается в сердце. И пройдя этим нынешним путем, началом голгофского пути, великого пути Своего служения, Господь и нас ждет и призывает совершить в смирении и простоте этот великий подвиг, который является торжеством Православия и должен стать делом нашей жизни. Аминь.

Протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ,
настоятель храма Трех святителей
на Кулишках, в Москве