ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2003

БОГОСЛОВИЕ

Таинство покаяния

       В первенствующей Церкви Таинству Крещения предшествовало Таинство Покаяния, врачующее и освобождающее человека от греха и тяжких последствий его.

       Апостол Петр в день Святой Пятидесятницы на вопрос слушавших его проповедь: что нам делать? - ответил: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2, 38). Так призываются все проникнуться верой во Христа как Сына Божия и покаяться в грехах своих против Бога и тем подготовить себя к Таинству Крещения, неразрывно связанному с Покаянием.
       В писаниях мужей апостольских (например, в посланиях Апостола Варнавы) встречаются указания на Покаяние, служащее подготовкой к Крещению. Оно было обязательным для тех, кто вступал в Церковь Христову.
       Однако в практике древней Церкви существовало Покаяние как отдельное Таинство, не связанное с Крещением. К нему прибегали те из ранее крестившихся, чья совесть время от времени испытывала потребность в очищении от грехов и получении благодатной помощи для дальнейшей борьбы с ними. В книге "Пастырь" Ерм спрашивает Ангела: "Господи, я слышал от некоторых учителей, что нет иного покаяния, кроме того, когда сходили в воду и получали отпущение прежних грехов наших". Ангел отвечает, что хотя получивший отпущение грехов при Крещении не должен более грешить, но "люди слабы и по наущению диавола могут пасть. Поэтому Господь положил Покаяние".
       "Нужно каяться всем, - говорит блаженный Симеон Солунский, - мирским и монашествующим, клирикам, иереям и архиереям, и никому не устраняться от покаяния, потому что все согрешили и согрешаем и должны каяться все" ("Разговор о священнодействиях и таинствах Церкви". Т. 2. С. 315).
       Православная Церковь учит, что всякий грех (а не только особо тяжкие грехи) отделяет человека от Бога и Его Святой Церкви. И потому перед разрешительными словами в Таинстве Покаяния пастырь читает молитву: Примири и соедини Его Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем.
       Покаяние Церковь еще именует вторым Крещением.
       В "Завещании", с которым духовник обращается к кающемуся, говорится: От сих всех отныне должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися по таинству христианскому (Там же. С. 316).
       Сколько бы раз мы ни приступали к Таинству Покаяния, оно всегда для нас является дверью, открывающей путь в Церковь Христову - Царство Божие.
       Таинство Покаяния, говорит преподобный Исаак Сирин, даруется людям как благодать на благодать, оно есть второе возрождение от Бога (Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 390).
       Вот почему еще до наступления Великого поста Церковь от лица чад взывает к Богу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен, но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Ступени покаяния

       В Таинстве Покаяния, как и во всяком другом Таинстве, следует различать три стороны: нравственно-психологическую, благодатную и воспитательную.
       Жажда иной, лучшей жизни - психологическая основа появления в человеческой душе покаянного настроения.
       Греческое слово метаниа (покаяние) означает не только осознание своей греховности, но и изменение отношения к Богу, человеку и к самой жизни, являющееся началом покаянного делания и исправления.
       Но в духовной жизни тяжело сказывается "упорство в грехах" (святитель Феофан Затворник), холодное равнодушие, потеря связи с Богом и отчуждение от людей.
       Путь возвращения к Богу и духовному возрождению должен начаться с возвращения в свой внутренний мир: К себе восходи, человече... да обновляется в тебе всякаго жития путь (13 сентября, стихира на Хвалитех). В притче о блудном сыне это состояние выражено словами: В себя пришед (Лк. 15, 17).
       "Войди в себя, - призывает преподобный Ефрем Сирин, - и обратись к Господу всем сердцем" (Творения. Ч. 5. Изд. 2-е. С. 171).
       Начальной ступенью покаяния, а тем самым и обновления человеческой души, и следует считать вхождение в сокровенную храмину своей души. "Войдя в нее, он увидит, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - свое тяжелое внутреннее состояние, почувствует, что душою он болен, темен и страждет" (Творения. Т. I. С. 65). Его внутреннему взору откроется необходимость единения с Богом, которое непременно приводит к духовной связи и с ближними. В свою очередь, сердечные, доброжелательные отношения с ближними приближают человека к Богу (см.: 1 Ин. 4, 20).
       В молитве Господней прощение Господом грехов (долгов) наших ставится в зависимость от прощения нами долгов своим должникам (Мф. 6, 12). Мы должны руководствоваться словами Спасителя: Если ты принесешь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой... и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). На вопрос Апостола Петра: Сколько раз прощать брату моему... до семи ли раз? Христос ответил: ...до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21-22), то есть прощать всегда.
       Прощение грехов друг другу и примирение с ближними является важнейшей, непреложной заповедью для христиан, особенно перед Таинством Покаяния и Причащения1.
       Нельзя нести в храм дар свой, не примирившись с родными и знакомыми, ближними и дальними, как заповедует Господь Иисус Христос. Трудно прощать, но еще труднее просить прощения, особенно горделивому человеку. Если он и прощает других, и примиряется с ними, то чаще всего формально, чтобы отвести от себя упреки. Поэтому всем нам нужно употребить немалые усилия, чтобы расположить себя к искреннему примирению.
       Примирение, взаимное прощение - вторая ступень покаянного делания. Покаянное чувство обычно возникает под действием призывающей благодати Божией, как это видно из притчи о блудном сыне. Душа смягчается, и внутреннему взору человека открывается "мрак страстей, кои, наподобие вихря, мешают видеть, что истинно, добро и блаженно... и погружают в непотребство" (Иноки Каллист и Игнатий // Добротолюбие. Т. V. С. 335).
       Пробуждающееся покаянное чувство сопровождается смятением сознания, борьбой помыслов, властными вспышками страстей и одновременно чувством страха Божия, сознанием своей немощи, духовной нищеты, своего ничтожества пред Богом. Но "блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него корнем и началом всякого доброго успеха" (Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина. Слово 61. С. 328-329). Важно распознать, какая из владеющих душой страстей является господствующей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие или гордость. Зрение своей изъязвленной души могло бы привести грешника к безысходному отчаянию, если бы не открылась пред ним возможность видения живущего в нем образа Божия, жаждущего освобождения. Так рождается в душе надежда на целительную помощь Божию, подкрепляемая действующей в ней благодатью Божией.
       Развиваясь и углубляясь, эти переживания поднимают кающегося на ступень осознания ответственности за грехи свои, вины пред Богом.
       Но путь к искреннему покаянию внезапно преграждает привычка всегда и во всем оправдывать себя, объяснять причины своего грехопадения сторонними влияниями, дурным окружением, болезнями и немощами или искушением от лукавого.
       Такого рода самооправдания и оговорки рассматриваются Церковью как словеса лукавствия.
       Случается, что иная душа, изнемогая от внутренней борьбы, не находит в себе больше сил углубиться далее в покаянный подвиг. Бывает и наоборот: острота внутренней борьбы усиливает сознание виновности пред Богом и вызывает покаянную скорбь, сокрушение сердца и искренний плач о грехах своих.
       На этой новой ступени покаянного подвига возникают исключительные трудности. Далеко не всякий человек, искренне и глубоко раскаивающийся, может входить в длительное рассмотрение грехов своих. Нередко душу охватывает равнодушие, окамененное нечувствие: Увы мне, великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия. Происходит это еще и оттого, что человек ужасается неисчислимости согрешений - и новых, и старых, и больших, и малых, явных и тайных, своих и людских, неотмоленных и неоплаканных. Да и сколько нужно слез, чтобы оплакать их? В древнем Патерике рассказывается об авве Диоскоре, который постоянно плакал в своей келлии. Один из учеников спросил его: "О чем ты плачешь?" Старец ответил: "Плачу о грехах своих, чадо". Ученик возразил: "Не имеешь грехов, отче". Старец сказал: "Уверяю тебя, сын мой, если бы можно было видеть мне грехи свои, то мало было бы еще четырех человек, чтобы вместе со мной оплакать их" (Древний Патерик. М., 1874. С. 46). Некоторые подвижники имели дар постоянных покаянных слез. Среди них таким даром особенно отличался преподобный Ефрем Сирин. Об этом свидетельствуют все его творения и особенно "Слезное моление на каждый день недели" (см.: Творения. Ч. 4. С. 19-50).
       Покаянное видение и чувствование грехов своих, слезное сокрушение о них развиваются в душе кающегося непрестанным духовным трезвением, бодрствованием, частой исповедью и святым причащением.
       Может возникнуть вопрос: как говорить об исповеди и причащении, если не пройдены еще все ступени покаянного подвига? Однако отсутствие непрерывной скорби, сердечного сокрушения о грехах, постоянного покаянного плача не должно препятствовать тому, чтобы человек на длительном пути своего духовного возрождения время от времени приступал к Таинствам Покаяния и Причащения. Бог, видящий сокровенное сердце каждого человека, принимает и малое сокрушение, потому что от Него не скрыта ни капля слезная, ниже капли часть некая.
       Господь зрит не только отдельные грехи наши, но и наше общее духовное состояние. Если в душе не угасают благие расположения и устремления к Богу, нравственной чистоте, сердечному участию в жизни ближних, то ради укрепления и поддержки человека во всех этих устремлениях он может быть допущен к Таинствам Покаяния и Причащения, ибо "Господь милует благие намерения, если они связаны с желанием удаляться от зла и творить благо" (Епископ Феофан Затворник. О покаянии, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 1909. С. 72).
       Следующая ступень покаянного подвига состоит в твердой решимости кающегося оставить греховную жизнь и положить начало благое жизни в Боге. Без такой решимости стяжания вражды и ненависти ко греху ни познание своих грехов, ни осознание своей вины, ни даже сокрушение и слезы не могут привести к истинному покаянию.
       "Кто любит страсти страстные, - говорит преподобный Исаак Сирин, - тот поневоле и подручен им и, не желая того, раб есть страстей... Невозможно человеку оставить навык греховный прежде стяжания вражды к нему и невозможно получить прощение прегрешений прежде исповедания их" (Указ. соч. Слово 71. С. 358).
       Человек, возненавидевший свой грех, не должен озираться вспять и оставлять в своем сердце место для любимой страсти. Именно отсутствием настоящей ненависти ко греху и твердой решимости навсегда покончить с ним объясняется то, что многие христиане, покаявшись в каком-либо грехе и получив через духовника разрешение, вскоре снова впадают в него.
       С другой стороны, возвращение к прежнему греху может произойти, если кающийся не исповедал грехов своих перед пастырем Церкви Христовой.
       Начиная именно с этой ступени нравственно-психологическая сторона покаяния входит в непосредственную близость с благодатной стороной. Для человека, возненавидевшего свой грех и твердо решившего начать новую жизнь, грех, как бремя, отягощает душу. С предельной глубиной это переживание выражено в словах Псалмопевца: несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс. 37, 4-5).
       Освождение от греховного бремени невозможно без исповедания своих грехов пред Богом и пастырем.
       Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего. Я сказал: исповедую Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31, 5).
       Эта потребность снять с души тяжесть греховную естественна для человека в решительные минуты жизни, и особенно в предсмертный час, когда нередко душа открывается перед кем-либо из близких.
       Разумеется, исповедь церковная, являющаяся важнейшим элементом Таинства Покаяния, коренным образом отличается от такого рода естественной исповеди, ибо в ней сообщается Самим Сердцеведцем Богом: Я сказал: исповедую Господу преступления мои... и Он снял грех вины моей. На этот существеннейший момент покаянного переживания и указывает духовник, говоря перед каждою исповедью: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое.
       Нельзя не обратить внимания и на следующие слова духовника: Не усрамися, ниже убойся. Эти слова указывают на необходимость посрамления себя за совершённые грехи, и особенно за скрытые, срамные, особо зазорные грехи. Человеческое самолюбие уязвляется, когда указывают на греховные дела его не только люди, но и сама совесть грешника. И он обычно всячески скрывает постыдные грехи от людей и приглушает их в своей совести. А между тем чувство стыда, испытываемого человеком, есть следствие скрываемой серьезной болезни души.
       Вместе с тем самоукорение помогает избавиться от греха, остро осознанного. Слова духовника указывают, что необходимы мужество и решимость для такого самоукорения: не усрамися ниже убойся, и да не скрыеши что от мене... Аще ли что скрыеши, сугуб грех имаши. Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши.
       Кто скрывает свой грех, стыдясь назвать его, творит сугубый, двойной грех. А между тем именно на исповеди "чем больше будет стыда и страха, тем спасительнее. Желая сего таинства, желай большего устыдения и большего трепета" (Епископ Феофан Затворник. Указ. соч.). А это и создает ту благодатную врачебницу, и тогда искренно и смиренно кающийся получит исцеление.
       Завершающей ступенью покаяния является обращение к Богу с молитвой о прощении, помиловании за все содеянное, вскрытое и исповеданное.
       Таким обращением завершаются все примеры покаяния, содержащиеся в Евангелии. Боже, милостив буди мне, грешному, - взывает мытарь в притче о мытаре и фарисее. Отче, согреших на небо и пред Тобою и уже недостоин нарещися сын Твой. Приими мя, яко единаго от наемник Твоих, - молится Отцу возвратившийся блудный сын. Благоразумный разбойник, сила покаяния которого о едином часе сподобила его райского блаженства, обращается к распятому Спасителю с молитвой: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
       Молитвенное обращение к Богу является выражением сознания кающегося, что собственными силами он не может освободиться и очиститься от тяготеющего над ним греха. Молитва - связующее звено между субъективно-душевной и объективно-благодатной сторонами Таинства Покаяния. Эта связь в чине исповедания выражается в том, что молитву о помиловании кающегося и примирении его с Богом и с Церковью читает не сам кающийся, а духовник.
       Перед началом исповеди он назвал себя точию свидетелем кающегося. Теперь, когда исповедь подошла к завершению, духовник, как предстоятель Церкви Христовой, возносит к престолу Божию мольбу о прощении, о помиловании: Господи Боже спасения рабов Твоих, Милостиве и Щедре, и Долготерпеливе, каяйся2 о наших злобах, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися, и живу быти ему, Сам и ныне умилостивися о рабе Твоем и подаждь ему образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая ему всякое согрешение, вольное и невольное. Примири и соедини его Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе, Господе нашем.

Благодатная сторона Таинства
и его совершители

       Покаяние становится Таинством только в Церкви Христовой, которая дает пастырям право даровать кающимся благодать отпущения грехов. "По учению Церкви, без Таинства Покаяния не может очиститься дух человеческий от рабства греха и греховной гордости, он не может сам разрешить свои собственные грехи, ибо мы властны только осуждать себя, а не оправдывать, и что одна только Церковь имеет силу оправдания, потому что в ней живет полнота Духа Христова" (Хомяков А. С. Сочинения. Т. II. С. 18).
       Первым совершителем Таинства Покаяния был Сам Иисус Христос. Он начал Свое общественное служение с призыва: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).
       Приходящим к Нему за помощью и исцелением он говорил: Прощаются тебе грехи твои, - и вслед за тем даровал исцеление и духовное обновление.
       В первый день Своего Воскресения, явившись ученикам и сказав им: мир вам, - Он дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).
       "И это, - говорит блаженный Симеон Солунский, - постоянно совершается доныне. Сия-то сила Духа проявляется и действует через священнослужителей".
       Благодать Таинства Покаяния с апостольских времен подавалась через возложение рук пастырей на главу кающихся3.
       Современное возложение епитрахили на главу кающегося и прикосновение к ней благословляющей руки пастыря с произнесением разрешительной молитвы восходит к древнему обычаю руковозложения (хиротесии). Через все указанные действия кающийся получает благодать отпущения исповеданных грехов, происходит примирение его с Церковью и восстановление нарушенного грехом единения с Господом.
       Усвоение этого благодатного дара при искреннем раскаянии и полном исповедании грехов рождает радость, умиление пред милосердием Божиим, чувство духовного обновления.
       Таинство Покаяния свершилось. Однако в душе покаявшегося могу вызвать некоторое недоумение слова пастыря: подажь ему образ покаяния, прощение грехов и отпущение.
       Если покаяние уже закончилось и предстоит получить разрешение грехов, то непонятно: о каком образе покаяния молится пастырь?
       В "Деятельных и богословских главах" преподобного Симеона Нового Богослова говорится: "Через покаяние совершается отмытие скверны прежних непотребных дел, а после такого очищения бывает пришествие Святого Духа, но не просто, а в силу веры, расположения и смирения кающихся от всей души". Иначе говоря, благодатный дар прощения, полученный через разрешительную молитву пастыря, даруется в меру веры4, расположения и смирения кающегося, как залог постоянного сопребывания души со Своим Владыкой и Господом. Для того чтобы это сопребывание и впредь было действенным, покаянное делание должно продолжаться и после исповеди и принятия Святых Таин Христовых, в течение всей последующей жизни.
       Святой Василий Великий (правило 84-е) образом покаяния предлагает измерять образ врачевания (епитимии) соответственно тем главным грехам, которыми болезнует каждый пришедший на исповедь и с которыми и впредь ему предстоит бороться. Эта-то борьба есть образ покаяния, о котором пастырь-духовник молится перед разрешительной молитвой.
       С вопросом об образе покаяния тесно связан вопрос об епитимиях, накладываемых духовником-пастырем на некоторых членов его паствы для исправления и духовного возрастания.

Воспитательная сторона Таинства
и епитимий

       Епитимия - воспитательная мера, к которой иногда прибегают пастыри Церкви Христовой, озабоченные духовным преуспеянием паствы.
       В древней Церкви епитимийные уставы были чрезвычайно строгими и епитимии налагались на продолжительные сроки. Так, по Номоканону клятвопреступники отлучались от Святого Причащения на 10 лет, кровосмесники - на 20, блудники - на 15, воры - на 2 года и т. д.
       Епитимии в нашей Церкви редки. Они налагаются на отдельных, наиболее изъязвленных грехами верующих людей и на тех кающихся, относительно которых пастырь не уверен, что они будут активны и последовательны в борьбе с одолевающим их грехом.
       Епитимия, следовательно, не мера наказания грешника, а мера врачевания, оказывающая помощь ему в борьбе с грехами.
       В своей основе епитимия - благочестивые упражнения, предназначенные к неуклонному выполнению для исправления грешника. Из епитимий та особенно полезна, которая воспитывает страх Божий, страх греха и создает устойчивое стремление к избавлению от греховной скверны, удаляющей грешника от служения Богу и ближним.
       Одна епитимия может быть заменена другой, более действенной и спасительной. Бывает, что кающийся и сам просит наложить на него другую, более сложную епитимию и тем свидетельствует о своей доброй воле, готовности к исправлению. В этом случае епитимия - особое стимулирующее и постоянно действующее средство, духовно обновляющее жизнь грешника.
       Епитимии назначаются соразмерно степени зараженности верующего грехом. При назначении их пастырь проявляет разумную милость и снисходительность, ибо пастырь не судья кающегося, а слуга в деле его спасения. Духовная власть его состоит в том, чтобы помочь грешнику. Пастырская сострадательная любовь смягчает сердце грешника, ободряет его и помогает глубже осознать свою греховность и необходимость борьбы с ней.
       Любвеобильный и заботливый пастырь при назначении епитимий принимает во внимание и особенности греха, и душевное состояние, и даже внешнее положение согрешившего (34-е, 84-е правила святого Василия Великого. Ср.: его же 3-е правило и Слово о священстве святого Иоанна Златоуста. 2. С. 26).
       По учению святого Григория Нисского, важны не столько время или продолжительность епитимий, сколько произволение состоящего под епитимией грешника (8-е правило).
       Из Жития святого Василия Великого известно, что юношу, отрекшегося от Христа, он сподобил Святого Причащения через 40 дней покаяния - так велико было стремление святого отца скорее возвратить в лоно Церкви отпавшего грешника. С другой стороны, если и сам грешник проявит особую озабоченность о своем духовном состоянии и "покается от всего сердца, и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог", - говорит преподобный Пимен Великий (см.: Древний Патерик. М., 1914. С. 30).
       Епитимии назначаются за наиболее опасные грехи и пороки. Соответственно им и назначается образ покаяния. "Если ты, например, похитил чужое? - Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? - Теперь воздерживайся от общения со своей женой в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и обижал кого? - Теперь благословляй обижающих тебя. Ты прежде предавался сластолюбию и пьянству? - Теперь постись и пей одну воду. Прежде ты сладостными очами смотрел на красивых женщин? - Впредь совсем не смотри на них, ибо сказано: уклонись от зла и сотвори благо (Святой Иоанн Златоуст. Беседа 10-я на Евангелие от Матфея. С. 189- 190).
       Этому же учит и святой Василий Великий: "Ты злословил? - Благослови. Лихоимствовал? - Отдай. Упивался? - Постись. Гордился? - Смирись. Завидовал? - Брось" (Толкование на 32-й псалом. С. 265).
       Назначая духовные епитимии, пастырь советует, увещевает, призывает обуздывать язык, хранить зрение и слух, воздерживаться от излишеств в пище и питии. Нередко раскаявшимся рекомендуется усваивать важнейшие молитвы, как-то: "Отче наш", "Царю Небесный", "Богородице, Дево, радуйся", молитву Иисусову, молитву мытаря, молитву преподобного Ефрема Сирина, Символ веры и др. Средства эти ограждают от последующих падений. И потому легче предупредить грех, чем бороться с ним после его совершения.

Домашнее покаяние и исповедь

       Таинство Покаяния оправдывает, возрождает человека и вместе с Таинством Святого Причащения теснейшим образом соединяет его со Христом, примиряет с Церковью и Богом, восстанавливает в сыновнем достоинстве.
       Все эти дары даются христианину в результате длительной и упорной борьбы с грехом при помощи благодати Божией. Как облегчить трудности духовного восхождения христианина, что поможет ему в подготовке к Таинству Покаяния и исповеди?
       Обычно верующие церковные люди участвуют в Таинстве Покаяния время от времени в храме при непременном участии пастыря. Такое покаяние можно условно назвать храмовым.
       Но христианину необходимо также приносить Богу ежедневное покаяние, во время вечерней молитвы, перед отходом ко сну: после прочтения вечерних молитв молящийся, вспоминая грехи истекшего дня, сердечно кается в них пред Богом.
       Грехи называются вслух, членораздельно, сосредоточенно и так, чтобы в словах исповеди отражалось покаянное состояние духа и стремление как бы оторвать грех с его корнем и освободиться от него. Тогда между человеком и грехом его встают совесть и Сам Бог, укрепляющие решимость освободиться от греха, пленяющего человека, подчиняющего себе его духовные силы, освобождая себя в момент покаяния от власти греха.
       Уединенное ежедневное домашнее покаяние, когда в нем участвуют только совесть христианина и Бог, помогает человеку обрести образ Божий в себе, приучает к самоконтролю и позволяет вовремя пресечь в себе и гасить действие на душу греховных помыслов и страстей и тем облегчить дальнейшую борьбу с ними.
       Так борьба с грехом созидает духовную культуру человека, определяя его внешнее поведение.
       Если мы, братие и сестры, сознательно не воздержимся от грубых, обидных слов, не навыкнем во взаимном уважении, если не выработаем в себе уступчивости, терпеливости, сердечности, участливости в жизни других, то будет трудно сохранить ее и среди окружающего общества. Находясь в постоянном духовном трезвении, мы должны всегда отсекать от себя все, что таит в себе искушение и соблазн греха, проверять и укреплять себя покаянной молитвой и исповедью пред Богом в конце каждого дня.
       Когда навык к домашнему покаянию и исповеди приобретен, кающийся на исповеди в храме знает, что сказать духовнику-пастырю. Он умеет открыть свою душу пред Богом даже тогда, когда духовник не может выслушать его личную исповедь, что бывает обычно при общей многолюдной исповеди. В этом случае подготовленный исповедник, стоя в храме среди других исповедников, тихим голосом кается в своих грехах непосредственно пред Самим Богом, твердо веря, что будет Им услышан.
       Подходя под разрешительную молитву к пастырю, он должен суметь сказать ему о наиболее болезненных грехах своих, чтобы пастырь установил духовно-молитвенную связь с ним и взял его в свое сердце. При соблюдении всего сказанного сохраняются, хотя и в неполной мере, условия действенности Таинства Покаяния, требующего личного исповедания грехов кающимся и знания грехов его пастырем, от которого исповедник с нетерпением ожидает благостных слов: "Прощаю и разрешаю", дабы Господь не сказал нам: "А Я осуждаю".
       Царство Христово проявляется в Церкви Христовой действием благодати Святого Духа, рождающей человека в новую жизнь.
       Новое рождение происходит во Святом Крещении, когда крещаемый отрекается от зла, соединяется со Христом и освящается водою, срастворенной Духом Святым.
       "Сподобившиеся Святого Крещения, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - являются уже живыми, как бы воскресшими из мертвых. Души их, оживотворившись, принимают благодать Святого Духа, как имел ее Адам до своего падения. Потом крещаемые помазуются святым миром... и благоухают преестественно. Соделавшись таким образом достойными того, чтобы быть общниками Бога, они вкушают Плоть Его и пьют Кровь Его и посредством освященных хлеба и вина соделываются сотелесными и сокровенными воплотившемуся и принесшему Себя в жертву Богу" (Указ. соч. Т. I. Слово 5. С. 24-25). Аминь.

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Православная Церковь последнее воскресенье перед Великим постом посвящает обряду взаимного прощения и называет это воскресенье Прощеным.
       2 Одна из тайн Домостроительства Божия о нашем спасении заключается в том, что Христос и Сам кается о наших злобах. Он кается за нас по бесконечному милосердию Своему, то есть умиротворяет, смягчает наши злобные сердца, ограждает их от ожесточения, чтобы сделать нас способными к общению с Богом и людьми.
       3 В Апостольских постановлениях читаем: "Согрешившего после Крещения приемлем через возложение рук на него, как очищенного Покаянием. Ибо через возложение рук наших подается верующим Дух Святой".
       4 Прощение даруется не в полную меру потому, что, как говорит преподобный Исаак Сирин, "дело покаяния никогда не может быть совершенно" (Указ. соч. Слово 71. С. 360).

Профессор протоиерей
Александр ВЕТЕЛЕВ († 1976)