ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
04-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Первый на Москве

       В нынешнем году Московский Свято-Данилов монастырь отмечает 700-летие со дня преставления своего основателя - святого благоверного князя Даниила Московского и 20-летие возрождения монашеской жизни.

       В историческом исследовании архимандрита Дионисия (Виноградова), увидевшем свет в самом конце XIX века, отмечается, что три эпохи бытия Даниловского монастыря неразрывно связаны с тремя важнейшими эпохами русской истории. Когда в XIII веке монастырь был основан, Москва еще только-только возникла. Затем, в 1330 году, когда сын святого Даниила князь Иоанн Калита перенес Даниловский монастырь в Кремль и поименовал его Спасским, Москва уже была центром Великого княжества. А еще через 160 лет, в 1490 году, когда Россия освободилась от ордынского ига, Великий князь Иоанн III еще раз перенес монастырь, на сей раз в Васильевский стан, и дал ему имя Спаса Нового, или Новоспасского.
       "К сему можно присовокупить, - пишет архимандрит Дионисий, - что восстановление Данииловского монастыря на месте его первоначального нахождения (в середине XVI века, по приказу царя Иоанна Грозного, после чудесных явлений преподобного князя Даниила. - Прим. ред.) соответствует четвертой эпохе отечественной истории. Святой благоверный князь Даниил тогда только повелел возградить оный монастырь на первоначальном его месте, когда познал, что Москва и ее окрестности стали навсегда безопасны от внезапных набегов вражиих, ибо далеко отошли границы Царства Московского от Москвы, дикие орды татар и других покорились Москве, их страшные царства Казанское и Астраханское сделались русскими городами, даже далекая и неизвестная Сибирь вошла в состав Царства Российского...
       Удивительное, ни с одним монастырем не случавшееся всецелое переселение (как бы путешествие) с одного места на другое Данииловского монастыря было не дело случая или прихоти человеческой, но совершалось по воле Всевышнего Владыки, Царя Царей, Спаса Христа Иисуса, исполнителем которой соделался святой угодник Его благоверный великий князь Даниил", - заключает архимандрит Дионисий.
       Продолжая его мысль, можно говорить и о пятой эпохе в жизни нашего отечества и Свято-Данилова монастыря. Началась она в совсем недалеком 1983 году, когда после 53-летнего перерыва в обители вновь возобновилась церковная жизнь. Вряд ли тогда кто-нибудь мог предположить, что открытие монастыря станет прообразом грядущего возрождения Русской Церкви и ознаменует новый этап в истории России.

Наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов)

       "В 1982 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен обратился к Л. И. Брежневу с просьбой возвратить один из столичных монастырей для устройства в нем Церковно-административного центра, - начинает свой рассказ нынешний наместник Даниловской обители архимандрит Алексий (Поликарпов). - Такой центр был необходим, поскольку приближалась праздничная дата - 1000-летие Крещения Руси. Л. И. Брежнев согласился с этим предложением.
       Выбор у Святейшего Патриарха Пимена был небольшой: Донской, Новоспасский, Данилов монастыри да Крутицкое подворье. Святейший Патриарх остановился на Свято-Даниловом монастыре, потому что с юности он был духовно связан с Даниловой обителью".

Начало восстановления монастыря

       Советские власти разрешили разместить в обители не только официальную резиденцию Патриарха, но и возродить монашескую жизнь. Сразу после открытия к первому наместнику архимандриту Евлогию (Смирнову; ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) пришли около тридцати братий. В основном это были монахи из Троице-Сергиевой Лавры.
       К счастью для тогдашней братии, которой предстояло положить все силы на восстановление порушенной обители, в монастыре оказался и монах Михаил (Карелин), который пришел в Свято-Данилов в 1926 году и помнил, как жила обитель в последние годы перед закрытием. В 1930 году он был изгнан из монастыря вместе с другими оставшимися там насельниками. Потом были арест, колымский лагерь, служба в армии. В 1960-е годы отец Михаил часто приходил сюда, чтобы посмотреть, что стало с его любимой обителью. И как только монастырь вновь открылся, монах Михаил стал постоянным гостем дорогого для его сердца места. В даниловское братство он вернулся в 1996 году.

Монах Михаил (Карелин)

       "Для человека церковного каждое событие значит нечто больше, чем может показаться на первый взгляд, - продолжает архимандрит Алексий. - Свято-Данилов монастырь закрылся последним из всех обителей Первопрестольной и именно он был открыт первым. Восстановительные работы начались здесь в сентябре 1983 года". Архиепископ Евлогий в своей книге о возрождении монастыря рассказывает, что уже той осенью весть о возврате Данилова облетела всю столицу в считанные дни. Как-то отцу наместнику даже позвонили из Центральной справочной службы и попросили дать точный адрес и телефон монастыря, поскольку очень многие москвичи хотели своими глазами увидеть, как в древних стенах вновь начинается монашеская жизнь. Со всех концов страны сюда шли денежные переводы, жертвователи присылали различные суммы - кто сколько мог. А те, кто желал потрудиться ради обители, шли десятками и даже сотнями. Несомненно, был Божий Промысл и в том, что ответственную комиссию по реставрации и строительству Данилова монастыря возглавлял митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси и Священноархимандрит монастыря.

       К концу 1984 года был отреставрирован, а в июне следующего года освящен нижний, Покровский придел храма Святых отцов Семи Вселенских Соборов. Уже тогда он не вмещал всех верующих, желавших попасть на службу, особенно в праздники. Необходимо было как можно скорее восстановить самый большой храм обители - Троицкий собор. Трудно было поверить, что такой колоссальный объем работ можно произвести менее чем за год, но здесь всегда незримо бодрствовала Божия сила, и по молитвам святого князя Даниила, а также благодаря самоотверженному труду людей это стало возможным. В Вербное воскресенье 1986 года состоялось освящение Троицкого храма, который мог вместить до трех тысяч молящихся разом. А потом была незабываемая ликующая Пасха в возрожденном монастыре. Святой князь Даниил вновь призвал свою обитель на служение людям!
       К празднику 1000-летия Крещения Руси все работы по восстановлению монастыря были завершены.

       Опыт восстановления такого архитектурного ансамбля можно назвать поистине уникальным: пришлось достраивать колокольню с надвратным храмом во имя преподобного Симеона столпника, практически заново восстанавливать монастырские стены, от некоторых из которых к моменту передачи монастыря оставались только груды битого кирпича, перезахоранивать останки людей, которые нашли покой в Даниловском некрополе.

       Последнее оказалось едва ли не самым трудным делом. С одной стороны, казалось кощунственным мостить брусчаткой могилы многих сотен людей, с другой - восстановить некрополь в его прежнем виде не представлялось возможным. Оставался единственно правильный выход - захоронить все найденные останки в одном месте и воздвигнуть поминальную часовню, в которой не прекращалась бы молитва о душах всех погребенных в Свято-Даниловом монастыре. Так и было сделано. В крипту под часовней были помещены все кости, найденные на территории монастыря при земляных работах. Возле монастырской стены и неподалеку от поминальной часовни разместили уцелевшие могильные памятники.

       "Сейчас братия нашего монастыря составляет шестьдесят человек, - продолжает свой рассказ наместник обители архимандрит Алексий. - Прежде чем принять пришедшего к нам человека в число братии, мы стараемся внимательно изучить его характер. Нам очень важно, чтобы человек пришел ко Христу с чистым сердцем, а не под влиянием временных тяжких обстоятельств или какой-то жизненной трагедии. Если душа, принесенная в дар Богу, естественна, чиста и свободна, то такой дар конечно же не будет забыт.
       Сегодня с желанием принять монашеский постриг в нашу обитель обращаются гораздо больше людей, чем 10-15 лет назад. Но из десяти приходящих после собеседования остается не больше двух-трех человек. И это вполне нормально, на Афоне говорят, что если из десяти пришедших останется только один, это уже хорошо.
       Возрастной диапазон людей, взыскующих иноческой жизни, велик - от 20 до 50 лет. Юношей мы принимаем только если у них есть родительское благословение. Найдет ли себя человек в монашеском делании - вот самый главный вопрос, и ответить на него может только время.

Монашеский постриг

       Как правило, сначала мы ставим человека на послушания, связанные с физическим трудом. Если здесь он не растеряет своей решимости оставить мир, то ему как кандидату в послушники выдается черный халатик. Такие люди уже могут нести послушание в храме, стоять за свечным ящиком, убирать храм после службы и прочее. Так может продолжаться несколько лет. Когда человек получает право облечься в подрясник, это значит, что недалек момент его пострига. Такие послушники трудятся не только в монастыре, но и на наших подворьях".

Ковчег с мощами преподобного Даниила Московского

       Подворий, или скитов, у Данилова монастыря два. Одно из них находится в сорока километрах от Москвы, в селе Долматово Домодедовского района. Здесь даниловские иноки ведут подсобное хозяйство, обеспечивающее братию овощами и другими продуктами. Здесь же идут службы в восстановленном монахами из руин храме в честь иконы Божией Матери "Знамение". Некоторая часть братии несет там свои послушания постоянно. Еще одно подворье - скит во имя Преподобного Сергия Радонежского - расположен в Рязанской области, около села Михеи.

Молебен в храме Святых отцов Семи Вселенских Соборов

       "Имя игумена Земли Русской этот скит получил не случайно, - рассказывает отец Алексий. - Первыми даниловскими иноками были, как я уже говорил, постриженники Лавры Преподобного Сергия. И за основу богослужебной жизни возрождаемой обители был принят именно Устав Троице Сергиевой Лавры".

       "Конечно, - продолжает отец Алексий, - возрождение нашей обители, ставшее прообразом скорого возрождения Православной Церкви в России, уже является чудом. Но мы не перестаем молить Бога и о другом чуде - полном обретении мощей святого благоверного князя Даниила. После закрытия монастыря в 1930 году святые мощи князя Даниила были перенесены в ближайший к монастырю храм - в честь Воскресения Словущего, а в одну из ночей 1932 года были увезены кем-то в неизвестном направлении. На сегодняшний день в монастыре есть только несколько частиц святых мощей князя Даниила, которые были переданы в монастырь 29 мая 1986 года. Даниловским инокам они достались в дар от Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Феодосия, архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. Эти частицы святых мощей принадлежали духовным детям последнего настоятеля обители епископа Феодора (Поздеевского) и впоследствии оказались за океаном. Теперь они находятся в Троицком соборе.

Рака с мощами преподобного Даниила Московского

       Летом 1987 года монах Михаил (Карелин) передал архимандриту Тихону (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский), тогдашнему наместнику обители, частицу мощей преподобного князя Даниила, полученную им от духовных чад покойного насельника обители архимандрита Серафима (Климкова).
       В воскресные дни перед ковчегом с мощами соборно читается Акафист святому благоверному князю Даниилу.

       Еще одно обретение состоялось в 1995 году, когда Святейший Патриарх Алексий передал нам частицы мощей, долгое время хранившиеся у Дмитрия Сергеевича Лихачева и у протоиерея Иоанна Мейендорфа. Рака с этими частицами мощей установлена на историческом месте - под северной аркой в храме Святых отцов Семи Вселенских Соборов. Перед ракой каждое утро совершается братский молебен святому князю Даниилу. Все даниловцы - и мы, и прихожане наших храмов - верят, что святой князь еще обязательно проявит себя и вернется своими мощами в родной монастырь".

За Божественной литургией в алтаре Троицкого собора

       Продолжая тему святынь, отметим, что сразу после открытия монастыря в него со всей России непрерывным потоком стали поступать святые мощи Божиих угодников, а также древние иконы, в числе которых были три особо чтимых образа, сохранившихся после закрытия монастыря в храме Сошествия Святого Духа, что на Даниловском кладбище.
       Первая из них - Владимирская икона Божией Матери с Акафистом на полях - была написана во второй половине XVI века для первого каменного храма - во имя Святых отцов Семи Вселенских Соборов. Ныне она находится в иконостасе этого храма.
       Еще один почитаемый образ Божией Матери, именуемый Троеручица, написан, по-видимому, в конце XVII - начале XVIII века. Из истории образа известно, что в позапрошлом столетии дважды в год, накануне праздника прославления иконы, ее крестным ходом торжественно переносили из монастыря в часовню и там при огромном стечении народа, прямо на улице совершалось всенощное бдение. Икона вернулась в монастырь с большими повреждениями красочного слоя, но была восстановлена.
       Третий почитаемый образ - икона преподобного Кассиана Римлянина - был написан в середине XVIII века и пожертвован в Данилов монастырь одним из щедрых благодетелей обители. В XIX веке дочь попечительницы монастыря баронессы Розен, монахиня Митрофания, сама расписала большую раму для иконы клеймами из жития преподобного Кассиана. Вскоре икона прославилась чудотворениями и была очень почитаема народом. Особенно много верующих собиралось около этого образа в день памяти преподобного Кассиана.

Скит в Долматове

       В 1986 году один благочестивый москвич в память о своем погибшем брате передал Даниловской братии икону Живоначальной Троицы из семейного собрания. Икону привезли в обитель, и тут оказалось, что ее размеры точно совпадают с размерами киота, приготовленного для храмового образа Троицкого собора. Учитывая, что икона появилась в обители перед самым освящением Троицкого собора, насельники монастыря не сомневаются в том, что это был особый знак Божией милости возрождающемуся монастырю.

       Необходимо упомянуть и о том, что в 1985 году в Данилов монастырь был передан ковчег с мощами преподобного Саввы Сторожевского. Более тринадцати лет хранил монастырь эту святыню, а в 1998 году торжественно, крестным ходом мощи были перенесены в Саввино-Сторожевский монастырь.
       В обители имеется много частиц мощей разных святых, которые хранятся в большом мощевике в Троицком соборе. В отдельном мощевике под иконой святого благоверного князя Александра Невского находится самая большая частица его мощей.

Скит Преподобного Сергия Радонежского

       В музее Свято-Данилова монастыря хранится несколько реликвий, связанных с последним настоятелем обители епископом Феодором (Поздеевским, † 1937).
       Этот твердый и мужественный архипастырь стал Даниловским игуменом в мае 1917 года. С приходом Владыки Феодора в древней обители началось время особого духовного подъема. До своего назначения в Данилов Владыка Феодор был ректором Московской Духовной академии, и за ним в древний монастырь потянулись его лучшие ученики. В короткий срок обитель наполнили образованные и безгранично преданные Святому Православию люди.
       Нынешняя даниловская братия продолжает дело своих предшественников, стремясь зажигать и поддерживать в сердцах верующих благодатный огонь святой православной веры, который так ярко озарил первую московскую обитель во времена лихолетья. И плодов этой деятельности сегодня можно видеть немало, причем в самых разных областях.
       Издательство "Даниловский благовестник" известно практически всем православным в России. В первую очередь "Даниловский благовестник" издает книги по истории монастыря, об основателе обители преподобном князе Данииле. Издан серьезный труд по истории монастыря - альбом "Первый на Москве".
       За одиннадцать лет своего существования издательство "Даниловский благовестник" выпустило в свет более 150 различных книг. В этом году в планах издательства еще около двадцати новых православных книг, брошюр и фотоальбомов.
       Хорошим подспорьем в деле просвещения народа Божия в монастыре считают православные видеофильмы и аудиозаписи, многие из которых также хорошо известны ценителям церковного искусства.
       Сейчас насельники обители трудятся над созданием компьютерного мультимедийного диска, который будет посвящен 700-летию преставления святого князя Даниила и истории обители с момента основания до наших дней.

Наместник Даниловой обители
в гостях у воскресной школы в селе Михеи

       Но, пожалуй, самым главным в деле духовного просвещения в Даниловой обители стала работа Центра духовного развития молодежи, который был создан в 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Основной целью деятельности центра является содействие молодежи в духовном христианском становлении личности. Возглавляет центр игумен Иоасаф (Полуянов), который уже более десяти лет занимается духовным просвещением - как взрослых, так и детей.

Игумен Иоасаф (Полуянов) за богослужением
в одном из мест заключения, окормляемых монастырем

Игумен Иоасаф (Полуянов) причащает детей
в Центре временной изоляции
несовершеннолетних правонарушителей

       На сегодняшний день в структуре центра работают шесть служб, которые занимаются информационно-аналитической работой, религиозным образованием, миссионерством, детско-юношескими программами, социальным служением и религиозной безопасностью. Благодаря качественной работе многие программы центра, такие, например, как миссионерские молодежные курсы, театральная студия, а также военно-спортивный клуб "Стратилат" получили широкую известность и популярность среди православной молодежи. Сейчас во всех отделениях центра занимается более трехсот детей и подростков.
       17 марта 2003 года Данилов монастырь стал местом общецерковного празднества. В этот день вся православная Россия отмечала 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского.
       В Троицком соборе Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Алексий II в сослужении собора духовенства совершил Божественную литургию.

Святейший Патриарх Алексий за богослужением
в день памяти преподобногоДаниила Московского

       По завершении праздничного молебна со словом поздравления к Его Святейшеству обратился наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). "В нынешний день Святая Православная Церковь, прославляя князя Даниила, отмечает 700-летие со дня его преставления. В память вечную будет праведник (Пс. 111, 6), - говорит пророк Божий Давид. Минули века, а память о святом князе Данииле бережно сохраняется в народе Божием. Некогда младший сын славного князя Александра Невского, получив в удел "малую весь" Москву, не только расширил пределы своего княжества, но и собрал вокруг него Великую Русь", - сказал отец Алексий.

       В тот же день в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря состоялось торжественное гашение юбилейной почтовой марки, посвященной преподобному князю Даниилу. В торжественной церемонии приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и министр связи и информатизации России Л. Д. Рейман.

Гашение юбилейной почтовой марки

       А вечером праздничного дня в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся юбилейный вечер "Хозяин Москвы", где всем собравшимся был представлен рассказ о жизненном подвиге святого благоверного князя Даниила Московского, церковные песнопения и народные распевы в исполнении монастырских и фольклорных хоров.
       Одним из самых радостных подарков для всех даниловцев стало приветствие от Президента России Владимира Владимировича Путина, которое зачитал на юбилейном вечере в Храме Христа Спасителя его полномочный представитель в Центральном Федеральном округе Г. С. Полтавченко. В приветствии Президента отмечалось, что князь Даниил стоял у истоков формирования российской государственности; мудрый и дальновидный политик, он стремился к мирному решению всех междоусобных конфликтов и споров. Но главное, князь Даниил много сделал для укрепления Московского княжества, объединения земель вокруг будущей столицы. Имя и заслуги этого выдающегося государственного деятеля по праву вошли в отечественную историю.
       На этом праздник не закончился. Как рассказал отец наместник, самым запоминающимся событием юбилейного года должен стать большой крестный ход 6 сентября, в день памяти святителя Московского Петра, который после Божественной литургии в Успенском соборе пройдет из Кремля в Данилов монастырь, к памятнику святому благоверному князю Даниилу Московскому.
       Это событие, приуроченное к Дню города, должно послужить воспоминанием о таком же крестном ходе, который состоялся сто лет назад, когда Церковь отмечала 600-летие преставления преподобного Даниила Московского.

С. ГАНЬЖИН