ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
04-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

25 лет
архиерейского служения
архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа

       В 2003 году духовенство и паства Вятской епархии отмечают 25-летие архипастырского служения на Вятской земле Высокопреосвященнейшего Хрисанфа, архиепископа Вятского и Слободского. 23 апреля 1978 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви он был рукоположен во епископа и назначен на Вятскую (в те годы - Кировскую) кафедру с титулом Кировский и Слободской. 9 сентября 1988 года Владыка Хрисанф был удостоен сана архиепископа. В 1994 году возглавляемой им кафедре было возвращено наименование Вятская, а управляющему архиерею - титул Вятский и Слободской.
       Сегодня каждый может видеть плоды служения Владыки Хрисанфа, его неутомимости в возделывании нивы Христовой и трудолюбия. Каков же был путь к нынешнему юбилею - четверти века служения на Вятской земле?
      
       Архиепископ Хрисанф (в миру Яков Антонович Чепиль) родился 24 июня 1937 года в селе Березовка Корецкого района Ровенской области. Его отец, Антон Дмитриевич Чепиль, выходец из крестьянской семьи, погиб в 1941 году, защищая родину на фронте Великой Отечественной войны. Мама, Дарья Петровна, в течение всей своей жизни была как никто другой близка своему сыну, помогая ему делом, словом и советом. Сквозь всю свою жизнь Владыка Хрисанф пронес самую теплую и сердечную память и искреннее чувство любви к ныне покойной Дарье Петровне.
       Детство архиепископа Хрисанфа прошло в стенах Корецкого женского монастыря, где подвизалась его родная тетя монахиня Манефа, основавшая там небезызвестную золотошвейную школу. На долгие годы Владыка сохранил добрые впечатления своего детства о торжественности и благолепии монастырских богослужений, красоте церковного пения, убранстве храмов. Здесь зарождалась в сердце юноши непоколебимая вера, любовь к Богу, смирение - начала будущего нелегкого монашеского подвига. Однажды Яков тяжело заболел - у него обнаружилось воспаление легких. Мама привезла его на лечение в монастырь, и в течение трех недель он выздоровел. "Я навсегда сохранил в своем сердце доброе и искреннее отношение ко мне насельниц монастыря, их заботу, молитвы о моем здравии", - с душевной теплотой вспоминает Владыка.
       В 1955 году, на следующий год после окончания сельской школы, юный Яков, с детства мечтавший о церковном служении, поступил в первый класс Киевской Духовной семинарии. В 1957 году начались хрущевские гонения на Церковь: закрывались семинарии, разорялись обители, на грани закрытия был Флоровский монастырь в Киеве, где подвизалась тетя будущего Владыки монахиня Ангелина.
       В 1957 году, по окончании 3-го класса Киевской Духовной семинарии Яков был призван на действительную воинскую службу и направлен в строительный батальон. Здесь будущему архипастырю довелось претерпеть немало трудностей и поношений от богоборческой власти - его заставляли выполнять самые тяжелые работы. "Нередко приходилось за ночь разгружать по вагону цемента и щебня", - рассказывал Владыка о службе в армии. Такие испытания подрывали здоровье, но искренность, отзывчивость, привитые еще в детстве родителями, не могли остаться незамеченными, и многие солдаты и офицеры относились к нему с пониманием и уважением.

Владыка Хрисанф в годы служения в армии

       В надежде "перевоспитать" семинариста политработники добились отправки его на учебу в Ставропольский техникум по специальности "геодезист", полагая, что естественные науки угасят искру веры в сердце юноши. Узнав, что он посещает богослужения в храме, его перевели из Ставрополя в Астрахань.
       Окончив службу в рядах советской армии, Яков не мог получить паспорт - начальство опасалось его возвращения в семинарию. Но документ, свидетельствующий, что он геодезист, и обещание продолжить работать по специальности помогли вернуть паспорт, без которого невозможно было продолжить обучение в Духовных школах. Киевскую семинарию к тому времени уже закрыли, а документы перевели в Одессу. Направившись туда в 1961 году, Яков пришел на прием к митрополиту Херсонскому и Одесскому Борису (Вику, † 1965), испрашивая благословения на поступление в Одесскую семинарию. Но уполномоченный совета по делам религий не дал разрешения, мотивируя это тем, что семинария находится на грани закрытия.
       Ехать было некуда, и пришлось возвратиться в Ставрополь, где правящим архиереем был митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский, † 1962), с которым Яков познакомился еще в годы воинской службы. Владыка направил его в село Новоселицы Александровского района, где он успешно проходил послушание псаломщика и регента приходской церкви на протяжении восьми месяцев. В то время будущий архипастырь взрастил в своей душе любовь и трепетное отношение к церковному пению. В том же 1961 году Яков поступил в Московскую Духовную семинарию. Но его и еще нескольких юношей, отслуживших в армии, не прописывали - семинария находилась под угрозой закрытия. И только по прошествии некоторого времени удалось получить прописку.
       В 1963-1967 годах Яков обучался в Московской Духовной академии. За кандидатскую работу "Учение Григория Двоеслова о пастырстве" ему была присвоена ученая степень кандидата богословия. В годы обучения в Московской Духовной семинарии Яков нес послушание регента студенческого церковного хора, а обучаясь в Московской Духовной академии - регентское послушание в храмах Москвы.
       Вскоре сбылась его мечта о служении Церкви в священном сане: 18 июля 1967 года, в день памяти Преподобного Сергия, игумена Радонежского, епископом Дмитровским Филаретом (ныне митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии) он был рукоположен во диакона и продолжил обучение в аспирантуре при Московской Духовной академии, неся послушание и. о. референта Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
       В 1970 году диакон Яков окончил аспирантуру при Московской Духовной академии. Этот год стал во многом решающим в судьбе будущего архипастыря. 15 марта 1970 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым, † 1978) он был рукоположен во священника, а 12 сентября 1970 года назначен настоятелем кафедрального собора Петрозаводска и благочинным церквей Олонецкой епархии. Имея большое желание всецело отдать свое сердце трудам на благо Церкви Христовой, 30 марта 1971 года молодой священник Яков Чепиль принял монашество - с наречением имени Хрисанф, в честь мученика Хрисанфа, а 28 апреля того же года был возведен в сан архимандрита.
       Именно здесь, на Карельской земле, архимандриту Хрисанфу Промыслом Божиим было определено в течение без малого восьми лет приготовлять себя к будущему архипастырскому служению. В те годы власти уже не дерзали открыто нападать на Церковь, но с обеспокоенностью наблюдали, как трудами настоятеля Крестовоздвиженского собора в Петрозаводске приумножается паства и возрастает авторитет Церкви в этом северном крае.
       Как благочинный, архимандрит Хрисанф уделял особое внимание тому, чтобы богослужения в церквах Олонецкой епархии совершались достойно и благолепно, а служащее в них духовенство всегда, даже в самых стесненных условиях, находило возможность свидетельствовать об истине Святого Православия. В Петрозаводске в полной мере раскрылся еще один дар будущего архипастыря - дар проповеди, живой, искренней, сердечной.
       Духовенство и причт собора поддержали отца настоятеля в трудах по оживлению церковной жизни. И вскоре эти труды принесли достойный плод. "Свершилось чудо!" - говорили пожилые прихожане, отмечая, как умножилось число молящихся за годы служения в соборе архимандрита Хрисанфа. Местные власти усилили давление на будущего Владыку, угрожая выслать его из Карелии, но не смогли ни сломить его, ни лишить любви прихожан. Когда в апреле 1978 года он уезжал из Петрозаводска в далекий и неизвестный Киров, то, казалось, весь город пришел на вокзал проводить своего пастыря к месту нового служения.
       23 апреля 1978 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом, Патриаршим Экзархом Западной Европы, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде была совершена хиротония архимандрита Хрисанфа во епископа Кировского и Слободского.

Владыка Хрисанф в рабочем кабинете. 1980-е годы

       В истории Вятской епархии, созданной в 1657 году, Владыка Хрисанф был сороковым архипастырем, но мало кому из них приходилось принимать епархию в столь расстроенном состоянии. Из 866 соборных и приходских церквей Вятской епархии действующими к началу Великой Отечественной войны оставалось всего девять.
       Во время войны ряд церквей были открыты, число их достигло к концу 1950-х годов восьмидесяти. Но в результате хрущевских гонений число действующих в епархии храмов сократилось более чем наполовину - до 32. Советским правительством Кировская область была превращена в регион для эксперимента по полному уничтожению Православия. И от этого намерения местные власти не собирались отказываться даже в конце 1970-х годов, когда Владыка Хрисанф начинал здесь свое архипастырское служение.
       В областном центре оставалась действующей только одна небольшая Серафимовская церковь, в которой верующие падали в обморок от духоты и тесноты. Но никакие гонения не смогли убить в народе любви к Святой Матери-Церкви. И когда в апреле 1978 года епископ Хрисанф прибыл на Вятскую кафедру, его приветствовало великое множество верующего народа. Чтобы увидеть своего Владыку, некоторые даже забирались на деревья - так было многолюдно. И тысячи свечей горели в тот день в небольшом храме во время первого богослужения епископа Хрисанфа на Вятской земле.
       Это была незабываемая встреча, которая навсегда осталась в памяти нашего архипастыря. Сразу и навсегда Владыка Хрисанф принял Вятскую землю в свое сердце и полюбил ее православный народ, вынесший на своих плечах и ужас коллективизации, и страшную войну, и горечь репрессий. Очень скоро все на Вятской земле стало епископу Хрисанфу дорогим и близким. А трудов был непочатый край.
       Уже с первых лет служения на Вятской земле Владыка Хрисанф стремился не только сохранить, но и приумножить ее драгоценное духовное достояние.
       В течение десятилетий верующие города Кирова добивались от городских властей открытия в полумиллионном городе второй церкви. Но все их попытки были безуспешными. Новому епископу даже не позволили войти в древний Успенский собор Трифонова монастыря, в те годы занятый партийным архивом. Тогда трудами Владыки Хрисанфа единственная действующая в городе Кирове Серафимовская церковь была перестроена в двухэтажную - был устроен нижний храм в подвальном, бывшем складском помещении и значительно расширены площади основного, верхнего храма. Со временем вокруг этой церкви вырос целый городок со зданиями для воскресной школы, трапезной, швейной мастерской, гаражами и подсобными помещениями. Чего все это стоило тогда, в начале 1980-х, - знает один Владыка.
       Мечта прихожан о втором городском храме исполнилась в 1987 году, когда накануне великого юбилея 1000-летия Крещения Руси власти возвратили епархии здание Троицкой церкви в заречной части города Кирова. Трудами прихожан храм был восстановлен и освящен уже в следующем, 1988 году. Это событие не осталось незамеченным даже Конгрессом США, делегация которого специально приезжала в Киров удостовериться в его действительности. Теперь Троицкая церковь - главный храм женского монастыря, а на территории областного центра - пятнадцать действующих и четыре строящихся храма, три домовые церкви и несколько часовен.
       Великая радость пришла в сердца православных вятчан, когда в 1989 году было принято решение о возвращении Церкви древнего Вятского Трифонова монастыря с Успенским собором - местом упокоения святых мощей преподобного Трифона Вятского.
       Огромное значение для решения этого вопроса имел высокий авторитет Владыки Хрисанфа, удостоенного в юбилейном 1988 году высокого сана архиепископа. Уже 25 августа 1991 года Успенский собор был освящен и в нем возобновились ежедневные богослужения. Ныне Вятский Трифонов монастырь - не только архитектурная жемчужина, но и духовный центр вятского Православия. Здесь находятся келлии наместника с братией монастыря, Епархиальное управление, возрожденное в 1991 году Вятское Духовное училище, епархиальный архив и библиотека, воскресная школа и молодежный центр, редакция епархиальной газеты.

Архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф
с архиепископом Костромским и Галичским Александром
и архиепископом Верейским Евгением
во время богослужения в Успенском кафедральном соборе
Вятского Трифонова монастыря
в день памяти преподобного Трифона Вятского

       В октябре 1994 года возрожденный Успенский кафедральный собор посетил и служил в нем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в дни своего визита на Вятскую землю. Как радовалась православная Вятка этой первой в ее истории встрече с Предстоятелем Русской Церкви! Святейший Патриарх посетил храмы и монастыри областного центра, в том числе церковь во имя новомучеников и исповедников Российских, строительство которой было завершено накануне визита, посетил старинную Троицкую церковь в селе Кстинино и строящийся в городе Кирово-Чепецке новый Всехсвятский собор. На все века памятью об историческом визите Его Святейшества на Вятскую землю будет церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, строительство которой ныне заканчивается на месте, выбранном Святейшим Патриархом, - в новом многолюдном районе областного центра.
       По возвращении в Москву Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил архиепископу Хрисанфу телеграмму, в которой писал: "Ваше Высокопреосвященство! Благополучно возвратившись в Москву, хочу сердечно поблагодарить Вас за радушие, гостеприимство, внимание и заботы, коими Вы окружили меня и сопутствующих мне лиц. Сохраняю светлые воспоминания о молитвенно-евхаристическом общении с Вами, клиром и руководством области и города. Возрождение епархиальной, приходской, монашеской и церковноприходской жизни радует и утешает. Слава Богу, что Вятская кафедра имеет такой прекрасный кафедральный соборный храм в монастыре преподобного Трифона Вятского. Прошу передать мою глубокую благодарность губернатору и всем руководителям области и города за сердечное гостеприимство и теплое внимание. Помощь Божия да сопутствует Вашим архипастырским трудам. Прошу передать мое благословение клиру, монашествующим, Вашим ближайшим помощникам и всей вятской пастве. Жителей земли Вятской благодарю за их доброту, внимание и молюсь, да пребывает мир и благословение Божие с этой древней землей и живущими на ней!"
       Тогда же, в 1994 году, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви призвал священнослужителей и мирян активнее развивать миссионерское служение, приумножая паству доходящей до сердца христианской проповедью. Владыка Хрисанф всегда уделял миссионерским трудам особое внимание. Начиная с 1996 года в епархии ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, из которых, как из доброго семени, выросли Вятская православная гимназия, православный детский сад, филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского института, конференции по церковному краеведению, архиерейские рождественские елки, фестивали церковных хоров, Дни славянской письменности и культуры на Вятской земле, православные детские лагеря, ежегодные миссионерские поездки преподавателей и воспитанников Духовного училища по отдаленным приходам епархии. И все это живет попечением нашего архипастыря, удостоенного в 2002 году Святейшим Патриархом высокой церковной награды - ордена святителя Московского Иннокентия II степени.
       Как и прежде, главная забота архиепископа Хрисанфа - о полноте церковного служения. Сегодня в Вятской епархии 7 монастырей, 164 храма и 200 священнослужителей, подавляющее большинство которых - ставленники Владыки. Посещая ежегодно более сорока приходов епархии, Владыка Хрисанф призывает духовенство трудиться над благоукрашением приходских церквей, возрождением православных традиций, гармонично строить отношения с местными властями и интеллигенцией, помня о высоком призвании и сугубой ответственности пастыря перед Богом и вверенным ему приходом.
       Архиерейское служение Владыки Хрисанфа на Вятской земле ознаменовалось возрождением в 1990 году ее древнейшей православной традиции - крестного хода на реку Великую, к месту явления в 1383 году чудотворного образа Святителя Николая. В годы хрущевских гонений власти стремились искоренить саму память об этом паломничестве, а сегодня в нем ежегодно принимают участие более семи тысяч паломников. В юбилейном 2000 году Великорецкий крестный ход торжественно отметил 600-летие и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия получил статус всероссийского праздника.

Владыка Хрисанф на реке Великой
в день торжеств в честь явления чудотворного
Великорецкого образа Святителя Николая

       Возрожден древний Борисоглебский крестный ход в село Никульчино - первое православное поселение на Вятской земле, украшенное ныне дивным деревянным храмом. Положено начало традиции совершения в областном центре крестного хода памяти святых царственных страстотерпцев, имя которых носит вятское общество православной молодежи. Возрождаются местные крестные ходы и на других приходах епархии.
       Незабываемым духовным праздником для всей православной Вятки стала каждая из трех канонизаций, для осуществления которых архиепископ Хрисанф приложил большие усилия, - преподобного Матфея Яранского (1997), святителя Виктора, исповедника, епископа Глазовского (2000), преподобного Стефана Филейского (2002). Ныне с благословения Владыки Хрисанфа епархиальная комиссия по канонизации готовится представить материалы к прославлению священномученика Михаила Тихоницкого, пострадавшего в сентябре 1918 года в городе Орлове, и установлению празднования Собора вятских святых.
       Труды архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа отмечены высокими наградами Русской Православной Церкви: орденом князя Владимира III степени, орденом Преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени, орденом cвятителя Московского Иннокентия II степени и орденом Марии Магдалины Польской Православной Церкви. Государственные награды: орден Дружбы, нагрудный знак ВВ МВД "За отличие в службе" и другие. В январе 2003 года Владыка Хрисанф был удостоен звания действительного члена Академии менеджмента в образовании и культуре.
       Архипастырский талант Владыки Хрисанфа проявился также и в его умении по-отечески требовательно и заботливо строить отношения с вятскими священнослужителями - первыми помощниками управляющего епархией. Это помогало сплотить духовенство в тяжелые годы гонений. Помогает это и сегодня, когда в условиях духовной свободы число штатных клириков епархии возросло с 28 до 200 человек. Неоценимую помощь в самые трудные для епархии годы Владыке Хрисанфу оказывали секретарь Кировского Епархиального управления протоиерей Александр Могилев (ныне архиепископ Костромской и Галичский Александр, Председатель Синодального отдела по делам молодежи) и архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских Духовных школ, Председатель Учебного комитета, - уроженцы Вятской земли.
       Еще одно свидетельство признания трудов Владыки Хрисанфа - глубокое уважение федеральных и областных властей, руководителей органов местного самоуправления, интеллигенции, широкой общественности и, что более всего трогает сердце архипастыря, - неиссякаемая и неизменная любовь православной паствы, которую он смиренно и с благодарностью принимает в свое сердце, осознавая высокую ответственность перед Богом, благословившим ему вот уже четверть века возглавлять Вятскую епархию.

Иерей Александр БАЛЫБЕРДИН,
секретарь Вятского
Епархиального управления