ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
07-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Новоспасский монастырь

       Монастырь во имя Всемилостивого Спаса был основан святым благоверным князем Даниилом Московским в XIII веке у Серпуховской заставы - там, где ныне расположен Свято-Данилов монастырь, и по времени возникновения является первым монастырем Москвы. Сыном святого Даниила Иоанном Калитой около 1330 года он был перенесен на Боровицкий холм, в Кремль, и стал преимущественно великокняжеским монастырем. Когда при Иоанне III в Кремле началось строительство каменных соборов и нового великокняжеского дворца, монастырь был переведен на новое место - Васильевский стан на Крутицком холме на берегу Москвы-реки и стал называться Спасом на Новом, или Новоспасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый собор Спаса на Бору.
       Переведя монастырь на новое место, великий князь Иоанн III много содействовал его строительству и укреплению. О дальнейшей истории известно, что в царствование Иоанна Грозного монастырские поместья расширялись, а сама обитель была обращена в крепость и стала мощным сторожевым и оборонительным пунктом на подступах к Москве. Так, в 1591 году монастырь был надежным оплотом города при нашествии крымского хана Казы-Гирея.
       Новоспасский монастырь почти сразу стал местом погребения представителей знатных боярских родов, и прежде всего бояр Романовых - предков царственного Дома. Со времени воцарения первого государя из рода Романовых, Михаила Феодоровича, начался период бурного процветания обители. Монастырь поистине стал царским и оставался таким до 1917 года. Российские монархи Михаил Феодорович и Алексей Михайлович много содействовали строительству, благоукрашению и расширению владений монастыря. При отце Михаила Феодоровича - Патриархе Филарете были сооружены многие каменные строения монастыря, существующие и по сей день. Мать Михаила Феодоровича - боярыня Ксения Иоанновна (инокиня Марфа) пожертвовала в монастырь древнюю Смоленскую икону Божией Матери. Этот образ, являющийся святыней не только московского, но и общероссийского значения, и ныне пребывает в стенах монастыря. Царем Алексеем Михайловичем были завершены строительные работы в Спасо-Преображенском соборе и построен Покровский храм. Из уважения к месту погребения своих предков этот государь освободил обитель от уплаты пошлин за все, что жаловалось ей царскими грамотами. При царе Феодоре Алексеевиче монастырь вошел в ведение царского двора и получил статус первостатейного.
       С точки зрения церковного управления обитель с самого начала находилась в прямом ведении высшей церковной власти. Монастырь подчинялся непосредственно Всероссийским митрополитам, с 1589 года - Всероссийским патриархам, а с 1721 года - Святейшему Синоду. В силу этого монастырь носил наименование ставропигиального.
       Особенно благоволил к обители Патриарх Никон. Он считал Спасо-Преображенский собор монастыря наиболее отвечающим православной традиции. В бытность Патриарха Никона Новоспасским архимандритом по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворенного Образа Спасителя. Благодаря этому историческому и священному событию ворота одной из кремлевских башен получили название Спасских.
       С того времени особенно частыми стали царские выходы в Новоспасский монастырь. Все Российские монархи регулярно посещали обитель для поклонения ее святыням и молитвы у могил своих прародителей.
       Примечателен такой исторический факт, свидетельствующий об особом царском почитании Новоспасского монастыря. Император Петр I во время войны со Швецией, когда по всей России многие колокола были перелиты в пушки, не только не тронул звонницу Новоспасского монастыря, но, напротив, в 1716 году отлил для обители большой стопудовый колокол.
       В тяжелые для Русской Церкви времена бироновщины начался упадок и Новоспасского монастыря. В монастырь на полное его иждивение привозили военных инвалидов, часто инославного исповедания. Из русских государей XVIII века особенное благоволение к монастырю имела лишь императрица Елизавета Петровна. Силь- но пострадал монастырь и при московских пожарах 1737 и 1747 годов, когда в огне погибла большая часть монастырского имущества.
       В 1764 году, в правление императрицы Екатерины II, когда были секуляризованы многие церковные владения, монастырь лишился всех поместий, из-за недостатка средств сократилось число монастырской братии. Однако во введенном тогда положении о духовных штатах монастырь получил статус первоклассного. Во время эпидемии чумы в 1771 году в монастыре был устроен карантин, и туда стекались жители со всей Москвы.
       После Смутного времени особенно сильному опустошению монастырь подвергся в 1812 году, во время наполеоновского нашествия. Он был разграблен и сильно пострадал от пожара. Храмы и монастырские корпуса были обращены в казармы и конюшни, в поиске сокровищ не только раскапывались и разорялись захоронения некрополя и усыпальницы Романовых, но даже разламывались престолы и жертвенники храмов. В древней, намоленной обители царила поистине "мерзость запустения". Спустя немногим более столетия трагедия повторилась вновь, с еще более ужасающей, опустошительной силой... А тогда, в XIX веке, монастырь был отремонтирован и приведен в благоустроенный и благолепный вид, причем древний архитектурный стиль был бережно сохранен.
       С начала 50-х годов XIX века начался подъем иноческого духа в обновленной обители, и Новоспасский монастырь стал образцом для всех штатных монастырей России. В то время в обители подвизался известный в Москве и далеко за ее пределами подвижник - иеромонах Филарет (в схиме Феодор), который прожил в монастыре около пятидесяти лет: вначале в безмолвии и созерцательной жизни, а затем в подвиге старчества, принимая всех нуждавшихся в духовном совете и утешении. За такую жизнь отец Филарет сподобился от Бога дара прозорливости. Особое благоволение и почтение к старцу имел митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), часто его навещавший и пользовавшийся его советами.
       Настоятели Новоспасского монастыря носили сан архимандрита или пребывали в архиерейском сане. Примечательно, что святой Патриарх Иов даровал архимандритам Новоспасского монастыря право совершения богослужений с использованием рипид и орлецов, а некоторые из них Высочайшим повелением удостаивались и других преимуществ архиерейских, например дозволением осенять молящихся дикирием и трикирием.
       Трем архимандритам Новоспасского монастыря: Иерофею (Прилуцкому, † 1728), Мисаилу (Чирскому, † 1764) и Гавриилу (Кременецкому, впоследствии митрополит Киевский, † 1783) царскими указами было предоставлено редкое в то время право ношения мантии со скрижалями.
       В разное время архимандритами Новоспасской обители были выдающиеся иерархи, немало сделавшие для Русской Церкви и Российского государства. Среди них - святитель Вассиан I, архиепископ Ростовский, святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон и Патриарх Питирим, святитель Московский Филарет. Два настоятеля Новоспасского монастыря были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года - священномученик Макарий (Гневушев, † 1918), епископ Орловский, и священномученик Павлин (Крошечкин, † 1937), архиепископ Могилевский.
       Необходимо особо сказать об усыпальнице Новоспасского монастыря. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более семидесяти захоронений бояр Романовых и их близких родственников. Среди погребенных здесь предков царственного Дома - родоначальник рода Романовых Роман Юрьевич Захарьин († 1543), мать первого царя из рода Романовых великая государыня инокиня Марфа Иоанновна († 1631), как почтительно упоминает о ней Кормовая книга в 1687 году, отец Патриарха Филарета боярин Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, † 1586). В древней части усыпальницы находятся захоронения четырех родных братьев Патриарха Филарета, трое из которых скончались в ссылке, пострадав во времена Бориса Годунова, а в 1607 году были перезахоронены в Новоспасском монастыре. Один из них - боярин Михаил Никитич Романов, сын Никиты Романовича Юрьева, мученически скончался в 1602 году в Ныробской волости (Пермский край) после продолжительного содержания в яме в цепях. Его почитали святым, к месту его кончины совершались паломничества, впоследствии там был построен храм в честь Преображения Господня. Цепи боярина хранились как святыня, есть упоминания об исцелениях, происходивших от них. В настоящее время цепи находятся в экспозиции местного краеведческого музея.
       Помимо Романовых и их родственников в усыпальнице погребены представители древних российских фамилий: Черкасские, Васильцовы, Дашковы, Голицыны, Куракины, Новосильцовы, а также иерархи Русской Православной Церкви и настоятели монастыря. Среди них - выдающийся ученый, исследователь и описатель христианского Востока епископ Порфирий (Успенский, † 1885), при жизни издавший более семидесяти научных трудов по истории и археологии. Также в усыпальнице погребен видный духовный писатель, настоятель Новоспасского монастыря епископ Петр (Екатериновский, † 1889), из литературных трудов которого особенно известна книга "Указание пути ко спасению".
       В 1995 году в уже возрожденный монастырь из Кремля согласно решению, принятому на высшем государственном уровне, были торжественно перенесены чудесным образом сохранившиеся останки Великого князя Сергея Александровича Романова, убитого террористом Каляевым в 1905 году, генерал-губернатора Москвы, человека глубокой веры, праведной жизни, всецело отданной служению отечеству. Ныне место его упокоения - фамильная усыпальница Романовых. В 1998 году в монастыре был установлен воссозданный крест-памятник - точная копия креста, выполненного по проекту русского живописца В. М. Васнецова и находившегося в Кремле на месте мученической кончины Великого князя.
       В усыпальнице теперь находится и захоронение известной московской подвижницы XIX века инокини Досифеи (княжны Августы Таракановой), дочери императрицы Елизаветы Петровны. Подвергшаяся в 1785 году по тайным политическим мотивам насильственному заточению в Московском Иоанновском монастыре, она, пользуясь духовным руководством митрополита Московского Платона (Левшина, † 1812), сумела не только преодолеть всю тяжесть своего невольного затворнического положения, но и приобрести настоящий христианский взгляд на жизнь, стать молитвенницей, а спустя годы - поистине духоносной старицей, стяжавшей взамен утраченных мирских благ обильные духовные дарования. Известно, что она наставила на монашеский путь будущего оптинского старца схиархимандрита Моисея (Путилова, † 1862), в 1996 году прославленного в лике святых. Проведшая двадцать пять лет в подвигах духовной жизни, инокиня Досифея скончалась в 1810 году и была по завещанию погребена на территории Новоспасского монастыря.
       В память о посещении обители в 1900 году царской четой - императором Николаем Александровичем и императрицей Александрой Феодоровной в усыпальнице был устроен храм в честь Небесного покровителя рода Романовых преподобного Романа Сладкопевца. Освящение храма в 1902 году совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский, впоследствии Киевский и Галицкий, † 1918, прославлен в лике святых в 1992 году) в присутствии Великого князя Сергея Александровича и его супруги Великой княгини Елисаветы Феодоровны († 1918, прославлена в лике святых в 1992 году).
       Различные потрясения и бедствия, постигавшие обитель на протяжении ее истории, привели к утрате части гробниц, в том числе и романовских; о многих из них удалось узнать уже в новейшее время. Подвергшаяся в ХХ веке страшному надругательству и разорению (почти все захоронения были вскрыты, осквернены и разграблены, надгробия уничтожены, от убранства храма не осталось и следа), усыпальница Романовых была восстановлена в конце 1990-х годов, и в ней был воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца. Торжественное освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 10 марта 2002 года.
       Без преувеличения можно сказать, что славная история Новоспасской обители неразрывно связана с историей Государства Российского и монастырю принадлежит видное место в становлении и укреплении российской государственности.
       В 1913 году, во время празднования трехсотлетия Дома Романовых, монастырь в последний раз был удостоен посещения главой Российского государства - Государем Императором Николаем II с Августейшей Семьей. Начиналось иное время, проникнутое духом богоборчества и разрушения традиционных устоев и духовных ценностей, на которых веками созидалась Святая Русь.
       Монастырь был закрыт в 1918 году, одним из первых. В его стенах был размещен исправительно-трудовой лагерь. Братия была изгнана из обители, мученически окончилась земная жизнь последних новоспасских настоятелей. Обширный некрополь монастыря был уничтожен, буквально сметен с лица земли. Богатейшая ризница была разорена, в усыпальнице Романовых устроена женская тюрьма, заключенные которой каждую ночь разрывали захоронения в поисках драгоценностей. Храмы обители были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады, приспосабливались под нужды ОГПУ-НКВД. На территории монастыря велись расстрелы...
       До 1926 года монастырская община существовала при храме Святителя и Чудотворца Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря - чудотворная икона Спаса Нерукотворенного Образа. Члены общины, став свидетелями невиданного разорения, поругания и осквернения древней обители, пытались воспрепятствовать гибели икон, фресок, шедевров ризницы, зданий храмов, часовен и высокохудожественных памятников некрополя, но их обращения к представителям новой власти оставались без ответа. После закрытия Никольского храма бесследно исчез образ Спаса Нерукотворенного. Судьба образа, как и многих других святынь Новоспасской обители, поныне остается неизвестной.
       В последующем помещения монастыря были использованы сообразно духу времени. В Спасо-Преображенском соборе разместили архив НКВД, в Знаменском храме - медвытрезвитель, в помещениях обители учредили так называемый Кировский жилой городок, в усыпальнице Романовых устроили литейную мастерскую. Монастырь хотели совсем стереть с лица земли и всерьез готовились к его взрыву. Помешала Великая Отечественная война...
       В 1968 году и в дальнейшие годы в монастыре находились объединение "Союзреставрация" и ВНИИРеставрации с мастерскими, затем к ним добавилась мебельная фабрика. Ансамбль монастыря был признан памятником архитектуры, что дало возможность провести небольшие реставрационные работы, касавшиеся главным образом наружного облика некоторых монастырских зданий.
       В декабре 1990 году состоялось решение исполкома Моссовета о возвращении Новоспасского монастыря Русской Православной Церкви. Примечательно, что день принятия решения совпал с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. 7 мая 1991 года Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви было преподано благословение на открытие монастыря со статусом ставропигиального. Настоятелем и Священноархимандритом вновь открытой обители стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Наместником был назначен архимандрит Алексий (Фролов, с 1995 года - епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии). В старейшем московском монастыре началось возрождение иноческой жизни.
       Сегодня в Новоспасском монастыре действуют три храма, два из которых - Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца - освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Ежедневно совершается уставное богослужение, на которое, особенно в воскресные и праздничные дни, собираются многочисленные прихожане и паломники, которые полюбили обитель за ее святыни. Из особо почитаемых святынь отметим возвратившуюся после реставрации в иконостас главного храма обители Смоленскую икону Божией Матери - вклад инокини Марфы и икону Божией Матери "Всецарица" - точный список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон. Список был выполнен специально для Новоспасского монастыря афонскими монахами после продолжительных молитв всей братии Ватопедской обители, икона получила освящение от самого чудотворного образа. Ее торжественное принесение в Москву совершилось в 1997 году, и с тех пор многочисленные богомольцы усердно прибегают к заступлению Царицы Небесной, в молитве у Ее образа прося исцеления и помощи.
       К особым святыням обители относятся два ковчега-мощевика: один - с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, другой - с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня, частицами мощей святых Апостолов, вселенских и русских святых, среди которых - Апостол и евангелист Марк, Апостол Варнава, святители Иоанн Златоуст и Спиридон Тримифунтский, великомученик Пантелеимон и великомученица Варвара, Первосвятители Московские, святители Игнатий и Димитрий Ростовские, Феофан Затворник, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные Оптинские старцы, святой Василий Блаженный, священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, преподобномученица великая княгиня Елисавета и другие святые.
       Во всех делах монастырской жизни братия монастыря руководствуется благословением своего настоятеля - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Неустанное попечение Святейшего Владыки и его молитвенная память о Новоспасской обители укрепляют братию в каждодневных трудах. За годы, прошедшие после возвращения монастыря Церкви, Святейший Патриарх Алексий многократно находил возможность для личного посещения обители, совершал в храмах монастыря торжественные богослужения, обращался со словом первосвятительского наставления к братии, труждающимся и прихожанам. Святейшим Патриархом по представлению наместника монастыря постоянно принимаются все важнейшие решения в вопросах благоустроения обители и жизни ее насельников.
       Сегодня обитель живет обычным монашеским распорядком, в котором неразрывно соединены два основополагающих направления монастырской жизни - молитва и труд. День в монастыре начинается в 7 часов полунощницей, затем совершается Божественная литургия (Великим постом - положенное по Уставу богослужение) и после нее - молебен у иконы Божией Матери "Всецарица". Обед бывает в 13 часов, причем по монастырской традиции трапеза является продолжением богослужения, и присутствие всех насельников за обедом обязательно, за исключением больных и находящихся на послушании за пределами обители. Во внебогослужебное время братия выполняет каждодневные послушания, которые могут быть самыми разнообразными. Насельники трудятся в свечной, столярной и иконописной мастерских, занимаются благоустройством территории, ведением монастырского хозяйства. Конечно, самое важное и ответственное послушание в монастыре - участие в богослужении, в котором бывают заняты поочередно все насельники обители, как совершающие службы священнослужители из числа братии, так и монахи и послушники - в качестве алтарников, чтецов и певчих на клиросе. В 17 часов совершается положенное вечернее богослужение, затем ужин и келейное правило. В воскресные дни вечером служится акафист Нерукотворенному Образу Спасителя или Покрову Пресвятой Богородицы.
       Одно из традиционных для монастырей - послушание иконописца. Вот как рассказывает о нем один из насельников Новоспасской обители. "Иконописание требует от послушника вдобавок к совокупности общих монашеских качеств искренней любви к исполняемому делу. Никакая небрежность и никакая леность, как и при богослужении, здесь недопустимы. Изображая лики Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божиих, должно сердцем входить в общение с изображаемыми, испытывать чувство благоговения и благодарности, что Промыслом Божиим и молитвами святых дарована возможность участвовать в таком великом деле. На этом поприще от иконописца требуется не столько внешнее, сколько внутреннее послушание, подчинение своего творческого "я" иконописным традициям и старшим наставникам. Смирение и верная оценка своих способностей через мнение других только помогают становлению иконописца как личности. И безусловно требуется постоянный труд над возведением своего мастерства, техники и знаний на должный уровень. Этого требует святость дела. Икону надо писать только хорошо и всегда от чистого сердца".
       В настоящее время в монастыре подвизаются и проходят церковное послушание двадцать восемь насельников, среди которых монашествующие священнослужители, иноки и послушники. Среди братии много молодых людей, особенно в числе послушников, в возрасте немногим более двадцати лет, средний возраст старшей братии - за тридцать лет.
       Каждый день и вся жизнь насельника обители построена на послушании, которое лежит в основе уклада монастырской жизни и которое святые подвижники ставят превыше поста и молитвы. Как почувствовать, есть ли в душе призвание к монашеству, как стать настоящим послушником? "Каждый человек, приходящий в обитель, должен отчетливо себе представлять, для чего он это делает и каков тот путь, который он избирает, - говорит наместник монастыря Владыка Алексий. - Разумеется, это должен быть сознательный, ответственный и свободный выбор. Человек приходит в обитель не для того, чтобы избежать многоразличных житейских, бытовых трудностей и треволнений, которыми полон мир. Это не уход от трудностей, а приход к Богу. Новоначальный послушник должен стремиться прежде всего к отсечению своей воли. Это, пожалуй, самое трудное, чему приходится учиться всю жизнь, но и самое основное, что делает жизнь в монастыре и монашеский путь спасительными для человека. От того, насколько человек старается с Божией помощью преодолевать в себе своеволие, во многом зависит успешность его духовного пути и его духовный возраст. Конечно, те, кто переступает порог обители, несут на себе отпечаток нравственного состояния нашего общества, - ведь все мы дети своего отечества. Но Спаситель говорит: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Вот об этом необходимо помнить каждому человеку, и тем более тому, кто ищет тесного монашеского пути. Цель монашеской жизни - та же, что была и в древности, у подвижников первых веков монашества: примириться с Богом, жить в Боге, своей жизнью осуществлять Евангелие и свидетельствовать о Христе. Цель монашества не изменилась с древних времен и не может измениться. Стремящийся к ней инок, то есть человек иной по отношению к миру, становится поистине жертвой Богу за мир. Многое надо претерпеть послушнику, испытующему себя в начале монашеского пути, но главное - потерпеть состояние собственного сердца в различных обстоятельствах, при встрече с разными людьми и стараться преображать его, очищать его, предоставлять в нем место Богу и действию Его благодати".
       Издревле русские монастыри были не только центрами духовного просвещения, но всегда - и в годы расцвета, и в лихолетье - не оставляли попечения о нуждающихся, немощных людях, находящихся в стесненных обстоятельствах, с христианской любовью проявляя о них заботу. И сегодня многие возрождающиеся обители совершают посильное социальное служение.
       Братия Новоспасского монастыря окормляет несколько медицинских учреждений. Так, с 1993 года совершается пастырское служение в Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П. А. Герцена, а в 2000 года при клинике института был устроен и освящен домовый храм в честь иконы Божией Матери "Всецарица". Храм открыт ежедневно, несколько раз в неделю в нем дежурит священник из братии монастыря, который проводит беседы, пастырским словом и при помощи необходимой духовной литературы укрепляя и утешая людей. Еженедельно совершается Божественная литургия, требы и регулярно - молебны, в том числе перед приносимым из обители образом Божией Матери "Всецарица". Присутствие храма и священника благотворно влияет на больных, они преодолевают безысходность, обретают надежду и веру в Промысл Божий, находят силы нести свой жизненный крест.
       Также монастырь имеет попечение о недугующих, находящихся на длительном лечении в психоневрологическом интернате № 18 департамента социальной защиты населения города Москвы. В интернате освящен и действует храм в честь святой мученицы Валентины Кесарийской. В постоянном взаимодействии с руководством интерната решаются вопросы помощи пациентам. Священнослужители посещают их по палатам, беседуют, исповедуют и причащают. Еженедельно все желающие собираются в домовый храм, и в нем служится Божественная литургия. Хорошее взаимопонимание между братией монастыря и дирекцией интерната помогает поддерживать тех, кто оказался лишенным полноценной самостоятельной жизни.
       Монастырь участвует в духовном окормлении людей, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости и проходящих курс реабилитации в центре ТИЛь, расположенном на территории Калужской области. Само название реабилитационного центра происходит от трех добродетелей: терпение, искренность, любовь. Эти качества стараются приобрести те, чья жизнь была омрачена тяжким недугом зависимости от алкоголя и наркотиков, но кто стал на путь искоренения в себе этой пагубной страсти. На территории центра устроен и в 2002 году освящен храм в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
       Возрождая древнюю традицию, монастырь проводит духовно-просветительную и образовательную работу. Более десяти лет при монастыре действует воскресная школа, учащиеся которой изучают Закон Божий, Священную историю, литургику, историю Церкви, церковнославянский язык. Для них организованы кружки по интересам, в том числе естествознания, лицевого шитья и вязания, работает детская иконописная мастерская и художественно-постановочная студия. Коллективом воскресной школы опекаются дети из молодежного отряда Московской службы спасения. В течение нескольких лет работает певческая школа для мальчиков, руководит которой регент праздничного хора обители, а преподают в ней профессиональные певцы - участники хора. Надо сказать, что мужской хор Новоспасского монастыря - один из лучших среди монастырских хоров, его можно услышать не только в храмах обители, но и за патриаршими богослужениями, в том числе совершаемыми в соборах Московского Кремля. Хор ведет активную творческую и концертную деятельность, подготовил и записал несколько аудиокассет и компакт-дисков, нередко выступает на концертах православной музыки в нашей стране и за рубежом.
       Продолжая тему о работе с молодежью, отметим, что монастырем издается периодическая "Православная юношеская газета". На ее страницах живо обсуждаются близкие и интересные для молодых людей вопросы. Среди постоянных рубрик газеты - "Дорога к храму", "Месяцеслов", "Человек, которого я уважаю", "Моя родина - Россия", "Святые русские места", "У меня назрел вопрос", "Взгляд" и другие. В стенах монастыря с 2001 года действует православное молодежное объединение "Молодая Русь", в которое входят старшеклассники и студенты, стремящиеся к общению со своими православными сверстниками и желающие по мере своих возможностей служить ближним. Их силами проводятся имеющие миссионерский характер так называемые Новоспасские встречи, на которые собирается молодежь как православная, так и еще невоцерковленная. Они организуют беседы и "круглые столы", посещают детские дома и больницы, стараясь приобщиться к делам милосердия, познают православную Москву, ведут хорошо оформленный и информативный интернет-сайт "Молодая Русь".
       При монастыре действует центр "Православие и образование", проводящий научно-исследовательскую работу в рамках одноименного проекта, направленного на создание условий для наиболее полного использования духовно-нравственных и научных знаний и представлений о человеке - для его всестороннего образования.
       На территории монастыря действует филиал сектора заочного обучения Московской Духовной семинарии.
       Говоря о просветительной деятельности, нельзя не упомянуть о монастырской библиотеке, которая на сегодня насчитывает более 15 тысяч томов литературы по всем разделам церковной библиографии, а также около тысячи аудиокассет, пятисот видеокассет и более ста компакт-дисков с записями православного содержания.
       Монастырь ведет издательскую деятельность, начало которой положено трудами архимандрита Иннокентия (Просвирнина, † 1994). Отец Иннокентий - автор библейского проекта, при его жизни в Издательстве Московской Патриархии вышли первые два тома "Русской Библии". После кончины отца Иннокентия его труды были продолжены, и в свет вышли еще три тома, подготовленные и изданные Новоспасским монастырем. В числе других изданных трудов - двухтомник "История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов", многотомное издание Деяний и Определений Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, труд "Мстиславово Евангелие XII века", содержащий фундаментальную исследовательскую работу К. И. Невоструева, серия "Русские писатели-богословы", издаваемая совместно с Российской Государственной библиотекой, книга "Сёстры" - очерк жизни сестер Анисии, Матроны и Агафии, наших современниц, подвизавшихся на Рязанской земле, книга "О жизни схиархимандрита Виталия", удостоенная премии Союза писателей России за 2002 год, и другие издания, посвященные истории обители и жизни выдающихся людей, погребенных в монастыре. Осуществлен издательский аудиопроект "Жития святых" - запись избранных житий вселенских и русских святых в соответствии с Месяцесловом. Подготавливаются и издаются компакт-диски с записями сказок и поучительных историй для детей.
       В 1997 году началось строительство монастырского подворья в бывшей усадьбе Милюковых в Наро-Фоминском районе Подмосковья. Возведен замечательный деревянный храм, освященный в 1998 году в честь Архистратига Божия Михаила, в котором теперь регулярно совершается богослужение. Выстроен жилой корпус. В планах остается восстановление почти разрушенного здания усадьбы, в котором в ХХ веке размещалась сельская больница, и устройство в нем богадельни для немощных и престарелых людей. Организована сестринская община, в которой проходят послушание монахини, инокини и послушницы. Жизнь на подворье проходит по монастырскому уставу, сестры-насельницы сочетают молитву и труд. Руководит подворьем священник из монастырской братии.
       Таков современный день возрожденного Новоспасского монастыря.
       Конечно, очень многие страницы жизни славной московской обители остались за рамками настоящего краткого повествования. Хотелось бы пригласить читателя посетить монастырь, чтобы проникнуться духом этой древней святыни, из глубины веков до наших дней донесшей свидетельство веры, благочестия, державной силы и могущества наших предков.
       Завершая рассказ, приведем два четверостишья из "Гимна Новоспасскому монастырю", составленного одним из насельников обители:
      
       Огонь и меч тебя карали,
       Твой вид благой слагался в прах,
       Щедроты духа угасали,
       И ликовал победно враг.
      
       Но Бог, овец своих взыскуя,
       Тебя из пепла воздвигал,
       Чтоб ты, Его благовествуя,
       Во тьме сидящих созывал.

Публикация подготовлена Новоспасским монастырем


Вход в усыпальницу бояр Романовых


Настоятельский корпус

Покровский собор

Надгробная часовня инокини Досифеи

Монастырская колокольня

Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение"

Богослужение на монастырском подворье

Могила архимандрита Иннокентия (Просвирнина)

Храм Архистратига Божия Михаила
на монастырском подворье (Наро-Фоминский район)

Крест-памятник - точная копия креста,
установленного на месте убийства
Великого князя Сергея Александровича в Кремле

Иконостас храма Романа Сладкопевца

Росписи Покровского собора

Росписи Покровского собора

Росписи Покровского собора

Росписи в алтаре Покровского собора


Иконостас Покровского собора

Иконостас Преображенского собора

Наместник Новоспасского монастыря
епископ Орехово-Зуевский Алексий
приветствует Святейшего Патриарха Алексия
после освящения храма Романа Сладкопевца

В алтаре Преображенского собора

Наместник Новоспасского монастыря епископ Орехово-Зуевский Алексий







Молебен перед иконой Божией Матери "Всецарица"
в Преображенском соборе



В усыпальнице бояр Романовых




Владыка Алексий с членами клуба "Молодая Русь"