ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречение и хиротония
архимандрита Вениамина (Зарицкого)
во епископа Люберецкого,
викария Московской епархии

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 7 мая 2003 года архимандриту Вениамину (Зарицкому), наместнику Свято-Никольского Николо-Угрешского мужского монастыря, ректору Николо-Угрешской семинарии, определено быть епископом Люберецким, викарием Московской епархии.
      
       13 августа 2003 года, в предпразднство Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве, было совершено наречение архимандрита Вениамина (Зарицкого) во епископа Люберецкого, викария Московской епархии.
       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископы Тверской и Кашинский Виктор, Истринский Арсений, Рязанский и Касимовский Павел, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Бакинский и Прикаспийский Александр, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Пермский и Соликамский Иринарх. При наречении во епископа архимандрит Вениамин произнес речь:
       "Ваше Святейшество, Святейший Владыка, всероссийский архипастырь и всемилостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Христовы!
       Божие смотрение через соизволение Вашего Святейшества и избрание Священного Синода Русской Православной Церкви повелевают мне, недостойному, отныне служить Церкви Христовой в сане епископа.
       Велико и ответственно принятие апостольской благодати в Таинстве Священства. Епископ - это соработник Апостолов и верный строитель Церкви (1 Кор. 4, 2; Тит. 1, 7). При мысли о жребии этого служения трепетали величайшие столпы Церкви. Святитель Григорий Богослов говорил: "Кто не стал, может быть, никаким еще почетным членом Тела Христова, тот ужели охотно и с радостию примет, чтобы поставили его во главу Полноты Христовой?" Как же не ужасаться в сей священный момент мне, грешному и немощному, как не исповедовать свое недостоинство к принятию этого священного сана. Единственное утверждение своей мятущейся душе я нахожу в словах Господа нашего Иисуса Христа, обращенных через святых его учеников ко всем служителям Церкви Христовой: Не вы меня избрали, а Я вас избрал, вас и поставил, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16). Эти священные евангельские слова я слышу в определении Вашего Святейшества и Священного Синода о моем посвящении в архиерейский сан. А посему с покорностью склоняю свою главу перед Вами, святители Божии, и, с трепетом благодаря, ничесоже вопреки глаголю.
       С волнением встречаю день своей Пятидесятницы как день начала нового, ответственного этапа своей жизни. Сегодня весь пройденный мною жизненный путь предстает перед мысленным взором.
       С самого детства Божественный Промысл направлял меня на путь служения Церкви. Самые ранние детские воспоминания для меня связаны с посещением окрестных храмов, куда я часто направлялся с моей глубоко верующей бабушкой. Мое духовное становление происходило в те годы, когда Церковь переживала тяжелые испытания, в условиях гонений от безбожной власти. Навсегда образцом исповеднического подвига и жертвенной любви к пастве для меня останется приснопамятный архиепископ Ивановский и Кинешемский Иов (Кресович), от которого я принял священный сан и монашеское пострижение. С благодарностью вспоминаю о блаженнопочившем архиепископе Орловском и Брянском Глебе (Смирнове), под мудрым руководством которого я возрастал духовно, совершал свое пастырское служение и проходил административные послушания.
       Впоследствии Господь через волеизъявление Священноначалия призвал меня к трудам по восстановлению порушенных монастырей. Первой обителью, в которой мне довелось трудиться на должности эконома-строителя, был Иоанно-Богословский монастырь в Рязанской епархии.
       В 1990 году по благословению Вашего Святейшества я был назначен наместником Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. Очутившись в обители, посвященной Святителю и Чудотворцу Николаю, я усмотрел в этом особое знамение Божия благоволения, так как весь мой жизненный путь проходил под его явным покровительством. Многие храмы, где мне пришлось совершать свое пастырское служение, также были посвящены его имени. В то время древняя святыня Подмосковной земли находилась в большом запустении. Но благодаря постоянному заботливому вниманию и поддержке Вашего Святейшества обитель Святителя и Чудотворца Николая стала возрождаться и обретать свой прежний благолепный вид. Ежегодные патриаршие служения в монастыре всегда были для обители большим праздником. Встречи с Предстоятелем Русской Церкви обращали сердца людей к вере отцов, объединяли их усилия в трудах по восстановлению порушенной святыни. В течение двенадцати лет, прошедших после открытия монастыря, возросло число монашеской братии, по Вашему первосвятительскому благословению в стенах обители открылась Духовная семинария, готовящая новое поколение пастырей Церкви.
       Все эти годы Бог судил мне в меру моих скудных сил и способностей трудиться под непосредственным руководством Вашего Святейшества, постоянно чувствуя Вашу отеческую любовь и опеку. Благодаря неоценимому примеру Ваших архипастырских трудов я имел возможность осознать величие подвига служения Церкви Христовой. Считаю своим сыновним долгом поблагодарить Вас, Святейший Владыка, глубокочтимый Первоиерарх и благостный отец наш, за предоставляемую высокую честь быть викарием Вашего Святейшества и обещаю оправдать возлагаемое на меня доверие.
       Смиренно принимая вверенный мне залог благодати архипастырства ради славы Божией, вместе с псалмопевцем Давидом восклицаю: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. 56, 8). В деле предстоящего мне служения уповаю не на свои немощные силы, но исключительно на помощь свыше, ибо помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю (Пс. 120, 2).
       Оставаясь в сане епископа наместником Николо-Угрешского монастыря и ректором Николо-Угрешской Духовной семинарии, уповаю на помощь Святителя и Чудотворца Николая в несении послушания помощника Вашего Святейшества.
       Верю, что по Вашим молитвам, Святейший Владыка, по вашим молитвам, досточтимые архипастыри, Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, очистит и освятит мою душу, соделает мое служение непорочным и плодотворным, во славу Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".
       14 августа 2003 года, в день праздника Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Вениамина (Зарицкого) во епископа Люберецкого, викария Московской епархии. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископы Тверской и Кашинский Виктор, Истринский Арсений, Рязанский и Касимовский Павел, Верейский Евгений, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Бакинский и Прикаспийский Александр, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Пермский и Соликамский Иринарх. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Вениамину архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
      
       Преосвященный епископ Вениамин, возлюбленный во Христе собрат наш!
       В жизни каждого человека все совершается по воле Божией. Избрание и поставление епископов Церкви также происходит по Его всеблагой воле. Мы верим, что и тебя к высокому служению в Церкви Христовой привели неисповедимые пути Промысла Божия.
       "Никто сам собою не приемлем этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником (Евр. 5, 4-5)", - говорит Апостол Павел. Единственный и Вечный Первосвященник, Господь наш Иисус Христос, прежде сложения мира определил священнодействовать Самого Себя на крестном жертвеннике в жертву умилостивительную за грехи всего мира, за всех людей. Он и принес Себя на Кресте в жертву Богу Отцу Своему, по воле Его.
       Мы, земные, немощные, носим сан Христов и продолжаем благодатью Святого Духа Его великое, страшное и спасительное дело примирения себя и чад наших с Богом. И Он Сам через нас приносит в умилостивление о нас Бескровную Жертву Своего Тела и Своей Крови.
       В день, когда Святая Церковь прославляет Животворящее древо Креста Господня, на тебя возлагается новый крест, новый подвиг - подвиг архипастырского служения Церкви Христовой. Не изнемогай на твоем крестном пути в неминуемых скорбях, немощах и искушениях, ибо как Сам Христос претерпел до Креста и на Кресте, "быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр. 2, 18).
       По мере того, как с низших ступеней служения в Церкви ты восходил на высшие и постепенно открывалось перед тобой широкое поле деятельности, все более ясной для тебя становилась истина: "Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп. 2, 13).
       Со дней ранней юности, как преданный и любящий сын Матери-Церкви, ты всегда готов был служить ей и служил данными тебе от Бога силами и способностями.
       Долгие годы в монашеском звании ты нес послушание в различных епархиях нашей Церкви. Хорошую школу православного благочестия ты прошел на приходах и в монастырях.
       Дарования строителя и созидателя ярко проявились при возрождении из руин Николо-Угрешской обители, которая была воссоздана твоими трудами и заботами.
       Сегодня ты дал великие обеты и принял благодать Святого Духа, освятившую тебя на епископское служение. Перед лицом всей Церкви ты обещал совершать его со страхом Божиим и всю оставшуюся жизнь пасти вверенное тебе церковное стадо по образу Пастыреначальника Христа. Ты исповедал свою верность Православной Церкви и стал преемником духоносных отцов и святителей, сопричастником служения которых Дух Святой поставил тебя через возложение рук архипастырей.
       "Не неради о пребывающем в тебе даровании" (1 Тим. 4, 14) - эти апостольские слова напоминаем мы сегодня как тебе, так и себе, твоим собратьям.
       Постоянно возноси свой ум к Престолу Божию и, пребывая в молитве, духовно возрастай.
       Не стремись возвыситься или поставить себя средоточием внимания и почестей.
       Будь светильником миру. Как "не может укрыться город, стоящий на верху горы" (Мф. 5, 15), так должен быть открыт для мира ты, со всеми твоими мыслями, чувствами и делами. Свети же миру ярким и чистым пламенем веры и дел, оставаясь всегда "образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4, 12).
       Зорко следи, чтобы насельники обители и те, кто готовится стать пастырями Церкви, "пребывали в вере и во исправлении дел благих", чтобы совершали свое служение с благоговением и ревностью, ибо пророк говорит: "Проклят, кто дело Господне делает небрежно" (Иер. 48, 10).
       Бойся потерять хотя бы одну овцу из стада Божия. По примеру Пастыреначальника Христа будь всегда готов положить за них душу свою (Ин. 10, 11). Потерявшуюся отыщи, угнанную возврати, пораненную перевяжи, больную укрепи, а буйную истреби: паси их по правде (Иез. 34, 16).
       В современной церковной жизни время от времени мы встречаемся с поползновениями некоторых священнослужителей и даже мирских людей присвоить себе не принадлежащую им в Церкви власть и право быть судьями. Что рождает в человеке такую духовную слепоту? Крайнее самолюбие, гордость, самомнение, злостное расположение сердца и зависть.
       Как много еще погибающих и немощных! Когда слышишь о чадах Церкви, которые своими деяниями отторглись или отторгаются от Матери своей, поносят ее, злобно клевещут на нее, уготовляя для себя погибель, приходят на мысль слова Апостола: "великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему... за братьев моих" (Рим. 9, 2-3).
       Для исправления таковых следует руководствоваться не только любовью, но в иных случаях и строгостью. Святой Апостол Павел, научая своего ученика апостола Тимофея, говорил ему: "Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1 Тим. 5, 20).
       Если же на сеющих смущение и соблазн не действует мирное увещевание, епископ должен брать бич и изгонять из Церкви торгующих совестью и спекулирующих на святыне.
       "Се Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20), - сказал Господь Своим Апостолам перед вознесением от земли на Небо. Принимая епископство по преемству от святых Апостолов, дерзаем и мы применять к себе эти глубоко утешительные слова. Веруем, что Господь Иисус Христос пребудет и с тобой. Он, Пастыреначальник, будет пасти и тебя, пастыря, и в твоей немощи будет совершаться сила Божия (2 Кор. 12, 9). Уповаем, что через возложение наших и собратьев епископов архиерейских рук и ты удостоен ныне Божественной благодати, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей.
       Милость Божия определила тебе проходить епископское послушание в первопрестольном граде Москве, сердце святой православной России, где оживает вера народная, где возрождается христианское благочестие, насажденное трудами святых первосвятителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Макария, Иова, Ермогена, Тихона и многочисленного сонма их преемников. Епископское служение ты будешь совершать под нашим непосредственным руководством, сохраняя за собой управление Николо-Угрешским монастырем, восстановлению которого из руин ты отдал почти тринадцать лет своей жизни.
       Благим знамением для тебя является то, что твое рукоположение совершается в год празднования 100-летия прославления в лике святых преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, явившего России и миру полноту жизни в Духе Святом, образ терпения, смирения, деятельной любви и радости о Христе Воскресшем.
       Ты стал свидетелем и участником недавних юбилейных торжеств в Сарове и Дивееве, которые объединили в прославлении памяти преподобного высоких государственных руководителей, Первоиерархов и представителей Православных Церквей, архипастырей, священнослужителей и христиан со всего мира.
       Вместе с тобой уповаем, что благословение, которое ты получил у мощей преподобного, даст тебе силы достойно нести крест архиерейского служения.
       А сейчас прими этот жезл как символ духовной власти и от данной тебе благодати преподай свое первое архипастырское благословение благочестивому народу, молившемуся о тебе.
      
       Архимандрит Вениамин (в миру - Владимир Николаевич Зарицкий) родился 12 сентября 1953 года в селе Стодульцы Жмеринского района Винницкой области, в семье рабочего. В 1970 году окончил Луко-Барскую среднюю школу. Затем трудился строительным рабочим в тресте "Киевгорстрой-3", а также электромонтером связи и сигнализации. С 1973 года - рабочий Троице-Сергиевой Лавры. В том же году стал иподиаконом епископа Рязанского Симона, с 1974 года нес послушание чтеца в Успенском соборе в городе Кинешме Ивановской области.
       30 марта 1975 года архиепископом Ивановским и Кинешемским Иовом († 1977) рукоположен во диакона. 6 апреля 1975 года тем же Преосвященным рукоположен во иерея и назначен штатным священником кафедрального Воскресенского собора в Иванове, а затем настоятелем Знаменской церкви в селе Красное Палиховского района Ивановской области.
       27 мая 1977 года Владыкой Иовом пострижен в монашество с именем Вениамин - в честь преподобного Вениамина Печерского.
       16 декабря 1977 года принят в клир Орловской епархии и назначен настоятелем церкви Рождества Христова в городе Болхове Орловской области. С 3 октября 1978 года - настоятель Свято-Никольской церкви в поселке Кромы Орловской области. 7 июля 1987 года назначен настоятелем Никитского кафедрального собора в Орле.
       25 марта 1982 года возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями.
       В 1985 году окончил Московскую Духовную семинарию.
       В 1987 году архиепископом Орловским и Брянским Глебом назначен секретарем Орловского Епархиального управления. 6 июня 1987 года возведен в сан архимандрита.
       С 1 января 1989 года нес послушание эконома-строителя в Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии. 11 декабря 1990 года командирован для служения в Николо-Угрешский монастырь, где в 1991 году назначен старшим священником. 12 июня 1992 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием назначен наместником Николо-Угрешского монастыря. 6 октября 1999 года назначен ректором Николо-Угрешской семинарии.
       В 2002 году окончил Московскую Духовную академию.

Преосвященный Вениамин,
епископ Люберецкий,
викарий Московской епархии

Наречение архимандрита Вениамина (Зарицкого)
во епископа Люберецкого,
викария Московской епархии



Хиротония архимандрита Вениамина (Зарицкого)


Первое архиерейское благословение народа Божия

Участники хиротонии (крайний справа -
епископ Люберецкий Вениамин)