ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречение и хиротония
архимандрита Лонгина (Корчагина)
во епископа Саратовского и Вольского

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 7 мая 2003 года архимандриту Лонгину (Корчагину), настоятелю подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве, определено быть епископом Саратовским и Вольским.
      
       13 августа 2003 года, в предпразднство Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве, было совершено наречение архимандрита Лонгина (Корчагина) во епископа Саратовского и Вольского.
       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископы Тверской и Кашинский Виктор, Истринский Арсений, Рязанский и Касимовский Павел, Ярославский и Ростовский Кирилл, Епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь), Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Бакинский и Прикаспийский Александр, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Пермский и Соликамский Иринарх. При наречении во епископа архимандрит Лонгин произнес речь:
       "Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, благословите!
       Ваше Святейшество! Божиим изволением, по Вашему представлению Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Саратовским и Вольским.
       Я искренне исповедую сейчас перед вами свою человеческую немощь и свое недостоинство. И сознание этой немощи и недостоинства вкупе с пониманием высоты и ответственности архипастырского служения не могут меня не страшить. Но вместе с тем я безусловно верю, что решение Священноначалия в отношении меня служит выражением воли Божией. И потому с полной покорностью предаюсь Промыслу Всемогущего, но и Многомилостивого Господа, единого Сердцеведца, от Которого не может укрыться ничто, все проницающего и все испытующего.
       Благодарю Господа за Его милость ко мне, за Его попечение и водительство, которого, оглядывая теперь прожитую мною жизнь, не могу в ней не усматривать. Принятие в сердце благодатного дара веры в Живого Бога, силы, необходимые, чтобы сохранить и возрастить этот дар в том безбожном обществе, которое нас окружало, учеба в Московских Духовных школах и сама жизнь в стенах столь любимой мною обители Преподобного Сергия - все это в отношении меня есть дело неизреченного Божественного милосердия.
       Я благодарю Вас, Ваше Святейшество, благодарю и за то доверие, которым почтен от Вас сейчас, благодарю и за тот высокий пример Вашего архипастырского служения, который имел перед собой на протяжении всех этих лет, находясь под Вашим первосвятительским омофором. Видя Ваши труды на благо Церкви Христовой, я мог понять, что епископ - это действительно отец для своей паствы, для тех чад Божиих, которых вверил Его попечению Сам Господь. И в Вашем лице мы все имеем такого отца - радующегося радостями своих детей, скорбящего их скорбями, отца любящего, терпеливого и милостивого к нашим немощам, непрестанно возносящего перед престолом Божиим молитву о нашем спасении.
       Я благодарен всем тем людям, которые помогали мне на пути моего христианского, монашеского и пастырского становления, тем, через кого действовал в моей жизни Господь. Их было, к счастью, немало. Я благодарю Владыку Феогноста, наместника Троице-Сергиевой Лавры, за его помощь и заботу обо мне, благодарю нашего дорогого батюшку, духовника лаврской братии архимандрита Кирилла. Благодарю и близких, любимых мною людей - маму и бабушку, вырастивших меня человеком, способным увидеть и воспринять Божественный свет истины Христовой.
       "Вы не свои, - говорит святой Апостол Павел, обращаясь вообще ко всем христианам, - ибо куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии" (ср.: 1 Кор. 6, 19-20). Более, чем когда-либо, именно теперь я сознаю, что вся моя нынешняя и дальнейшая жизнь принадлежит, собственно, не мне, но даровавшему мне ее Богу. Как понимаю я то служение, к которому призывает меня сейчас Господь? Прежде всего оно, по слову того же Апостола, есть воистину доброе дело (ср.: 1 Тим. 3, 1). Доброе, ибо что может быть добрее, чем служить главной цели Божественного Домостроительства - спасению людей, возведению их к познанию Бога, к нерасторжимому единению с Ним?
       Господь, желая спасти человеческий род, сошел с небес не для того, чтобы творить волю Свою, но волю пославшего Его Отца (ср.: Ин 6, 38). И конечным исполнением этой воли стало распятие Спасителя, принесение Им Самого Себя в жертву за страждущий человеческий род. А значит, и жизнь епископа, призванного быть, подобно Апостолам, подражателем Христу (см.: 1 Кор. 4, 16), - это постоянное отречение от себя и своей человеческой воли ради исполнения воли Божественной, постоянное самораспятие на кресте самоотверженной любви к Богу и к людям.
       Мы живем в очень трудное время: жатвы, к участию в которой мы призваны, много (ср.: Мф. 9, 37). Есть много людей, удалившихся от Церкви, от Христа, забывших о Боге или даже и вовсе не ведавших Его. Много людей верующих, но в вере по-настоящему не утвержденных, прельщающихся соблазнами мира и погибающих среди них. Дать этим людям возможность познать единого истинного Бога, открыть для них Его великую сокровищницу благодати, Православную Церковь, научить их искать в своей жизни единого на потребу (ср.: Лк. 10, 42) - вот та цель, посвятить которой всю свою жизнь есть истинное счастье для человека.
       Я глубоко убежден, что невозможно воздать должным образом Господу за то, что Он дарует нам. Но в то же время каждому человеку Господь Сам указывает наиболее благоугодный Ему образ такого воздаяния. Мне же Господь судил ныне послужить Ему и Его Церкви в епископском сане. Это служение таково, что в нем соединяются и величайшая честь, и тягчайшее бремя. Чести этой я отнюдь не достоин. Бремя это для меня самого, немощного человека, поистине непосильно. Но я возлагаю все мое упование на Всемогущего Бога, Который один действующею в нас силою Его может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем (ср.: Еф. 3, 20). И именно о том молю я сейчас Господа, чтобы та благодать Его, которую Он ниспосылает в Таинстве архиерейской хиротонии, сама действовала во мне, врачуя мои немощи, восполняя мои недостатки, а более всего, совершая через меня спасение тех, кого Божественный Промысл вверяет моим заботам и попечению.
       Прошу у Вас, Ваше Святейшество, и у Вас, богомудрые архипастыри, Вашего отеческого благословения и молитв, дабы через дар сей благодати удостоился я неосужденно и непреткновенно проходить открывающееся предо мной поприще епископского служения во славу Христовой Церкви и во спасение своей собственной души".
      
       19 августа 2003 года, в праздник Преображения Господня, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Лонгина (Корчагина) во епископа Саратовского и Вольского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Воронежский и Борисоглебский Сергий, Элассонский Василий (Элладская Православная Церковь), Неврокопский Нафанаил (Болгарская Православная Церковь), Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Тульский и Белевский Алексий, Тверской и Кашинский Виктор, Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Тихвинский Константин, Верейский Евгений, Ярославский и Ростовский Кирилл; епископы Пензенский и Кузнецкий Филарет, Томский и Асиновский Ростислав, Орехово-Зуевский Алексий, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, Красногорский Савва, Бакинский и Прикаспийский Александр, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Брянский и Севский Феофилакт, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Лонгину архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
       Преосвященный епископ Лонгин, возлюбленный во Христе собрат наш!
       Достоинство епископского служения в Церкви Христовой - это служение апостольского преемства в учении, освящении и приведении словесного стада Христова к Небесному Царству.
       Через возложение рук архиереев Господь призвал тебя ныне принять "жребий сего служения и Апостольства" (Деян. 1, 25).
       Ты стоишь перед нами, облеченный в знаки архиерейского достоинства. Одного тебе недостает - архипастырского жезла. Но прежде чем мы вручим его тебе, нам надлежит сказать слово назидания перед твоим вступлением на нелегкий путь крестного подвига епископского служения.
       Твоя архиерейская хиротония совершилась в день праздника Преображения Господня. Сегодня ты взошел на мысленный Фавор для духовного преображения, чтобы через благодать Святого Духа стать причастником Божественной славы и присносущного света. Ты достиг высоты иерархического служения, приближающей тебя к Богу, к Небу. Но в радости духовного торжества не забывай и о том, что на Фаворе Господь беседовал о Кресте. Пусть это всегда напоминает тебе о трудном, крестном пути архиерейского служения, о тех обетах, которые ты давал при пострижении в монашество и при архиерейском исповедании.
       Через епископа подается в Церкви неоскудевающая благодать Божия, но этот "дар Божий", отныне "живущий в тебе", необходимо постоянно "возгреватъ" (2 Тим. 1, 6).
       Ты должен непрестанно стремиться к духовному совершенству, являя собой пример пасомым; быть мудрым кормчим в бурном житейском море, "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1 Тим. 2, 1), искупленных "драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца" (1 Пет. 1, 19).
       К благим подвигам пусть побуждает тебя частое напоминание себе апостольского увещевания: "будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4, 12).
       Будь верен учению Божию до последней йоты и черты закона (Мф. 5, 18), сохраняй в чистоте апостольское учение, священные каноны Святых Соборов и тысячелетние традиции нашей Церкви.
       Не надейся на свои немощные силы, но все упование возлагай на силу Божию, совершающуюся в немощи (2 Кор. 12, 9) и "оскудевающее восполняющую".
       На всех нас, чадах Русской Православной Церкви, лежит ответственность за будущее нашей Церкви. Время, в которое мы живем, исполнено надежд, но это непростое время, время лукавое, и силы тьмы продолжают скрытое и открытое противодействие Церкви Христовой, пытаясь разделить и ослабить ее. Основа любого разделения - отсутствие любви. "Стяжи мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя", - учил преподобный Серафим Саровский.
       В год столетия прославления в лике святых этого всероссийского угодника Божия ты призываешься к подвигу архиерейского служения. Да будет тебе благим напутствием благословение преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, святым мощам которого ты удостоился поклониться, принимая участие в юбилейных торжествах в Сарове и Дивееве. Сугубые молитвы, обращенные к преподобному Серафиму, укрепят и поддержат тебя.
       На путь епископского служения Господь призвал тебя от обители Преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Пребывавшим в Лавре Живоначальной Троицы особенно близко и свойственно уповать на молитвы Преподобного Сергия и всего сонма Радонежских святых.
       Прибегай и к близкому ныне для тебя покровительству святителей Московских. Будем надеяться, что их молитвы и невидимое благодатное вразумление и содействие будут споспешествовать, чтобы начатки твоего нового служения были благонадежны для Церкви.
       Прими сей жезл. Как говорил святитель Филарет Московский, "святые предшественники наши употребляли его как необходимую подпору для изнуренного подвигами внешнего их человека, когда в них обновлялся внутренний, поскольку внешний тлел".
       А теперь взыди на кафедру и от новой данной тебе благодати преподай благословение православным людям, молившимся о тебе во время твоей хиротонии.
       Архимандрит Лонгин (в миру - Владимир Сергеевич Корчагин) родился 31 июля 1961 года в городе Сухуми Абхазской АССР, в семье служащих.
       В 1977 году окончил среднюю школу. В том же году поступил на вечернее отделение филологического факультета Абхазского Государственного университета.
       С 1979 по 1981 год работал экскурсоводом, а с 1981 по 1983 год - преподавателем русского языка и литературы в средней школе. В 1982 году окончил Абхазский Государственный университет.
       С октября 1983-го по май 1985 года служил в рядах Вооруженных Сил. После демобилизации поступил в Московскую Духовную семинарию.
       В мае 1986 года был принят в братство Троице-Сергиевой Лавры. 8/21 июля 1986 года пострижен в монашество с именем Лонгин - в честь мученика Лонгина сотника.
       16/29 августа 1986 года рукоположен во иеродиакона.
       25 мая/7 июня 1988 года рукоположен во иеромонаха.
       В 1988 году окончил Московскую Духовную семинарию и был принят на 1-й курс Московской Духовной академии.
       В октябре того же года направлен на учебу в Болгарию, в Софийскую Духовную академию святого Климента Охридского. В период обучения в Болгарии служил внештатным священником в русской церкви Святителя Николая в Софии.
       В 1992 году окончил Богословский факультет Софийского Государственного университета. В июле 1992 года вернулся в братство Троице-Сергиевой Лавры и нес послушание помощника эконома.
       15 декабря 1992 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен настоятелем подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве.
       В мае 1994 года возведен в сан игумена. В 1996 году удостоен права ношения палицы. В 1998 году удостоен права ношения креста с украшениями. 15 апреля 2000 года возведен в сан архимандрита.

Преосвященный Лонгин,
епископ Саратовский и Вольский

Наречение архимандрита Лонгина (Корчагина)
во епископа Саратовского и Вольского



Хиротония архимандрита Лонгина (Корчагина)


Вручение архиерейского жезла новопоставленному епископу

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
благословляет народ Божий в Храме Христа Спасителя

Участники хиротонии (крайний справа -
епископ Саратовский и Вольский Лонгин)