|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 08-2003 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
25 лет со дня кончины
митрополита Ленинградского
и Новгородского Никодима (Ротова)
История не знает сослагательного наклонения. Реально происшедшие события являются той единственной данностью, которой располагает историк, приступая к изучению прошлого. И от исследователя требуется ответственность и честность при анализе фактов, которые следует рассматривать именно в контексте того времени, когда они имели место. Прошедшие десятилетия, столь трагичные и горестные для Русской Православной Церкви, оказались искусительными для многих современных "писателей", легко впадающих в осуждение всех и вся в убеждении, что они-то обладают неким "точным ведением правды". К сожалению, это не удивительно, потому что привычка рубить с плеча и соответствующая ей тоталитарная модель мышления нелегко вымываются из сознания: для этого необходима напряженная внутренняя духовная работа. Жизненный путь человека сложен и многогранен, постичь его во всей полноте трудно, но через смирение и любовь - возможно. Конечный же суд над людьми - дело Божие.
В этом году исполняется двадцать пять лет со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Его самоотверженное служение Церкви получило самую высокую оценку во всем мире и в то же время стало предметом разного рода нападок и грубой клеветы. Время, однако, все ярче высвечивает и величие личности Владыки Никодима, и его непреходящее значение в служении Церкви. Так очередной раз подтверждается истина о том, что обман и заблуждение исчезают, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром... А праведники живут во веки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего (Прем. 5, 14-15). Святейший Патриарх Алексий II так сказал о митрополите Никодиме: "Одному Богу известна мера жертв и страданий человека, всю свою жизнь отдавшего служению Церкви. Кто, кроме Сердцеведца Господа, может восхитить право выносить суд над архипастырем, положившим свои силы, способности и дарования, да и саму жизнь на алтарь церковного служения"1.
Жизненный путь будущего святителя, в миру Бориса Ротова, начался в 1929 году в Рязанской области. Он появился на свет в период жесточайших гонений на Церковь и духовенство. Под видом коллективизации начиналось истребление крестьянства. Бабушка по материнской линии, Елена Николаевна, была женой священника и привила внуку любовь к молитве. По окончании школы юноша поступил в Рязанский педагогический институт, однако помышлял о церковном служении. Такой выбор требовал от молодого человека исключительного мужества и решительности, ведь всякий, кто в те годы объявлял себя верующим, оказывался в положении изгоя. Это было большим испытанием и для родителей, которые прекрасно понимали, что их сын вступил на крестный путь. Мать Владыки, Е. М. Ротова, впоследствии вспоминала: "Борю собирались отчислить за то, что он ходит в церковь. Он же все время туда ходил - и в дождь, и в снег. Он скрывал это, но его безудержно влекло туда. Даже тогда, когда не было возможности войти в храм, он стоял за оградой и слушал. Попробуйте поставить себя на его место. Какая глубокая скорбь, какая трагедия! Его тянет в храм, где горят свечи, где тепло, а ему приходится стоять на улице под холодным проливным дождем"2.
На формирование личности Бориса огромное влияние оказал архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов), который в 1947 году постриг его в монашество с именем Никодим и рукоположил во иеродиакона, а в 1949 году - во иеромонаха.
Служение молодого священника проходило сначала на небольшом деревенском приходе в селе Давыдове Ярославской области, затем в Переславле-Залесском и Угличе, где он был настоятелем Димитровского храма и благочинным округа. В 1952 году отец Никодим был назначен клириком кафедрального собора в Ярославле (с декабря 1954 года - и. о. настоятеля) и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского Димитрия (Градусова). В 1950 году иеромонах Никодим поступил на заочный сектор Ленинградской Духовной семинарии, а затем - в Ленинградскую Духовную академию, которую и окончил в 1955 году со степенью кандидата богословия за сочинение "История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме", представлявшее собой фундаментальное, основанное на архивных документах научное исследование. В последующие годы он трудился над работой "Иоанн XXIII, Папа Римский", за которую Московская Духовная академия присудила ему ученую степень магистра богословия.
Уже в самом начале пастырской деятельности отца Никодима проявилось его исключительное трудолюбие, усердие в изучении иностранных языков, любовь к научным и богословским исследованиям. Однако главным оставалось богослужение. Он прекрасно знал Устав, помнил наизусть святцы, множество тропарей и кондаков, стихир двунадесятых праздников, усвоенных еще в юности.
Смена его церковных послушаний была стремительной. Последовали назначения сначала членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (в феврале 1956 года), затем заместителем Начальника, а в сентябре 1957 года - Начальником Миссии с возведением в сан архимандрита. В марте 1959 года отец Никодим был назначен Заведующим Канцелярией Московской Патриархии. 4 июня 1959 года архимандрит Никодим был назначен Заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений с сохранением за ним должности Заведующего Канцелярией. 10 июля 1960 года состоялась хиротония архимандрита Никодима во епископа Подольского, викария Московской епархии, и его назначение Председателем Отдела внешних церковных сношений. Посвящение в сан епископа было возглавлено Святейшим Патриархом Алексием I.
Назначения следовали одно за другим. Казалось, у молодого архиерея не было потребности в отдыхе. Он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата, редакционную коллегию сборника "Богословские труды". В 1960 году занял Ярославскую кафедру, а в следующем году стал постоянным членом Священного Синода в сане архиепископа. В 1963 году он - митрополит Минский и Белорусский, а вскоре - Ленинградский и Ладожский (с 1967 года - и Новгородский). В 1974 году к обязанностям Владыки прибавилось и возглавление Западноевропейского Экзархата.
Невозможно во всех подробностях рассказать о многообразной деятельности митрополита Никодима. Скажем о главном. Будучи в полном смысле слова человеком Церкви, он отдавал все силы тому, чтобы Русская Православная Церковь выжила в тяжелейших условиях хрущевских гонений и их последствий, то есть именно тогда, когда Господь судил Владыке начать свою руководящую деятельность в Русской Православной Церкви. Находившийся в те годы в уже весьма преклонном возрасте Святейший Патриарх Алексий I увидел в молодом архиерее человека, способного решать те исключительно сложные проблемы, перед лицом которых оказалась Церковь.
Все свои силы митрополит Никодим отдавал одному делу - сохранению Русской Православной Церкви, ее внутреннему укреплению. Как-то, отвечая на вопрос о том, выживет ли Церковь, он сказал: "Да, безусловно, должно пройти некоторое время, мы же должны выработать на современном уровне тактику защиты, надеясь всецело на Господа и слова о вратах ада, которые не одолеют Церкви"3. Эти слова были сказаны в условиях, когда богоборческой властью открыто была поставлена задача уничтожить Церковь. И они помогают правильнее понять главные направления деятельности святителя, который при хиротонии так выразил свое кредо: "Вся моя сознательная жизнь принадлежит Церкви"4.
Средний возраст епископата Русской Православной Церкви в 1960-е годы составлял примерно семьдесят лет. Новые хиротонии совершались не часто, и у властей были основания ожидать, что со временем апостольское преемство в Церкви иссякнет. Противостоя этому, митрополит Никодим использовал заинтересованность советского правительства во внешней деятельности Церкви для того, чтобы во множестве хиротонисать молодых епископов, которые отправлялись на служение, а часто одновременно и на учебу, за границу. Потом они возвращались на родину, составляя мощную опору гонимой Церкви. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий так писал по этому поводу в предисловии к книге "Человек Церкви", посвященной митрополиту Никодиму: "Хотя к началу перестройки в нашей Церкви не нашлось тех необходимых сотен священнослужителей, которые могли бы при новых открывающихся возможностях сразу взять на себя повсеместное восстановление тех видов служения, которые в течение тысячелетия были присущи нашей Церкви, но "никодимовское ядро" оказалось профессионально подготовленным и смогло возглавить, творчески вдохновить восстановление, подъем из руин и пепла своей Церкви"5.
Митрополит Никодим прекрасно понимал, что грамотное, богословски образованное духовенство - это залог успеха в борьбе Церкви против гонений. Поэтому он отдавал много сил развитию Ленинградских Духовных школ, которые в середине 1960-х годов находились на грани закрытия. Как вспоминал профессор-протоиерей Василий Стойков, "от приемных экзаменов до выпуска воспитанники семинарии и студенты Академии находились под его неослабным вниманием. В дни приема абитуриентов он много часов подряд беседовал с поступающими, чтобы определить их общее развитие, понять внутренний мир, духовное состояние и настроение. Неоднократно в течение учебного года Владыка проводил личные беседы с учащимися, а также общие собеседования с выпускниками, которым давал необходимую ориентацию в предстоящей пастырской деятельности. Эти встречи несомненно имели большое воспитательное значение"6.
Выпускники Семинарии и Академии с благодарностью вспоминали то внимание, с которым митрополит Никодим относился к каждому учащемуся, входя во все подробности его личной жизни и учебы. Это и неудивительно, поскольку очень часто приходилось выдерживать настоящие сражения с уполномоченными Совета по делам религий, которые всеми доступными им средствами препятствовали поступлению в семинарию способных и образованных молодых людей. Митрополит Никодим внимательно наблюдал за учебным процессом, регулярно проводил встречи с воспитанниками, рассказывая о зарубежных поездках, о важнейших событиях в Русской Православной Церкви и в межхристианских отношениях. В последние годы своей жизни он начал читать курс лекций по истории Русской Церкви в ХХ веке, уделяя особенное внимание Поместному Собору 1917-1918 годов. Владыка Никодим заботился о том, чтобы учащиеся могли получить всестороннее богословское образование. Он использовал многочисленные поездки за рубеж, чтобы привозить Священное Писание и богословскую литературу, которых в нашей стране тогда было невозможно приобрести, и раздавал их духовенству и учащимся Духовных школ.
Святитель принимал самое живое участие в научной жизни Духовной академии. Архиепископ Можайский Григорий вспоминает об этом так: "Познания приснопамятного архипастыря были феноменальными. Так, однажды во время защиты докторской диссертации на Ученом совете Академии, как это часто случается, из-за какого-то неясного вопроса разгорелся нешуточный спор. И вот, процитировав наизусть на древнееврейском языке применительно к данному случаю большой фрагмент текста из Ветхого Завета, Владыка сразу поставил точку в дискуссии. Некоторые из преподавателей рассказывали позднее, как буквально потряс всех участников заседания этот удивительный эпизод"7.
В обыкновении Владыки митрополита были вечерние прогулки, на которые он приглашал своих воспитанников, беседуя с ними на богословские темы, выясняя их жизненные планы и проблемы. Как пишет протоиерей Александр Ганаба, "во время этих бесед, когда, по актуальному в то время выражению, "стен, имеющих уши", не было рядом, шел откровенный глубинный разговор о тяжелом кресте пастырского служения и о тех реалиях атеистического мира, в которых необходимо нести церковное свидетельство"8.
Митрополит Никодим считал богослужение центром жизнедеятельности священнослужителя. Современники пишут о том незабываемом впечатлении, которые производили службы Владыки. Генеральный секретарь Иерусалимской Православной Церкви митрополит Лиддский Тимофей описывает в своих воспоминаниях, как митрополит Никодим молился в иерусалимском Храме Воскресения Господня. "Непостижима глубина человеческой души, но в тот момент каждый мог понять теплоту благоговейной молитвы иерарха, который от Гроба Жизни, источника нашего воскресения, вышел с заплаканными глазами, погруженный в волнение, написанное на его лице, которое в то же время светилось от сверхъестественного сияния духовного изменения и религиозного восторга, которым он жил"9.
Внешняя сторона никогда не была для Владыки митрополита самоцелью. Он сам писал по этому поводу: "Триумфальная пышность и величавая торжественность только тогда оправданны и необходимы, когда являются средством, чтобы через внешнее благолепие послужить внутреннему устроению душ, верных Богу, но вместе с тем даже и тогда, когда они необходимы, епископ должен иметь апостольскую простоту и внутреннее смирение"10.
После первого инфаркта митрополит Никодим положил за правило вне зависимости от занятости ежедневно совершать Божественную литургию или присутствовать на ней (в домовой церкви) и причащаться. В этом проявлялась глубокая вера святителя в то, что Евхаристия является средоточием духовно-благодатной жизни верующих.
Во многих случаях он совершал богослужения в состоянии крайнего физического изнеможения, бывало, что и с незажившим швом после операции. Когда ему, перенесшему пять инфарктов, врачи запрещали служить, Владыка Никодим, возражая им, говорил, что молитва есть истинное лекарство от всех болезней.
Сослужившие митрополиту Никодиму архиереи и духовенство неизменно наблюдали в нем "в это время духовное преображение, когда, как бы следуя призыву всякое ныне житейское отложим попечение, он весь был обращен к Богу, и в этот момент трудно было представить, как может Владыка во внебогослужебной обстановке шутить, как может быть по-человечески прост и близок к любому событию в жизни окружающих его людей, как может, наконец, быть и гневливым, если встречается с резко выраженным проявлением зла. Свою любовь к частым богослужениям Владыка объяснял так: "Я всегда стремился к усилению литургической жизни не только потому, что это имеет значение для удовлетворения внутренних духовных запросов, но и потому, что это способствует осуществлению и внешней миссии Церкви - провозглашению Евангелия"..."11.
Веруя в то, что придет время всестороннего возрождения Русской Церкви, митрополит Никодим посещал поруганные святыни Православия и тайно совершал там Божественную литургию. Так было на Соловках и на Валааме. Ему была дорога память новых мучеников за веру. Не вступая в споры о царствующих особах, Владыка, по свидетельству профессора Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерея Владимира Сорокина, 19 мая приезжал в храм в честь праведного Иова Многострадального, где служил Божественную литургию и молился об упокоении Николая, Александры, Марии, Ольги, Татианы, Анастасии и Алексия12.
Владыку Никодима волновало то, что с течением времени вследствие отсутствия духовного образования многие части богослужения становятся непонятными для мирян. Поэтому он допускал в некоторых храмах чтение Евангелия, Апостола, паремий, шестопсалмия и кафизм на русском языке. Будучи блестящим литургистом и составителем многих чинопоследований (например, служб праведной Тавифе, праведному Иоанну Русскому, святителю Николаю Японскому, Собору Ростовских и Ярославских святых и других), Владыка предпринял исследование перевода Великого канона преподобного Андрея Критского, сделав его более понятным для слушателей.
Очень многообразна была деятельность митрополита Никодима, направленная на укрепление отношений Русской Православной Церкви с другими Поместными Православными Церквами, на развитие братского сотрудничества с инославными Церквами и религиозными организациями. Главной задачей здесь было сохранение Православия посредством привлечения зарубежного внимания к положению Церкви в нашей стране. Приглашая иностранные делегации, удалось предотвратить закрытие Почаевской лавры. После учреждения в Ленинградских Духовных школах иностранного факультета был снят с повестки дня и вопрос о прекращении их деятельности. Таких примеров много.
Важно видеть суть деятельности приснопоминаемого Владыки. Как отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, "великой идеей свободы Церкви одушевлялось его служение и во времена гонений, и в последующую эпоху застоя, когда религия методично вытеснялась на периферию жизни общества. Владыка Никодим трудился во имя того, чтобы заставить власти уважать Церковь и считаться с нею. Избегая опасного для Церкви противостояния с властью, он, однако, не склонялся перед могуществом земных князей, умея свидетельствовать достоинство Церкви, отстаивать ее интересы с высоко поднятой головой"13.
Митрополит Никодим был неутомимым тружеником на ниве общеправославного единства. Он участвовал в многочисленных Всеправославных совещаниях, направленных на укрепление связей и братской любви между Поместными Церквами.
Ревность о сохранении православных святынь подвигла его и на защиту Святой Горы Афон. Военная диктатура, установленная в Греции, вознамерилась ограничить автономию святогорцев, превратив Афон в туристическую зону. Владыка Никодим стал одной из ключевых фигур в международной кампании за спасение Афона. Ему же принадлежит и заслуга возрождения русского монашества в Свято-Пантелеимоновом монастыре, который совсем было пришел в упадок.
Митрополит Никодим имел попечение и об уврачевании разделения в среде русских православных христиан. Продолжая дело святителя Филарета, митрополита Московского, и Святейшего Патриарха Сергия, он выступил на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года с особым докладом, в котором показал благовременность отмены клятв, наложенных Московскими Соборами 1656 и 1667 годов на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан. Поместный Собор вынес постановление о снятии клятв.
Вступая в экуменические собеседования с инославными, Владыка Никодим нисколько не поступался истинами Православия. "Стараюсь избегать и оптимизма, и пессимизма. Я должен быть христианским реалистом, смотреть на вещи так, как они есть", - говорил он14. По мнению митрополита, единственно возможным путем к воссоединению христиан различных исповеданий являлся путь возвращения к догматическому учению Древней неразделенной Церкви эпохи Вселенских Соборов. В слове прощания на отпевании митрополита Никодима кардинал Виллебрандс сказал: "Он прилагал много усилий для того, чтобы познакомить нас, католиков, с богословскими, духовными и историческими богатствами Православной Церкви, и в частности Русской Православной Церкви, верным и любящим сыном и служителем которой он был всегда"15.
Вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей требовало адекватного богословского объяснения. Оно было представлено митрополитом Никодимом в докладе в Упсальском университете в дни работы IV Ассамблеи ВСЦ в июле 1968 года. Там было четко заявлено: "Единство Церкви действительно является даром Божиим, однако лишь в том совершенно определенном смысле, что существует и будет до скончания века существовать объективная Божественная основа церковного единства во Христе посредством веры и участия в сакраментальной жизни, и особенно в Евхаристии, при условии, однако, всецелого послушания полноте Божественного Откровения. Только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь, как внутренне целостная и неповрежденная основа Тела Христова, является действительной обладательницей истинного и совершенного единства в силу ее послушания голосу Божественной истины. За ее пределами существенное единство может утрачиваться в большей или меньшей степени, становиться неполным или даже стоять на грани полного исчезновения"16.
Владыка был убежден, что жизнеспособность Церкви зависит от связи со Священным Преданием. "Являясь священным наследием Древней Церкви, которое нельзя рассматривать просто как памятник старины, Предание, - говорил митрополит Никодим, - в то же время есть и вечно живой импульс духовного созидания, постоянно действующая в Церкви реальная сила, соединяющая прошлое с настоящим и определяющая каждый исторический момент ее бытия, и если христианская община теряет органическую связь с многовековым духовным опытом, она лишается основ для своего бытия в будущем"17.
В целом же, по справедливому замечанию профессора-протопресвитера Виталия Борового, митрополит Никодим рассматривал сотрудничество с ВСЦ как "не имеющее экклезиологического значения для православного сознания", поскольку органическая связь между сообществами верующих возможна только при полном единстве веры и благодатной церковной жизни18.
Митрополит Никодим оставил обширное богословское наследие, которое так полностью и не было опубликовано, существуя лишь в пяти машинописных томах. Прежде всего это его диссертации. Будучи деятельным руководителем и участником международной деятельности Русской Православной Церкви, митрополит Никодим постоянно выступал с богословскими докладами на различных конференциях и форумах. Свыше двадцати раз обращался Владыка со словом назидания к новопоставленным епископам. "Журнал Московской Патриархии" и "Богословские труды" публиковали его статьи по церковной истории и богословию, например "Христианские храмы и богослужения во времена святителя Иоанна Златоуста"; "Священномученик Киприан Карфагенский о Церкви"; "Миссионерское дело святого Кирилла среди хазар"; "К вопросу о сближении халкидонского и нехалкидонского богословия" и другие. Святитель был неутомимым проповедником, почитая провозвестие вероучительных истин непременным долгом всякого священнослужителя. Он проповедовал за каждым богослужением. Хотя записи делались только в последние годы его жизни, до нас дошло немало проповедей митрополита Никодима.
Советом Ленинградской Духовной академии в 1975 году митрополиту Никодиму была присвоена степень доктора богословия за совокупность его богословских работ. Отмечалось, что "все произведения автора отличаются широтой диапазона в раскрытии исследуемых вопросов, а его богословские концепции и суждения свидетельствуют об огромной эрудиции и высоком уровне его богословского потенциала"19.
Влияние приснопоминаемого святителя на жизнь Русской Православной Церкви, его международный авторитет были настолько велики, что советские чиновники были вынуждены считаться с ним. Вот отрывок из воспоминаний митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии: "Владыка Никодим был мудрый человек. Я видел, присутствуя на некоторых встречах в Совете по делам религий, сколь искренне и открыто говорил он о Церкви и ее значении в обществе. Говорил, может быть, даже неприятные для слушающих вещи, но всегда делал это открыто.
Тогда я для себя сделал вывод и принял его как правило: долг священнослужителей, поставленных на должности, контактирующие с государственной властью, - показать значение Церкви в жизни общества и в жизни страны, убедить собеседника, что Церковь - это не "контрреволюция", что Церкви не свойственны никакие политические маневры, что Церковь хочет и должна заниматься только своим благословенным делом... Митрополита Никодима государственные мужи всегда очень уважали и ценили за здоровый, "мужицкий" ум. В свою очередь, Владыка Никодим безусловно был гибким и дальновидным тактиком: он контролировал течение дел и событий и многое, многое предвидел"20.
Мировоззрение митрополита Никодима было пронизано глубоким и искренним патриотизмом. Радея об укреплении Церкви, он имел в виду и будущее духовное возрождение любимого отечества.
Как вспоминал митрополит Киевский и всея Украины Владимир, после блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия I в 1970 году атеистическая власть сделала все, чтобы Владыка Никодим не был избран Патриархом. И поныне "его все еще боятся и стараются использовать любую возможность, чтобы умалить его заслуги и достоинство. Бывшие официальные идеологи продолжают свою работу и сегодня. Они замалчивают титанический труд митрополита Никодима, всю свою жизнь отдавшего служению Церкви, ее защите, ее укреплению"21.
Осуществляя сложную миссию церковного иерарха, святитель глубоко лично переживал несвободное положение Церкви, которой он посвятил всю свою жизнь. Как-то, услышав по зарубежной радиостанции старую запись звона кремлевских колоколов, он, содрогаясь от рыданий, сказал своему собеседнику: "Услышим ли мы когда-нибудь звон кремлевских колоколов, доживем ли до того времени?"22. В том, что наш православный народ и духовенство могут сегодня слышать не только кремлевские колокола, но и благовест колоколов тысяч новооткрытых храмов и сотен монастырей, есть и великая заслуга митрополита Никодима.
Жизнь Владыки оборвалась рано. Это случилось в Риме, куда он прибыл для участия в интронизации новоизбранного Папы - Иоанна-Павла I. 5 сентября 1978 года во время аудиенции у Папы Владыка Никодим скончался. Невозможно без содрогания читать рассказ архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, который, тогда будучи еще архимандритом, сопровождал Владыку в этой поездке. Состояние здоровья святителя было крайне тяжелым, ему подчас было даже трудно ходить. Однако, невзирая на тяжелую болезнь сердца, он отправился в путь, осознавая ответственность за свою миссию как представителя Русской Православной Церкви.
Отпевание митрополита Никодима в Александро-Невской Лавре возглавил Святейший Патриарх Пимен, который в своем слове сказал: "Умолкли уста проповедника и архипастыря, глашатая единства всех христиан, последовательного защитника мира на земле, закрылись глаза дальновидного иерарха и церковного деятеля, остановилось сердце, любящее Бога, Церковь Божию и венец творения - человека, не внемлют уши, чутко внимавшие запросам возлюбленной паствы... Мы обращаемся к новопреставленному словами прокимна: Блажен путь, в оньже идеше брат днесь, яко уготовася тебе место покоя"23.
Вся жизнь и служение митрополита Никодима были непрестанной борьбой за Церковь и ради Церкви. Он никогда не оправдывался и не объяснял свою позицию по тому или иному вопросу, но часто отвечал вопрошавшим словами А. В. Суворова: "Мне надо воевать, судить меня будет история"24.
В нынешнем году уже в двадцать пятый раз собираются архипастыри - воспитанники Владыки и его почитатели на братском кладбище Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры, чтобы молитвенно помянуть своего наставника. В этом - свидетельство истории, сохраняющей память о Владыке Никодиме, который дерзновенно свидетельствовал о величии и истинности Православия, хранил и взращивал ниву Христову, предвидя тот день, когда беспредельно дорогая его сердцу Русская Церковь предстанет миру свободной, неизменно сияя дарами духа и благодати.ПРИМЕЧАНИЯ
1 Посвящение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Человек Церкви. Изд. 2-е. М., 1999.
2 Человек Церкви. С. 217-218.
3 Там же. С. 502.
4 Журнал Московской Патриархии. 1960, № 8. С. 16.
5 Человек Церкви. С. 10.
6 Там же. С. 93.
7 Там же. С. 362-363.
8 Там же. С. 378.
9 Там же. С. 254.
10 Там же. С. 80.
11 Там же. С. 279.
12 Там же, с. 484.
13 Там же. С. 427.
14 Там же. С. 288.
15 Там же. С. 48-49.
16 Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 9. С. 51-52.
17 Человек Церкви. С. 156.
18 Там же. С. 125.
19 Журнал Московской Патриархии. 1975. № 6. С. 8.
20 Человек Церкви. С. 273.
21 Там же. С. 398.
22 Там же. С. 408.
23 Там же. С. 36.
24 Там же. С. 40.Священник Петр Иванов,
доктор исторических наук
|
Архимандрит Никодим со своим духовным наставником - архиепископом Димитрием (Градусовым) |
|
Во время празднования 50-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (1967 год) |
|
В алтаре Троицкого собора Александро-Невской лавры |
|
Панихида на могиле Владыки Никодима в Александро-Невской лавре |