ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2003

ПРОПОВЕДЬ

Слово в день памяти святого Апостола
и евангелиста Иоанна Богослова

       Ваше Святейшество! Преосвященные братья архипастыри, досточтимое собрание!
       Сегодня, когда Святой Церковью празднуется память святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, покровителя богословских школ, я, приветствуя ученую корпорацию и студенчество, а также и всех тех, кто трудится в стенах нашей Духовной школы, всех тех, кто, пусть в разной степени, но помогает своим трудом воспитанию и образованию новых служителей Христовых, созидая будущее нашей отечественной Поместной Церкви.
       Вселенская Церковь, состоящая из поместных частей, основанная Господом и Спасителем Иисусом Христом, в своем богоустановленном домостроительстве носит печать Божественного совершенства. Ей присуще стремление к всесторонней полноте и исчерпывающему единству в ее богочеловеческой сущности.
       Церковь состоит из элементов благодатных и естественных, невидимых и видимых, таинственных и рациональных, тесно связанных между собой. Церковь объединяет ум, сердце и волю чад своих и направляет их ко спасению. Господь Иисус Христос пребывает с ней, как Ее невидимый Глава, как единый вечный Посредник между Богом и человеками (1 Тим. 2, 5), готовый не только ходатайствовать перед вечной Правдой Божией о прощении человеческих несовершенств, но и принимать людей в теснейшее общение с Собой, освящая их человеческую природу как Богочеловек.
       Облекшись во Христа в Таинстве Святого Крещения, каждый крещеный делается общником Тела Господня. В Церкви Христовой обитает животворящий Дух Божий, соединяющий всех верных как членов единого тела с Главой Христом и через Христа приводящий их к Небесному Отцу (Еф. 2, 18).
       Он обильно изливает на них многоразличные дары Божественной благодати, освящает их в Таинствах, незримо укрепляет их в трудах и испытаниях, помогает им в нравственном совершенствовании и устроении человеческой жизни в соответствии с волей Божией. Плодами же Духа являются добродетели, столь необходимые в жизни христианина: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22).
       Все мы, по слову Апостола, спасаемся именем Господа нашего Иисуса Христа, то есть принадлежностью к Церкви, к ее Богочеловеческому Телу, и Духом Бога нашего, то есть освящающей благодатью Святого Духа (1 Кор. 6, 11), помогающего нам во внутреннем совершенствовании. В недрах Святой Церкви происходит восстановление искаженного грехом, но присущего людям образа Божия. Именно здесь созидается новая жизнь, начинающаяся на земле и преходящая в вечность, и дается человеку залог будущего бессмертия, именно здесь он становится причастником Божеского естества (2 Пет. 1, 4).
       Возлюбленный ученик Христов и Апостол Иоанн Богослов писал: И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1, 14). Этим он свидетельствовал, что человеческая плоть Господа Иисуса Христа стала орудием спасения человечества, ибо Ипостасное Слово сначала стало плотью, а затем обитало с нами. Поскольку плоды Воплощения и Спасения реализуются в жизни мира через Церковь, то и ей подобает быть совершенным человеческим обществом, состоящим из видимых членов и имеющим видимых руководителей.
       Такими руководителями и духовными наставниками в древности были Апостолы и их преемники епископы и поставляемые ими священники, которые, исполняя заповедь Спасителя: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19), умножали число спасаемых в Церкви, то есть устрояли Царство Божие на земле. В трудах и злостраданиях, которые сопутствовали им в этой проповеди, они всегда помнили слова своего Спасителя: Я с вами до скончания века (Мф. 28, 20). Но это торжественное обещание помощи, которое было дано Церкви вне зависимости от каких бы то ни было исторических условий и не как награда, а как милость Божия ради спасения людей, то есть ради той цели, для которой Церковь была основана, не исключало личных усилий проповедников Евангелия, а лишь преисполняло их уверенности в конечном торжестве той благой вести, которую они несли людям.
       И сегодня, спустя девятнадцать столетий, священники Святой Церкви продолжают апостольское служение, проповедуя слово Божие и освящая членов невидимого Тела Христова. Меняются времена, меняются общественные взаимоотношения, но неизменными остаются существо служения и задача, стоящая перед священством. Надежда на неоскудевающую помощь Божию должна постоянно окрылять сознание священника, но вместе с тем он никогда не должен забывать и того, что его деятельность бывает и становится плодотворной лишь тогда, когда он, сопутствуемый благодатью, полученной в рукоположении, прилагает личные усилия для успешного прохождения своего служения. Только его собственное стремление и напряжение в осуществлении его священнического делания, только его человеческий подвиг, соединенный с Божественной силою свыше, дают ему радость внутреннюю, укрепляют его дух и настроение и бывают источником самого успеха его труда, то есть осуществления его призвания.
       Вы, воспитанники нашей Духовной школы, посвящаете свою жизнь служению Распятому и Воскресшему Христу, и сейчас мне, вашему архиерею, хочется сказать несколько слов назидания, несколько слов, которые, может быть, помогут вам в подготовке к вашему предстоящему пастырскому служению.
       Главная цель пастыря - это спасение людей, вверенных его попечению. Но для ее достижения нужно знать, каким должен быть человек, имеющий надежду быть причисленным к лику спасенных. Более того, пастырь обязан указать пастве пути, могущие привести ее к таковому совершенству. Все эти необходимые знания приобретаются в процессе богословского образования, то есть постижения учения Святой Церкви, без которого трудно представить себе успешно служащего священника.
       В основе богословского ведения лежит Священное Писание, с изучения которого и нужно начинать возрастание будущему священнику. Познавая слово Божие, будущий пастырь почерпывает все необходимое как для успеха своего служения, так и для личного спасения, ибо, по словам святителя Иоанна Златоуста, "в Писаниях излагается то, что должно делать и чего не должно"1.
       Глубокое и осмысленное знание истин веры оказывает неоценимую помощь в проповедании евангельского учения и в деле просвещения людей, не знакомых с Евангелием. "Храни верное слово, сообразное с учением, - пишет блаженный Иероним, - чтобы ты мог утверждать других в здравом учении и противников побеждать"2.
       Наглядным свидетельством того, какое большое значение придавали богословскому ведению святые отцы, могут послужить следующие слова святителя Григория Богослова: "Мог ли я облечься в образ и сан иерея, пока уста, губы, язык не раскрылись и не привлекли Духа (Пс. 118, 131), не расширились и не наполнились духом изрекаемых таинств и догматов"3.
       Большую помощь в деле духовного образования священника приносит чтение святоотеческой литературы, которая помогает лучше понять Священное Писание, обогащает его духовным опытом и практическими советами.
       Блаженному Иерониму принадлежат такие слова: "Гораздо лучше иметь святую необразованность, чем грешное красноречие"4. И это совершенно справедливо, ибо священник трудится в сфере духовной, в области чувства, в области духа и сердца, так как вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя и начинается в мыслях. И именно потому, что вера людей начинается в мыслях, пастыри и должны утвердить в своем сознании это начало. И если таковая задача под силу в исключительных случаях и "святой необразованности", то это все же совершенно еще не значит, что для успеха проповеди не нужно образование.
       Примеры святых отцов являются весьма убедительным свидетельством необходимости для будущего священника всестороннего развития. Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий и другие святые отцы занимались кроме гуманитарных наук и словестностью, и красноречием, и философией, и кроме того, нередко увлекались и опытными науками. Наименование святого мученика Иустина Философом тоже говорит о его отношении к светскому знанию. Однако святые отцы имели отношение к наукам не только в дни юности, во время обучения. Они постоянно использовали приобретенные знания в своем церковном учительстве.
       Богословская мысль во времена святых отцов формировалась под влиянием одного мощного фактора: необходимости защиты христианства, с одной стороны - от натиска языческого мира, с другой - от растлевающего влияния ересей. Таким образом, возникновение богословия соответствовало нуждам Церкви того времени. Жизнь выдвигала перед христианами проблемы, новые вопросы и требовала их разрешения. Древних отцов не смущало в связи с этим постоянное обновление богословской мысли, когда определенные истины веры, истины евангельские, во всей полноте данные Церкви Самим Господом и Апостолами, нужно было раскрывать и разъяснять, доводить их до уровня восприятия современников.
       Христианское богословие развивалось, образуя стройную вероучительную систему, заключавшую в себе вечные истины, объясненные понятным для современников языком, подкрепленные в случае необходимости рассуждениями разума. Величайшее достоинство святоотеческого богословия в том, что оно развивалось, не отрываясь от апостольского Предания, основывалось на Божественном Откровении и соответствовало запросам жизни.
       И сегодня каждый священник призван духовно осмысливать жизнь, как сказано: Все испытывайте, хорошего держитесь" (1 Фес. 5, 21), - ту самую жизнь, которая течет вокруг нас, жизнь современную, сегодняшнюю, жизнь в разных ее проявлениях, с ее устремлениями, достижениями и надеждами. Мы живем в век великих свершений, в век качественных и коренных изменений многих вещей и их оценки. Поэтому вопрос, стоящий сегодня перед священниками Святой Церкви, заключается в том, чтобы выражать и изъяснять вечную истину Евангелия, причем если нужно, то и в новых убедительных категориях, которые были бы доступны пониманию современного человека. Опасность, связанная с попытками новых формулировок, всегда одна и та же: легко исказить или потерять истину, когда пытаются выразить ее в соответствии с интеллектуальными вкусами людей, переживаемого момента, но точно так же велика опасность повторять только то, что становится малопонятным. Поэтому для каждого священника должно быть ясно, что необходима постоянная свежесть богословской мысли, как то было в Церкви во времена великих отцов священной христианской древности.
       Паства состоит из разных людей. Если одни обращаются к священнику только за совершением Таинств, то другие видят в нем духовного учителя, призванного разрешать их сомнения во всех случаях, когда они сами не могут самостоятельно, как христиане, объяснить происходящие события.
       Конечно, если священник окажется неспособным руководить умами своих пасомых, то он едва ли сможет надеяться быть авторитетным для них. Для того чтобы удовлетворить религиозные запросы современной паствы, священник обязательно должен отвечать многим требованиям, и прежде всего он должен быть хорошо образован. Необходимость образования, особенно же в области церковного учительства, еще в древности отмечал святитель Иоанн Златоуст. По его словам, "сила слова не дается природой, но приобретается образованием"5.
       Таким образом, наличие среди возможных слушателей священника людей с разным уровнем развития и различной степенью религиозности должно побуждать его к возвышению себя в умственном отношении настолько, чтобы быть в состоянии удовлетворить запросы людей разных уровней вверенной ему паствы. Однако для подобающего обращения со всеми недостаточно иметь только хорошее образование - нужно, не останавливаясь на достигнутом, постоянно развивать свой ум, совершенствовать мышление и знания. Священник обязан уметь проникать в глубину человеческой души, познавать ее стремления, нужды, чаяния, а осуществить это посредством лишь суммы определенных знаний невозможно, здесь необходимо то, что на человеческом языке называется мудростью.
       Истинная пастырская мудрость слагается из глубоких знаний и жизненного опыта. Таким образом, изучение человека совершенно необходимо будущему пастырю. Священник, как духовный врач и учитель, должен внимательно следить за нравственным и образовательным уровнем своих современников. Что касается первого, то здесь неоценимую услугу помимо специальной богословской оказывает также и художественная литература, которая, являясь зеркалом нравственной жизни общества, помогает пастырю лучше прочувствовать дух переживаемой им эпохи. Относительно второго дело обстоит несколько сложнее, ибо развитие науки в наши дни достигло таких размеров, что поспевать за ним затруднительно. Практически осуществляемым в этом направлении может быть восполнение своих знаний через научно-популярную литературу, которая, по нашему мнению, нередко может быть полезна.
       Однако не следует предполагать наличие непременной зависимости богословия от любой научной гипотезы, ибо богословие развивается самостоятельно. Однако при этом одной из задач его является осмысление современности, потому-то богословие всегда, а в наши дни особенно, должно быть в состоянии, опираясь на Божественное Откровение, объяснять смысл всех происходящих в мире событий.
       Вот почему каждый священник, если он претендует на право быть пастырем современных людей, обязан уделять достаточно времени своему образованию, как богословскому, так и общему, настолько, чтобы всегда иметь возможность разъяснить недоумение вопрошающего вне зависимости от того, задается ли вопрос из области богословия или он касается тех или иных сторон внецерковной жизни. Образование приносит священнику и духовную пользу: оно облагораживает и возвышает его, устраняет возможность самообольщения, живописуя перед ним величие общечеловеческой мысли, созидает сознание своего несовершенства и подвигает к дальнейшим трудам.
       Однако, говоря о необходимости для будущего священника всестороннего развития, нельзя упускать из виду еще одно существенное обстоятельство. Церковное богословие, или, по выражению святителя Григория Богослова, "деятельное любомудрие", не есть дело одного только внешнего научения. Если для изучения естественных наук достаточно естественных способностей человека, то для усвоения и спасительного изъяснения сверхъестественного Божественного Откровения одного только человеческого ума недостаточно, ибо оно воспринимается и разумом духовным. Другими словами, горняя, небесная истина лишь тогда становится близкой человеку, когда проникает в глубины его духа. А для этого необходимо, чтобы человек духовно приобщался благодатному действию Откровения и был способен отражать его незримый свет для просвещения других. Каждый священник должен иметь внутренний духовный опыт, на котором бы проверялись достижения его умозрения, но осознать таковой опыт и, более того, стяжать его в своем сознании и сердце может только тот, кто деятельно идет по пути умственного, нравственного и духовного совершенства.
       Когда человек окончательно решил, что он будет священником, то с этого момента должна начаться его интенсивная духовная подготовка к своей предстоящей деятельности. Плодотворная подготовка возможна лишь тогда, когда желающий стать священником через отказ от иных влечений устремляет все свое внимание к достижению поставленной перед собой цели. Основа духовного приготовления полагается в вере, ибо она определяет отношение человека к Богу, а уровень духовной жизни каждого зависит от его отношения к Господу Иисусу Христу.
       Таким образом, без веры не может быть и духовного роста. Об этом же говорит нам и Священное Писание: Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Вот почему святой Амвросий Медиоланский учит, что "первая твоя добродетель есть вера"6. Вот почему вызревание веры как благодатного дара - это первое, на что должен обратить внимание готовящийся к священству.
       Одним из средств в деле приготовления к пастырству является чтение Священного Писания. Помимо того, что оно духовно образовывает человека, оно еще и духовно созидает его. Наибольшую пользу извлекает из Священного Писания будущий священник в том случае, если он вникает в прочитанное не только умом, но и сердцем, ибо такое восприятие богодухновенных словес создает в душе читающего особое настроение, которое способствует его духовному росту. Однако это может иметь место лишь при постоянном, неослабном чтении слова Божия, дабы возможно было всегда почерпать живительную влагу Божественного учения, неизменно восстанавливающую естественную при соприкосновении с соблазнами мира потерю духовных сил. Подобным же образом характеризует значение Священного Писания для священника и святитель Григорий Великий: "Слово Божие придает ему силы для совершения многообразных трудов, соединенных со званием его служения, будет освежать в нем чувство благочестия"7.
       Более же всего убеждает нас в достоверности вышесказанного само Священное Писание: Доколе не приду, занимайся чтением... Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 13, 16), - пишет Апостол Павел своему ученику Тимофею.
       В деле духовного становления пастыря значительное место занимает молитва. Молитвой мы называем такое состояние, при котором наш разум и дух находятся в общении с Богом. Эта беседа не обязательно должна осуществляться посредством слов, ибо если человек постоянно носит в своем сердце и уме Бога, то ему не нужно составлять какие-то определенные фразы, чтобы вступить с Ним в общение. Вот почему в мировом смысле молитва есть не что иное, как состояние души. Правда, столь высокая степень молитвенного совершенства достигается не сразу, и потому вначале будущий священник должен созидать свое молитвенное общение с Богом посредством определенных молитвословий, пренебрегать которым, естественно, он не вправе, ибо в таком случае будущий пастырь никогда не научится молиться.
       Как говорит святитель Иоанн Златоуст, "молитва - причина всякой добродетели и справедливости... в душу, незнакомую с молитвой и прошением, не может войти ничто содействующее благочестию"8. И с этим нельзя не согласиться, ибо именно в молитве приобретается спасительное для человека содействие Святого Духа, которое созидает в нем ясное и радостное состояние, преисполняет его верой, надеждой и любовью. Священнику необходимо уметь молиться еще и потому, что молитва составляет основное содержание его служения.
       При подготовке к пастырскому служению и в процессе этого служения священнику необходимо созидать в себе основную христианскую добродетель - любовь, без которой немыслимо воспитание собственной личности в евангельском духе. Христианин без любви не может стать для людей тем, чем он должен для них быть, по словам Спасителя: Вы - соль земли... Вы - свет мира (Мф. 5, 13, 14), ибо для того, чтобы стать нравственной опорой и примером для других, необходимо в отношении к ним проявлять ту высоту духа, морали, которые невозможны без любви. И поэтому вполне понятно, что для священника, призванного быть отцом и учителем христиан, особенно необходимо обладать искренней любовью к ближнему.
       Какова же эта любовь? Святые отцы учат, что любовь священника к пастве всегда должна определять его душевное настроение, то есть быть постоянной и, кроме того, распространяться на всех вне зависимости от личности. Наличие любви у священника необходимо еще и потому, что созидает в пасомых ответное чувство. Эта взаимность способствует установлению тесного, поистине родственного контакта между священником и его духовными детьми. Хорошо, когда внутренняя христианская настроенность пастыря искренне, без всякой напряженности, что противно духу Христову, проявляется соответствующим внешним образом, ибо для людей всегда приятны искренность и доброта.
       Искренняя жертвенная любовь священника к людям есть лучшее свидетельство истинности проповедуемого им учения. Живое свидетельство любви и самоотвержения ради ближнего не могут не заставить задуматься над тем, ради чего человек так поступает. Поскольку всегда и везде в Евангелии более всего удивляла и восхищала людей проповедуемая там любовь, то из всех добродетелей священника она должна быть самой яркой.
       Ранее я говорил о том, что любовь священника имеет ту особенность, что применяется ко всем людям, ко всему миру. Это особое состояние является следствием благодатного дара рукоположения. Однако Церковь, говоря о свободе человеческой воли, всегда отмечает то значение, какое имеет она к развитию дарованных свыше благодатных способностей. Дар духовной любви не может быть усвоен человеком, погрязшим в себялюбии, постоянно думающем о личной выгоде, о мирской славе и прочем. Вот почему приступающим к священническому служению необходимо прежде всего отречься от всяких эгоистических устремлений и тем самым предрасположить душу к восприятию благодати, способной возбудить в сердце всеобъемлющую жертвенную любовь к ближним и дальним.
       Пастырский характер священнического служения предполагает необходимость не только внутреннего гармонического развития и состояния священника. Еще древние святые отцы и учители Церкви придавали соответствующей внешности весьма большое значение. Каким должен быть внешний вид священника сегодня?
       К сожалению, этот чрезвычайно важный вопрос решается подчас совершенно индивидуально и нередко противоречиво, исключительно на основе личного вкуса или в нездоровом стремлении приспособиться к определенным человеческим настроениям, чтобы понравиться людям. Весьма нередко определяющим фактором является местная традиция, что хотя и имеет значение, но не всегда соответствует требованиям церковной жизни. В связи с этим возникает вопрос: каким принципиальным положениям необходимо следовать священнику в отношении к своей внешности. Думается, что должно быть соответствие внешности внутреннему содержанию пастырства.
       Внешность священника должна располагать, а не отталкивать, а потому ей в одинаковой мере не должны быть присущи как неряшливость и безвкусица, так и чрезмерная вычурность и переходящее пределы разумного следование моде. Весь образ священника должен быть понятным для современников, и его внешность не представляет в данном случае исключения.
       В повседневном служении Церкви, общаясь с церковным народом, священник должен постоянно помнить и живо сознавать, что он является сыном всего народа, к которому принадлежит от рождения, и гражданином своей страны. Он должен живо реагировать и откликаться на все то, что волнует его сограждан и современников. Он должен радоваться радостями своего народа и отечества и разделять с ним его скорби и печали.
       Православный священник должен быть миротворцем в самом широком смысле этого слова, он должен созидать мир не только в своей душе или в сердцах своих прихожан, но должен испытывать стремление к тому, чтобы внести свою лепту в устроение мирной жизни на всей земле. Ведь христианское всеобъемлющее понимание мира предполагает созидание в себе мира внутреннего и мира внешнего в семье, со своими ближними, между всеми народами.
       Подводя итог всему сказанному, я хочу отметить, что пастырское служение, во все времена требовавшее тщательной подготовки, в современных условиях вообще без нее становится невозможным. Поэтому, имея в качестве примера Архиерея, прошедшего Небеса, - Христа Спасителя, Господа Иисуса, святых апостолов, богомудрых отцов и подвижников Церкви, будущий священник должен закалять дух и тело, совершенствоваться в добродетели, воспитывать волю и образовывать свой разум. При всем этом он обязан знать, что всякий его недочет в подготовке к будущему служению может послужить соблазном для паствы. И потому каждый стремящийся к священству, должен помнить грозные слова Спасителя: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6).
       Однако для молодого человека, готовящегося стать на путь пастыря, многое может быть неясным и не совсем понятным. В таком случае лучше прибегнуть к помощи авторитетных руководителей, которыми для каждого христианина, а для пастыря в особенности, являются святые отцы и учители Церкви. Именно они научат будущего священника тому, как стяжать добродетель, как закалить дух и волю, каким образом воспитывать себя.
       Итак, поборов нерадение и соблазны, со смиренным, исполненным веры упованием на помощь Божию употреби свои силы души и тела, дабы достойно достигнуть поставленной перед собой святой цели, имя которой - священство и пастырство.
       В заключение моего к вам слова я призываю на всех вас, здесь начальствующих, учащих и учащихся, на всех тружеников наших Духовных школ, небесное благословение.
       Добрый Пастырь и Пастыреначальник Господь Иисус Христос молитвами святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова да укрепит и умудрит всех нас в положенном служении Ему, Его Святой Церкви, нашему отечеству и народу.

(Произнесено митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) в Ленинградских Духовных школах в присутствии Святейшего Патриарха Пимена 9 октября 1970 года)

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1905. Т. 2. С. 818.
       2 Блаженный Иероним. Творения. Киев, 1879. Ч. II. С. 647.
       3 Григорий Богослов. Творения, Москва, 1889. Ч. I. С. 58.
       4 Блаженный Иероним. Творения. Киев, 1879. Ч. II. С. 67.
       5 Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895. Т. 1. С. 455.
       6 Амвросий Медиоланский. О должностях. М., 1865. С. 11.
       7 Святитель Григорий Великий. Творения. Киев, 1874. С. 86.
       8 Иоанн Златоуст. Творения, СПб., 1889. Т. II. С. 636.

Митрополит
Ленинградский и Новгородский
НИКОДИМ (Ротов, † 1978)