ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2003

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Фрагменты истории
Козловского Троицкого мужского монастыря

       Одним из важнейших направлений государственной политики Московского княжества было расширение его границ. Роль опорных пунктов мирной православной колонизации - миссионерских культурно-просветительных центров выполняли монастыри. Колонизация верховьев рек Дона и Хопра началась при князе Димитрии Донском, которому крещеный мордовский князь Александр Укович передал свои владения. При великом князе Василии I эти территории по ханскому ярлыку перешли к Москве под названием Рязанской Украйны. Царь Иоанн Грозный ввел здесь управление через своих князей-наместников и мордовских приказчиков. На месте мордовских и татарских селищ и городищ строились русские села и города, в конце XVI века русское население стало преобладать над местным. К концу XVII века в Тамбовском крае существовало уже более 220 монастырей.
       В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь1. Обитель старца находилась посреди дубовой рощи на берегу реки, ее противоположный берег называли "ногайской стороной". Сподвижниками старца Иосифа были старцы Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Монастырю были отведены лесные и сенные угодья, в 1635 году ему принадлежало семь крестьянских дворов2. В 1636 году монахи получили благословение архиепископа Антония Рязанского на сооружение храма во имя Святой Троицы с приделом во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была деревянной и небольшой. 5 сентября того же года царь и великий князь всея Руси Михаил Феодорович повелел своим ясельничим и воеводам Ивану Биркину и Михайлу Спешневу ехать в Дикое поле и строить новый город Козлов как одно из звеньев в цепи городов Белогородской засечной черты. Тульская засечная черта уже не сдерживала натиска крымских и ногайских татар. "Ведомо нам учинилось, что степью меж Воронежских и Ценских верхов, мимо Урлапова городища3, приходят в Русь войною крымские и ногайские люди... и православных крестьян побивают и в полон емлют..."4.
       Эхом Смутного времени появлялись здесь и отряды поляков, литовцев, "черкас" (жителей Малороссии), которые ставили здесь свои слободы и остроги, присваивали местные села и деревни, "избивали всяких людей"5. В местных вековых лесах находили себе убежище беглые верхнедонские казаки, калмыки, "воровские люди", "утеклецы", "атаманы".
       Царь Михаил Феодорович наказал устроить в новом городе "зелейную казну, погреб дубовый и колодец, и тайники, и храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом", для чего направил туда воевод, а с ними 50 пищалей, 400 рублей "да запасу всякого на шесть недель". Город строили 1200 человек из окрестных городов - Рязани, Лебедяни, Ельца, Воронежа. "И были на той работе всякие люди: и боярские, и жилецкие, и патриаршие, и монастырские"6.
       Под личной опекой царя находилась обитель в 1641 году. По грамоте Михаила Феодоровича монастырь получил "рыбные ловли и бобровые гоны" на Лесном Воронеже и место для постройки мельницы, позже - участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для причала.
       К середине XVII века Белогородская засечная черта была построена. Монастырь, расположенный с южной стороны Козлова, был вынужден принимать на себя тяжесть татарских и калмыцких набегов. В 1643 году козловский воевода князь Иван Ростовский сообщал царю Михаилу Феодоровичу: "Приходили татарове и полковые казаки на городскую сторону татар не перепустили... и в другие и в третьи приходили к нам татарове, в августе и в ноябре и был бой". За героическую оборону города царь повелел всем защитникам дать по золотому и "на дворовую селитьбу, да на заводь по шти (шести) рублев"7. На постоянное поселение сюда вызвали донских и яицких казаков, со всей России приходили "копейщики, драгуны, солдаты, вожи, воротники, жильцы"8. Всю весну и лето 1644 года 30 татарских мурз осаждали город. В грамоте хану Мехмет Гирею, отправленной со стольником Приклонским в Крым, Михаил Феодорович подчеркивал: "В лето сие мало не весь Крым, переменяючись, перебыл в наших местах". Через Козлов пролегала большая Посольская дорога из Москвы в Бахчисарай, тем же путем возвращали многочисленных пленных, для освобождения которых был введен особый налог - "полоняничные деньги"9.
       В первые годы своего существования, до прихода в монастырь игумена Кирилла, обитель не была общежительной. "Братии было немногое число, и кормился всяк собою", - сообщал позже в Пушкарский приказ в своей челобитной архимандрит Дорофей. С 1660 года игумен Кирилл "учинил общую трапезу", при нем же началось и большое каменное строительство. "Своею работою и добрым подвигом, - по словам архимандрита Дорофея, - построил Кирилл в монастыре каменного строения церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под нею - другую церковь же великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и поварни и кельи, и около монастыря ограду каменную".
       Игумен Кирилл начал и строительство соборной церкви Живоначальной Троицы "на погребах и сделал до прагов", то есть заложил фундамент. "Всех чинов люди" города Козлова, видя "большую добродетель и радения" игумена Кирилла, принимали участие в строительстве монастыря, многие - для того, чтобы им в старости "в этом монастыре постригаться"10. В середине XVII века там было двадцать монахов, вокруг монастыря селились монастырские служители, которые работали на пашне, сенокосах, в лесу и на мельнице, принадлежавших монастырю.
       В 1658 году по просьбе игумена Дионисия монастырь получил право ловли рыбы в реках Иловай, Лесной и Польный Воронеж, а при игумене Кирилле - на Кривецком плесе. В 1662 году монастырю было отведено подворье в Козлове. Переписная книга Троицкого монастыря содержит сведения о наличии во второй половине XVII века у него бобровых гонов (урочищ в реках, где водились бобры и производилась их ловля). Они были обычным явлением в центральной, западной и южной полосе России, доходы от этого промысла облагались оброком в пользу казны)11. В Писцовой книге Разрядного приказа Белогородского стола записано, что в середине века монастырь владел землями на "ногайской стороне" реки, "около ржавца" (болота)12.
       В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни - принесенный ему из Афона "перст от Гроба Господня", частицы мощей Апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика Феодора Тирона, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеимона, мучеников Иакова Персианина, Киприана, Меркурия, Акепсима, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лукиана, равноапостольного царя Константина, преподобного Онуфрия Великого, патриарха Иоанна Милостивого, преподобного Михаила Малеина, святителей Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, преподобного Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии13.
       В 1672 году было закончено строительство двух- этажной каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. По мнению краеведа В. А. Кученковой, Успенская церковь является одной из первых каменных церквей в Тамбовской епархии14. В ее архитектурном стиле прослеживаются традиции монастырского строительства русского Севера, прежде всего - Соловецкого монастыря. На первом этаже располагалась церковь во имя основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, покровителей моряков и рыбаков.
       В 1670 году царь Алексей Михайлович подарил для монастырской библиотеки богослужебные книги, среди них напрестольное Евангелие, Псалтирь, Шестоднев, Апостол, Толковое Евангелие. До наших дней сохранились некоторые из книги монастырской библиотеки: монастырский Устав, отпечатанный в 1633 году, Служебник (1668 года), Житие святого Ефрема Сирина, Трефолий (1638 года), Триодион, переданный, как свидетельствует надпись на книге, "по указу великого государя", Патерик, Осьмогласие (1633 года), Ирмологий (1673 года).
       В 1682 году повелением царя Феодора Алексеевича была открыта Тамбовская епархия, а настоятели монастыря возведены в сан архимандрита. На следующий год в Троицком монастыре скончался игумен Кирилл, и архиепископ Тамбовский Леонтий поставил на его место игумена Дорофея. Тридцать человек братии было в тот год в монастыре: "...многие люди старые, и на ваших, Государи, - обращался архимандрит Дорофей к царям Иоанну и Петру Алексеевичам в челобитной, - службах раненные". В этой челобитной в Пушкарский приказ архимандрит "с братиею" просил выделить монастырю железо, "пудов с четыреста", на завершение строительства соборной церкви, для чего "сарай и всякие заводы кирпичные готовы близко монастыря"15. Государи пожаловали монастырю железо: 50 пудов "железа тянутого, саженного"16 - было отмечено в приходно-расходной книге Троицкого монастыря, обнаруженной нами в Отделе рукописей РГБ, который приобрел ее у коллекционера в 1951 году в составе списка рукописей, принадлежавших генерал-поручику, действительному камергеру и кавалеру Р. Л. Воронцову. Это редкий вид источника по истории монастырей, так, приходно-расходных книг Соловецкого монастыря сохранилось всего 10 %.
       Ежедневная регистрация доходов и поступлений и расходов монастыря за период с 1682 по 1685 год дает возможность восстановить многие стороны его жизни. Записи были сделаны "старцем Гаврилой и черным дьяконом Павлом". Преподобные Зосима и Савватий не оставляли Козловский монастырь без своего покровительства - наибольший доход монастырю приносили "речные деньги" - оброчные платежи за рыбную ловлю в монастырских "ухожах" на реках. Жители всех окрестных сел (Тарбеево, Стаево, Вешневое, Изосимово, Никольское, Лежа, Ратчино, Каликино, Путятино, Доброе городище, Глазок), боярские дети и посадские люди Козлова и Воронежа обеспечили в 1684-1685 годах монастырю доход только с Бетецких и Серецких "ухожей" в 258 рублей 26 алтын (более 50 % от общей суммы дохода обители за год). Осенью и зимой монастырь продавал по несколько возов рыбы собственного улова. А к праздникам монахи позволяли себе белужину и севрюжину, осетрину, стерлядь, икру. 6 января 1683 года "на Воронеже" кроме белуги за 40 алтын было куплено икры 2 пуда с четвертью, в следующем году на Рождество в Тамбове было приобретено 5 белуг, черная икра, "за рубль сто стерлядей".
       С 1684 года монастырь стал выплачивать в государеву казну "откупные деньги" за пользование рыбными "ухожами". 31 августа 1685 года, накануне нового года, в казну было уплачено 104 рубля 4 алтына, "да подьячему было дано за работу" в приказной избе города Козлова. Откупной платеж составил чуть более 21 % общего дохода монастыря за тот год.
       "Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дали", - известна была поговорка на Руси. Для козловских монахов монастырский "пчельник" (пасека) был второй статьей регулярного дохода. Пасекой заведовал старец Илия, она постоянно расширялась за счет дарений жителей и постригавшихся в монахи. Немаловажной статьей дохода была и плата окрестных жителей за пользование монастырской мельницей, где работали специально нанятые работники. На скотном дворе монастыря были лошади, коровы, куры.
       Существенный процент дохода монастыря составляли пожертвования богомольцев и жителей Козлова и окрестных сел, среди них были козловский воевода Окиндий Иванович Данилов, козловский купец Семен Григорьев, сыны боярские и посадские люди Козлова. В июне 1684 года Иван Енков из села Изосимово сделал вклад - 22 копны ржи, 24 "четвертки" проса, "два круга конопей", 300 "четверток пшеницы", "кобылу саврасу" и "шерсти 21 гривенку". В июле того же года Архип Овлов из Хмелевой слободы в придачу к "мерину серому, светлая грива направо с пометой", подарил 10 копен ржи, двух коров, 4 улья и "круг конопей". Лошадей монахи продавали, за одного "буланого коня" было выручено 15 рублей.
       При пострижении в монахи делались вклады в монастырское хозяйство. Так, старец Александр сделал вклад в 13 алтын и 12 копен ржи, а старец Конон - 12 ульев. На монастырской земле выращивали рожь и горох, а пшеницу покупали. В монастырском саду и на огороде росли лук и чеснок, капуста и репа. Урожаи были невелики, кое-что приходилась подкупать: "севошные семена", капусту, репу, чеснок. Покупали хмель, ягоды черемухи и "перепечу" (мяту) - в монастыре варили квас и пиво. Все сельскохозяйственные работы выполняли наемные работники: пахали, сеяли, жали, косили и убирали сено.
       На строительстве каменной церкви Живоначальной Троицы, а также "избы на коровьем дворе" были заняты плотники, кровельщики, "что башни покрывали", рабочие "по каменному делу", которым платили "за кирпичное и каменное ломание". Шесть рублей задатку получил "гулящий человек" Козьма Еремеев, сын Скрылев, подрядившийся "на кирпичное дело". Согласно расходным записям в 1684-1685 годах монастырь покупал "тянутое железо", сосновый лес, бревна и доски, дубовый пол, железные двери, печные изразцы, ворота, немецкие замки, гвозди, железную пилу и клещи. В 1682 году монастырь приобрел тридцать пищалей и "три рога пороха", спустя год - еще "полтора рога", а в 1685 году - еще две пищали (одну - "завесную"), порох и медвежью рогатину. За три года обширное хозяйство монастыря пополнилось телегами и санями, конной упряжью, бочками, сетями и бреднями, ситами, рукомойниками, тарелками и ложками, сковородами, ножами. Были приобретены также пивной корец, половник, овчина, пух, нитки, свечи, бумага, церковное вино, холст, "толстый и тонкий", шелковое немецкое сукно, "крашенина", кожа на сапоги, лапти, башмаки, камилавки, "порты", куницы у охотников села Хмелевого и прочее.
       Монастырь был и культурным центром, покупал и продавал книги. В феврале 1682 года он приобрел книгу святителя Григория Назианзина, христианского писателя IV века, борца против арианской ереси, за два с лишним рубля (средняя цена лошади). За три года в монастыре были проданы Требник, Служебник, Минея общая, Шестоднев "старыя печати", Часослов.
       Расходно-приходная книга дает представление и о церковных связях монастыря в тот период, о событиях, происшедших в Тамбовской епархии. Монахи часто ездили в Москву, преимущественно осенью и зимой. А в апреле-мае 1684 года в Козловском монастыре пребывал архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Феодосий, который "служил всенощную о своем брате". В том же контексте упомянуты суздальские и московские подьячие. Из истории известно, что в Спасо-Евфимиев монастырь был сослан в том же году "за раскольнические мнения" первый Тамбовский и Козловский епископ Леонтий. На его место 1 сентября 1684 года Патриарх Иоаким рукоположил в Успенском соборе Московского Кремля бывшего архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря Питирима.
       По существовавшим обычаям новопоставленные архиереи задерживались в Москве, помогая Патриарху в делах церковного управления, участвуя в богослужениях17. В феврале 1685 года монахи отправили в столицу "подводу с лебедями", а в марте прибыли в Москву, где "в почести" епископу Питириму купили подарков на 5 рублей 28 алтын и Октоих за 3 рубля 20 алтын18. Ровно через год епископ Питирим прибыл в Козлов и несколько дней пребывал в Козловском монастыре. 3 апреля 1686 года он благословил строившуюся церковь, в 1692 году пожертвовал ей образ Святой Троицы в окладе с "венцами и гривнами". В течение всего своего служения в Тамбовской епархии епископ Питирим оказывал посильную помощь Козловскому монастырю.
       Епископ Питирим оставил по себе глубокую память размахом церковного строительства и религиозно-нравственным просвещением паствы. В марте 1913 года святитель Питирим Тамбовский был прославлен в лике святых*.
       В последней четверти XVII века Козловский монастырь стал крупным хозяйственным центром: по государеву указу пахотные и сенокосные земельные владения увеличились вдвое, архимандрит Дорофей добился освобождения от оброка доходов с пчельников и кривополянской мельницы, в 1687 году было приобретено подворье в Тамбове, монастырская пасека насчитывала 200 ульев.
       Император Петр I коренным образом изменил жизнь Церкви. В 1700 году было упразднено патриаршество. Через год был образован Монастырский приказ, отстранивший черное духовенство от управления монастырями и пользования их доходами. Льготы на владение землей были упразднены, каменное строительство на период возведения Санкт-Петербурга запрещено. Старые монастыри стали сводить вместе, монахам назначили жалование, годных к военной службе призывали. В 1707 году была конфискована вся серебряная утварь, в 1723 году запрещено пострижение в монахи и переход из одного монастыря в другой. В 1721 году Монастырский приказ был переведен в ведение Святейшего Синода.
       Тамбовский край перестал быть окраиной России, окраинные льготы были отменены. На реках Тамбовского, Добренского и Козловского уездов после Азовских походов 1695-1696 годов родился российский флот. Немецкие землевладельцы, присланные сюда Петром I, принялись обучать местных крестьян прогрессивным методам хозяйствования. Петр завершил обращение в Православие местного татарского дворянства: в указе 1714 года было предписано "басурманам крестьянами православной веры не владеть. Владеющие же должны креститься конечно в полгода"19.
       При набожной императрице Елизавете Петровне религиозная жизнь России стала возрождаться. Это отразилось и в жизни обители. В 1733 года в Троицкой соборной церкви Козловского монастыря был устроен новый иконостас, в 1750 году вокруг монастыря была возведена монастырская стена с бойницами, крытыми переходами и террасами. Тогда же было обращено в христианство местное мордовское население.
       Молодая императрица Екатерина II в феврале 1764 года распорядилась упорядочить монастырские дела: были изданы "Духовные штаты", согласно которым российские монастыри делились на три класса. Троице-Сергиева и Киево-Печерская Лавры, а также шесть крупных монастырей были выделены в особую группу. За монастырями были закреплены по 30 десятин пахотной земли, подворья, загородные дома, леса, луга, сады и рыбные ловли. В результате количество монастырей в России сократилось в 2,5 раза.
       Козловский Троицкий монастырь был определен третьеклассным. В 1764 году в нем было 20 монахов, монастырю принадлежали 42 крестьянские души. В 1790 году при межевании земель монастырю прирезали дополнительное количество земли, пополам с Нижне-Ломовским монастырем было приобретено в Тамбове подворье за тысячу рублей. Возле монашеских келлий была построена монастырская трапезная, позже она стала Трапезной церковью. Оборонительную стену укрепили мощными угловыми башнями. В 1792 году приступили к перестройке монастырских церквей. В Успенской церкви, в нижнем храме, разобрали алтарь, а церковь заново освятили во имя Всех святых, с приделом во имя Иоанна Предтечи. В верхнем храме устроили придел во имя преподобного Варлаама Хутынского: действовавший в тот период епископ Тамбовский и Шацкий Феофил прежде был архимандритом Варлаамо-Хутынского монастыря в Новгороде. В 1793 году отреставрировали крышу и главу церкви.
       В Троицком храме крышу также покрыли железом, вызолотили главу и крест. В 1794-1796 годах стены в алтаре и храме расписали, вызолотили иконостас, отреставрировали иконы. Храмовую икону Пресвятой Троицы одели в серебряную ризу весом в 26 фунтов, местночтимую икону Божией Матери "Тихвинская" - в серебряную ризу "чеканной работы с разными каменьями", весом в 21 фунт20. Каменную ограду монастыря перестроили, ее длина составила 292 сажени, высота - от 5,5 до 7 саженей. У главных святых ворот с северной стороны построили деревянную гостиницу для богомольцев.
       Императоры Павел I и Александр I предприняли ряд мер, позволивших укрепить положение монастырей: городское имущество освободили от платежей и повинностей, прочее недвижимое имущество - от уплаты оброчных денег в казну; предоставили право приобретать землю, монахов освободили от телесных наказаний. В начале XIX века Троицкий монастырь процветал как крупный хозяйственный и религиозный центр Тамбовского наместничества. В 1801 году был построен двухэтажный настоятельский корпус, сохранившийся до сих пор, через 15 лет построили каменные одноэтажные келлии и ряд хозяйственных построек. В 1822 году завершили строительство каменной четырехъярусной колокольни с часами-курантами, бой которых был слышен по всей округе. Старожилы свидетельствуют, что часы находились в рабочем состоянии вплоть до разрушения верхних ярусов колокольни в 1926 году. В звоннице было одиннадцать колоколов, подаренных прихожанами, самый большой весил 442 пуда 20 фунтов21.
       Тамбовское наместничество стало краем крупных помещичьих вотчин - тамбовским черноземом щедро одаривали своих приближенных и родственников и Петр I, и Елизавета Петровна, и Павел I, и Екатерина II. Во времена правления Николая I центрально-черноземные губернии стали одним из важнейших регионов производства товарного хлеба. Козлов стал богатым купеческим городом с лучшими предместьями во всем наместничестве. Богатые горожане не оставляли Козловский монастырь без поддержки. Среди частных благотворителей были князья Кугушевы, Хрущевы, Детковы, Каюковы, купцы Гладышевы, Каширские, Придорогины, Бельские, почетные граждане Козлова Кожевниковы. Купеческая жена Анна Михайловна Силантьева пожертвовала в Троицкий собор люстры стоимостью 7 тысяч рублей, на строительство колокольни - 4 тысячи рублей ассигнациями, а также крест, потир и Евангелие. Святой митрополит Иона положил на вечное поминовение своих родственников 2 тысячи рублей.
       В 1844 году Успенская церковь была расширена, каменный купол на крыше заменили небольшим железным. В "Полном собрании исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях" (1852 год) упомянут Троицкий монастырь "близ уездного города Козлова", который находится "под управлением архимандрита, который есть и ректор Тамбовской семинарии... При сей обители бывают ежегодные ярмарки: в день Пятидесятницы (Святой Троицы) и Успения Пресвятой Богородицы"22.
       В 1868 году в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа, в управление которому вверялся Козловский монастырь. Викарию было предписано "именоваться епископом Козловским и местопребывание иметь в городе Козлове в подворьях и зданиях, принадлежащих монастырю Козловскому Троицкому и Саратовской пустыни". Викарий пользовался от этого монастыря "настоятельным жалованием и частью братских доходов, а также прислугою и экипажем"23.
       На следующий год усилиями и на средства горожан над святым колодцем была возведена каменная часовня с иконостасом - в память об избавлении от опасности во время покушения Д. Каракозова на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 года. До настоящего времени святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью у местных жителей.
       С историей Козлова и Троицкого монастыря связано имя российского новомученика святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, принявшего мученическую кончину от рук большевиков у стен Киевской лавры 7 февраля 1918 года. Митрополит Владимир занимал крупнейшие российские кафедры: Тифлисскую, Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, поэтому получил именование "всероссийского митрополита". Крестный путь Василия Богоявленского (так звали митрополита в миру) начался в Козловском Троицком монастыре, куда Святейший Синод назначил его настоятелем 10 января 1866 года. Через месяц священник Василий Богоявленский с именем Владимир был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. Семь месяцев он управлял Козловским Троицким монастырем, после чего был перемещен в Новгородский Антониев монастырь24.
       В конце XIX - начале ХХ века, в период экономического расцвета Российской Империи, Троицкому монастырю принадлежало 77,5 десятин земли, Хоботецкий хутор в 20 верстах от крепостной стены, соседний лес в 152 десятины, участки пахотной и сенокосной земли (64 десятины) у села Дубровника и в местности Криуша. В Лебедянском уезде с незапамятных времен монастырю принадлежали два озера. В прилегающей к стенам монастыря дубровой роще было построено 8 дач, которые сдавали в аренду на лето. В 1911 году сумма дохода монастыря только по арендным платежам составила 4804 рубля 50 копеек. Свободный капитал монастырь вкладывал в процентные бумаги, на 1 января 1911 года он составил 72 тысячи рублей. Ремонт Успенской церкви в тот год был произведен на средства, вырученные от продажи части процентных бумаг. В 1910 году в монастыре было 28 человек братии.
       Сразу после октябрьского переворота началось разграбление храмов и монастырей. 19 января 1918 года Святейший Патриарх Тихон отразил эти факты в своем Послании, одобренном Поместным Собором25. А на следующий день советская власть приняла Декрет об отделении школы от Церкви и Церкви от государства. 2 февраля того же года был издан Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Не избежал общей печальной участи и Козловский монастырь: имущество его было реквизировано, ценные бумаги, деньги и ценности подлежали сдаче в казначейство. Монашествующие до 55-летнего возраста были выселены как тунеядцы, а старики и больные переданы в ведение отдела социального обеспечения.
       В письме XI съезду ВКПБ В. Ленин требовал провести секретное решение о том, что изъятие ценностей, в особенности у самых богатых лавр, монастырей и церквей, нужно провести с "беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок". "Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь, - подчеркивал глава советского государства, - проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать"26.
       Несмотря на то, что в 1921 года заповедная дубовая роща была переведена в разряд памятников природы, а монастырь в 1924 году введен в списки памятников церковной старины, что должно было бы обеспечить ему охрану со стороны государства, в 1926 году вся территория монастыря была передана в распоряжение питомника плодовых сортов И. В. Мичурина. В 1928 году монастырский некрополь был разрушен, Капитонова часовня над источником и два яруса колокольни с часами и звонницей, значительная часть монастырской стены были разобраны на кирпич. По воспоминаниям местных жителей, мало кто из участников этого варварства умер своей смертью.
       В 1952 году областное руководство приняло решение разобрать остатки колокольни, а в 1953 году Тамбовский областной совет сделал вывод, что Троицкая церковь "не является памятником архитектуры". На основании акта осмотра церкви за подписью "уполномоченного Пузанкова" Мичуринский исполком, закрыв глаза на наличие мемориальной доски с характеристикой церковного здания, 31 июля 1957 года вынес решение: "Означенное здание никакой архитектурной, исторической или художественной ценности не имеет". Церковное здание разобрали, кирпич, изготовленный при Феодоре, Иоанне и Петре Алексеевичах и Екатерине II, направили на жилищное строительство.
       Успенская церковь избежала такой участи, поскольку в ее здании был размещен музей Центральной генетической лаборатории имени Мичурина, в 1960-е годы в верхнем этаже (в церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского) разместился местный клуб, где проходили собрания, "огоньки", смотры художественной самодеятельности и прочее.
       С начала 1999 года в храме возобновилась богослужебная жизнь - настоятелем был назначен протоиерей Георгий Политаев.
       5 апреля 1999 года Российская сельхозакадемия наук дала согласие на передачу здания церкви со своего баланса на баланс Тамбовского Епархиального управления. От писанной на древней доске Казанской иконы Божией Матери в уже действующей приходской Успенской церкви накануне праздника Святой Троицы стало исходить благоухание. После того как была смыта побелка со сводов, перед прихожанами предстали лики святых. По правой стороне - святого Тихона Задонского, святителя Митрофана Воронежского, святого праотца Иакова, пророков Иеремии, Даниила, Соломона. По левой - святых пророков Давида, Моисея, Гедеона, и, предположительно, Исаии, святого праведного Иосифа Обручника, святого мученика Феодора Черниговского, святителя Иоасафа Белгородского. Над левым клиросом изображены преподобные Сергий и Герман Валаамские, над правым - преподобные Зосима и Сав ватий Соловецкие. Перед алтарем - большая икона Божией Матери "Киево-Печерская" с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, основателями русского монашества. Роспись стен церкви утрачена навсегда под несколькими слоями масляной краски.
       Из построек монастыря сохранились угловая башня с прилегающими фрагментами монастырской стены, корпус настоятеля, трапезная, гостиница. Монастырский некрополь частично находится под асфальтом. Летом 2001 года дары прихожан Казанской иконе Божией Матери были украдены одним из местных наркоторговцев.
       Однако Успенская церковь усилиями настоятеля протоиерея Георгия Политаева и прихожан, при активном содействии местной администрации восстанавливается и сегодня является одной из самых посещаемых городских приходских церквей.

Расчетный счет
прихода Успенской церкви:

АК СБ РФ /ОАО/ ОСБ 141
г. Мичуринска,
ул. Украинская, д.56-а.
Р/с 40703810761260000248
ИНН 6827011419 / 682701001

ПРИМЕЧАНИЯ

       * С 1955 года по благословению архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения в Мичуринске (Козлове) проходят Питиримовские чтения и конференции.
       1 Русские монастыри. М., 1995. С. 390.
       2 Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1996. Т. 6. С. 381.
       3 Место стоянки татарского хана Урлапа, вокруг которого были разбросаны татарские юрты. На местах Урлаповых городищ построены Тамбов и Козлов.
       4 Дубасов И. И. Очерки по истории Тамбовского края. Тамбов, 1897. Вып. 6. С. 57.
       5 Баглай Д. И. Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. М., 1887. С. 251.
       6 Дубасов И. И. Указ. соч. Вып. 6. С. 61-62.
       7 Там же. С. 62.
       8 Там же. Вып.5. Тамбов, 1889. С. 161.
       9 Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1992. С. 90.
       10 РГБ. ОР. Ф. 256. 102. Л. 50.
       11 Там же. С. 223.
       12 Оглоблин Н. Н. Обозрение историко-географических материалов XVII и начала XVIII веков, заключающихся в книгах Разрядного приказа. М., 1884. С. 98.
       13 Казанский П. С. Историческое описание Троицкого Козловского мужского монастыря. М., 1849. С. 9.
       14 Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993. С. 76.
       15 РГБ. ОР. Ф. 256. 102. Л. 51.
       16 РГБ. ОР. Ф. 225. Л. 32 об.
       17 Питиримовские духовно-образовательные чтения. Тамбов, 1999. С. 13.
       18 РГБ. ОР. Ф. 225. Л. 108.
       19 Дубасов И. И. Указ. соч. Вып. 3. М., 1884. С. 38.
       20 Кученкова Н. В. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992. С. 75.
       21 Белых М. Сказания о Козловских храмах. Липецк, 1998. С. 104.
       22 Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1885. С. 503.
       23 Белых М. Указ. соч. С.107
       24 Питиримовские духовно-образовательные чтения. Тамбов, 1999. С. 31.
       25 Храм Христа Спасителя. М., 1996. С. 226.
       26 Наше наследие. М., 1991. № 3. С. 45.

Т. СИМОНОВА, ведущий научный сотрудник Института военной истории
Министерства обороны РФ, доцент

Верхний этаж Успенской церкви в 1930-е годы