ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

25 лет служения
на Белорусской земле
митрополита Минского и Слуцкого Филарета,
Патриаршего Экзарха всея Белоруссии


Путь к Богу

       В день Сретения Господня в 2002 году, по окончании праздничной Литургии в Минском кафедральном соборе, митрополит Минский и Слуцкий Филарет в своей проповеди говорил: "Пресвятая Богородица и праведный Иосиф Обручник, придя в храм с Богомладенцем-Христом, чтобы посвятить Его Богу, как повелевал Закон, принесли в жертву двух голубиных птенцов. Это говорит о чрезвычайной бедности Святого Семейства, ибо два птенца были самой малой жертвой на храм. В наше время самая малая жертва - свеча. Мы ставим свечу на подсвечник, и она стоит пред иконой, своим ровным ярким пламенем знаменуя не только нашу жертву, но и свет, о котором, славя Господа, мы говорим: Слава Тебе, показавшему нам свет! Вот так же и мы с вами, дорогие мои братья и сестры, должны, подобно свече, ровно, прямо стоять пред Господом, горячо и ярко пламенея любовью к Нему, служа Ему - каждый в своем призвании - до конца..."
      
       Сначала - немного о родословной Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, в миру - Кирилла Варфоломеевича Вахромеева.
       Выступая в 1998 году в Ярославле на учредительной конференции движения "Ярославия", Владыка начал свое слово с автобиографии: "Мои родовые корни находятся здесь, в этом прекрасном городе, о котором я много слышал из воспоминаний моих родителей. Наш род Вахромеевых, распространившийся в Ярославской губернии, насчитывал в начале ХХ века до трехсот человек. Однако вихри огненных испытаний разметали семьи моих родных..."
       Любимейший поэт Владыки А. С. Пушкин писал: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие".
       Прапрадед Владыки Филарета, Александр Иванович Вахромеев, носил титул почетного гражданина города Ярославля. Устроитель паровой мельницы, он был крупным жертвователем на благоустройство и другие нужды города. Кроме того, известно, что Александр Иванович на свои средства устроил богадельню для одиноких престарелых ярославцев, которую содержал за свой счет.
       Прадед Владыки, Иван Александрович, был ярославским городским головой - руководил городской думой. Он занимался научной деятельностью в области истории края, отдавая немало сил и личных средств на реставрацию храмов, памятников архитектуры и искусства. Ивану Александровичу, как и его отцу, был присвоен титул почетного гражданина Ярославля. Будучи действительным членом-корреспондентом Московского Археологического общества, Иван Александрович имел ряд научных публикаций. После его смерти его супруге Елизавете Семеновне и их сыновьям, в том числе деду Владыки, было Высочайше пожаловано потомственное дворянство - всем потомкам по нисходящей линии.
       Это событие произошло в майские дни 1913 года, когда в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых совершая путешествие по Волге, Царская Семья три дня пребывала в Ярославле. "При посещении храма Илии Пророка, - повествует В. А. Вахромеев, отец митрополита Филарета, - всем членам Царской Семьи были вручены книги "Церковь Святого Пророка Илии", автором и издателем которой был И. А. Вахромеев, мой дед"1 (то есть прадед Владыки). Кроме того, Государь Николай II с дочерьми посетил Спасо-Пробоинский храм, где их встретил вместе с настоятелем староста прихода Александр Иванович Вахромеев, гласный Ярославской городской думы, дед митрополита Филарета. После осмотра храма высочайшими гостями ктитор преподнес всем княжнам образки с храмовой иконой Спасителя. "Выходя из храма, - продолжает свой документальный рассказ автор цитируемого издания, - Николай II заметил, что храм производит прекрасное впечатление. Прощаясь, он поздравил отца (Александра Ивановича. - Прим. авт.) с присвоением ему звания потомственного дворянина". И в сноске к этой фразе приводится документальный текст: "Вдова бывшего Ярославского городского головы Елизавета Семеновна Вахромеева и сыновья Александр, Сергей и Семен Ивановичи со всем их нисходящим потомством возведены в потомственное дворянство"2. Как тут снова не обратиться к словам А. С. Пушкина, столь актуальным в новейшее время: "Никогда не разделял я с кем бы то ни было демократической ненависти к дворянству. Оно всегда казалось мне необходимым и естественным сословием великого образованного народа"3.
       Отец Владыки, Варфоломей Александрович (1904-1984), - педагог, в разные годы был преподавателем, заведующим учебной частью, директором Московской районной музыкальной школы, также преподавал в музыкальной школе при Московской консерватории. Перу В. А. Вахромеева принадлежит выдержавший восемь изданий учебник "Элементарная теория музыки", другие учебники и пособия, более ста статей в "Музыкальной энциклопедии", статьи по теории музыки в "Большой советской энциклопедии". За создание учебника церковного пения и в связи с 80-летием Варфоломей Александрович был награжден орденом святого благоверного князя Владимира II степени. Мать Владыки, Александра Федоровна (1903-1981), и сестра, Ольга Варфоломеевна (1925-1997), супруга ныне здравствующего протоиерея Василия Изюмского, также трудились в московских музыкальных школах.
       Серьезно относясь к понятиям род, честь, достоинство рода, семья будущего святителя Филарета не могла быть безразличной к тому факту, что с постригом в монашество Кирилла род Вахромеевых по мужской линии прекращался. Мать Кирилла, Александра Федоровна, всплакнула, что не понянчит детей сына. А сестра его, Ольга Варфоломеевна, решила, что носителями фамилии Вахромеевых станут все три ее сына.
       Занимаясь генеалогией в научных целях, создав, в частности, начатки философии генеалогии, священник Павел Флоренский писал: "Род есть единый организм и имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кончается. У него есть свои расцветы и свои упадки. Каждое время его жизни ценно по-своему; однако род стремится к некоторому определенному, особенно полному выражению своей идеи, пред ним стоит заданная ему историческая задача, которую он призван решить. Эта задача должна быть окончательно выполнена особыми органами рода... и породить их - ближайшая цель жизни всего рода. Это благоухающие цветы или вкусные плоды данного рода. Ими заканчивается какой-то цикл родовой жизни, они последние или какие-то предпоследние проявления рода. Будет ли от них потомство или нет - это вопрос уже не существенный, по крайней мере, в жизни данного рода, ибо в лице этих своих цветов он уже выполнил свою задачу... Чем полнее и совершеннее выразился в известном представителе исторический смысл рода, тем менее оснований ждать дальнейшего роста родовой ветви, к которой он принадлежит"4.

* * *

       Владыка Филарет рассказывает: "Великая Отечественная война коснулась нашей семьи, равно как и всех москвичей, бедами, горестями, потерями на фоне общей разрухи и голода. Но милостию Божией семья наша выжила. Отец хотя и болел, но продолжал работать. Он по-прежнему ходил изо дня в день на занятия в музыкальную школу в Мерзляковском переулке Москвы, где никого уже не было - все были эвакуированы. Этот момент был очень труден для нашей семьи: как убедить отца не ходить на занятия, потому что там никого нет? А он шел, убеждался в отсутствии учеников и учителей и возвращался. Он был очень честным работником, преданным учительскому делу, любил учеников и тяжело пережил период, когда нормальная жизнь в Москве была нарушена. Несмотря на настоятельные предложения эвакуироваться, на семейном совете было решено, что мы в Казахстан не поедем и останемся в Москве. Таково было мнение старшего человека в семье - Анны Павловны Смирновой, матери моей мамы. Как в любой патриархальной семье, у нас прислушивались к старшему. А бабушка сказала: "Дорогие мои, вас там никто не ждет, и рады вам не будут. Здесь у вас квартира, здесь ваш родной дом, вот и оставайтесь в нем. Бог милостив". Авторитет бабушки был непререкаем, и наша семья осталась в Москве.
       Почему рассказ о своем доме, о своей семье я начал с военных лет? Наверное, потому, что для шестилетнего мальчика начало войны было потрясением и в памяти осталось на всю жизнь. В моих воспоминаниях детства хранится и первый день войны, и первая бомбардировка Москвы, и прекрасный праздник - День Победы, ликование народа. В этом ликовании наша семья тоже, как и все москвичи, принимала горячее участие. Я уже был школьником, в 1945 году был переведен в третий класс. И мы вместе с нашей учительницей, а она была дружна с моей мамой, всей семьей в великий День Победы наблюдали незабываемый салют. И сейчас он стоит у меня перед глазами...
       Не могу не сказать о том, что музыка сопутствовала мне всю сознательную жизнь, все юные годы. Атмосфера музыки как бы окутывала меня начиная с отроческих лет, если не с младенческих. Отец любил свое педагогическое дело, своих учеников, занимался с ними не только в рабочее время в школе, в училище, но и приглашал их к нам домой, где занятия продолжались. Чаще всего это были занятия по фортепиано. Ученики любили отца, любили музыку. И я вечером часто засыпал под музыку, а утром просыпался под нее, - это уже музицировала сестра, готовясь к своим занятиям. И когда в стране появились разные "средства звучания", приемники, а потом и телевизионные аппараты, то мы, конечно, "ловили" всегда классическую музыку.
       Развиваясь достаточно ровно в отношении музыки, литературы, тем не менее я имел и свои привязанности, которые совпадали со вкусами нашей семьи и людей нашего круга. Конечно, мы были под воздействием музыки Чайковского, его фортепианных концертов, симфоний. Что касается литературы, то отец привил мне чрезвычайно почтительное отношение к А. С. Пушкину, рассказывая о том, как папин учитель литературы в Ярославле, в Реальном училище, когда приходил в класс и уходил из него, всегда цитировал какой-либо отрывок из "Евгения Онегина". Он знал весь роман наизусть и своим ученикам передал любовь к нему. Отец хорошо знал Пушкина и часто цитировал его. А "Войну и мир" он любил читать вслух отрывками. Причем имел обыкновение читать и отрывки, написанные Л. Н. Толстым по-французски. Может, язык этот папа знал и не в совершенстве, но читал хорошо.
       Нужно сказать об особой атмосфере культуры в те времена, когда классика была в почете - как в музыке, так и в литературе. В особом почете была русская классика, она всех нас воспитывала, в том числе в духе здорового патриотизма. "Иваном Сусаниным" начинался академический год в Большом театре. И под Новый год всегда звучала эта опера. Конечно, популярен был и Бородин с его Богатырской симфонией и "Князем Игорем", не говоря уже об увертюре П. И. Чайковского "1812 год". Все это звучало в театрах, в концертном исполнении, по радио. Это такая благородная музыка!
       Тогда многие семьи питали интеллект, разум детей классикой. И у нас в семье всегда обсуждали то очередной спектакль в Большом театре, то очередную программу в Большом зале Консерватории, то гастроли известных композиторов и исполнителей.
       И при этом вся семья - от мала до велика - всегда была занята, все были погружены каждый в свое дело. Дисциплина в доме была строгая, все работали. А тогда и рабочий день был продолжительней, и суббота рабочая. Так что, думаю, не ошибусь, если скажу, что досуг для членов нашей семьи был продолжением работы...
       Насколько я помню свое детство, милостью Божией оно не омрачалось никакими скорбями, не отягощалось, говоря современным языком, конфликтами между родителями, между мной и родителями, ссорами с моей старшей сестрой. В семье были спокойные, ровные отношения, и мы благополучно жили вместе. И день начинался у нас вместе, и вечер завершался общей трапезой. Так что детские впечатления о семье у меня самые благоприятные. Можно кратко сказать о главном: в семье нашей были согласие и некая взаимная гармония. Хотя бывали, безусловно, и какие-то высокие ноты в разговорах, в оценках того или иного события или факта семейной жизни. Но всем нам в таких случаях очень помогало наше общесемейное религиозное настроение.
       Огромной примиряющей духовной силой для нас был храм, который мы все посещали. Иногда вместе, иногда по отдельности. Например, моя сестра, будучи на десять лет старше меня, как самостоятельная барышня и храм посещала самостоятельно. А я ходил в храм с крестной матерью или с моей родительницей, а иногда мы молились за церковным богослужением все вместе, особенно в праздники. И это, конечно, было для нашей семьи объединяющим и примиряющим началом.
       Хотя я тогда еще и не знал понятия "домашняя церковь", вглядываясь пристально в те годы, понимаю, что в нашей семье жили именно такой дух и настроение. Слов этих никто не произносил, но вся атмосфера дома, уклад жизни, взаимоотношения - все это и было домашней церковью.
       Возьмем, к примеру, период войны. Каждый вечер моя мама и крестная и их сестры, а мы все проживали в одном доме, обходили его с иконами и молитвой. И каждый вечер (может, и не каждый, но в моем сознании это осталось так) читались акафисты: то Иисусу Сладчайшему, то Божией Матери, то Святителю Николаю, то Ангелу-Хранителю. У меня и сейчас в памяти звучит эта домашняя молитва. Да, действительно, моя семья была домашней церковью.
       В нашем доме и до войны, и во время нее частенько жили монашествующие. Всегда желанные, и гостями их нельзя было назвать, потому что это были свои люди, которые приходили время от времени, например с Пантелеимонова подворья. Я всех их помню, хотя был совсем крохотным человечком. Кое-кто из них, например иеросхимонах Исаия, подолгу жили у нас, по-видимому, это было, когда Пантелеимоново подворье закрыли...
       Любили у нас дома монашествующих. В моей памяти особое место занимает игумен Каллиник, который жил в Москве на квартире у одной рабы Божией, но часто навещал нашу семью. Он служил в Подмосковье, на разных приходах. Но когда я был уже подростком, юношей, помню, он служил в Никольском приходе - у Николы в Кузнецах, как говорят москвичи. Настоятелем этого храма был отец Александр Смирнов - известный московский священник, который позже стал ректором семинарии и академии, а одно время был и редактором "Журнала Московской Патриархии". Это был очень одаренный человек, который ввел в своем приходе просмотр так называемых туманных картин - тогда так назывались слайды или диапозитивы. Всю библейскую историю он показал прихожанам на слайдах, что было особенно интересно детям. И я помню его замечательные вечерние проповеди - рассказы на библейские темы и иллюстрации к ним. Так вошли в мою жизнь отец Александр Смирнов, игумен Каллиник. Мы поддерживали отношения и когда я уже был в сане, а потом и архиереем. Бывало, я служил в Николо-Кузнецком приходе, и было очень трогательно видеть старца, сослужащего мне как архиерею. Храню снимок, где мы с ним сфотографированы вместе...
       Из моего детства запомнилось и еще одно духовное лицо - отец Александр, настоятель храма во имя праведных Иоакима и Анны. И улица-то Якиманка (теперь вернулось ее прежнее название) именуется по "Иоакиму и Анне". Отец Александр благословил меня на поступление в школу. Это было в день праздника Успения Божией Матери, мы с мамой пришли приложиться к Плащанице, а потом подошли к отцу Александру - и он благословил меня на поступление в школу. Шел 1943 год...
       Атмосфера нашего дома действительно была церковной, во всяком случае, традиционно-церковной. Все праздники Церкви были нашими праздниками: в домашнем обиходе особо отмечались Рождество, Пасха, Троица. Сказать, что в нашей семье царила "духовная обстановка", может быть, слишком смело, слишком ответственно, я бы предпочел сказать, что она была церковной. Во всяком случае, именно всей домашней обстановкой, укладом жизни семьи я был подготовлен к тому шагу, который сделал с благословения крестной матери - к поступлению в семинарию.
       Кого я всегда вспоминаю, исходя из нашего священного долга памяти перед наставниками? Прежде всего свою крестную мать, девицу Марию, старшую сестру матери, то есть мою тетю, которая много сделала для моего воспитания. Она наставляла меня в вере, с ней я с самого раннего детства ходил в Свято-Никольский храм, что на Новокузнецкой улице, в Скорбященский храм на Ордынке. Моя крестная сыграла главную роль в выборе мною жизненного пути.
       Когда я кончал школу-десятилетку, мне "повезло": был апрель, впереди экзамены на аттестат зрелости, а я заболел желтухой, по-научному - болезнью Боткина. И врачи уложили меня на три месяца в постель.
       Тогда-то тетя Маня и сказала твердо: "Вот тебе Псалтирь, учись читать по-славянски. Вот тебе молитвослов, лежи и читай молитвы". Нельзя сказать, что все это было для меня внове, - наша семья была церковной и, конечно, в храм Божий я ходил регулярно. И в школе сидел за одной партой с Алешей Ушаковым, моим товарищем, с которым только мы вдвоем из всего класса носили на груди кресты, мы их не снимали никогда, и все, в том числе и педагоги, знали, что мы "верующие учащиеся". По этому поводу никаких проблем у нас не было...
       Вот так крестная мать и благословила мой путь, сказав: "Готовься поступать в семинарию". Естественно, на мое решение, выбор повлиял и муж моей старшей сестры, священник. Конечно, его беседа, совет, слово были благословением на избрание этого пути, в те годы весьма необычного. И вот, в 1953 году, в праздник Успения Божией Матери, я подал документы для поступления в Московскую Духовную семинарию.
       Внутренне, по-видимому, я был готов к такому неординарному в те годы поступку. Не видя в нем ничего противоестественного, выходящего за рамки здравого смысла, - хоть и по тем временам, - я, однако, с некоторым волнением задавался вопросом: "Како будет сие?" Смогу ли я стать студентом, воспитанником семинарии? Ведь я видел в Скорбященском храме на Ордынке, как прислуживали, торжественно выходили из алтаря семинаристы - такие статные молодые люди...
       Они, кстати, входили в круг знакомых моих родителей, родственников. И дома обсуждалось, как выглядели семинаристы, какое впечатление производили, как держались. Поэтому перспектива войти в их круг будила во мне мысль: "Как могу дерзнуть стать на этот путь?" Были и моменты сомнения, самоанализа, но все же путь этот был приемлем для меня, я чувствовал, что он желателен мне, хотя порой и возникало ощущение своего недостоинства: "Я не смогу". Пришло время, и обстоятельства сказали: "Сможешь". И я вошел в круг этих людей.
       Мама поддержала мое решение поступить в Духовную школу, хотя и выражала вполне понятное опасение, ведь перед ее взором, как и всех людей ее поколения, прошли трагические судьбы священнослужителей в послереволюционной России. Конечно, маму пугала перспектива возврата репрессий, которые в первое послевоенное время поутихли. Но к моменту моего пострига началась хрущевская "оттепель", точнее "заморозки", новые гонения на Церковь. Все переживали, ожидая худшего. А у мамы было такое трепетное сердце - все-то она чувствовала, обо всем переживала. Приедешь, бывало, а мама: "Ну, говори, говори, что произошло, я ведь все чувствую, все вижу". Мои переживания, проблемы, неудачи ложились на мамино сердце.
       Трудные это были годы... В самый разгар хрущевских гонений я приступил к административным функциям в семинарии. Мама очень зорко следила, наблюдала за отношением к Церкви в нашей стране, хотела знать, видеть, как реагирует на все трудности ее сын, и всегда старалась меня поддержать. Отец был более спокоен. Когда мною было принято решение о поступлении в семинарию, он только сказал: "Ты взрослый человек. Ты знаешь, какой путь тебе предстоит..."
       Когда же я принял решение перейти из академии на послушание в монастырь, принять постриг, мама не смогла удержаться от слез: "А я-то думала, что понянчу твоих деток", и так далее... Но такие настроения, естественные материнские переживания со временем поутихли, прошли и сменились радостью. Однако, присутствуя на постриге, она горько плакала; сердце ее материнское чувствовало: не все будет гладко, радостно, еще будут скорби в нашей жизни, в жизни ее сына...
       На рабочем столе в моей келлии стоят их портреты, вот они: отец и мать. Я с ними прощаюсь, отходя ко сну, и здороваюсь с утра, прося у них благословения на день грядущий".

Вехи служения

       Митрополит Минский и Слуцкий Филарет родился 21 марта 1935 года в Москве. Осенью 1953 года, окончив московскую среднюю школу и одновременно завершив свое музыкальное образование, он поступил в Московскую Духовную семинарию. На втором году обучения в семинарии он получил ответственное церковное послушание - стал одним из иподиаконов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.
       В 1957 году Кирилл Вахромеев завершил семинарское образование и поступил в Духовную академию, на втором курсе которой решил принять монашество. По благословению Святейшего Патриарха 3 апреля 1959 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил монашеский постриг Кирилла с наречением ему имени в честь святого праведного Филарета Милостивого. С этого дня обитель Преподобного Сергия Радонежского стала для него духовным домом.
       26 апреля 1959 года, в Вербное воскресенье, Святейший Патриарх Алексий I рукоположил монаха Филарета во иеродиакона. Иеродиакон Филарет, продолжая учебу в Духовной академии, служил в храмах Троице-Сергиевой Лавры, совершая богослужения с благоговейной торжественностью и истинным смирением перед величием Таин Божиих.
       Весной 1961 года иеродиакон Филарет окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за сочинение "Пастырское душепопечительство святителя Филарета, митрополита Московского, по его письмам".
       Решением Ученого совета академии иеродиакон Филарет был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата с поручением чтения лекций на 3-м курсе академии по дисциплине "История и разбор западных исповеданий". Позже ему было поручено преподавание гомилетики в академии и семинарии.
       14 декабря 1961 года, в день памяти святого праведного Филарета Милостивого, в освященной во имя этого святого крестовой церкви в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Алексий I рукоположил иеродиакона Филарета во иеромонаха. В сентябре 1962 года он был назначен старшим помощником инспектора, а почти через год - инспектором Московских Духовных академии и семинарии.
       4 августа 1963 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры по благословению Святейшего Патриарха Алексия I епископ Волоколамский Питирим (ныне митрополит Волоколамский и Юрьевский), возвел иеромонаха Филарета в сан игумена с возложением палицы и креста с украшениями. 8 октября того же года Святейший Патриарх Алексий I за ревностное служение Матери-Церкви и усердные труды в МДА возвел игумена Филарета в сан архимандрита. Инспектор академии и семинарии архимандрит Филарет был одним из самых молодых педагогов.
       В сентябре 1963 года при Московской Духовной академии открылась аспирантура, и Святейший Патриарх Алексий назначил архимандрита Филарета ее заведующим. Начиная еще с 1961 года он активно включился в общецерковную деятельность: принимал участие в работе I, II и V Всемирных конгрессов в Праге и III Всеправославного совещания на острове Родос в Греции, состоял секретарем Синодальной комиссии по христианскому единству, решением Синода был включен в состав Межправославной богословской комиссии по диалогу со старокатолической Церковью.
       8 октября 1965 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Священный Синод Русской Православной Церкви определили архимандриту Филарету (Вахромееву), инспектору Московской Духовной академии, быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. 23 октября в храме Ленинградской Духовной академии был совершен чин наречения архимандрита Филарета во епископа Тихвинского. Чин наречения совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (позднее митрополит Рижский и Латвийский), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (позднее митрополит Одесский), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (позднее митрополит Ленинградский), епископ Кировский и Слободской Иоанн, епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (ныне на покое). На следующий день, 24 октября, в Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена хиротония архимандрита Филарета во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. Эту должность он исполнял неполных семь месяцев.
       14 мая 1966 года Святейший Патриарх и Священный Синод определили Преосвященному Филарету быть епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской Духовной академии и семинарии. 29 мая, накануне праздника Святой Троицы, педагогическая корпорация Московских Духовных школ во главе с инспектором архимандритом Симоном (ныне митрополитом на покое) собралась в академическом храме, чтобы приветствовать нового ректора. Совмещая административные обязанности с научно-богословской и педагогической работой, Владыка Филарет с первого дня ректорства читал в Академии лекции по курсу Нового Завета.
       Епископ Филарет неоднократно совершал заграничные поездки в качестве члена делегаций Русской Православной Церкви, принимал участие во многих богословских собеседованиях, часто проводил встречи, беседы с представителями церковных, государственных и общественных кругов различных стран мира, посещавших Троице-Сергиеву Лавру и академию. Многообразной была деятельность Владыки ректора и в общественной жизни страны: епископ Филарет неоднократно участвовал в конференциях в защиту мира, был избран членом Президиума Союза обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, членом правления и вице-президентом ряда обществ дружбы.
       28 ноября 1968 года епископ Дмитровский Филарет, ректор Московской Духовной академии, был назначен вторым заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С того времени для Владыки наступил период интенсивной работы в области внешнецерковной деятельности Русской Православной Церкви. Во внимание к заслугам епископа Филарета Святейший Патриарх Алексий I в апреле 1969 года вручил Его Преосвященству орден святого князя Владимира II степени.
       С 30 мая по 2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой Лавре проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви. В его работе принимали участие представители всех епархий Московского Патриархата - архиереи, клирики и миряне. Московскую Духовную академию на Соборе представлял ее ректор, епископ Дмитровский Филарет, на которого в дни подготовки и проведения Собора были временно возложены и обязанности наместника Троице-Сергиевой Лавры. Во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Святейший Патриарх Пимен наградил епископа Филарета орденом святого князя Владимира I степени.
       6 сентября 1971 года епископу Филарету было поручено временное управление Калининской епархией, а через три дня епископ Филарет во внимание к его усердным трудам на благо Святой Церкви был возведен в сан архиепископа. 1 апреля 1973 года Высокопреосвященный Филарет назначается на кафедру архиепископа Берлинского и Среднеевропейского, Патриаршего Экзарха Средней Европы. 15 апреля 1975 года Высокопреосвященнейший Филарет возводится в сан митрополита.
       7 мая 1974 года решением Ученого совета Московской Духовной академии митрополит Филарет избирается почетным ее членом, а спустя некоторое время - и почетным членом Ленинградской Духовной академии.
       10 октября 1978 года Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод назначают Высокопреосвященнейшего Филарета митрополитом Минским и Белорусским, а 12 октября определяют ему одновременно быть Патриаршим Экзархом Западной Европы. Кроме того, некоторое время Владыка Филарет управлял еще и Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра в юрисдикцию Автокефальной Православной Церкви в Америке).
       С 1981 по 1988 год митрополит Филарет был заместителем Председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси, руководителем рабочей группы по участию в юбилейных торжествах инославных и по общественным вопросам юбилея. 14 апреля 1981 года митрополит Минский и Белорусский Филарет, Патриарший Экзарх Западной Европы, назначается Председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
       По инициативе Святейшего Патриарха Пимена в мае 1982 года в Москве проходила Всемирная конференция "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы". Председателем международного подготовительного комитета, а затем и председателем Всемирной конференции был избран митрополит Филарет. Это был весьма представительный форум религиозных деятелей, одно из значительных событий того времени. Принятые итоговые документы имели огромный резонанс в государственных, общественных и религиозных кругах. За большие заслуги в церковном миротворческом и патриотическом служении митрополит Филарет в 1982 году был награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени.
       В 1983 году в Комитете защиты мира (ныне Международная ассоциация мира и согласия) была создана общественная комиссия по связям с религиозными кругами миротворцев. Председателем комиссии единодушно избрали митрополита Минского и Белорусского Филарета.
       За совокупность его богословских, проповеднических и миротворческих трудов Прешовский Православный богословский факультет (ЧССР) удостоил митрополита Филарета ученой степени доктора богословия honoris causa, а Государственный университет имени Мартина Лютера в городе Халле-Виттенберг (ГДР) удостоил Владыку такой же ученой степени в знак признания его высоких заслуг при проведении богословского диалога между Русской Православной Церковью и Союзом Евангелических Церквей Германии. Митрополит Филарет был удостоен той же ученой степени Евангелическим Богословским факультетом города Братиславы (ЧССР), Богословским факультетом имени Яна Амоса Коменского в Праге, Белорусским Государственным университетом и рядом богословских факультетов Европы.
       В 1988 году на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции "Мир культуры" Владыка Филарет был избран ее вице-президентом. В том же году Его Высокопреосвященство был включен в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от советского Комитета защиты мира и от Ассоциации содействия ООН в СССР. В течение 1991 года митрополит Филарет - народный депутат СССР.
       В октябре 1989 года в связи с образованием Белорусского Экзархата Московского Патриархата Высокопреосвященнейший Филарет был назначен Патриаршим Экзархом всея Белоруссии с титулом митрополита Минского и Гродненского. В связи с расширением деятельности Белорусского Экзархата митрополит Филарет подал прошение об освобождении его от должности Председателя ОВЦС, которое и было удовлетворено в ноябре 1989 года. 29 декабря 1989 года Священный Синод благословил Владыку баллотироваться кандидатом в народные депутаты Верховного Совета Белорусской ССР, а 17 марта 1990 года митрополит Филарет был избран народным депутатом.
       9 мая 1990 года Патриарший Экзарх Белоруссии вошел в состав Синодальной Библейской комиссии. 16 июля 1990 года он был назначен Председателем Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
       С 1993 года Высокопреосвященный Владыка является Председателем Синодальной Богословской комиссии. Под его руководством проводятся богословские конференции Русской Православной Церкви. С 2002 года он является главным редактором общецерковного сборника "Богословские труды".
       Приняв самое активное участие в создании в Минске Европейского гуманитарного университета, а в нем - Богословского факультета, Владыка с 1992 года является его деканом. С 18 февраля 1992 года и по настоящее время Владыка Филарет носит титул: митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, священноархимандрит Свято-Успенской Жировичской обители. В октябре 2002 года Свято-Владимирская Православная семинария (США) присудила Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Минскому и Слуцкому, звание доктора богословия honoris causa.
       Среди государственных наград митрополита Филарета - орден Дружбы народов; в 1995 году в связи с 60-летием Владыка был награжден медалью Франциска Скорины, а в 1998 году - за особый вклад в духовное возрождение белорусского народа - орденом Отечества III степени. В 2003 году, в дни празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского, Владыка был удостоен российского ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Белоруссия православная -
четверть века под омофором
митрополита Филарета

       Продолжая труды своих предшественников, подвизавшихся в архиерейском служении на Белорусской земле, митрополит Филарет сыграл значительную роль в новейшей истории Православной Церкви. Назовем только наиболее известные, исторически значимые результаты трудов Его Высокопреосвященства за истекшие четверть века в Белоруссии:
       • образование Белорусского Экзархата со вторым каноническим названием "Белорусская Православная Церковь", придание ей определенной самостоятельности еще до создания на территории СССР ряда суверенных государств, в том числе суверенной Республики Белоруссии;
       • воссоздание на территории Белоруссии десяти исторических православных епархий;
       • создание белорусской системы подготовки национальных кадров священно- и церковнослужителей, в том числе Белорусской Духовной академии (впервые в истории Белоруссии) и семинарии как высшего учебного заведения; теологического факультета Европейского гуманитарного университета в Минске (впервые на территории стран СНГ); Духовных училищ; воскресных школ; школы катехизаторов; школы звонарей;
       • инициатива и организация перевода книг Священного Писания на современный белорусский язык;
       • решение Священного Синода Русской Православной Церкви (1984) об учреждении Собора Белорусских святых и установлении им общецерковного празднования - по инициативе Владыки митрополита;
       • воссоздание креста преподобной Евфросинии Полоцкой как духовного символа Белорусской земли и символа духовного возрождения православных народов;
       • возрождение монашества в Белоруссии, воссоздание прежних и основание новых монастырей (в 1978 году в нашей стране был только один - Жировичский Свято-Успенский монастырь; сейчас их более двадцати);
       • многократный рост количества приходов (в начале своего служения в Белоруссии Владыка митрополит "принял" 360 православных приходов, а к началу 2003 года их насчитывалось в стране 1265; с 1988-го по 2003 год Православной Церкви в Белоруссии возвращено более 790 культовых и других зданий5);
       • строительство новых и восстановление разрушенных храмов, монастырей и других церковных зданий;
       • организация издательской деятельности Церкви в Белоруссии;
       • организация епархиальных чтений, Педагогического православного общества, Союза православных врачей, других церковно-общественных объединений, что привлекло творческую, научную, медицинскую, педагогическую интеллигенцию к Церкви;
       • организация церковно-исторических научных исследований о Православии в Белоруссии;
       • создание Международного христианского образовательного центра имени святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, а также Института религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций;
       • подписание соглашения о сотрудничестве между государством и Белорусской Православной Церковью (12 июня 2003 года его подписали Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Филарет и премьер-министр Республики Белоруссии).
       Перечисленные факты в исторической ретроспективе приобретают особую окраску, особый смысл, если учесть, что в непростые годы выхода Церкви из "плена вавилонского" отношения Церкви и общества, ее контакты с государством стали важной и сложной проблемой. В то время, как народ, сохранивший остатки отеческой веры и вековые обычаи, медленно возвращался в Церковь, интеллигенция в большинстве своем держалась отстраненно, настороженно. Часть ее, не зная структуры Церкви, ее истинной истории и верности апостольским словам: нет ни Еллина, ни Иудея... но все и во всем Христос (Кол. 3, 11), - видела в названии "Русская Православная Церковь" чуть ли не посягательство на национальный суверенитет белорусов. Славянский язык богослужения воспринимался ею как нечто чуждое.
       Националистически настроенные деятели стремились вовлечь Церковь в языковые распри, внести в нее дух раскола на национальной основе. В этих обстоятельствах было очень важно, чтобы предстоятель Православной Церкви Белоруссии сумел в новых условиях содействовать укреплению мирного духа белорусов, с уважением и тактом отнесясь к многовековым традициям и обычаям народа, независимо от вероисповедания, учитывая особенности восприятия атеистически воспитанного старшего поколения.
       Таким иерархом и стал митрополит Минский и Слуцкий Филарет, который внимательно, с глубоким пониманием отнесся к национальным чувствам белорусов. Не случайно в построенном в 1985 году по замыслу митрополита здании Минского Епархиального управления (а позднее и Белорусского Экзархата) крестовая церковь была освящена - впервые в истории Белоруссии - в честь Собора Белорусских святых. Владыка сумел привлечь людей разных мировоззрений к историко-просветительным начинаниям Церкви.
       Первым необычным - общим для Церкви и интеллигенции делом было проведение в Минске в 1988 году юбилейного церковно-научного коллоквиума "Христианизация Руси и белорусская культура". В нем участвовало более семидесяти ученых и религиозных деятелей из Минска, Москвы, Петербурга, Киева, Вильнюса; было представлено тридцать шесть научных докладов и сообщений с широким диапазоном тем - исторических, религиозных, литературных, музыкальных, филологических, искусствоведческих, объединенных лейтмотивом значения христианства в истории, культуре и жизни общества.
       В 1990 году, в связи с Днями славянской письменности и культуры в Белоруссии, в Минском Епархиальном управлении был проведен международный научный коллоквиум "Славянство: единство и многообразие". Проведение разовых коллоквиумов по различной тематике приобретало систематический характер, и с 1992 года - это уже ежегодные Минские епархиальные научно-богословские чтения, в проведение которых активно включилось братство трех виленских мучеников (Минск).
       Митрополит Филарет изначально содействовал научно-просветительной деятельности братства в области белорусистики, благословляя и инициируя контакты с интеллигенцией, с белорусской диаспорой Литвы, Польши, России и других стран, празднование юбилеев выдающихся православных деятелей страны, чествование ее святых. Минские епархиальные чтения рассматривают с православных позиций самые актуальные вопросы жизни общества: воспитания, психического и физического здоровья нации, нравственности и т. д.
       Регулярно проводятся и Свято-Михаиловские чтения - силами братства во имя Архистратига Михаила, актуальными темами которых являются "Церковь и государство", "Церковь и светская культура", "Церковное певческое искусство" и другие. Стали традиционными в Минске международные церковно-научные Кирилло-Мефодиевские чтения, международный фестиваль православных песнопений.
       Плодотворность трудов митрополита Филарета по консолидации общественных сил вокруг церковных начинаний ярко проявилась в праздновании в 1992 году 1000-летия Православной Церкви в Белоруссии, в рамках которого в Национальной академии наук была проведена научная конференция, впервые показавшая истинную роль христианства в истории, культуре, искусстве, в духовной жизни Белоруссии. Состоялось около ста научных докладов ученых и богословов на пленарном и пяти секционных заседаниях по разделам: богословская и религиозно-философская мысль в Белоруссии, церковная история и историография, Церковь и государственно-политическая жизнь, традиции Православия в архитектуре и искусстве, белорусская литература и языкознание в религиозном контексте...
       В своем слове на конференции митрополит Филарет, в частности, сказал: "Сегодня, как никогда, нам всем необходим диалог, дабы усилиями церковной и академической науки прийти к объективному, позитивному видению истории, выработать достойные принципы духовного воспитания нашей молодежи, повысить образовательный уровень друг друга... Настоящее собрание - это тоже диалог, взаимно обогащающий нас, и было бы полезным продолжить его и в дальнейшем".
       Сложностью первых лет архиерейства Владыки Филарета в Белоруссии была проблема языка в Церкви, зачастую сознательно раздуваемая антицерковно настроенными людьми. Будучи человеком русской культуры, хорошо зная любовь православных к духоносности и красоте церковнославянского языка, видя широкую распространенность среди населения Белоруссии русского языка и в то же время знакомясь с языком сельского населения, прислушиваясь к тревогам белорусской интеллигенции о судьбах белорусского литературного языка, Владыка в 1989 году благословляет начало работы по церковному переводу на белорусский язык Нового Завета.
       Главную цель перевода Владыка, как Председатель созданной им Белорусской Библейской комиссии, сформулировал так: "Это соборное вырабатывание литургического стиля белорусского языка... Перевод Нового Завета должен стать основой для богословствования на белорусском языке", основой для перевода богослужебных текстов6. К настоящему времени по благословению Синода Белорусской Православной Церкви переведены и вышли из печати Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки. Факт перевода несомненно свидетельствует о серьезном внимании Церкви к национальному языку и содействует укреплению мира и согласия в обществе.
       Разнообразное общественное служение митрополита Филарета в Белоруссии начиналось общением с широкой внецерковной аудиторией: проводились вечера вопросов и ответов в переполненном зале Минского Дворца профсоюзов, встречи с творческими работниками, журналистами в Доме литератора, в Оперном театре, со студентами БГУ, Института иностранных языков, Института культуры и многое другое. И всегда - простота и ясность ответов, всегда - беседа доброго человека, привлекающего к себе сердца людей.
       Промыслом Божиим белорусская паства, исчезающе малая к семидесятым годам XX века, однако мужественно устоявшая в ходе всех "оттепелей" и "заморозков", получила своего архипастыря - таким, каким мы его теперь знаем. В наши дни, названные вторым Крещением Руси, в дни возрождения духовных ценностей православного народа Белоруссии появились возможности для раскрытия архипастырских талантов Владыки Филарета.
       Встречая на Белорусской земле Святейшего Патриарха Алексия II во время одного из визитов Его Святейшества, Президент Республики Белоруссии А. Г. Лукашенко сказал: "Республике конечно же повезло, что возглавляет нашу Церковь здесь, на святой Белой Руси, Высокопреосвященнейший Филарет. Владыка счастливо сочетает в себе качества крупного общественного деятеля с открытым сердцем и высокой мудростью - с глубоким пониманием сущности совершающихся перемен, а также высокой миссии Православия"7. А Его Святейшество засвидетельствовал, что в Белоруссии "Церковью сделано столько, что сделать больше было бы выше силы человеческой"8.
       "Господь судил мне быть причастным ко множеству событий в жизни Православной Церкви и в Белоруссии, и в России, и в далеком зарубежье, - сказал Владыка Филарет в одном из своих интервью. - Но во всех местах служения и во всех делах, от повседневных до судьбоносных, меня не оставляет памятование о том, что я прежде всего монах и мне не пристало чувственным образом оценивать те послушания, которые возлагают на меня Господь и Святая Церковь... Мне кажется, для того чтобы правильно и трезво оценивать события своего жизненного пути и те дела, которые содеял, достаточно помнить слова Спасителя о том, что верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен во многом (Лк. 16, 10). Однако благо будет и нам, и Матери-Церкви, и возлюбленному отечеству, если в жизни каждого из нас всегда будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28)"9.

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Вахромеев В. А. Семейная хроника (история нашей семьи в воспоминаниях и документах). Москва-Царицыно-Клязьма-Минск: Белорусский Экзархат, 2002. С. 22.
       2 Там же.
       3 Пушкин А. С. Опровержение на критики. Сочинения в 3-х томах. Минск, 1987. Т. 3. С. 484.
       4 Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. М., 1992. С. 18-19.
       5 Статистика приведена по данным Государственного комитета Республики Беларусь по делам религий и национальностей.
       6 Председатель Белорусской Библейской комиссии Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. Вступительный текст к книге "Евангелие Господа нашего Иисуса Христа на четырех языках: эллинском, славянском, российском и белорусском, с параллельными местами". Минск: Белорусский Экзархат, 1991. С. 3.
       7 Вестник Белорусского Экзархата. 1995. № 2. С. 11-12.
       8 Там же.
       9 Интервью к десятилетию образования Белорусского Экзархата газете "Церковное слово" [№ 10 (91), сентябрь 1999 года].

Г. Сытенко

Высокопреосвященный Владыка Филарет
у родительского дома в поселке Звягино на Клязьме
2003 год

Храм Илии Пророка в Ярославле,
связанный с историей семьи Вахромеевых

Дом Вахромеевых в Ярославле
Сейчас здесь размещена детская больница

Кирилл Вахромеев с родителями
и крестной (в центре)
1951 год

В студенческие годы

Иеродиакон Филарет
1960 год

Епископ Дмитровский Филарет
1966 год

В день епископской хиротонии.
Слева направо: отец епископа -
Варфоломей Александрович,
митрополит Никодим (Ротов),
епископ Филарет,
матушка епископа -
Александра Фёдоровна


Владыка Филарет в домовой церкви
родительского дома в поселке Звягино

В кругу родных

В своем кабинете
в доме родителей