ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2003

ПРОПОВЕДЬ

Поучение о любви к Богу и ближнему

       Основной заповедью Евангелия является заповедь о любви к Богу и ближнему. В Евангелии от Луки мы читаем: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10, 27). Почему мы призываемся прежде всего и больше всего возлюбить Бога?
       Потому, что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. 4, 19). Из-за этой любви Он сотворил нас, даровал жизнь, а когда пришло время нашего искупления, то послал на землю Сына Своего Единородного, дабы Его жертвенною любовью спасти и спасать нас. С тех пор Он открывается нам как любовь (1 Ин. 4, 8), как Отец (Мф. 6, 9), любящий нас неизмеримо больше, чем мы любим Его. С тех пор Его любовь окружает нас, мы ею живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28). Слово Божие говорит, что Господь стоит у двери (нашего сердца) и стучит (Откр. 3, 20). Стучит и просит: Сын мой! Отдай сердце твое мне (Притч. 23, 26).
       Нам трудно любить того, кто не любит нас, кто отвращается от нас и не хочет иметь никакого общения с нами. Неизмеримо легче и приятнее любить того, кто сам любит нас и награждает нас дарами своей любви. Но что это за дары, которых жаждет и любит наша душа? Этими дарами являются свет, добро, любовь, истина, красота, мир, радость, свобода духовная.
       Все эти дары может даровать нам Бог, ибо Сам Он и есть свет (Ин. 1, 5), любовь (1 Ин. 4, 16), Истина и Жизнь (Ин. 14, 6), мир (Ин. 14, 27), святость (1 Петр. 1, 16), добро и милосердие (Лк. 6, 36).
       И если мы хоть сколько-нибудь любим свет, добро, истину, любовь, мир и радость, то тем самым любим Господа, хотя, быть может, не всегда осознаем это. Но, однако, такая любовь - неполная, несовершенная любовь. Здесь мы больше любим дары Божии (добро, истину, мир), чем Самого Бога, - из-за слабой любви нашего сердца, души, разума и воли.
       Вот почему Евангелие и призывает нас возлюбить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением и всей крепостью своей (Лк. 10, 27).
       Но что значит возлюбить Бога всем сердцем? Сердце - это область наших чувств. В них - истоки и содержание нашей духовной жизни. В сердце каждого из нас обычно гнездятся чувства добрые и злые, греховные и спасительные (Мф. 12, 34-35). Удерживая и развивая в своем сердце все чистое, доброе, целомудренное, спасительное, мы и сможем им (сердцем) возлюбить Бога и зреть Его в своем сердце (Мф. 5, 8).
       Что значит возлюбить Бога всей душой? Наша душа управляет нашей жизнью, а ею самой управляет дух наш (1 Фес. 5, 19), а через него и Дух Божий (Гал. 4, 6), если только мы живем воздержанно, милосердно, духовно. Духовно живет тот, кто и дня не может прожить без молитвенного сердечного общения с Богом и дел милосердия во имя Его. Только такой человек действительно может любить Бога всей душой.
       Что значит возлюбить Бога всем разумением? Разумение наше зависит от размышлений наших, от наших мыслей. Мысль же наша часто бывает неустойчивой. Она то сомневается, то колеблется, то явно уклоняется от прямых путей к Богу. Сердцем и духом мы ближе к Богу и людям, чем умом и мыслями. Поэтому ум наш должен прислушиваться к запросам сердца и голосу совести, к потребностям духа, чтобы, разумевая их, творить их волю, согласовывая ее с благой и спасительной волей Божией.
       Не только сердцем, душой, разумением, братья и сестры, мы призываемся любить Господа, но и всей крепостью своею. Сила и крепость человека заключаются в единстве и цельности его духовной жизни. Крепок и силен тот, у кого нет раздвоения и малодушия, у кого в полном согласии и сердце, и душа, и ум, и воля. Такого человека разубедить, поколебать, посрамить невозможно. Он способен на самые высокие подвиги в делах веры и любви.
       С любовью к Богу неразрывно связана и любовь к человеку, к своему ближнему. Евангелие призывает нас любить его как самого себя.
       Что это значит? Это значит, что следует заботиться о ближнем так же, как каждый из нас заботится о самом себе, желать ему всякого блага так же, как самому себе. И не только желать, но и творить это благо для него так же, как и для себя самого.
       Но возможна ли такая щедрая любовь, когда у нас заботы о себе обычно стоят на первом плане и осуществляются нередко в ущерб интересам наших ближних? Она возможна, но лишь тогда, когда душа уже воспламенилась любовью к Богу. Только в этом случае она обретает в себе благодатные силы для любви к ближнему. Не любя Бога всем сердцем, всей душой, мы лишаем себя и подлинной любви к ближнему и правильной оценки своего духовного состояния. <...>
       Любовь к Богу и к ближним спасительна и чудодейственна. Она пробуждает и воспламеняет в душе христианина все духовные силы и увлекает их на беззаветное служение людям и Богу, Который и Сам есть любовь (1 Ин. 4, 8). Любовь Божия, милуя и ущедряя человека, требует от него никого не обижать, не обманывать, ни с кем не ссориться и не враждовать. Она зовет его прощать обидчика, мириться с врагом и милосердствовать нуждающимся. Она говорит ему, что сама защищает и милует обиженных и лишает обидчика своих спасительных даров.
       В Евангелии сказано, что если мы не прощаем друг друга, то и Отец Небесный не прощает нас (Мф. 6, 14-15). Если не примиряемся с ближними, то Он не примиряется с нами (Мф. 5, 23-24). Если не любим их, то Он не пребывает в нас (1 Ин. 4, 12), то есть не любит нас. Как видим, Свое отношение к нам Отец Небесный ставит в прямую зависимость от нашего отношения к ближним. Каково наше отношение к ним, таково и Его отношение к нам.
       И если мы хотим, чтобы Господь полюбил нас, то прежде сами должны полюбить и Его и своих ближних, то есть людей, окружающих нас. Так высока пред Господом любовь и так высоко пред Ним достоинство человека. Господь возвеличил человека, немногим умалил его от ангелов и славою и честью увенчал его (Пс. 8, 6). И если в отношении себя Он хочет нашей любви, то и в отношении Своего образа, то есть человека, Он хочет той же любви до готовности отдать душу свою за други своя.
       Братья и сестры! Неисчерпаемы блага и дары, которыми любовь наделяет всех, кто служит ей, проникается ею и живет ею. Все другие блага и дары не приносят никакой пользы, если нет братской, самоотверженной любви, говорит Апостол Павел (1 Кор. 13, 1-3). И наоборот.
       Где любовь, там нет страха, ибо совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). Где любовь, там и все добродетели (Кол. 3, 14), там исполнение закона (Рим. 13, 10). Где любовь, там нет греха (Лк. 7, 47), а следовательно, и суда Божия, говорит преподобный Максим Исповедник (Добротолюбие. Т. III. С. 74). Где любовь, там Жизнь Вечная (1 Кор. 13, 8), там Сам Бог (1 Ин. 4, 12).
       Любовь не только глава и венец всех добродетелей и не только их сподвижница и соучастница, но и закваска, и самая древняя (1 Ин. 2, 7) животворная душа их и сила. Существуя от начала (2 Ин. 1, 5), любовь есть источник жизни и сама жизнь. Без любви жизнь человеческая на земле давно бы угасла. Сердце наше не может жить без любви. Не имея ее, оно томится, тоскует и духовно замирает. И наоборот, любовью оно живится, очищается, укрепляется и делается способным на самые великие подвиги.
       Будем же молить Господа смягчить и оживотворить наше сердце и подвигнуть его на любовь к Богу и ближним. Аминь.

Протоиерей
Александр ВЕТЕЛЕВ