ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
11-2003

ПРОПОВЕДЬ

Проповедь в день святого Архистратига Михаила
и прочих Небесных Сил бесплотных

       Сегодня, возлюбленные братия и сестры, мы празднуем день, посвященный Архангелам и Ангелам - Силам Небесным, славящим Господа.
       В нашем представлении со словом "ангел" всегда связывается понятие о светлых духовных существах, безгрешных и святых, окружающих Престол Божий, о существах, исполняющих святую волю Божию, о существах, близких к нам, помогающих нашему спасению и сохраняющих нас от всякого зла.
       Бог непостижим в Своей сущности. Мы только можем о Нем сказать, что Он во свете живет неприступном, которого никто из нас, живущих на земле, не видел и видеть не может (1 Тим. 6, 16). Свет - это как бы риза Господня, и в этом свете Господа окружают Ангелы - бесплотные существа, славящие Бога. Святые отцы называли Ангелов "вторыми светами". Это значит, что они, просвещаясь от Бога, светят и нам, людям, но не своим светом, а отраженным от Бога.
       Вы понимаете, конечно, что речь идет не о физическом свете, а о свете духовном, нравственном, том свете, о котором говорил наш Господь, когда призывал и нас жить во свете, быть сынами света, когда заповедовал нам святую жизнь: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16).
       Ангелы святы. Поэтому естественно, что в нашем представлении они рисуются нам как светлые и чистые. Вот почему мы даже в нашей обыденной речи готовы словом "ангельское" обозначить все светлое и чистое, угодное Богу. Мы иногда говорим: "ангельский характер", "ангельская чистота", "ангельская душа".
       Пророк Давид в своих богодухновенных псалмах говорит, что Господь, создав человека, умалил еси его малым чим от ангел, то есть по достоинству почти сравнял его с Ангелами, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку Твоею (Пс. 8, 6-7). Выражение умалил малым чим от ангел... означает, что мы, в особенности в моменты нашего духовного подъема, можем возвышаться до ангельского состояния. И это действительно так. Во время совершения Божественной литургии мы, отрешаясь от всех повседневных забот, должны уподобиться Ангелам. Вот почему перед тем, как совершиться самому Таинству Евхаристии, когда от жертвенника переносятся на престол хлеб и вино, которым надлежит стать Телом и Кровию Господней, мы воспеваем так называемую Херувимскую песнь - Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. В этот момент приготовления к совершению Таинства нам напоминается, что мы должны таинственно стать подобными Херувимам - высшим Ангелам, окружающим Престол Господень, воспевающим Животворящей Троице трисвятую песнь.
       Такое дивное видение созерцал и эту дивную песнь слышал пророк Исаия. Он говорит, что видел Господа, сидящего на Престоле высоком и превознесенном, окруженного шестокрылатыми Ангелами-Серафимами, которые непрестанно взывали: Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны суть небеса и земля славы Твоея (Ис. 6, 2-3).
       Эта же дивная картина восхваления Творца множеством Ангелов открыта была и тайнозрителю Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Он видел Господа, сидящего на Престоле Небесном, окруженного таинственными шестокрылатыми существами, исполненными очей. И они взывали: Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр. 4, 8).
       Эту ангельскую песнь и мы здесь, на земле, воспеваем Господу, когда совершаем Божественную литургию. Мы благодарим Бога за то, что Он принимает наши хвалы, хотя непрестанно слышит хваления ангельские, благодарим Его за то, что Он и от нас принимает эту ангельскую песнь. Во время совершения Литургии наши голоса соединяются с голосами Ангелов в одну хвалебную песнь. Церковь земная и Церковь Небесная сливаются воедино. Ведь Церковь Господня состоит не только из людей, но и из Ангелов. И нам становится ясен смысл слов, что славы Господней полны и Небеса, и земля. Во время Божественной литургии Господа восхваляет вся Церковь, как земная, так и Небесная. И Небеса и земля согласно восхваляют Господа.
       Не только мы соучаствуем в ангельском славословии, но и Ангелы сослужат нам в молитве: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы... - воспеваем мы за Литургией Преждеосвященных Даров.
       Слово "ангел" - греческое. Оно означает "вестник": Ангелы возвещают людям волю Божию. Священное Писание сохранило нам повествование о том, как Архангел Гавриил был послан от Бога в Назарет, чтобы возвестить Деве Марии о предстоящем от Нее рождении Спасителя мира. Он принес Ей благую весть о Превечном Божием Совете, согласно которому Сын Божий должен был сойти на землю, чтобы воплотиться от Приснодевы и вочеловечиться. Все мы хорошо помним дивную стихиру, которая поется в день Благовещения: Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста Тебе лобзая и вещая...
       Это ангельское благовестие о Превечном Божием Совете, сказанное Архангелом Гавриилом Деве Марии в тот день, который мы зовем Благовещением, мы почти дословно поем в нашем радостном гимне Матери Божией за каждым воскресным всенощным бдением: Богородице, Дево, радуйся! Благодатная Марие! Господь с Тобою!.. Эти слова Ангела стали для нас как бы нашими собственными словами, настолько мы привыкли повторять Матери Божией это ангельское приветствие.
       Священное Предание сохранило нам повесть и о другом аналогичном событии, когда тот же Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии в ночь Христова Воскресения и возвестил Ей о Воскресении Ее Божественного Сына. На основе этого Предания мы и поем на Пасху за Божественной литургией всем нам хорошо известную песнь: Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся!..
       И в ту святую ночь, когда в убогой Вифлеемской пещере родился Христос, Ангел возвестил пастырям вифлеемским о рождении Спасителя мира. И внезапно, - говорится в Евангелии от Луки, - явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение (Лк. 2, 13-14). Эту ангельскую песнь и мы воспеваем с вами за богослужениями. Она говорит о том, что Богочеловек Христос пришел соединить Небо с землею и что на земле настанет мир, которого так жаждут люди от начала времен.
       Ангелы не только возвещают людям о великих событиях в жизни человека - они помогают людям в течение их повседневной жизни. Ангелы суть служебные духи, посылаемые Господом ко всем, имеющим наследовать спасение (Евр. 1, 14). Каждый из нас имеет своего Ангела-Хранителя, посылаемого от Господа для нашего спасения.
       В хорошо известном нам всем 90-м псалме - Живый в помощи Вышняго - говорится, что Господь повелевает Ангелам Своим сохранять праведников: Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (Пс. 90, 11). Господь наш Иисус Христос Сам открыл нам, что Ангелы на Небе радуются за нас, когда мы отходим от грешной жизни и становимся на путь спасения (Лк. 15, 7, 10), и что наши Ангелы-Хранители всегда на Небесах предстоят пред Отцом Небесным (Мф. 18, 10).
       Ежедневно за Божественной литургией и за другими богослужениями мы просим у Господа, чтобы Он послал нам ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших. Эта наша вера в помощь Ангела-Хранителя нашла свое отображение во многих канонах и стихирах и прочих песнопениях, которые сложили наши богомудрые отцы и подвижники благочестия.
       В этих молитвословиях слышится горячая вера в помощь Ангела-Хранителя на протяжении всей нашей жизни. Воспеваю тя, - говорится в умилительном Каноне молебном, - неусыпаемого хранителя души моея, и предстателя жизни моей и наставника, от Бога егоже получих (песнь 1-я). Свете светлый, - говорится в другом каноне, - светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми ангеле! (канон второй, песнь 5-я). Ум мой твоею молитвою направи творити ми Божия повеления, да получу от Бога прощение грехов и ненавидети ми злых настави мя... (канон второй, песнь 2-я). Здесь звучит горячая молитва о помощи в минуты скорби, в тяжелые часы, когда душу одолевают мрачные мысли, когда темные силы как бы навсегда закрывают от нас наше Солнце Правды - Христа Спасителя, когда они невидимо окружают нас, точно рой злых ос, яко хищницы птицы, яко лукавыя лисицы и яко сыроядцы птиц плотоядных окрест мене летают. Покрый мя, Хранителю мой, якоже покрывает орел птенцы своя (Канон молебный, песнь 8-я).
       К Ангелу-Хранителю обращается наш взор и в минуты размышлений о мытарствах, которые предстоит испытать нам после смерти, и о Страшном Судилище, когда откроются все наши темные помыслы и скверные деяния. Да узрю тя (ангеле)... светла и тиха, заступника и предстателя моего, внегда исчезати от мене нуждно духу моему... (Канон молебный, песнь 9-я). Егда трубный страшный глас имать мя от земли воскресити на суд, близ мене стани тогда, тих и радостен, надеждою спасения отъемляй мой страх (Канон молебный, песнь 8-я).
       Дивно и славно служение ангельское у Престола Господня, и оно как бы приоткрывает перед нами завесу и нашей будущей жизни, когда и мы предстанем Престолу Господа славы.
       По непреложному слову Господа нашего, великая радость бывает на Небесах даже об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 7, 10). Поэтому будем просить наших Небесных покровителей - Ангелов-Хранителей, да помогут они нам пройти наш жизненный путь в чистоте, дабы нам вместе с ними восславить Отца нашего Небесного пред Его святым Престолом.
       Величаем вас, архангели и ангели и вся воинства, херувими и серафими, славящия Господа!

Н. Иванов, кандидат богословия
(протоиерей Николай Иванов, † 1990)

       Печатается по: Журнал Московской Патриархии. 1965. № 11. С. 27-29.