ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
11-2003

Содержание



ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

  • Игумен Дамиан (Залетов). Новый учебный год в Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии

  •        Милостью Божией Санкт-Петербургские Духовные школы, в число которых входят академия, семинария, регентское отделение, иконописная школа и факультет иностранных студентов, вступили в новый учебный год. Традиционно накануне первого дня учебных занятий в академическом храме святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова состоялись праздничные богослужения. 31 августа была совершена вечерня с Акафистом Успению Божией Матери, 1 сентября архиепископ Тихвинский Константин, ректор СПбДАиС, в сослужении преподавателей и студентов в священном сане совершил Божественную литургию в академическом храме. Молитвенно пели все три академических хора. Далее...
  • Визит в Москву делегации Русской Зарубежной Церкви

  •        По приглашению Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) 17 ноября 2003 года в Москву прибыла делегация Русской Зарубежной Церкви в следующем составе: архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион, епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, протоиерей Николай Артемов, секретарь Германской епархии, и протоиерей Петр Холодный, казначей Архиерейского Синода. Далее...
  • Игумен Димитрий (Байбаков). Празднование памяти праведного Симеона Верхотурского на Урале

  •        24-25 сентября в Екатеринбургской епархии - очень светлые дни. В это время в Верхотурье проходит празднование перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Православный русский народ искони следовал апостольскому завету: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13, 7). И стремились наши благочестивые предки приблизить свою земную жизнь к святым примерам. Потому Российская земля на протяжении многих веков славна была великими светильниками богоугодной жизни, а православный народ считал своим долгом чтить память своих святых.Далее...
  • Архидиакон Елевферий (Скиба). Освящение часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского на федеральной автодороге Москва-Владивосток

  •        Менее полутора месяцев понадобилось строителям ЗАО "Асфальт" на возведение православной часовни на федеральной автодороге Москва-Владивосток, прежде называвшейся Владимирским трактом, печально известной тем, что по ней проходило этапирование заключенных на каторгу в Сибирь и на Дальний Восток. Далее...
  • О. Глебова. Благовест над Байконуром

  •        В уютном полумраке храма звучит тихая молитва: "Верую, Господи, помоги моему неверию..." Далее...

          Вечная память

  • Е. Полищук. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим

  •        На Пасху нынешнего года Владыка Питирим привез из Иерусалима Благодатный огонь и возглавил пасхальное богослужение в главном соборе страны - Храме Христа Спасителя... Далее...

    ПРОПОВЕДЬ

  • Протоиерей Николай ИВАНОВ. Проповедь в день святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

  •        Сегодня, возлюбленные братия и сестры, мы празднуем день, посвященный Архангелам и Ангелам - Силам Небесным, славящим Господа. Далее...
  • Архиепископ Волоколамский Питирим. Ангела-Хранителя у Господа просим

  •        Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
           Сегодня, братия и сестры, мы совершаем празднование в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В величании праздника, именуя Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, славящих Господа, мы вспоминаем среди прочих Небесных Сил бесплотных и нашего Ангела-Хранителя. Задумаемся о том, как легко нам размышлять над примерами святых, примерами из Святого Евангелия и получать назидание и как трудно постоянно обращаться с молитвой к тому, кто ближе всех к нам, кто постоянно бдит о нашем спасении, размышлять и беседовать о святых Ангелах. Далее...
  • Архиепископ Волоколамский Питирим. Слово о послушании

  •        Всегда, когда мы собираемся на акафист пред иконой Божией Матери "Взыскание погибших" и обращаемся к Ней с молитвами об укреплении веры нашей и исполнении прошений наших, мы просим Царицу Небесную наставить нас на путь истины, по которому надлежит нам идти. Далее...

    БОГОСЛОВИЕ

          Международная богословская конференция "Православное учение о Церкви"

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное учение о Церкви"

  •        С 17 по 20 ноября 2003 года в Москве, в конференц-зале гостиничного комплекса "Даниловский", проходила Международная богословская конференция Русской Православной Церкви "Православное учение о Церкви". Для участия в конференции прибыли девяносто участников - ученых и богословов из семнадцати стран. Со вступительными словами к участникам обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Председатель Синодальной Богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. Далее...
  • Вступительное слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви

  •        За прошедшее десятилетие регулярное проведение общецерковных конференций, посвященных наиболее важным и актуальным богословским темам, стало доброй традицией. Такие встречи позволяют объединять усилия богословов, церковных ученых, профессоров Духовных школ нашей Церкви и других Церквей. Вместе мы обсуждаем пути развития богословской науки в современный исторический период с учетом лучших достижений прошлого. Эта работа необходима для того, чтобы Святая Церковь плодотворно осуществляла свое свидетельство в мире. Далее...
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Церковь Христова в посланиях святого Апостола Павла

  •        Слово церковь, как известно, не совсем адекватно, хотя и привычно передает греческое ekklesia. Родственное немецкому Kirche и английскому church, оно происходит из греческого (oikia) kyriake, (дом) Господень. Так в наших языках и закрепилось: слово церковь может обозначать то или иное общество христиан и в то же время строение, в котором это общество собирается для совместного богослужения. В обыденной речи эта двусмысленность, разумеется, разрешается контекстом словоупотребления. В греческом же языке античных времен слово ekklesia означало только община, общество, общественное объединение, собрание. В Священном Писании Нового Завета это слово употребляется исключительно как технический термин для обозначения собственно общества верующих в Иисуса Христа, эсхатологического народа Божия. Далее...
  • К. Скутерис. Церковь, "исполненная Святой Троицы"

  •        Прежде чем начать свой доклад, я бы хотел сказать, какая это большая честь и исключительная привилегия для меня - участвовать в этой конференции на тему великой и уникальной тайны Церкви. Экклезиология всегда лежала в основе православного богословия, потому что Церковь в восточном христианстве понималась как дом Божий (1 Тим. 3, 15), тело Христово, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23) и жилище Божие Духом (Еф. 2, 22). Таким образом, в Новом Завете и затем в учении отцов учение о Церкви неразрывно связано и переплетено с богословием, христологией и пневматологией. Эта связь делает Церковь великой тайной (Еф. 5, 32), Церковью Бога живаго, великой благочестия тайной (1 Тим. 3, 16). Далее...
  • Протопресвитер Борис Бобринский. Церковь и Евхаристия

  •        В современном православном сознании тайна Церкви неотделима от тайны и Таинства Евхаристии. "Там, где Евхаристия, там и Церковь", - писал святитель Киприан Карфагенский. Я дерзну высказать утверждение, что, когда совершается Евхаристия, выявляется подлинная природа Церкви, ее таинственное и сокровенное бытие. Итак, можно говорить о евхаристической природе Церкви, или, как принято говорить у нас, на Западе, о евхаристической экклезиологии. Далее...

    ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

  • Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Жизнеописание схиархиепископа Антония (Абашидзе)

  •        В XVIII веке "Табелью о рангах", введенной царем Петром I, российское духовенство было превращено в замкнутое, невысокой степени сословие. Далее...