ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
11-2003

ПРОПОВЕДЬ

Слово о послушании

       Всегда, когда мы собираемся на акафист пред иконой Божией Матери "Взыскание погибших" и обращаемся к Ней с молитвами об укреплении веры нашей и исполнении прошений наших, мы просим Царицу Небесную наставить нас на путь истины, по которому надлежит нам идти.
       Сегодня канун празднования памяти преподобного Никона, ученика Преподобного Сергия. Посвященный ему тропарь начинается словами: Послушания добрый рачитель бых, которые выделяют главное в его подвиге - усердное и ревностное исполнение послушания.
       Что же такое послушание в церковном понимании? Вся Вселенная исполняет предначертанные Богом законы мироздания. Человек, созданный Богом и поселенный в раю (Быт. 2, 8, 15), также был призван к послушанию. И дана была ему заповедь: От всякого дерева ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него (Быт. 2, 16, 17), но он не исполнил ее - не выдержал этого испытания. Нарушив заповедь Божию, он породил неисчислимые беды, наследником которых стал каждый из нас.
       Ветхозаветная история свидетельствует, что Господь многократно призывал людей к послушанию воле Своей. Закон, данный людям через Моисея, должен был оградить человека от всех бед, ибо каждая заповедь в законе гласила: Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив (Лев. 18, 5). И что же? Столетиями люди нарушали закон Божий. Господь наш Иисус Христос, проповедуя Евангелие, призвал людей быть послушными воле Отца Небесного, как Сам Он был послушен ей даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Вспомните слова Христа Спасителя, которые Он сказал жителям Иерусалима за несколько дней до Своих Крестных Страданий: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23, 37).
       Призывая к послушанию, Господь оставил великое обетование: Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 50) и дал молитву: Отче наш, Иже еси на Небесех... да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли (Мф. 6, 9, 10). Кажется, не достаточно ли вразумлений и увещеваний? И все-таки своеволие, нежелание подчинить себя воле Божией продолжают владеть нами.
       Ученики Господа - святые Апостолы, продолжая дело своего Великого Учителя, проповедовали, что в Церкви прежде всего должно быть согласие, послушание, единство воли, единство разумения, единство действия, ибо все мы Одним Духом крестились в одно тело... и все напоены Одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?.. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны... Посему страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены (1 Кор. 12, 13-15, 21, 26, 27). И вместе с тем Апостол Павел говорит: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 19, 24).
       Несогласие, внутренний раздор разрушают нас самих, каждого в отдельности, и, заражая окружающих, от одного к другому разливают вражду. Когда же в душе человека царствует мир, когда и сердце, и разум его согласно слушают волю Божию, тогда вокруг него рождается мир, и каждый стремится к общению с ним, чтобы от этого тихого света зажечь в душе своей маленькую лампаду. Вспомним слова преподобного Серафима: "Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи".
       Духовный опыт святых и смиренных подвижников помогает нам обрести путь спасения. На пути исполнения воли Божией зримыми вехами, светоносными лампадами были в Церкви с древнейших времен иноки, дававшие обет послушания. Вся многовековая история монашества научает нас послушанию, которое, по свидетельству святых отцов Церкви, важнее поста и молитвы.
       Совершая память преподобного Никона Радонежского, мы вспоминаем прежде всего подвиг послушания, который он проходил под водительством Преподобного Сергия. Все вы знаете, как созидалась наша великая Лавра. В дремучий лес на вершину холма пришли два брата: старший - Стефан и юный Варфоломей - будущий Преподобный Сергий. Они срубили малую келлию и поставили храм во имя Живоначальной Троицы. Почему именно Высочайшему покрову Святой Троицы отдал себя Преподобный Сергий? Потому что Троица - Бог наш, Начало всего, Высшее Согласие воли и действия, Единство Нераздельное и Присносущее.
       Итак, путь был избран братьями, но Стефан не выдержал трудностей уединенного подвига и ушел в московский Богоявленский монастырь, расположенный недалеко от стен Кремля. А Варфоломей остался. И потянулись к нему люди, и возник малый деревянный монастырь. Среди первых, кто пришел к игумену Сергию, был Никон. Трудное было время. Созидалась Москва и вместе с нею - новое Русское государство. Было оно еще слабым. Со всех сторон рвали его на части западные наши недруги, разоряла междоусобица и висела над ним туча монгольского ига.
       Молитвы Преподобного Сергия, как огненный столп (Неем. 9, 12), освещали путь к свободе, величию, духовному возрождению. Вместе со святым митрополитом Алексием взрастил он Московского князя Димитрия, нанесшего сокрушительный удар Золотой Орде. Уединенная молитва Преподобного Сергия, несшего свое послушание Святой Троице, озаряла святой надеждой будущее нашей родины. Почитая великий подвиг игумена Земли Русской, Святая Церковь хранит имена его сподвижников, деливших с ним подвиг поста и молитвенных бдений, добровольной нищеты и утешения страждущих.
       Мы знаем о преподобном Михее, молчаливом и смиренном, удостоившемся быть свидетелем явления Матери Божией Преподобному Сергию. Мы прославляем одного из самых юных учеников Преподобного Сергия, благоговейно взиравшего на святого старца и воспринявшего его духовное наследие, - преподобного Андрея Рублева, великого русского иконописца, создавшего образ Святой Троицы. О преподобном же Никоне мы знаем только то, что величайшей радостью было для него быть послушником Преподобного Сергия. Строго и благостно наставлял его святой игумен, учил молитве и трудолюбию в своем монастыре, на время удалял от себя в иные монастыри и снова возвращал для утешения и укрепления духа. Трудный это путь, братья и сестры. Не каждый может вынести его. Путь послушания - высочайшая школа духовного разумения и обуздания своеволия, возрастания крепкой любви и всецелой преданности своему старцу.
       Господь возвеличил послушание преподобного Никона, благословив его труд. Он стал преемником Преподобного Сергия - вторым игуменом Троицкой обители. В похвалу своему учителю поставил он над его гробом белокаменный Троицкий собор, куда на протяжении веков идут и идут на молитву русские люди. Есть при этом соборе и малая церковь - придел преподобного Никона, где под спудом лежат его честные останки. И другой великолепный храм Лавры - во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов был возведен преподобным Никоном. Благодарно прославляя Преподобного Сергия, мы знаем, что первую свечу у его святой гробницы в новом храме зажег преподобный Никон.
       Где же брали и берут силы для прохождения подвига послушания благочестивые иноки? Их Наставница и Покров - Царица Небесная. Посещая келлии подвижников, Она говорила им утешительные слова: "Сей от рода нашего". Вся земная жизнь Самой Царицы Небесной от младенческих лет и воспитания в храме была непрерывным подвигом величайшего послушания. Помните, Она смутилась, когда Архангел Гавриил принес Ей весть о рождении Ею Спасителя мира, и спросила, как же это может быть, и Архангел ответил: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя. Такова воля Божия. И Пресвятая Дева сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. I, 35, 38). В послушании растила Она Своего Божественного Сына, смиренно слагая в сердце Своем все услышанное о Нем (Лк. 2, 19, 51). И в страшный час Крестных Страданий Сына послушно приняла Она Его слова и усыновила возлюбленного ученика - Иоанна, который стал Ей нареченным сыном и покоил Ее в своем доме. В этом усыновлении Апостола Иоанна Богослова Святая Церковь видит великое утешение для всех благочестиво живущих христиан, ибо и они, исполняя послушание воле Божией, обретают под Ее Покровом неизмеримую духовную силу.
       Послушные зову Церкви, мы приходим в храм Божий и здесь, пред иконой "Взыскание погибших", чувствуем, что мятущиеся наши души взысканы, найдены Матерью Божией для того, чтобы помочь нам в светлые минуты духовного прозрения отрешиться от суетных волнений, приникнуть к Ее святой иконе, всею душою обещать Ей быть послушными детьми, каким был "послушания добрый ревнитель" - преподобный Никон.
       Да будет же Матерь Божия по молитвам преподобного Никона нашей Помощницей и Заступницей. Аминь.

Архиепископ Волоколамский Питирим

       Произнесено в храме Воскресения
       Словущего, что на ул. Неждановой
       в Москве, за акафистом в воскресенье
       29 ноября 1981 года
      
       Печатается по: Журнал Московской Патриархии. 1982. № .1. С. 45-46.