ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
01-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Обитель преподобного Саввы Сторожевского

      
"Даже в самые тяжелые годы испытаний наш многострадальный народ находил утешение в молитве и верил в возрождение духовных начал и веры Христовой в отечестве нашем. Эти молитвы ныне сбываются, и мы являемся свидетелями возобновления монашеской жизни во многих святых обителях, и, в частности, в обители, основанной преподобным Саввой Сторожевским".

Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ

       Саввино-Сторожевский монастырь, одна из величайших российских духовных святынь, глубоко почитается верующим православным народом в течение уже многих столетий. Его святые иконы и храмы донесли до нас зримый образ Святой Руси. Вглядываясь в эти исторические памятники древнерусской культуры, в эти величайшие творения ума, рук и сердец наших благочестивых предков, мы стремимся проникнуть вглубь веков, чтобы понять тех, кто нес в жизнь эту духовную радость, меру и красоту.
       В истории Русской Православной Церкви подвиг преподобного Саввы - величайшее явление. Всем своим обликом, делами евангельской любви, словом христианской мудрости преподобный Савва явил себя истинным светильником веры Христовой. К святым мощам его веками притекал православный народ со своими молитвами, скорбями, с упованием на его благодатную помощь и заступничество.
       В истории России обители преподобного Саввы была уготована выдающаяся роль. Особое место принадлежит монастырю в утверждении русской государственности. Не случайно начиная с первых царей династии Романовых он соединял в монастырских стенах царское богомолье с государственной резиденцией, а основатель монастыря глубоко почитался как молитвенник за царей, Богом избранных.
       Трудно переоценить значение этой обители и для русской культуры. Здесь сохранился древнейший на Московской земле белокаменный Рождественский собор, построенный раньше Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, который во всем подобен ему. Вокруг Рождественского собора в середине XVII века вырос уникальный архитектурный ансамбль, включающий пятнадцать построек. Этот шедевр русской архитектуры до наших дней сохранил свой первоначальный облик. Многие памятники ансамбля имеют для истории отечественной архитектуры и градостроительства огромное значение, так как сегодня можно назвать только единицы сохранившихся архитектурных ансамблей XVII века, задуманных и выстроенных по единому замыслу. В монастыре также сохранилось богатое собрание памятников церковного искусства: икон, шитья, колоколов, произведений ювелиров, литейщиков, кузнецов, широко известное в XIX - начале XX века, знамениты монастырская библиотека и ризница, посещение которой оставляло неизгладимое впечатление.
       В XVIII - начале XX века в Саввино-Сторожевской обители размещалось Звенигородское Духовное училище, много способствовавшее делу религиозного просвещения русского народа.
       Сохранившиеся памятники монастыря, такие, как ансамбль Святого хода, росписи и алтарная преграда Рождественского собора и другие, имеют непреходящее значение для мировой культуры.
       Трагически складывалась судьба монастыря в советское время: в 1919 году он был закрыт в числе первых, и весь его комплекс перешел в ведение НКВД, был ликвидирован архив, уничтожены некрополь и колокола.
       Созданный в стенах монастыря в 1920 году Звенигородский музей в довоенное время дважды закрывался, в результате чего его богатейшее первоначальное собрание было полностью утрачено. Монастырь в годы Великой Отечественной войны, а затем на протяжении более четырех десятилетий был занят военными организациями. Музей имел строгую регламентацию посещений и ограничения в приеме иностранных туристов.
       В девяностые годы прошлого века весь ансамбль монастыря был передан Звенигордскому историко-архитектурному и художественному музею. Ныне музей сотрудничает со всеми крупнейшими архивохранилищами страны в поиске документов, связанных с Саввино-Сторожевским монастырем.
       В 1997 году в стенах древнего монастыря возродилась монашеская жизнь. Взаимоотношения музея и монастыря стали строиться на основе соглашения Министерства культуры Российской Федерации, Русской Православной Церкви и Администрации Московской области о совместном использовании памятников Саввино-Сторожевкого монастыря и ансамбля скита преподобного Саввы, заключенного 9 февраля 1995 года.
      

* * *

       Первое письменное упоминание о Звенигороде относится к 1339 году, когда была составлена духовная грамота Иоанна Калиты, по которой город в случае смерти великого князя отходил к его сыну Иоанну Красному, первому собственно звенигородскому князю из московского рода, вступившему в свои владения в 1340 году1. После 1353 года Звенигород опять вошел в Московское княжество, так как Иоанн Иоаннович стал великим князем Московским. В 1356 году он завещал своему второму сыну Иоанну Звенигородское княжение, которое после его смерти в 1364 году снова перешло в собственность великого князя, теперь уже Димитрия Донского. Но ни один из этих князей здесь не жил, не был непосредственно связан с городом, который всего лишь входил в домен великого князя.
       В 1389 году благоверный князь Димитрий Донской составил духовную грамоту, по которой Звенигород после смерти великого князя переходил к его второму сыну, Юрию, который, таким образом, стал пятым его владельцем и третьим собственно звенигородским князем. Тридцать пять лет, проведенных Юрием Димитриевичем в Звенигороде, стали самыми славными годами за всю многовековую историю этого города. При нем был основан монастырь, построены два белокаменных собора, он укрепил город мощным земляным валом и деревянными стенами, не раз проявлял себя превосходным полководцем, защищая свои владения. Его жизнь была целиком и полностью связана с этим местом, со Саввино-Сторожевским монастырем и содержит ряд еще не разрешенных историками загадок. Своими деяниями князь Юрий оставил о себе добрую память.
       "В лето 6882(1374) князю великому Дмитрию Ивановичу родился сын Юрий в Переяславле, и крестил его преподобный игумен Сергий, святой старец"2. С самого рождения ребенок был окружен атмосферой святости. Родители князя Юрия - великий князь Димитрий Иоаннович Донской и великая княгиня Евдокия (в иночестве Ефросиния) - причислены к лику русских святых. Его крестный отец - Преподобный Сергий Радонежский, вдохновивший великого князя Димитрия на Куликовскую битву. Святитель Алексий, митрополит Московский, долгое время был воспитателем отца князя Юрия, а его духовным отцом стал преподобный Савва Сторожевский; позднее его наставляли в христианской премудрости преподобные Кирилл Белозерский и Никон Радонежский. Был дружен князь Юрий и с преподобным Андреем Рублевым. Окруженный людьми, которые для нас символизируют нравственную высоту своего времени, князь Юрий воспринял их благодатное влияние и проникся духом христианства с раннего детства. О его отрочестве мы имеем всего одно, но очень яркое свидетельство: в 1383 году совершилось отмеченное летописями явление Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, и душа девятилетнего Юрия откликнулась на это чудо - он захотел иметь у себя дома для молитвы копию чудотворной иконы, которая была заказана иконописцу Игнатию Греку.
       Время, когда жил юный князь Юрий, было временем тревожным и жестоким, но многие просиявшие тогда святые угодники Божии, бывшие его близкими и родными людьми, возвышали его душу своим примером, запечатлевая ее святостью, подвигом и красотой.
       Князь Юрий Димитриевич после кончины отца в 1389 году по его завещанию унаследовал Звенигородское княжество и, очевидно, не без влияния своего крестного отца, Преподобного Сергия Радонежского, стал духовным сыном преподобного Саввы. Часто посещая обитель Преподобного Сергия, князь Юрий Звенигородский жертвовал на монастырь богатые вклады. В 1422 году он построил в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Троицкий собор над святыми мощами Преподобного Сергия3 - по образу Рождественского собора в Саввиной обители.
       В одно из посещений монастыря Юрий упросил преподобного Савву идти с ним в Дмитров, который был вотчиной князя Петра Димитриевича, брата Юрия. Вероятно, Юрий в то время гостил у брата4.
       Не желая расставаться с преподобным Саввой, князь Юрий стал умолять его никогда от него не отлучаться. Князь просил создать монастырь "во отечестве его, близ Звениграда"5. Преподобный Савва согласился. Датой основания обители считается лето 1398 года, когда преподобный Савва пришел в Звенигород и выбрал место на горе Стороже.
       Заметим, что у горы, на которой был основан монастырь, своя история. В XIV- XV веках литовские войска, нападавшие на Русь, двигались на Москву не по Смоленской дороге, потому что из-за неустроенности дорог того времени, часто проложенных через густые леса, легко можно было сбиться с пути. Неприятели, не знавшие местности, избирали путь к Москве по течению Москвы-реки, которая от Можайска течет к Звенигороду, а оттуда к Москве. Поэтому у Звенигорода стояла воинская стража для наблюдения за движением неприятеля, давшая название горе. Под горой протекает до сего времени речка Разводня6, впадающая в Москву-реку, которая в то время была еще судоходна, но недостаточно широка для того, чтобы два судна могли здесь разойтись. А широкое устье Разводни позволяло разводить суда - отсюда и ее название.
       Христианин - воин, стоящий "на стороже" своей души. И не случайно именно здесь, на горе Стороже, и основал преподобный Савва монастырь, который впоследствии стал называться Саввино-Сторожевским. Место было таким красивым, что казалось преподобному Савве, "яко же небесный рай благовонными насажден цветы"7.
       Шло время, к старцу стали стекаться люди, искавшие молитвенного уединения и иноческих трудов. Когда число братии умножилось, преподобный Савва устроил для них общежитие по образцу Троице-Сергиевой обители. Во всех делах, всей своей жизнью он показывал пример окружавшим его инокам. Сохранилось предание о том, что он "сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору" к монастырю. Собственными руками он выкопал к югу от монастыря, под Сторожевской горой, колодец для снабжения водой, который существует и доныне. С ним рядом рос до недавнего времени огромных размеров старый вяз, который, по преданию, посадил сам преподобный. "Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая есть мать всех пороков"8.
       Как из зерна горчичного вырастает дерево, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 32), так трудами и молитвами преподобного Саввы воздвигся среди цветущей природы деревянный храм, в котором укрывались от суеты мирской молитвенники и боголюбцы. Всякое дерево познается по плоду своему (Лк. 6, 44) - подвизаясь в духовном делании, крепнет душа иноческая, делаясь крепкой, как камень. И вот уже на месте деревянного храма воздвигается храм белокаменный. И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1 Кор. 10, 3-4).
       Уже в глубокой старости угодник Божий впал в предсмертную болезнь. Почувствовав приближение смерти, он призвал к своему одру братию и назначил в игумены обители одного из своих учеников, одноименного с ним9. Мирная кончина первого игумена Сторожевского последовала 3 декабря 1406 (6915) года10.
       Весть о преставлении святого угодника Божия быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великой любовью собрались на его погребение, неся с собой недужных и больных11. Тело преподобного Саввы было предано земле в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, с правой стороны12. Прямо над этим местом находилось небольшое оконце. В настоящее время над ним находятся росписи, повествующие о чудесном заступничестве преподобного за храм. Однажды через это окно над могилой Саввы в храм пытались проникнуть грабители, но внезапно увидели выросшую огромную гору, на которую невозможно было взойти. Напал на них страх и трепет, и они бежали ни с чем. Позднее они покаялись, исповедались со слезами в своих грехах и остаток жизни провели в молитве и покаянии13.
       С тех пор история и культура Звенигорода теснейшим образом связана с Саввино-Сторожевским монастырем, который стал духовным центром западных московских земель и был им до самого своего закрытия в 1919 году. И чем скромнее с течением времени выглядел город Звенигород на фоне возраставшей и крепнувшей Москвы, тем более росла всероссийская слава монастыря, начало которой положил основатель и первый настоятель - игумен Савва.
       Преподобный Савва еще при жизни был очень почитаем в Звенигородском княжестве. Вскоре после кончины у его гроба начали совершаться исцеления от самых разных тяжелых болезней: паралича, немоты, опухолей, слепоты, различных нервных недугов.
       Самым первым является чудо "о явлении преподобного Саввы". Произошло это около 1430 года. Четвертому игумену обители, Дионисию I, который был иконописцем, во сне явился преподобный Савва с повелением написать свой образ. Игумен Дионисий, призвав старца Аввакума и спросив его о внешнем облике основателя монастыря, понял, что ему явился действительно преподобный Савва, и изобразил его на иконе. Видимо, с того времени стали почитать святого и обращаться к нему за молитвенной помощью.
       Некоего Иуду, одержимого нечистым духом, привели однажды в обитель преподобного. Во время молебна он вдруг вскричал: "Люте мне, сгораю!" - и тотчас выздоровел. Позже он рассказал, что увидел на гробе преподобного Саввы стоявшего благолепного старца. В его руке был крест, которым он осенял болящего. Из креста вышел огонь, который опалил его всего.
       Игумен монастыря Мисаил (около 1540 года) впал в тяжкую болезнь, потерял надежду на выздоровление и был действительно близок к смерти. Однажды монастырский пономарь Гурий шел благовестить к утрени и, проходя мимо церковных дверей, встретил благолепного старца, который спросил его: "Как здравствует игумен ваш?" Гурий рассказал ему о болезни настоятеля. Благолепный старец повелел: "Иди и скажи ему, да призовет в помощь Пресвятую Богородицу и начальника места сего, старца Савву, и получит здравие. Ты же, брате, отвори мне двери церковные, чтобы мне войти в церковь". Гурий усомнился отворить двери прежде благовеста, но не дерзнул вопросить старца, кто он и откуда. Явившийся старец, не говоря ничего более, подошел к дверям церковным, которые сами собою отворились - и старец вошел в храм. Гурий со страхом возвратился в келлию к своему товарищу и упрекал его, говоря: "Почто не запер с вечера дверей церковных?" Товарищ с клятвою уверял, что запер двери. Зажгли свечи, пошли к церкви, но двери оказались запертыми. Узнав об этом, игумен велел нести себя ко гробу преподобного и, помолившись, получил исцеление14.
       Несколько чудес произошло за время игуменства Афанасия (1542-1550). Подошла память преподобного Саввы. При изготовлении праздничной трапезы разбился большой глиняный сосуд с маслом. Опечалившись, келарь Геронтий пошел к игумену, который посоветовал ему готовить на малых остатках масла, а все упование возложить на Савву. И по молитвам преподобного масло осталось даже в избытке. Сам келарь по молитвам преподобного исцелился от глазной болезни. В другой раз игумен Афанасий в гостях у князя (вероятно, Феодора Дмитриевича Звенигородского) в Великий пост уклонился к чревоугодию и вкусил свежей рыбы. Тотчас же отнялись у него рука, нога и язык. И только после усердной молитвы и покаяния у раки с мощами преподобного он получил исцеление. Все эти чудеса описаны в житии преподобного Саввы, которое было составлено именно в то время, при игумене Афанасии, иноком Маркеллом, жившим в монастыре15.
       Среди лиц, с которыми случались чудеса после молитвенного обращения к Савве, мы находим не только членов монастырской братии и анонимных "бесных" и "болящих", но и светских исторических личностей: сын боярский Александр Белый, владевший поместьем, граничившим с землей монастырского села Софьинское16; сын боярский Иоанн Ртищев, также владевший землями рядом с монастырем, не один раз прибегали к молитвенной поддержке преподобного. Сначала был исцелен сын Ртищева, а затем и он сам - помолившись и испив монастырского кваса, оба они стали здоровы. Самым известным из перечисленных в житии был представитель семьи Карповых, происходивший из рода князей Фоминских, потерявших свой княжеский титул, - Долмат Федоров. Сам Долмат в 1550 году назван вторым воеводой в Туле и участвовал во многих военных походах, во время которых, наверное, и заболел "студеною болезнью", от которой был исцелен по молитве к преподобного17.
       Канонизирован Звенигородский чудотворец при митрополите Московском Макарии в середине XVI века.
       Благодать, принесенная в Звенигород последователем Игумена Земли Русской Сергия Радонежского преподобным Саввой, оказалась сильнее всех попыток уничтожить ее или предать забвению, потому что Церковь Божию не одолеют даже врата ада (Мф. 16, 18).
       Гонения на Церковь в XX веке не миновали и Звенигородскую землю. Монастырь был закрыт, мощи изъяты и, казалось, потеряны навсегда. Но Промыслом Божиим святыня была сохранена. Долгие десятилетия мощи тайно хранил Михаил Михайлович Успенский. В откровении преподобный Савва предрек ему, что он не умрет, пока не вернет святые мощи в какой-нибудь монастырь, что и исполнилось: М. М. Успенский дожил до глубокой старости и перед кончиной по милости Божией вернул святыню Церкви. Это произошло в 1983 году, когда в Москве возродился к монашеской жизни первый монастырь - Свято-Данилов, где мощи преподобного Саввы и почивали до возвращения в родную обитель.

* * *

       "День 23 августа 1998 года вне всякого сомнения навеки войдет в историю Саввино-Сторожевской обители, ибо ныне в нее вернулась главная святыня - честные мощи преподобного Саввы. Преподобный вернулся в созданную им обитель, дабы участвовать в ее возрождении, ходатайствуя о ней перед Престолом Божиим и таинственно в ней присутствуя", - с такими словами обратился Святейший Патриарх Алексий к тысячам паломников и прихожан, собравшихся на празднование перенесения мощей из Свято-Даниловой обители в Саввино-Сторожевский монастырь. Этот день стал именоваться днем второго обретения мощей Звенигородского чудотворца. Святой игумен после 79-летнего отсутствия вернулся в свой дом, в родную обитель "на Стороже".
       22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий с собором архипастырей совершил Божественную литургию и молебен, после чего верующие могли приложиться к святым мощам.
       Из Троицкого собора честные останки преподобного Саввы были пронесены крестным ходом до святых врат монастыря, после чего ковчежец со святыней поместили в автобус, и торжественная праздничная церемония отправилась в путь - в подмосковный город Звенигород.
       Начиная от въезда в Одинцовский район вплоть до самого Звенигорода дорогу украшали прикрепленные к столбам вымпелы с изображением преподобного Саввы и его монастыря. По пути крестный ход встречало множество народа: люди стояли на обочинах дороги с букетами, многие бросали цветы к автобусу со святыней - верующие переживали благодать духовного праздника.
       В Одинцове, Перхушкове, Захарове были сделаны остановки. Здесь собралось множество народа, терпеливо, не один час ожидавшего прибытия крестного хода, который встречали хлебом-солью. В храмах Гребневской иконы Божией Матери в городе Одинцово и Казанской иконы Божией Матери в селе Перхушкове были совершены молебны преподобному Савве. В деревне Захарово заложили капсулу на месте будущей часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского, воздвигаемой в честь 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Великий поэт, проведший детские годы в Захарове, часто посещал Саввино-Сторожевский монастырь и был первым, кто перевел житие преподобного Саввы со старославянского на литературный русский язык.
       В четыре часа крестный ход торжественно встречали в городе Звенигороде у храма святого благоверного князя Александра Невского. Ковчежец с мощами был вынесен из автобуса, и началось шествие крестного хода к Саввино-Сторожевской обители. Крестный ход подошел к часовне Вознесения Господня, освящение которой состоялось при огромном стечении народа. Местные жители восприняли возвращение мощей преподобного Саввы на Звенигородскую землю как настоящее чудо, Божию милость и знак возрождения России.
       По живописным, славящимся своей красотой местам шествие со святыми мощами прошло к источнику преподобного Саввы на Городке. Здесь, близ древнего храма Успения Божией Матери, подворья Саввино-Сторожевского монастыря, был совершен водосвятный молебен.
       И наконец, праздничная встреча великой святыни в Саввино-Сторожевском монастыре. Мощи чтимого русского святого полагаются в Рождественском соборе обители в раку под новой сенью, по левую сторону от царских врат. Обратившись к народу, Святейший Патриарх отметил, что этот момент исполнен особого значения для дальнейшего возрождения обители.
       Затем Святейший Патриарх совершил всенощное бдение, трансляцию которого могли слушать все собравшиеся на Соборной площади монастыря, а также за вратами обители. В тот праздничный день храм не вместил огромного количества паломников.
       На следующий день была совершена Божественная литургия, за которой игумен Феоктист (Дорошко), наместник Саввино-Сторожевского монастыря, был возведен Святейшим Патриархом Алексием в сан архимандрита.
       По окончании литургии Святейший Патриарх обратился с приветственным Словом ко всем собравшимся.
       "Не случайно первый и главный собор обители освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, - сказал Его Святейшество, - ведь в день этого праздника русский народ одержал победу над полчищами Мамая на поле Куликовом... Саввино-Сторожевская обитель имеет великую и славную историю. Особый след в ней оставил благочестивый царь Алексей Михайлович, чудесно избавленный от верной смерти заступлением преподобного Саввы. Трудами этого государя монастырь был изрядно благоукрашен и благоустроен.
       За века своего бытия обитель перенесла многое - войны, смуты, пожары. Но заступничество преподобного Саввы всегда почивало здесь, сохраняя иноков и монастырь от тяжких испытаний. Здания обители были сохранены даже во время Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны, когда на монастырь не упал ни один снаряд, а неприятель остановился в трех километрах от обители.
       Сегодня Саввино-Сторожевская обитель возрождается после долгих лет гонений и поругания. Возобновляется монашеская жизнь, истово совершаются богослужения, вновь слышен на горе Стороже колокольный звон. Этот день вне всякого сомнения войдет навеки в историю обители, ибо ныне в нее вернулась главная святыня - честные мощи преподобного Саввы, прославленные многими чудотворениями. Вывезенные из обители в 1919 году, они Промыслом Божиим уцелели и были перевезены нами в свой исконный дом. Преподобный Савва вернулся в созданную им обитель, дабы участвовать в ее возрождении, ходатайствуя о нем перед Престолом Божиим и таинственно в ней присутствуя. Как и само основание монастыря, его возрождение происходит в период, когда народ наш возгревает свою духовную жизнь после долгого лихолетья. Преподобный Савва собирает учеников, дабы послужить Богу и людям, дабы помогать воскресению Святой Руси".
       Торжественные послания с поздравлениями в адрес Саввино-Сторожевской обители направили многие государственные деятели. Во всех посланиях выражалась уверенность, что Саввино-Сторожевская обитель, бывшая духовным оплотом в трудные периоды российской истории, возродит свою былую славу средоточия религиозно-просветительной и культурной жизни России, вновь станет одним из излюбленных мест православного паломничества.

* * *

       Минули торжества, отзвучали праздничные песнопения, потекли монастырские будни. Что сделано за прошедшие с того дня пять лет?
       Наместник монастыря архимандрит Феоктист - неутомимый труженик. Он никогда не останавливается на достигнутом. "Хотелось бы видеть людей не просто воцерковленными. Мы все должны быть активными, бодрыми, всегда готовыми творить добро, с радостью встречая удачи, с оптимизмом относясь к поражениям, достойно проходить свой жизненный путь", - говорит он.
       Очень и очень многое в обители требовало неотложного капитального ремонта и реставрации. Поэтому послушаний, забот и трудов у братии не убавилось и после торжеств.
       Многие, кто давно не был здесь, поражаются произошедшим переменам. Ныне монастырь стал одним из самых благоустроенных, самых привлекательных для паломников мест Подмосковья.
       Жемчужина монастыря - Богородице-Рождественский собор, возведенный еще при жизни преподобного Саввы, в 1405 году. Построенный в древнерусском стиле, он украшает Соборную площадь, невольно приковывая к себе взгляды всех входящих в обитель. В соборе установлен уникальный пятиярусный иконостас XVII века, написанный по заказу царя Алексея Михайловича. Строгое каноническое письмо позволяет забыть житейскую суету, в молитвенном устремлении пребывать наедине с Господом. В соборе располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение, и преподобный слышит мольбы каждого - чудотворения не прекращаются и по сей день.
       Многотрудны и многообразны послушания братии. Кто-то трудится на реставрации храмов, кто-то - в иконописной мастерской, кто-то - на пекарне, кто-то - над изготовлением монастырского кваса, кто-то - в медицинской части обители, кто-то занимается с детьми в школах Звенигорода. Всех укрепляет преподобный, каждому дает мудрость и силы для достойного несения послушаний.
       С 1999 года при монастыре открыты богословские курсы, и учатся здесь не только братия. Начало Духовным школам в обители положила императрица Екатерина II. В 1775 году именным указом она повелела быть семинарии в здании дворца Алексея Михайловича. И вплоть до начала XX века при монастыре действовало Духовное училище.
       Сейчас на курсах обучаются жители Москвы, Звенигорода и близлежащих населенных пунктов. Как и во времена Екатерины, занятия проходят в помещениях, бывших некогда царской резиденцией.
       Святейший Патриарх Алексий на встрече со слушателями курсов обратился к ним со словами назидания: "Ныне Русская Православная Церковь переживает свое второе рождение. Всюду возводятся новые храмы, открываются монастыри, возобновляется церковная жизнь. Поэтому мы смотрим на вас как на будущих катехизаторов, преподавателей, проповедников, несущих благое слово в наше разделенное общество".
       В 2003 году Саввинские богословские курсы стали участником программы дистанционного обучения, разработанной Учебным комитетом при Священном Синоде. Теперь братия имеет возможность виртуально присутствовать на лекциях ведущих специалистов в области богословских и церковно-исторических наук, задавать им вопросы.
       Предмет особого попечения отца наместника - недавно созданный социально-реабилитационный центр "Детский приют Саввино-Сторожевского монастыря". На сегодняшний день двадцать девять ребят из неблагополучных, малообеспеченных либо неполных семей согреты в стенах приюта.
       "Ужасает количество детей, лишенных родительского внимания и ласки, даже если родители живы. Среди наших ребят многие, лишь попав к нам, стали ходить в школу после долгого перерыва. У всех очень трудные судьбы, уже с детства они познали, что есть горе, что есть серьезные испытания в жизни, иногда и взрослые не выдерживают тех испытаний, которые выпали на долю этих детей. Приют был организован, чтобы хоть какую-то часть детей, которые попали в тяжелые жизненные обстоятельства, накормить, обогреть и конечно же научить вере", - рассказывает духовник воспитанников приюта иеромонах Феофил (Яценко).
       Учитывая прошлое этих детей, очень много приходится заниматься с каждым индивидуально. И спустя какое-то время становится очевидным, что неисправимых среди них нет, что с помощью Божией сердечная теплота, внимание и любовь, оказанные им, делают их способными к нормальной христианской жизни.
       Воспитанники регулярно участвуют в богослужениях, помогают звонарям, пономарят, учатся резьбе по дереву, выжиганию, иконописному мастерству. Почти все обучаются игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. И конечно, занимаются спортом: создана хоккейная команда приюта, принимающая участие в различных соревнованиях. Частые паломнические поездки позволяют им прикоснуться к святыням Православия. В деле воцерковления духовнику и воспитателям помогают учащиеся Саввинских богословских курсов, проводящие занятия в воскресной школе приюта.
       В октябре 2003 года открылось второе отделение приюта, рассчитанное на сорок человек. Для поддержки реабилитационного центра монастырь организовал благотворительный фонд "Социальная поддержка и защита детей в малоимущих и неблагополучных семьях", и многие неравнодушные к будущему России стали его попечителями.
       Не забывают братия и о воинах российской армии, подчас несущих службу в крайне сложных условиях. Заключен договор о сотрудничестве между монастырем и Главным военным госпиталем Федеральной пограничной службы России, согласно которому медицинский персонал и рядовые срочной службы регулярно посещают монастырь, духовно окормляясь у насельников обители. Несколько раз братия посещали воинов Итум-Калинского погранотряда, расположенного в Аргунском ущелье Чеченской республики, посетили военнослужащих Российского миротворческого контингента в Абхазии. И везде братий встречали сначала настороженно, но затем не хотели отпускать, просили как можно чаще навещать их. "Воинское служение имеет очень много общего с монашескими обетами послушания и смирения, - говорит духовник обители игумен Савва. - Ведь смирение - это прежде всего мужество, и неудивительно, что многие святые до принятия монашества были военными".
       В монастыре действует паломническая служба. Многочисленные гости обители знакомятся с эпохой, в которую жил преподобный Савва, с его житием, с историей основанного им монастыря, со святынями, находящимися здесь. Православные историки-экскурсоводы не только отвечают на вопросы, касающиеся непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, но и рассказывают обо всем, что связано с монашеством и православным образом жизни. Во дворце Алексея Михайловича действует постоянная выставка репродукций картин из собрания Государственного Эрмитажа.
       Около двадцати подворий и приписных храмов монастыря расположены на территории Московской области, и не только здесь. Три тысячи гектаров пахотной земли имеет обитель в Рязанской епархии, где находится Патриаршее подворье с храмом Вознесения Господня. Кроме земледелия насельники подворья занимаются скотоводством, птицеводством, пекут свой хлеб, содержат пасеку.
       Храм Архангела Михаила (Патриаршее подворье) в поселке Кубинка Одинцовского района в ноябре 2003 года отметил двухсотлетие со дня основания. Паломников сюда привлекает икона Божией Матери, бывшая келейной у царя Алексея Михайловича. Так как Кубинка - это поселок военных, духовенство подворья окормляет сразу несколько воинских частей, Танковый институт и Институт космической связи.
       Скит в честь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов" расположился в станице Приазовской Екатеринодарской епархии. Местные жители с радостью приняли братий монастыря, откликнулись на их проповедь. Благодаря близости к морю и хорошему климату скит стал местом летнего отдыха для воспитанников детского приюта.
       2 июня 2003 года после долгого перерыва вновь зазвучала молитва в стенах бывшего Саввинского подворья на Тверской улице в Москве. По ходатайству Святейшего Патриарха Алексия московские власти передали обители часть помещений подворья, которое было построено в 1907 году по проекту И. С. Кузнецова и является памятником архитектуры. По окончании капитального ремонта здесь планируется разместить богословские курсы, издательский отдел, паломнический центр. В настоящее время идет строительство еще трех приписных храмов обители.
       2003 год вошел в летопись монастыря как год юбилейный. 21 августа в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся торжественный вечер, посвященный пятилетию возвращения святых мощей преподобного Саввы. Вечер собрал всех, кто своими молитвами и трудами помогал возрождению обители.
       Активно ведется реставрация Преображенского храма, расположенного на втором этаже Трапезных палат монастыря. В годы, когда обитель была в ведении санатория, здесь устроили кинозал. Сейчас храму возвращается первоначальный вид.
       К престольному празднику - Рождеству Божией Матери - для обители был отлит в Воронеже 35-тонный колокол - копия того, что некогда своим звоном оглашал звенигородские окрестности. Ко дню памяти преподобного Саввы, 16 декабря, он был доставлен в Звенигород и освящен Святейшим Патриархом; сейчас идет подготовка к поднятию его на монастырскую звонницу.
       Обширна издательская деятельность монастыря. За время существования издательского отдела в свет вышло несколько изданий Священного Писания. Регулярно переиздается литература о житии преподобного Саввы и истории монастыря, выходит газета "Саввинское слово". А не так давно у обители появилась своя страничка в интернете.

* * *

       В нынешнем году, в день Рождества Христова, Саввино-Сторожевскую обитель посетил Президент России В. В. Путин. У красных ворот он был встречен наместником и собравшейся братией. После взаимных поздравлений с праздником отец наместник познакомил Президента с историей монастыря, рассказал о святынях, хранящихся в Рождественском соборе. Президент приложился к святым мощам преподобного Саввы, осмотрел иконостас и фрески собора. После этого в память о визите в обитель ему была подарена икона с изображением святых, особо почитаемых в Саввино-Сторожевском монастыре. Из собора глава Российского государства проследовал в Трапезные палаты, где воспитанники монастырского приюта показали ему рождественское представление. После этого они вручили Президенту подарки, сделанные своими руками: фигурку преподобного Саввы, иконy равноапостольного князя Владимира. Президент, тепло поблагодарив ребят, подарил воспитанникам приюта два ноутбука, а также обещал выделить средства для постройки бассейна, о котором они давно мечтают. Эта встреча, конечно, запомнится детям на всю жизнь.

* * *

       История русских монастырей, и Саввино-Сторожевского в том числе, тесно переплетена с историей Церкви, православного народа и Российского государства. Когда приходили на нашу землю беды, войны и смуты, монастырь и его насельники разделяли судьбу страждущего народа, со смирением, терпением и любовью перенося попущенные Богом испытания. И вот теперь, претерпев все невзгоды и преодолев подводные камни житейского моря, обитель возрождается. Насельники продолжают нелегкие труды по дальнейшей реставрации архитектурного ансамбля монастыря, ведут духовно-просветительную и хозяйственную деятельность, а главное - горит неугасаемая лампада перед мощами преподобного Саввы и продолжается смиренная иноческая молитва за Россию, за весь православный мир.

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 В летописях он впервые встречается еще позже - только в 1382 году, в связи с нашествием Тохтамыша.
       2 ПСРЛ. М.-Л., 1949. Т. XXV. С. 191.
       3 Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергеевы лавры. Свято-Троицкая Сергеева лавра, 1910. С. 6.
       4 Смирнов С. К. Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1860. С. 130.
       5 Житие Саввы Сторожевского (по старопечатному изданию XVII века). С. 28.
       6 Сейчас в народе именуемая Сторожкой.
       7 Житие Саввы Сторожевского (по старопечатному изданию XVII века). С. 28-29.
       8 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. Кн. 4. М., 1906. С. 69.
       9 Сергиевский Н. Преподобный Савва Сторожевский и его святая обитель. М., 1898. С. 23.
       10 Николаева Т. В. Древний Звенигород. М., 1978. С. 52. Хотя существует версия и о 1407 годе как времени кончины Саввы, например у С. К. Смирнова.
       11 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Дмитрия Ростовского. С. 70.
       12 Сергиевский Н. Указ. соч. С. 23.
       13 Там же.
       14 Житие и чудеса преподобного Саввы. М., 2001. С. 11.
       15 Там же.
       16 Саввин Сторожевский монастырь в документах XVI века (из собраний ЦГАДА). М., 1992. № 4.
       17 Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI веке. М., 1986. С. 117, 119, 129.

И. ЧЕРНЯЕВ

В статье были использованы фотографии В. СМИРНОВА



Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Саввино-Сторожевского монастыря


Соборная площадь
с царициными палатами,
звонницей,
храмами Живоначальной Троицы и
Преображения Господня


Росписи собора Рождества Пресвятой Богородицы



Рака с мощами преподобного Саввы Сторожевского

Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Интерьер придела преподобного Саввы


Монастырская звонница


Святейший Патриарх Алексий
благословляет народ Божий мощами преподобного
Саввы Сторожевского
22 августа 1998 года

Во время освящения главного престола
храма Рождества Пресвятой Богородицы
23 августа 2002 года





Наместник Саввино-Сторожевского монастыря
архимандрит Феоктист (Дорошко)

В день престольного праздника
Саввино-Сторожевской обители
23 августа 2003 года


Крестный ход
из Звенигорода
в Саввино-Сторожевский монастырь
22 августа 2003 года


Храм Святителя Николая
в Саввинской слободе

Храм Успения Пресвятой
Богородицы на Городке

Освящение большого
монастырского колокола
16 декабря 2003 года

Скит преподобного Саввы

Торжественное открытие
монастырского приюта
для детей
23 августа 2003 года



Президент России
В. В. Путин во время
посещения
Саввино-Сторожевского
монастыря
7 января 2004 года