|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2004 |
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
Святые мученики Болховского уезда
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году было принято решение о канонизации 1154 святых угодников, в том числе 867 новомучеников и исповедников Российских. В списке новых святых угодников есть имена подвижников, жизнь и деятельность которых тесно связана с Орловским краем. Среди них архимандрит Макарий (Глухарев, 1792-1847) - настоятель Болховского Троицкого монастыря, просветитель народов Алтая и переводчик книг Священного Писания; епископ Орловский Макарий (Гневушев, 1858- 1918), архиепископ Александр (Щукин, 1891- 1937), митрополит Николай (Могилевский, 1877-1955), архиепископ Елецкий Сергий (Зверев, 1872-1973), схиархимандрит Севастиан (Фомин, 1884-1966), архимандрит Сергий (Сребрянский, 1870-1948), протоиерей Георгий Коссов (1855- 1928), священномученики священник Иоанн Панков и его сыновья Николай и Петр из села Усть-Нугрь Болховского уезда († 1918).
Первое нападение красногвардейцев на священника Иоанна Панкова произошло 24 февраля 1918 года, когда после отпевания умершего в деревне Каргоминке к нему пришли двое красногвардейцев с требованием отдать им ключи от амбара ввиду того, что отец Иоанн Панков не отпустил хлеба крестьянину села Чегодаева. Священник Панков им разъяснил, что этим крестьянином был представлен наряд Кривцовской продовольственной управы на 15 пудов ржи, но денег (по 4 р. 94 к. за пуд) не было дано, поэтому хлеб ему и не отпущен.
Красногвардейцы, вынув револьверы, потребовали у священника ключи от амбара, угрожая стрельбой. Священник Панков ответил им отказом. В это время к нему пришли крестьяне с приглашением совершить погребение умершего, и красногвардейцы удалились. Совершив отпевание, священник Панков отправился в деревню Толкачево для проводов другого умершего. В его отсутствие 15-20 человек красногвардейцев из окрестных селений провели обыск в доме священника, арестовав его сына офицера. Во время обыска все в доме было перерыто, подушки распороты и т. п. Лишь только вернувшийся священник подъехал к дому, как два красногвардейца подошли к нему и, обыскав его, потребовали ключи от амбара. Получив ключи, они выгрузили из амбара рожь, овес, гречиху, коноплю и муку, оставив для семьи священника и его скота всего 6-7 пудов муки. Прихожане очень сочувственно отнеслись к священнику, но помочь ему чем-либо не могли1.
Смерть свою новомученики Панковы приняли 26 апреля 1918 года, в четверг на пасхальной неделе, в селе Усть-Нугрь Болховского уезда от рук красноармейцев. Произошло это при следующих обстоятельствах.
В полуверсте от церкви села Усть-Нугрь находилась водяная мельница, принадлежавшая Оптину монастырю Калужской епархии. Зимой эта мельница была взята Кривцовским волостным комитетом в свое ведение и заведующим его был поставлен солдат из деревни Толкачевой Тихон Кутузов, родной брат болховского комиссара юстиции. Этот солдат отличался от местного населения своим безбожием и преследовал местного священника Иоанна Панкова. Последний вследствие распространения слухов, что будто бы Кутузов собирается арестовать его или даже убить, просил прихожан о защите.
В Великую Субботу Кутузов, пьяный и вооруженный, побывав у псаломщика и учителя, пришел к отцу Иоанну, который в испуге велел звонить в набат. Но страх оказался напрасным, так как Кутузов приходил просить прощения. Крестьяне, возмущенные его антирелигиозными выходками и преследованием приходского священника, в первый день Пасхи, 22 апреля, явились к Кутузову на мельницу, чтобы выселить его оттуда, а в случае сопротивления арестовать.
Кутузов добровольно покинуть мельницу отказался и произвел в толпу выстрелы из винтовки, которыми два крестьянина были убиты, а один ранен. Тогда толпа учинила над ним самосуд. Он был убит, а труп его вытащили за кладбище, бросили в яму и закопали без совершения над ним христианских обрядов. На священника Панкова пало обвинение в том, что Кутузов погиб вследствие его агитации среди прихожан. 26 апреля около 8 часов утра в село Усть-Нугрь прибыл отряд красной армии в количестве семидесяти человек с пулеметами и, оцепив церковную усадьбу, открыл стрельбу. Ворвавшиеся в дом красноармейцы поразили пулей священника, затем ему нанесли несколько штыковых ран и повредили череп. Старший сын отца Иоанна Николай, офицер-фронтовик, был убит у постели, а младший, Петр, семнадцати лет, воспитанник 2-го класса Орловской Духовной семинарии, успел выбежать из дома, но спастись ему не удалось, его убили на улице. В живых оставили только престарелую тещу отца Иоанна. В то же время застрелен был крестьянин, пришедший в дом священника для переговоров о свадьбе, и молодой парень, случайно оказавшийся в тот момент вблизи церковной усадьбы. Имущество священника было разграблено и часть его увезена, а над церковной дарохранительницей красноармейцы совершили кощунство2.* * *
Орловским Епархиальным управлением летом 1999 года были подготовлены документы на Панковых и отправлены в Синодальную комиссию по канонизации для принятия решения об их соборном прославлении.
Кроме вышеуказанных сведений, документальных источников о жизни новомучеников сохранилось очень мало. Дело в том, что по приказу местной власти Орла 1 сентября 1918 года батальон солдат караульной службы реквизировал здание Духовной консистории и разместился в помещении архива, а документы были выброшены во двор, где и пришли в негодность, часть из них была уничтожена. Поскольку светский архив Орловской области сгорел во время большого пожара, с гибелью архива консистории мы потеряли многие документы по истории Орловского края за двести лет3.
Однако, несмотря на утрату исторически ценных материалов, некоторые сведения о святых новомучениках удалось найти. Нам стало известно, что священник Иоанн Львович Панков начал свое служение в приходе села Усть-Нугрь с мая 1915 года4 в церкви во имя Святой Живоначальной Троицы5. Православный приход среди других особым богатством не отличался. Церковь села Усть-Нугрь находилась в 3-м округе Болховского уезда, на 1 января 1915 года при ней состояло прихожан обоего пола 1845 человек6, а в 1916 году - уже 1889 человек7, земли - 40 десятин, причт двухчленный (то есть состоявший из священника и диакона)8. В селе находилась церковноприходская школа, в которой обучалось 46 учеников9.
16 сентября 1915 года священник Иоанн Панков был утвержден в должности законоучителя Курасовского и Толкачевского начального училища10. По приезде в село Усть-Нугрь он принял активное участие в сборе денежных пожертвований в пользу беженцев и передал личных средств на сумму 13 руб. 50 коп., что по тем временам были деньги значительные11.
Из "Орловских Епархиальных ведомостей" нам известно, что священник Иоанн Панков состоял членом-соревнователем Орловского православного Петропавловского братства12. С 1914 года в Болхове было открыто Макариевское отделение церковного историко-археологического общества, но документального подтверждения о членстве в нем отца Иоанна в настоящее время не обнаружено13.
Священническое служение отец Иоанн нес исправно, пользовался глубоким уважением прихожан. Его труды были замечены Преосвященнейшим Макарием, епископом Орловским и Севским, который ко дню Святой Пасхи 1917 года наградил отца Иоанна набедренником14. Из сохранившейся в госархиве Орловской области "метрической книги на 1918 год, часть третья, о умерших" записано под номером 12 о смерти отца Иоанна 26 апреля и дата погребения - 28 апреля.
Указывается, что Иоанн Львович Панков, священник села Усть-Нугрь, 45 лет, убитый, похоронен на приходском кладбище. Вместе с ним были погребены его сыновья - Николай, 21 года, и Петр, 17 лет. Там же на приходском кладбище были погребены невинные жертвы этого преступления, случайно оказавшиеся в доме Панковых жители деревни Курасово - Василий Григорьевич Гудков, 52 лет, и Петр Григорьевич Коняхин, 21 года. Отпевал убиенных священник М. Петропавловский, диакон Никон Полтев и псаломщик И. Даньшин. Ранее, 23 апреля, на приходском кладбище был похоронен убитый 22 апреля при взятии мельницы крестьянин деревни Пальчиково Михаил Ильич Евстратов, 21 года. Как видно из указанной даты, хоронили убитого поспешно. Отпевал его уже обреченный на смерть отец Иоанн Панков и диакон Николай Полтев15.
О сыне священномученика Иоанна мученике Николае на сегодня никаких документов не найдено. О мученике Петре из "Орловских Епархиальных ведомостей" нам известно, что он действительно учился в Духовной семинарии. Сохранился разрядный список воспитанников Орловской Духовной семинарии, составленный правлением семинарии по окончании 1916/1917 учебного года и утвержденный епископом Орловским и Севским Серафимом (Остроумовым, † 1937), в котором указывается, что Панков П. по 2-му разряду из 1-го класса 3-го отделения переводится во 2-й класс16.
После убийства отца Иоанна Панкова в "Орловских Епархиальных ведомостях" было помещено сообщение о том, что 19 июня 1918 года в село Усть-Нугрь определен согласно прошению на священническое место окончивший курс Петроградской Духовной академии священник Сергий Бутузов17. Таким образом, священническое служение в селе Усть-Нугрь продолжилось. Насколько долго - это отдельный вопрос.
Сегодня от села и храма практически ничего не осталось. А тогда в "Орловских Епархиальных ведомостях" в разделе "Епархиальная жизнь" было помещено распоряжение Епархиального управления "О поминовении священника Иоанна Панкова", в котором говорилось: "26 минувшего апреля в селе Усть-Нугрь Болховского уезда на Пасхальной неделе красной армией убиты местный иерей Иоанн Панков и его два сына - Николай и Петр. Его Преосвященством предлагается духовенству епархии совершить поминовение убиенных в церквах епархии"18.
Позднее вышло новое распоряжение Епархиального управления, опубликованное в июльском номере журнала. В нем предлагалось "духовенству епархии внести в синодик для поминовения убиенных иереев: Михаила Тихомирова (Владимирской церкви города Ельца) и Иоанна Панкова (села Усть-Нугрь Болховского уезда) и детей его Николая и Петра"19. Происходило это уже при епископе Серафиме. Дело в том, что вновь назначенный на Орловскую кафедру епископ Серафим (Остроумов) прибыл в город Орел 3 июня 1917 года, а епископ Макарий Гневушев, уволенный на покой, покинул город Орел 8 июня 1917 года20. По распоряжению епископа Серафима, опубликованному в июньском 1918 года номере журнала, кроме вышеназванных убитых духовенству епархии было предложено включить в синодики на вечное поминовение убиенных митрополита Киевского Владимира, иереев Василия (села Сетного Севского уезда) и Григория (села Цветыни Орловского уезда) и игумена Гервасия (настоятеля Брянского Успенского Свенского монастыря)21. Все названные иереи, за исключением семьи Панковых, погибли от рук солдат-грабителей, которые в то время бежали с фронта и "валом валили" по деревням необъятной России22.
Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: "Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет - то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля). Память новопрославленным святым праздновать также и в день их кончины или в иной день, связанный с жизнью святого..."23.
В великом сонме святых мучеников и исповедников Российских XX века достойное место занимают священномученик иерей Иоанн Панков и его сыновья - мученики Николай и Петр, празднование дня кончины которых приходится на 26 апреля по старому стилю24.
Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, да зажжет в их сердцах огонь веры и ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного отечества.ПРИМЕЧАНИЯ
1 Орловские епархиальные ведомости, № 9, 22 апреля 1918 г., с. 209
2 Там же. № 11, 15 (28) мая 1918 г. С. 285-286.
3 Там же. № 19, 15 (28) сентября 1918 г. С. 496.
4 ГАОО. Ф. 101. Оп. 2. Д. 1266. Л. 45.
5 Орловские епархиальные ведомости, № 1- 2, 8 января 1917 г. С. 25-26.
6 Там же. № 27-28, 12 июля 1915 г. С. 34.
7 Там же. № 34-35, 28 августа 1916 г. С. 34.
8 Там же. № 1. 4 января 1915 г. С. 4.
9 Там же. № 35, 30 августа 1915 г. С. 548.
10 Там же. № 39, 27 сентября 1915 г. С. 604.
11 Там же. С. 611.
12 Там же. № 5-6, 5 февраля 1917 г. С. 41.
13 Там же. № 6, 7 февраля 1916 г. С. 175.
14 Там же. № 15-16, 16 апреля 1917 г. С. 83.
15 ГАОО. Ф. 101. Оп. 2. Д. 1270. Л. 75 об., 76.
16 Орловские епархиальные ведомости, № 27- 28, 15 июня 1917 г. С. 79.
17 Там же. № 15, 15 (28) июля 1918 г. С. 396.
18 Там же. № 11, 15 (28) мая 1918 г. С. 278.
19 Там же. № 15, 15 (28) июля 1918 г. С. 390.
20 Там же. № 23-24, 15 июня 1917 г. С. 378.
21 Там же. № 12, 1 (14) июня 1918 г. С. 316.
22 Там же. № 16, 1 (14) августа 1918 г. С. 410.
23 Там же. С. 3.
24 Там же. С. 92, 96.А. ПЕРЕЛЫГИН,
старший преподаватель ОрелГИЭТ,
сотрудник Центра истории религии и Церкви
Института Российской истории РАН,
председатель Орловского церковного
историко-археологического общества